Речные перевозки в 2016 году: итоги работы отрасли - Морские вести России

Речные перевозки в 2016 году: итоги работы отрасли

25.12.2016

Речной транспорт

Внутренний водный транспорт много лет балансирует на грани рентабельности. Навигация–2016 не стала исключением. Однако именно в текущем году речным перевозчикам было уделено как никогда много внимания. У правительства даже появился план переключения грузов с автомобильного на водный транспорт. В связи с этим в начале года была утверждена стратегия развития отрасли, а летом внесены поправки в главный документ – Кодекс внутреннего водного транспорта.

Критическое состояние отрасли во многом обусловлено ее многолетним недофинансированием. Большинство действующих гидросооружений находится в изношенном состоянии, и только 25% имеют нормальный уровень безопасности. Последние годы в некоторых регионах наблюдается также маловодность, в условиях которой очень сложно перевозить грузы. Напомним, что в прошлом году, помимо привычных проблем в районе Городецкого шлюза (Нижний Новгород), низкий уровень воды наблюдался на Средней Волге, Волго-Донском судоходном канале и в Ленском бассейне. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Ростовской области: в районе Цимлянского водохранилища уровень воды был на 50% ниже, чем в среднем за последние несколько лет. Показатели ниже проектных значений были зарегистрированы во всех бассейнах, кроме Беломорско-Онежского. В этом году ситуация не усугубилась, но и не улучшилась.

ВВП России требуют внимания и финансовых вливаний. Если удастся в ближайшем будущем расшить узкие места и обеспечить необходимый уровень глубин, то, по мнению участников отрасли, отрицательная динамика речных грузоперевозок пойдет на спад. Как ранее заявлял заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк, обеспечить конкурентоспособное развитие внутреннего водного транспорта и переключение грузопотоков с других видов транспорта возможно при решении двух основных задач. Это устранение узких мест на Единой глубоководной системе и содержание внутренних водных путей в соответствии с принятыми нормативами финансовыми затратами.

Для поэтапного решения этих и других задач и была разработана «Стратегия развития внутреннего водного транспорта до 2030 года». В документе, который правительство обсуждало в течение нескольких лет и приняло в феврале текущего года, названы следующие задачи. Прежде всего это "создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта" и связанный с этим рост конкурентоспособности речных перевозок. В документе сказано, что река недогружена, а железные и автомобильные дороги, наоборот, не справляются с грузопотоками. Среди других новаций – тезис о привлекательности транспортировки по воде контейнеров.
Предполагается, что реализация плана пройдет в два этапа. На первом, до 2020 года, планируется расширить участки с малой пропускной способностью развитием портов, строительством флота, а также ремонтными работами и строительством гидротехнических сооружений. На втором этапе (2021-2030 годы) – развивать перевозку грузов в контейнерах, ускорить строительство флота, а также повысить рентабельность бизнеса.

Однако пока активного переключения с других видов транспорта не происходит. А перевозки контейнерных грузов и вовсе занимают очень незначительную долю. Сегодня по реке в основном возят нефть, металлы, зерно, песок, щебень, а также негабаритные грузы. Возможно, ситуация изменится уже в ближайшем будущем, ведь 2016 год стал для речной отрасли решающим: были не только приняты важные для развития данного сегмента перевозок документы, но и даны миллиардные обещания.
Так, в июле 2016-го президент РФ Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта. «Портовые гидротехнические сооружения (в том числе причалы), перегрузочные комплексы и иное расположенное в речном порту федеральное имущество, за исключением имущества, не подлежащего приватизации, могут приватизироваться с учетом установленных особенностей, при условии их обременения обязательством по использованию в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта», – говорится в документе.

По мнению президента Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александра Зайцева, бизнес еще не готов приватизировать портовые технические сооружения. Он полагает, что пока действует норма по оценке этого имущества в соответствии с законом об оценочной деятельности, приватизация речных портов просто невозможна. Уже есть прецеденты, когда цены были завышены. «Необходима оценка по рыночной стоимости объекта с учетом его длительной эксплуатации. Иначе приватизация не представляет интереса для бизнесменов. Мы подготовили и направили предложения правительству по внесению поправок в ФЗ по приватизации государственного имущества с учетом износа за весь период эксплуатации», – пояснил А. Зайцев.

