- Морские вести России

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Транспортное дело России №06 (2008)

Шнякина Ю.Р., к.э.н., доцент кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность» Поволжского государственного университета сервиса, г. Тольятти

В статье рассмотрены актуальные вопросы функционирования и развития региона на примере Самарской области. Автором в тесной взаимосвязи представлены экономическое содержание, особенности и перспективы развития региона на основе современного состояния рынка услуг, а также обоснована необходимость разработки стратегии развития субъекта , обеспечивающей пути выхода из кризиса.

 

In the article the author examines the urgency problems of functioning and region development on the base of Samara region. The author sets before economic content, peculiarities and perspectives of region development on the base of service market present situation and proves the necessity of subject development strategy formation providing ways of surmounting the crisis.

 

Функционирование и развитие соответствующей территории является решающим фактором обеспечения нормальных условий жизнедеятельности, роста покупательной способности и благосостояния населения. Исходим из того, что экономическое развитие не тождественно экономическому росту. Экономический рост является важной составляющей частью экономического развития, характеризующей увеличение реального выпуска продукции и общее поступательное развитие экономики. А развитие региона может происходить даже в условиях некоторого сокращения объемов производства и масштабов деятельности, поскольку под развитием понимается переход из одного состояния в другое, более качественное и совершенное. Экономическое развитие региона предполагает качественное изменение основных характеристик процессов жизнедеятельности населения, воспроизводство отдельных или целого ряда свойств, многообразие процессов, взаимосвязей и отношений на более высоком уровне.

Тем не менее, экономическое развитие и экономический рост имеют общие целевые установки. Целями экономического роста и экономического развития являются качество и высокий уровень жизни населения соответствующего региона.

В Приволжском Федеральном округе Самарский регион занимает одно из лидирующих мест по ряду показателей. Так, по общему объему инвестиций в основной капитал область занимает 3-е место в ПФО и 13 место в РФ. Позитивная динамика показателей в основных секторах экономики области способствовала увеличению темпа прироста реального объема валового регионального продукта, который по итогам 2007 года составил 6,8%, что превышает прогнозные ожидания и выше, чем в 2005 и 2006 годах (соответственно 1,7% и 6,2%). Номинальный объем ВРП достиг 572,3 млрд. рублей.

Положительным моментом является ускорение развития строительства, т.е. вида экономической деятельности, ориентированного на внутренний рынок и стимулирующего внутренний спрос. Вместе с тем в структуре производства валового регионального продукта Самарского региона отмечается снижение доли промышленного сектора экономики (разделы С+D+E классификации ОКВЭД), который создает более 45% общего объема ВРП (данные 2007 года); на такие сферы, как торговля, транспорт и связь приходится более 25% произведенного ВРП. Наблюдается увеличение доли услуг, характерное для разделов К, L, М и О классификации ОКВЭД. Необходимо отметить, что Самарский регион сохраняет высокие темпы роста валового выпуска сферы услуг (выше среднего по стране) и входит в двадцатку субъектов РФ по лидерству данного показателя. Доля Самарского региона в суммарном ВРП регионов России по итогам 2006 года составляет 2,2%, что ниже показателей Республики Татарстан и республики Башкортостан, входящих в ПФО на 0,5% и 0,1% соответственно.

С точки зрения тенденций в изменении роли сферы услуг в производстве ВРП, сложившихся за последний период, Самарский регион можно отнести к группе регионов с явной тенденцией к увеличению роли сферы услуг в формировании ВРП.

Несмотря на позитивное развитие региона, следует отметить, что Самарская область на протяжении уже довольно продолжительного времени развивается более умеренными темпами, чем Российская Федерация. В результате область теряет свои позиции в российском рейтинге по ряду показателей. Сохраняется и основная диспропорция в развитии — недостаточность инвестирования при опережающем росте потребления по сравнению с Россией в целом. На фоне усиления конкурентных преимуществ со стороны других субъектов Российской Федерации, позиции Самарской области несколько ослабевают. Если в 2002-2005 гг. среди российских регионов Самарская область занимала 5-6 места по интегральному индексу устойчивости социально-экономического развития, то в 2006 году переместилась на 11 место. Среди регионов ПФО Самарская область по данному показателю находится в группе высокоустойчивых регионов, однако, уступила лидерство республикам Татарстан и Башкортостан.

К факторам, сдерживающим развитие региона, отнесем:

Степень износа основных фондов области более 50% — один из самых высоких показателей в стране — имеет тенденцию к увеличению на протяжении многих лет. В 2007 году данный показатель по некоторым видам экономической деятельности принял критический уровень. Степень износа основных фондов рыболовства на конец 2007 года составила 83%; транспорта и связи- 60%; производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 57%; сферы предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг-46,3%. При этом, коэффициент обновления основных фондов по данным видам услуг сократился с 2005 по 2007 гг. в два раза (с 5,3% до 2,6%).

