Речные перевозки в 2016 году: итоги работы отрасли

25.12.2016   Речной транспорт
Речные перевозки в 2016 году: итоги работы отрасли

Внутренний водный транспорт много лет балансирует на грани рентабельности. Навигация–2016 не стала исключением. Однако именно в текущем году речным перевозчикам было уделено как никогда много внимания. У правительства даже появился план переключения грузов с автомобильного на водный транспорт. В связи с этим в начале года была утверждена стратегия развития отрасли, а летом внесены поправки в главный документ – Кодекс внутреннего водного транспорта.

Критическое состояние отрасли во многом обусловлено ее многолетним недофинансированием. Большинство действующих гидросооружений находится в изношенном состоянии, и только 25% имеют нормальный уровень безопасности. Последние годы в некоторых регионах наблюдается также маловодность, в условиях которой очень сложно перевозить грузы. Напомним, что в прошлом году, помимо привычных проблем в районе Городецкого шлюза (Нижний Новгород), низкий уровень воды наблюдался на Средней Волге, Волго-Донском судоходном канале и в Ленском бассейне. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Ростовской области: в районе Цимлянского водохранилища уровень воды был на 50% ниже, чем в среднем за последние несколько лет. Показатели ниже проектных значений были зарегистрированы во всех бассейнах, кроме Беломорско-Онежского. В этом году ситуация не усугубилась, но и не улучшилась.

ВВП России требуют внимания и финансовых вливаний. Если удастся в ближайшем будущем расшить узкие места и обеспечить необходимый уровень глубин, то, по мнению участников отрасли, отрицательная динамика речных грузоперевозок пойдет на спад. Как ранее заявлял заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк, обеспечить конкурентоспособное развитие внутреннего водного транспорта и переключение грузопотоков с других видов транспорта возможно при решении двух основных задач. Это устранение узких мест на Единой глубоководной системе и содержание внутренних водных путей в соответствии с принятыми нормативами финансовыми затратами.

Для поэтапного решения этих и других задач и была разработана «Стратегия развития внутреннего водного транспорта до 2030 года». В документе, который правительство обсуждало в течение нескольких лет и приняло в феврале текущего года, названы следующие задачи. Прежде всего это "создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта" и связанный с этим рост конкурентоспособности речных перевозок. В документе сказано, что река недогружена, а железные и автомобильные дороги, наоборот, не справляются с грузопотоками. Среди других новаций – тезис о привлекательности транспортировки по воде контейнеров.
Предполагается, что реализация плана пройдет в два этапа. На первом, до 2020 года, планируется расширить участки с малой пропускной способностью развитием портов, строительством флота, а также ремонтными работами и строительством гидротехнических сооружений. На втором этапе (2021-2030 годы) – развивать перевозку грузов в контейнерах, ускорить строительство флота, а также повысить рентабельность бизнеса.

Однако пока активного переключения с других видов транспорта не происходит. А перевозки контейнерных грузов и вовсе занимают очень незначительную долю. Сегодня по реке в основном возят нефть, металлы, зерно, песок, щебень, а также негабаритные грузы. Возможно, ситуация изменится уже в ближайшем будущем, ведь 2016 год стал для речной отрасли решающим: были не только приняты важные для развития данного сегмента перевозок документы, но и даны миллиардные обещания.
Так, в июле 2016-го президент РФ Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта. «Портовые гидротехнические сооружения (в том числе причалы), перегрузочные комплексы и иное расположенное в речном порту федеральное имущество, за исключением имущества, не подлежащего приватизации, могут приватизироваться с учетом установленных особенностей, при условии их обременения обязательством по использованию в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта», – говорится в документе.

По мнению президента Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александра Зайцева, бизнес еще не готов приватизировать портовые технические сооружения. Он полагает, что пока действует норма по оценке этого имущества в соответствии с законом об оценочной деятельности, приватизация речных портов просто невозможна. Уже есть прецеденты, когда цены были завышены. «Необходима оценка по рыночной стоимости объекта с учетом его длительной эксплуатации. Иначе приватизация не представляет интереса для бизнесменов. Мы подготовили и направили предложения правительству по внесению поправок в ФЗ по приватизации государственного имущества с учетом износа за весь период эксплуатации», – пояснил А. Зайцев.

Председатель совета директоров ОАО «Ярославский речной порт» Игорь Елфимов считает, что передать причальные сооружения в частные руки невозможно. «Причальные сооружения – это объекты, созданные еще в СССР. Во всем мире инфраструктуру такого рода создает и реконструирует государство, как и федеральные автодороги, например. Мы эксплуатируем несколько таких сооружений. В договоре указано, что капремонт осуществляет собственник, коим является РФ. Однако по факту он не производился», – комментирует он.

По словам участников отрасли, причальные стенки сегодня находятся в таком состоянии, что затраты на покупку и реконструкцию большинства из них не окупятся никогда. Зато в целях повышения эффективности государственного регулирования в этой сфере в федеральном законодательстве наконец появилось четкое определение понятия «внутренние водные пути России». Новая модель их классификации подразумевает выделение федеральных и региональных участков. По словам депутата Государственной думы РФ Сергея Тена, это даст регионам возможность на законных основаниях участвовать в финансировании содержания и эксплуатации собственных внутренних водных путей, каковыми могут быть пригодные для судоходства участки рек, каналов, озер, водохранилищ, расположенные в границах одного субъекта Федерации. В дополнение к этому законом уточняются положения Кодекса внутреннего водного транспорта РФ о государственной регистрации судов (шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, а также беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 м, не подлежат государственной регистрации), об исключении судна из реестра судов, о порядке классификации и освидетельствования судов, о перечне судовых документов и др.

