Россия к 2018 году прекратит экспорт нефтепродуктов через Прибалтику - Морские вести России

Россия к 2018 году прекратит экспорт нефтепродуктов через Прибалтику

22.12.2016

Российская экономика

Россия откажется от перевалки нефтепродуктов через латвийские порты в Риге и Вентспилсе. Дизельное топливо будет уходить европейским потребителям через Приморск, Высоцк и Новороссийск.

Это решение, считают эксперты «Российской газеты», поможет не только развить российские портовые комплексы, но и станет катализатором социально-экономического развития для территорий, где они расположены. Перемены ожидаются через год. Предпосылки к изменению маршрутов налицо - уже сейчас объемы нефтепродуктов, которые уходят за границу через Ригу и Вентспилс, снижаются.

«Если в прошлом году там (в Прибалтике. - «РГ») переваливалось около 9 миллионов тонн нефтепродуктов, то в этом году - лишь 5 миллионов тонн, - сообщил глава компании «Транснефть» Николай Токарев в середине сентября на встрече с президентом России. - До 2018 года мы сократим этот грузопоток в район Прибалтики до нуля. Будем загружать свои порты, поскольку есть профицит мощностей».

Какие портовые мощности придут в России на смену прибалтийским? Прежде всего это Приморск в Выборгском районе и Усть-Луга в Кингисеппском районе Ленинградской области, а также Новороссийск в Краснодарском крае.

Николай Токарев также сообщил, что в завершающемся году на создание новой инфраструктуры направлено 159 миллиардов рублей. Еще около 190 миллиардов рублей планируется затратить на модернизацию существующих объектов и их капитальный ремонт. Конечно, не все эти деньги уйдут на российские порты, но и на эти проекты планируются весьма существенные средства.

«Транснефть» уже в этом году нарастит прокачку сырья по магистральным трубопроводам до 482 миллионов тонн, увеличив тем самым прошлогодние показатели на 1,5 миллиона тонн. На экспорт планируется направить 238 миллионов тонн нефти - на 3,7 процента больше, чем было экспортировано в прошлом году. На внутреннюю переработку в 2016 году будет направлено 244 миллиона тонн сырья.

Однако решение о смене пунктов перевалки российских нефтепродуктов не было спонтанным, вызванным сложившейся экономической и политической конъюнктурой. О нем было объявлено еще в 2014 году. С того момента, кстати, российский транзит через порты стран Балтии в целом уже снизился на 15-20 процентов. А начались разговоры о том, что необходимо развивать российскую портовую инфраструктуру, почти 12 лет назад - еще в 2004 году.

Очевидно, что и в Латвии понимают экономическую подоплеку такого решения. Более того, пытаются минимизировать потери. Как рассказал информационному агентству LETA руководитель Латвийской государственной железнодорожной компании Эдвин Берзиньш, планы России по прекращению экспорта связаны не с политикой, а с тем, что страна в последние годы инвестировала в свои порты, и эти инвестиции должны окупаться.

По расчетам Берзиньша, Латвия в итоге потеряет до 10 миллионов тонн грузов.

Похожая ситуация сложилась и в Эстонии. «При нынешнем рынке, где цена на нефть очень низкая, Россия старается во всех сегментах добавочной стоимости оставлять все на родине. Российскому продукту - российский порт, так звучит их девиз», - посетовал недавно в эфире телепередачи Эстонского телерадиовещания председатель совета предприятия Alexela Group Хейти Хяэль. А председатель правления Таллинского порта Валдо Калм уточнил, что основной спад перевозок нефтепродуктов уже произошел в прошлом году. В результате к 2018 году экспорт российских нефтепродуктов через Прибалтику будет равен нулю.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