Председатель совета директоров ОАО «Ярославский речной порт» Игорь Елфимов считает, что передать причальные сооружения в частные руки невозможно. «Причальные сооружения – это объекты, созданные еще в СССР. Во всем мире инфраструктуру такого рода создает и реконструирует государство, как и федеральные автодороги, например. Мы эксплуатируем несколько таких сооружений. В договоре указано, что капремонт осуществляет собственник, коим является РФ. Однако по факту он не производился», – комментирует он.

По словам участников отрасли, причальные стенки сегодня находятся в таком состоянии, что затраты на покупку и реконструкцию большинства из них не окупятся никогда. Зато в целях повышения эффективности государственного регулирования в этой сфере в федеральном законодательстве наконец появилось четкое определение понятия «внутренние водные пути России». Новая модель их классификации подразумевает выделение федеральных и региональных участков. По словам депутата Государственной думы РФ Сергея Тена, это даст регионам возможность на законных основаниях участвовать в финансировании содержания и эксплуатации собственных внутренних водных путей, каковыми могут быть пригодные для судоходства участки рек, каналов, озер, водохранилищ, расположенные в границах одного субъекта Федерации. В дополнение к этому законом уточняются положения Кодекса внутреннего водного транспорта РФ о государственной регистрации судов (шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, а также беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 м, не подлежат государственной регистрации), об исключении судна из реестра судов, о порядке классификации и освидетельствования судов, о перечне судовых документов и др.

И главное – правительство РФ должно в срок до 1 апреля 2017 года обеспечить поэтапный переход на нормативное содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений с 2018-го за счет выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на целевое финансирование работ по содержанию и развитию инфраструктуры, предусмотрев возможность установления платы за проход судов на участках, на которых после реализации крупных проектов обеспечено значительное улучшение условий судоходства. Это позволит речникам встать на ноги.

«Сегодня на поддержание внутренних водных путей в рабочем состоянии выделяется средств на 40% меньше, чем это необходимо», – комментирует С. Тен. По его словам, в текущем году на эти цели предусмотрен 21 млрд руб. «Внутренний водный транспорт имеет огромный потенциал. Он не только самый экономичный способ поставки грузов, но и самый экологичный. К тому же в Сибири и на Дальнем Востоке он не имеет альтернативы», – подчеркнул депутат. С. Тен также отметил, что в связи с маловодностью, которая ежегодно повторяется и усиливается, вводятся ограничения и запрет на движение судов. Возможно, выделенных в будущем средств хватит на обслуживание реки – дноуглубительные работы, реконструкцию причалов и т. п.

Судоходные речные пути проходят по 60 регионам РФ, в которых проживает около 80% населения страны и производится до 90% ВВП. Драйвером роста речных перевозок, по мнению генерального директора лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрия Зотова, становятся наливные грузы, которые с нефтеперерабатывающих заводов отправляются в западные морские порты России для заправки морских судов. Стивидоры хотят разгрузить подъездные железнодорожные пути к портам от вагонов для заправки судов, заодно обеспечив бункеровку морского флота с помощью других судов, освободив место на причалах.

Однако, по словам Д. Зотова, дальнейшему развитию судоходных компаний мешает отсутствие крупных партий грузов вдоль судоходных рек и такого же количества потребителей этой продукции. «Только в Волго-Камском регионе, а также в Московской и Ленинградской областях вдоль рек расположено достаточное количество предприятий, обеспечивающих грузовую базу. На Енисее, Лене и Амуре речные суда используются в короткий период навигации вследствие отсутствия железных и автомобильных дорог», – считает он. Если нужно доставить большую партию в отдаленные уголки России, особенно в те регионы, где нет другого доступного вида транспорта, тогда речники вне конкуренции. Так же как и на длинном плече на расстоянии более 200–300 км для сухогрузов и свыше 600–700 км для нефтепродуктов. Во всех остальных случаях из-за озвученных выше проблем речные перевозки чаще всего проигрывают автомобильным и железнодорожным. «При наличии альтернативных схем доставки речники могут конкурировать с другими видами транспорта только в экономической плоскости. По всем остальным ключевым логистическим KPI для грузоотправителя более привлекательны трубопроводные, железнодорожные и автомобильные перевозки», – уверены специалисты «Газпром нефти». При этом, внутренний водный транспорт имеет большой конкурентный потенциал. Это низкая себестоимость перевозок, особенно на дальние расстояния, энергоэффективность и относительно невысокие затраты на содержание инфраструктуры.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Контейнерные перевозки 2025:Ancheng рекомендует
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