- Морские вести России

АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Транспортное дело России №06 (2008)

Князев С.В., Сидунова Г.И.,

Волгоградский государственный технический университет

 

RUSSIAN AUTOMOTIVE MARKET IN MODERN ECONOMY

 

Knyazev S., Sidunova G.

The article describes current situation on Russian automotive market, providing current tendencies and giving long-term forecasts. It highlights a number of significant issues and problems to become a subject for governmental examination. Proposed the general evolution strategy for Russian automotive industry. Major difficulties of the industry are shown and analyzed.

 

Ключевые слова: рост объемов продаж, темпы роста, прогнозировать, галопирующий рынок.

 

На российском рынке на протяжении последних пяти лет наблюдается устойчивый рост объемов продаж новых легковых автомобилей. При этом 2008 год стал рекордным как с точки зрения относительных значений (+11,5%) так и абсолютных - рынок вырос более чем на 250 тысяч машин. Всего в России было продано 2 млн 552,5 тысячи легковых автомобилей.

Темпы роста автомобильного рынка Росии в последние годы, совместно с ключевыми факторами, определяющими этот рост, позволяют прогнозировать общий объём продаж легковых автомобилей в РФ к 2010 году порядка 3 миллионов единиц в год, что в денежном выражении будет составлять более 30 миллиардов долларов США (рис.1) [4].

 

Рис.1 – Итоги и прогноз продаж новых иномарок (включая местную сборку) с 2007 по 2015 гг. (общая динамика)

 

Статистические показатели за период начиная с января 2003 по июнь 2008 годов, демонстрируют, что преимущества галопирующего рынка были использованы главным образом импортёрами иномарок, тогда как доля рыночного присутствия производителей российских легковых и грузовых автомобилей падала. Исходя из этой устойчивой тенденции, для России существует два варианта развития событий — либо прогнозируемый 30-миллиардный оборот будет использован для развития современного автопроизводства внутри страны (за счет инвестиций с полученной прибыли), либо большая часть этого оборота будет принадлежать импорту.

Помимо этого, совокупная емкость рынка такого порядка требует от Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти (Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ) разработки и внедрения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность автокомпаний на автомобильных рынках в целях защиты интересов потребителей, стимулирования малого и среднего бизнеса, увеличения занятости населения, защиты местных производителей и поощрения конкуренции, ведущей к снижению потребительских цен.

Необходимость регулирования автомобильного рынка России возникает также в связи с необходимостью решения макроэкономических задач (борьбы с инфляцией, обеспечения занятости работоспособного населения государства, совмещения принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряда других).

Основная проблема российской автомобильной промышленности – низкая конкурентоспособность продукции. Признаками этого являются: устаревший модельный ряд многих производителей, невыгодное соотношение цена/качество, меньшая прибыльность производства по сравнению с зарубежными конкурентами и значительная доля импортной продукции на российском авторынке. Для повышения конкурентоспособности российского автопрома необходима его модернизация. Вследствие значительного увеличения доли импортной автомобильной продукции, радикальная модернизация отрасли силами самих российских производителей невозможна. Необходимо государственное участие в этом процессе. Возможны следующие направления деятельности государства:

  • Ускоренная либерализация автомобильного рынка, направленная на ужесточение конкуренции с зарубежными производителями, в ходе которой на рынке останутся только конкурентоспособные производства. Действия государства: упрощение условий доступа иностранных производителей на российский рынок, отказ государства от протекционистской экономической политики. Основные риски: сокращение производства в автомобильной отрасли и смежных отраслях, потеря рабочих мест на российских предприятиях;
  • Активное государственное регулирование автомобильной промышленности, направленное на ее модернизацию. Действия государства: стимулирование инноваций в автопроме, развитие производства и поддержка сбыта продукции в стране и за рубежом. Основные риски: возникновение дополнительных расходов бюджета, эффективность которых не известна заранее. С точки зрения развития российской экономики более выигрышной представляется стратегия модернизации автопрома через активное государственное регулирование. Для преодоления рисков, связанных с этой стратегией, необходима тщательная проработка совокупности мероприятий, направленных на модернизацию автомобильной промышленности.

Мировой опыт государственного участия, направленного на развитие автомобильного производства внутри страны, заключается в поддержке инновационности автомобильной промышленности (стимулирование разработок новой продукции и применения новых технологий производства). Кроме этого, государство принимает активное участие в создании основных фондов автомобильного производства, таких как подготовка квалифицированных кадров, предоставление информации о зарубежных рынках, и т.д. За рубежом с этой целью используются налоговые и таможенные стимулы, а также методы ЧГП (частно-государственного партнерства), заключающиеся в разделении ряда затрат между бизнесом и государством [2].

