Фрахтовые ставки из Азии на Северную Америку резко выросли после продолжительного снижения
19.12.2016
Морской транспорт
После снижения на протяжении многих недель подряд спотовые ставки на перевозки из Азии через Тихий океан резко выросли в преддверии закрытия китайских фабрик на новогодние каникулы в конце января.
Значение фрахтового индекса Shanghai Containerized Freight Index на порты западного побережья США выросло за прошедшую неделю на 16% до $1,61 тыс. за FEU (40-футовый контейнер), на порты восточного побережья - на 12%, до $2,63 тыс. за FEU.
Согласно Journal of Commerce, резкий рост ставок обусловлен рядом факторов. В первую очередь, ставки подтолкнул вверх ранний Новый год в Китае, который в следующем году приходится на конец января. Готовясь к закрытию на двухнедельные каникулы в следующем месяце, китайские заводы наращивают производство. В этой связи ряд перевозчиков объявил об увеличении ставок (general rate increase - GRI) c 15 декабря, еще два анонсировали GRI на январь.
Еще одним фактором по-прежнему является банкротство Hanjin Shipping. На долю Hanjin приходилось лишь около 7% от общей вместимости на сервисах через Тихий океан, и другие перевозчики быстро заполнили высвободившуюся нишу. Тем не менее, импортеры, которые пострадали от задержки поставок осенью, теперь бронируют перевозки на судах «надежных» перевозчиков, и даже готовы платить им больше за эту «надежность».
В-третьих, рост объемов импорта в США является фактором, оказавшим поддержку ставкам. По прогнозам Global Port Tracker, который публикуется ежемесячно Национальной федерацией розничной торговли (NRF) и аналитической компанией Hackett Associates, в декабре и январе объемы импорта в США на 3,2% превысят прошлогодние.
В-четвертых, на ставки не мог не повлиять планируемый передел рынка весной с запуском новой системы альянсов с 1 апреля 2017 года.
Ставки на направлении из Азии в Европу удержались на уровне, достигнутом с объявленным с 1 декабря GRI. Ставки на порты северной Европы снизились на 3,8%, но тем не менее, остались выше психологической отметки в тысячу долларов за TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Ставки на порты Средиземного моря подросли на 0,3%, до $947 за TEU. Как отмечает JOC, эти уровни на 80,3% и 94,9% превышают прошлогодние.