Негативные тенденции в региональном агропромышленном комплексе. Во-первых, продолжился спад поголовья крупного рогатого скота, который в прошлом году во всех категориях хозяйств составил 5%, а в сельскохозяйственных организациях - почти 10%.Во-вторых, посевные площади всех сельскохозяйственных культур в 2007 году сократились еще на 70 тыс. га. Всего по сравнению с 1990 годом посевные площади в регионе уменьшились на 900 тыс. га или практически на 1/3.

Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры региона. По объему ежегодно выполняемых дорожных работ область в российском рейтинге находится на 35-40 месте. С 2000 года устойчиво снижается объем выполняемых работ по строительству, реконструкции и ремонту автодорог. Одна из главных проблем - неудовлетворительное состояние дорожного покрытия. Более половины автомобильных дорог области требуют проведения ремонтных работ в ближайшее время. Из почти 300 мостов, находящихся на территории муниципальных образований области, больше половины бесхозных. Часть из них в аварийном состоянии. Все это следствие сокращения объемов инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.

Ограниченность регулирующего воздействия региональных органов власти на деятельность и развитие предприятий. В настоящее время влияние региональных органов управления на предприятия и организации, функционирующие в регионе, осложняется рядом обстоятельств. Во-первых, это множество предприятий и организаций различных форм собственности, действующих в регионе, зарегистрированных на разных уровнях и имеющих различные масштабы и диапазоны действий. Во–вторых, контроль за их деятельностью, главным образом, должен осуществляться по месту их регистрации, а это часто не совпадает с их местонахождением. В–третьих, у региональных властей зачастую нет эффективных экономических рычагов воздействия на предприятия, включая ощутимые штрафные санкции за нарушения нормативных документов, загрязнение окружающей среды, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, влияющих на жизнедеятельность населения. Поэтому региональным органам власти весьма затруднительно в современных условиях отслеживать цивилизованность функционирования различных коммерческих структур и оказывать регулирующее воздействие на их деятельность.

Зачастую интересы предприятий и регионов, в которых они расположены, не совпадают. Целевые установки, которыми руководствуются предприятия в условиях рынка, включают сиюминутную максимизацию прибыли, захват максимально возможной доли рынка, повышение конкурентоспособности своей продукции. В такой ситуации интересы развития региона отступают на вторые позиции. Например, у предприятий нет стимулов для природоохранных мероприятий, поскольку требуемые для этого затраты ведут к удорожанию продукции, снижению ее конкурентоспособности, а у региона нет действенных рычагов воздействия. Данное противоречие замедляет реализацию текущих и стратегических интересов региона, тем самым, снижая уровень и качество жизни местного населения. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, количество источников загрязнения атмосферы по итогам 2007 года составило 751 объект. Для сравнения, в 1997 году аналогичных объектов в регионе насчитывалось 180. Избежать подобных противоречий можно лишь при гибком региональном регулировании, в котором сочетаются социально-экономические интересы региона, хозяйствующих субъектов и населения.

Проблема изыскания финансовых ресурсов и повышения инвестиционной активности региона. Функционирование и развитие российских регионов сопряжено со многими сложностями: нестабильное налоговое законодательство, отсутствие защиты прав на собственность и др. Стабильность - важный фактор для развития бизнеса. Иностранные инвесторы зачастую не спешат вкладывать деньги в российский бизнес, поскольку задаются вопросом «Почему российские бизнесмены не готовы вложить деньги здесь?». По словам В.В.Путина «бизнес выбирает те регионы, где стабильна политическая ситуация, где местная власть гарантирует жителям личную безопасность и неприкосновенность их собственности. Активность инвесторов растет в условиях прозрачного выгодного и предсказуемого режима работы предприятий».

Иностранные инвестиции, поступившие в Самарский регион увеличились по итогам 2007 года , в основном, за счет так называемых прочих инвестиций. В общем объеме прямых иностранных инвестиций постепенно растет доля взносов в капитал, увеличивается доля дополнительных инвестиций в уже существующие проекты. Иностранные инвесторы сменили разведывательную тактику на активное вхождение в рынок и выстраивание долгосрочной стратегии присутствия в нашем регионе.

Ограниченность ресурсов, выделяемых на цели инвестирования, предопределяет необходимость разработки методических приемов оценки наиболее приоритетных по уровню эффективности направлений инвестиционного процесса, способных привлечь внимание потенциального инвестора. Рассчитывать на значительное внешнее финансирование - прямое и косвенное государственное капиталовложение (инвестиции, дотации), широкое привлечение иностранного капитала в современных условиях регионам не приходится. Важным является и то, что сегодняшние вложения иностранного капитала в российскую экономику носят по большей части ростовщический характер. Покупка и эксплуатация иностранцами отечественного предприятия - это еще не инвестиции [1]. Да и отношение местного сообщества к чужим инвесторам, как правило, неоднозначно. Поэтому, в первую очередь, регионы должны ориентироваться на внутренние ресурсы, на частные инвестиции, что требует гибкой финансовой политики в отношении инвестиционного комплекса.

Недооценка роли сферы услуг в функционировании и развитии региона.

