В. Олерский представил Морской коллегии доклады о мониторинге водных путей и совершенствованию поиска и спасения - Морские вести России

В. Олерский представил Морской коллегии доклады о мониторинге водных путей и совершенствованию поиска и спасения

29.05.2017

Транспортная политика

Заместитель министра транспорта РФ - руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский на заседании Морской коллегии при правительстве России представил доклады о результатах деятельности рабочих групп, созданных в целях комплексного мониторинга и анализа состояния водных путей, и совершенствованию поисково-спасательного обеспечения морской деятельности.

В соответствии с поручением президиума Морской коллегии от 21 октября 2015 года, отметил он, в целях комплексного мониторинга и анализа состояния и перспективного развития водных путей были созданы 24 рабочие группы во всех администрациях бассейнов ВВП, подведомственных Росморречфлоту. В состав рабочих групп вошли представители бассейновых администраций, органов исполнительной власти, грузоотправителей, грузополучателей и судоходных компаний-перевозчиков.

Только в прошлом году состоялось 47 заседаний рабочих групп, по результатам работы которых Агентством принимались оперативные решения об изменении параметров судоходства на конкретных участках водных путей. Задачей рабочих групп, которые изначально создавались при общественных советах, но потом стали постоянными рабочими органами, является рассмотрение оперативных вопросов обеспечения судоходства, оптимизации параметров ВВП в существующих финансовых условиях, так и вопросы целесообразности перевода отдельных участков ВВП в более высокую категорию с проведением соответствующих работ, если такие работы приносят на реку новые грузы или пассажиропотоки.

По оценке главы Росморречфлота, эта работа уже дает положительный эффект. Так, достигнутое соглашение с участием руководства двух бассейнов, администрации Алтайского края, заинтересованных организаций по совместному финансированию работ по улучшению качественных параметров водных путей позволит в 2017-18 гг. вернуть на реку около миллиона тонн грузов, существенно сократив нагрузку на автодороги и затраты субъекта на их содержание. Есть и другие подобные примеры, в частности, в Татарстане совместное финансирование дноуглубительных работ в районе Свияжска и Булгара позволило запустить новый красивый туристический водный маршрут. В Башкортостане на реке Белая подписанное соглашение по изменению параметров водного пути позволит к 2021 году переориентировать на реку и убрать с автодорог 1,4 млн тонн строительных грузов и нефтепродуктов.

Решения, принятые по итогам состоявшегося в августе 2016 года заседания Госсовета по развитию ВВП, Виктор Олерский назвал судьбоносными, отметив, что они придали мощный импульс развитию системы внутреннего водного транспорта и способствовали росту смежных отраслей экономики, в первую очередь, судостроения.

После многих лет недофинансирования текущего содержания внутренних водных путей была значительно увеличена субсидия на поддержание габаритов ВВП, что обеспечило двукратное увеличение объема дноуглубительных работ по всей стране, с 17 млн кубометров до 35 млн кубометров, что позволило повысить категорию ряда участков ВВП, увеличить габариты, сроки работы средств навигационной обстановки и протяженность участков с круглосуточным движением судов. Все это, подчеркнул докладчик, улучшает экономику речных перевозок и мотивирует компании к исполнению генеральной задачи – максимальному переводу массовых грузов на реку. В этой связи, деятельность смешанных рабочих групп по состоянию и развитию ВВП должна быть продолжена, а Росморречфлот готов и впредь осуществлять ее координацию.

В докладе по вопросу совершенствования поисково-спасательного обеспечения морской деятельности В.Олерский отметил со ссылкой на результаты проведенного анализа этой деятельности, что Россия в целом обеспечивает как свои международные обязательства в части поиска и спасания на море, так и национальные интересы в этой области.

В настоящее время, и поиск и спасание на море осуществляется в рамках функциональной подсистемы поиска и спасания на море силами ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» с 9 филиалами и спасательно-координационным центром Росморречфлота, которому подчиняются семь морских спасательно-координационных центров.

В 2015 году благодаря внесению изменений в Воздушный кодекс был урегулирован организационный вопрос привлечения авиации при проведении поисково-спасательных операций на море. Тем не менее, в РФ все еще отсутствует федеральный государственный орган, наделенный полномочиями для решения вопросов федерального уровня с сфере поисково-спасательного обеспечения морской деятельности и координации функционирования ведомственных аварийно-спасательных служб в повседневных условиях, а также вопросов развития сил и средств поисково-спасательного обеспечения в рамках единой программы.

Даже Правительство РФ не имеет сейчас достаточных полномочий по изданию нормативных правовых актов, регулирующих поиск и спасание на море, для чего требуется внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ.

При этом, напомнил он, спасание человеческой жизни на море осуществляется бесплатно, то есть за государственный счет, но любая поисково-спасательная структура имеет два источника финансирования – государственные средства и средства, полученные от результатов своей деятельности. И чем выше финансирование, ресурсное обеспечение, тем выше уровень готовности и возможности реагирования спасателей.

В завершение своего доклада В.Олерский отметил, что в существующей ситуации в сфере обеспечения поиска и спасания на море главным приоритетом должен оставаться принцип повышения эффективности спасения человеческих жизней. В этой связи он призвал к осторожному, сбалансированному подходу при обсуждении перспектив возможной передачи морских поисково-спасательных сил и средств Росрыболовства под эгиду Морспасслужбы Росморречфлота.

Глава Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков в свою, очередь, сообщил, что по существующей практике морские спасательные суда Росрыболовства наряду с выполнением поисково-спасательной функции, являются координирующими штабами по организации путины в районах проведения в районах массового рыболовного промысла. То есть выполняют, в том числе, логистические функции, способствующие предотвращению предпосылок к разного рода аварийным ситуациям. В этой связи глава Росрыболовства просил Морскую коллегию изучить возможность оставить поисково-спасательные суда в северном и дальневосточном бассейнах в прежней юрисдикции.

В завершении заседания Морской коллегии, ее председатель, заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин вручил ведомственные награды, Почетные знаки «За заслуги» в сфере морской деятельности, нескольким членам Морской коллегии. Награды «штаба национальной морской политики» получили в том числе, заместитель министра транспорта РФ - руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, исполнительный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев и президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Алексей Клявин.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