И главное – правительство РФ должно в срок до 1 апреля 2017 года обеспечить поэтапный переход на нормативное содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений с 2018-го за счет выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на целевое финансирование работ по содержанию и развитию инфраструктуры, предусмотрев возможность установления платы за проход судов на участках, на которых после реализации крупных проектов обеспечено значительное улучшение условий судоходства. Это позволит речникам встать на ноги.

«Сегодня на поддержание внутренних водных путей в рабочем состоянии выделяется средств на 40% меньше, чем это необходимо», – комментирует С. Тен. По его словам, в текущем году на эти цели предусмотрен 21 млрд руб. «Внутренний водный транспорт имеет огромный потенциал. Он не только самый экономичный способ поставки грузов, но и самый экологичный. К тому же в Сибири и на Дальнем Востоке он не имеет альтернативы», – подчеркнул депутат. С. Тен также отметил, что в связи с маловодностью, которая ежегодно повторяется и усиливается, вводятся ограничения и запрет на движение судов. Возможно, выделенных в будущем средств хватит на обслуживание реки – дноуглубительные работы, реконструкцию причалов и т. п.

Судоходные речные пути проходят по 60 регионам РФ, в которых проживает около 80% населения страны и производится до 90% ВВП. Драйвером роста речных перевозок, по мнению генерального директора лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрия Зотова, становятся наливные грузы, которые с нефтеперерабатывающих заводов отправляются в западные морские порты России для заправки морских судов. Стивидоры хотят разгрузить подъездные железнодорожные пути к портам от вагонов для заправки судов, заодно обеспечив бункеровку морского флота с помощью других судов, освободив место на причалах.

Однако, по словам Д. Зотова, дальнейшему развитию судоходных компаний мешает отсутствие крупных партий грузов вдоль судоходных рек и такого же количества потребителей этой продукции. «Только в Волго-Камском регионе, а также в Московской и Ленинградской областях вдоль рек расположено достаточное количество предприятий, обеспечивающих грузовую базу. На Енисее, Лене и Амуре речные суда используются в короткий период навигации вследствие отсутствия железных и автомобильных дорог», – считает он. Если нужно доставить большую партию в отдаленные уголки России, особенно в те регионы, где нет другого доступного вида транспорта, тогда речники вне конкуренции. Так же как и на длинном плече на расстоянии более 200–300 км для сухогрузов и свыше 600–700 км для нефтепродуктов. Во всех остальных случаях из-за озвученных выше проблем речные перевозки чаще всего проигрывают автомобильным и железнодорожным. «При наличии альтернативных схем доставки речники могут конкурировать с другими видами транспорта только в экономической плоскости. По всем остальным ключевым логистическим KPI для грузоотправителя более привлекательны трубопроводные, железнодорожные и автомобильные перевозки», – уверены специалисты «Газпром нефти». При этом, внутренний водный транспорт имеет большой конкурентный потенциал. Это низкая себестоимость перевозок, особенно на дальние расстояния, энергоэффективность и относительно невысокие затраты на содержание инфраструктуры.


Вернуться к разделу Речной транспорт

Инфопартнеры

Loading...

Новости

Лента новостей

Столкнувшийся с эсминцем ВМС США контейнеровоз шел под управлением авторулевого

Столкнувшийся с эсминцем ВМС США контейнеровоз шел под управлением авторулевого Столкнувшийся у берегов Японии с эсминцем ВМС США Fitzgerald контейнеровоз ACX Crystal шел под управ...

Русские парусники - звездные участники крупнейшего морского фестиваля в Голландии

Русские парусники - звездные участники крупнейшего морского фестиваля в Голландии Учебный парусник «Мир» 22 июня прибыл в порт Ден Хелдер (Нидерланды) для участия в крупнейше...

Российская экономика

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда»

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда» Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проектную документацию второй очереди ст...

В.Путин с борта крупнейшего судна-трубоукладчика оценит ход строительства «Турецкого потока»

В.Путин с борта крупнейшего судна-трубоукладчика оценит ход строительства «Турецкого потока» Президент России Владимир Путин в пятницу совершит рабочую поездку в Краснодарский край. Как сообщил...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

«Балтийское морское буксирное агентство» впервые осуществило буксировку танкера в порту Усть-Луга

«Балтийское морское буксирное агентство» впервые осуществило буксировку танкера в порту Усть-Луга ООО «Балтийское морское буксирное агентство» (БМБА)  осуществило первую для компан...

Таганрогский порт проводит индексацию заработной платы

Таганрогский порт проводит индексацию заработной платы Акционерное общество «Таганрогский морской торговый порт» с 01 июля 2017 года повышает для работнико...




Морской транспорт

Плавучий маяк «Ирбенский» покинул акваторию Кронштадтского морского завода

Плавучий маяк «Ирбенский» покинул акваторию Кронштадтского морского завода Кронштадтский морской завод завершил ремонтные работы на маяке «Ирбенский». Утром 23 июня буксиры вы...

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти Трафик судов через Суэцкий канал в прошлом месяце продолжил начавшийся в марте рост, следует из данн...

Речной транспорт

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной Акционеры ПАО «Восточно- Сибирское речное пароходство» (ВСРП, входит в ГК «Истлэнд») на годо...

Ж/Д транспорт

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы ОАО «Российские ж...

«Трансконтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся станций МЖД на Ворсино и Кунцево-2

«Трансконтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся станций МЖД на Ворсино и Кунцево-2 ПАО «ТрансКонтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся грузовых станций Курская и Павелец...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании В №3 журнала «Морской флот» за 2016 год вышла, что называется, «на злобу дня» статья профессора ГУМР...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...