Сфера услуг – быстро развивающийся сектор современной экономики. В крупных европейских странах , США и Японии в сфере услуг занято больше служащих, чем в других отраслях, вместе взятых. По различным оценкам частный и государственный секторы услуг создают от 60 до 70 % национального продукта. В России наблюдается возрастающее влияние сферы услуг на экономику страны, характер и структуру потребления населения. Сфера услуг является важной составной частью каждой территориальной социально-экономической системы, призванная удовлетворить постоянно растущие и изменяющиеся потребности населения. С другой стороны, как было отмечено выше, основной целью развития соответствующей территории является повышение качества и уровня жизни местного населения. Поэтому в интересах обеспечения стабильности экономического роста необходимы согласованные действия региональных органов власти и хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке услуг. Совместные усилия нужно направить на реализацию имеющегося потенциала.

Функционирование сферы услуг в последние годы характеризуется повышением объема реализации платных услуг. Так, объем платных услуг на душу населения Самарской области в 2007 году составил 25736 рублей, что на 24% выше, чем за предыдущий год (20731 руб.). По объему платных услуг на душу населения область сохраняет первое место в Приволжском федеральном округе и занимает 14 место в РФ. Отмечается повышение спроса населения на бытовые услуги, в т.ч. на техобслуживание и ремонт транспортных средств, химчистку и крашение, ремонт и строительство жилья. Особо следует отметить возросший спрос жителей области на рынке туристских услуг. Ускоренно развивается рынок деловых и профессиональных услуг, связанный с развитием бизнеса.

Объем бытовых услуг населению на 83,3% формировался предприятиями частной формы собственности. Увеличилась доля индивидуального предпринимательства на рынке бытовых услуг – 53,3% в 2007 году против 50,9% в 2006г.

Несмотря на то, что в последние годы наблюдается рост объема реализации бытовых услуг и положительная динамика развития, состояние дел в отрасли нельзя назвать благополучным и стабильным. Объемы реализации услуг растут в основном за счет повышения цен, а не за счет увеличения количества оказываемых услуг, их качества и доступности для населения.

У региона отсутствуют инвесторы предприятий малого и среднего бизнеса, функционирующих в сфере услуг. Сделать сферу услуг более привлекательной необходимо. Например, в г.о. Тольятти на протяжении ряда лет горячо обсуждается вопрос развития въездного туризма. На развитие инфраструктуры туризма в городе нужны крупные инвестиции, но проблема сейчас состоит в том, что сам город не подготовлен для развития туристического бизнеса нет сети дорог, пригороды и места отдыха не телефонизированы, в наличии имеется лишь великолепная природа и живописные места. Поэтому перспективы развития туризма носят долгосрочный характер, и эта область на сегодняшний момент мало привлекательна для инвесторов.

Решение перечисленных и других проблем требует координации усилий региональных органов власти и выстраивания партнерских взаимоотношений с бизнесом. Региону необходима комплексная программа развития территории, которая должна опираться на принцип регионального и частного партнерства, учитывать интересы хозяйствующих субъектов и стимулировать частные инвестиции. Рост самостоятельности регионов в проведении региональной политики вызывает усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования. В условиях рыночной экономики каждый регион по аналогии с предприятием вынужден анализировать действия конкурентов и разрабатывать стратегию конкуренции.

Важнейшим стратегическим направлением социально- экономического развития Самарской области должно стать использование тех преимуществ, которыми обладает регион, а именно выгодное географическое положение; наличие международного аэропорта; обширная сеть автомобильных, железнодорожных, речных путей. Кроме того, выгодной отличительной особенностью Самарского региона является наличие двух крупных городов - Самары ( 1,14 млн. человек) и Тольятти (718 тыс.человек). Для сравнения, соседствующая Ульяновская область имеет только один крупный городской центр- Ульяновск ( с численностью около 650 тыс.человек). Мощная Самаро-Тольяттинская агломерация концентрирует более 90% промышленного потенциала области и более 85% экономического (бюджетного) потенциала. Самарская область как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса, превращения инновационной деятельности в основной долгосрочный источник повышения конкурентоспособности промышленности и сферы услуг.

Исходя из вышеизложенного, сферу услуг следует рассматривать как одну из ключевых точек роста Самарского региона. Именно, сфера услуг является основным фактором формирования ВВП и важнейшей составной частью формирования высокого качества жизни населения. Кроме того, сфера услуг относится к отраслям, завязанным на росте внутреннего спроса и в меньшей степени ориентированным на мировую экономику, которые в меньшей степени подвержены мировому финансовому кризису.

 

Литература:

1.        Экономическое развитие современной России: монография/ Под ред. д-ра экон.наук Н.В.Яремчука.- М.: Премьера,2005.- 328с.

2.        Доклад заместителя председателя Правительства Самарской области Г.Р. Хасаева «Об итогах социально-экономического развития Самарской области за первое полугодие 2007 года и оценке итогов развития за год. Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2008-2010 годы».

3.        Башмачникова Е.В. Формирование сервисной концепции управления в регионе/ Е.В.Башмачникова// Регионология: Научнопублицистический журнал.- Саранск,2005.- Вып.2(51).- с.43-50.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №06 (2008)