  • Поддержка НИОКР и инвестиций. Концепция развития автомобильной промышленности предусматривает стимулирование НИОКР и инвестиций с помощью программы развития дизелестроения, налоговых стимулов и создания свободных экономических зон. В 20022004 гг. в России была начата реализация программы развития дизелестроения, введены некоторые налоговые стимулы для инвесторов. Тем не менее, существующие налоговые стимулы по НИОКР и инвестициям не достигают уровня зарубежных стран, вследствие чего недостаточны для проведения масштабной модернизации производства. Заявленная в «Плане приоритетных задач по развитию автомобилестроения в РФ», программа развития дизелестроения не была принята из-за отсутствия согласования с Минфином РФ [1].
  • • Техническое регулирование. Согласно Концепции развития автопрома России, к 2005 г. предполагалось введение экологических стандартов Евро-2,3, разработка технических регламентов. В 20022004 гг. была принята «Программа разработки технических регламентов», начато внедрение современных экологических стандартов в производство. Несмотря на это, ряд технических регламентов все еще находится в состоянии разработки, переход к экологическим стандартам Евро-2 и Евро-3 не осуществлен.
  • Подготовка кадров. При реализации Концепции развития автопрома была начата работа по обеспечению автомобильной промышленности квалифицированными кадрами. В 2002-2004 гг., согласно «Плану приоритетных задач по реализации Концепции развития автопрома РФ», проводилась работа по изучению потребностей рынка в кадрах. Нехватка квалифицированных кадров (рабочих, инженерных и управленческих специальностей), имеющих современный уровень подготовки, сохраняется до сих пор. Программы и техническая база подготовки специалистов нуждаются в совершенствовании.

Совершенствованию поддержки производства в автомобильной промышленности России возможно осуществить следующими методами:

  • Стимулирование НИОКР и инвестиций с помощью налогового и таможенного стимулирования (установление налоговых стимулов по НИОКР и инвестициям в основной капитал, отмена таможенных пошлин на оборудование для автомобильной промышленности), с помощью частно-государственного финансирования НИР и инвестиций (разработка и осуществление программы развития дизелестроения, модернизации производственных мощностей за счет государства и частных инвесторов).
  • Содействие обеспечению производителей квалифицированными кадрами. Для этого необходима разработка новых учебных планов по профильным специальностям, соответствующих современным технологиям производства, оснащение учебных заведений соответствующим оборудованием и материалами, организация зарубежных стажировок для инженерного и управленческого персонала. Целесообразным является использование механизмов ЧГП для подготовки и повышения квалификации персонала, а также обеспечения учебных центров необходимым оборудованием.
  • Развитие режима промышленной сборки как одного из основных направлений импортозамещения. В рамках этого режима необходимо стимулирование трансфера передовых технологий, а также развитие производства автокомпонентов в России (в том числе путем повышения локализации затрат для сборочных производств в рамках режима промышленной сборки). Опыт зарубежных стран по развитию сборки иномарок свидетельствует о том, что высокий уровень локализации затрат и другие ограничения, накладываемые на иностранных производителей, не являются препятствием для сотрудничества иностранных и отечественных компаний, если предоставляемые тарифные, налоговые и иные стимулы повышают доходность сборочных производств. По статистике, из 74 известных случаев применения ограничений по локализации, экспорту и инвестициям для автомобильной промышленности только в 4 случаях поставленные требования оказались слишком высокими и привели к перемещению производства за пределы стран. В большинстве случаев наблюдалась интеграция отечественных и иностранных производителей, позволявшая привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы для развития национального автопрома и заимствовать результаты НИОКР [5].

Отдельным подходом государственного участия, направленным на сохранения и развитие национальной автомобильной отрасли, возможно выделить формирование национальных автопромышленных кластеров. Правительства развивающихся стран в последние 10-15 лет прилагали усилия по созданию/сохранению собственной автомобильной промышленности, традиционно требующей больших инвестиций и внедрения новых технологий. В условиях бескомпромиссной международной конкуренции в автомобилестроении создание национальных автомобильных кластеров - один из лучших способов развития автомобильных индустрий в развивающихся странах.

Кластер - обусловленное географически сообщество людей, имеющих схожие экономические интересы, и это особенно актуально для автомобильной промышленности. Классический пример формирования кластера - стихийное развитие автомобильного Детройта в США. Но если полагаться исключительно на процесс саморазвития, этот процесс в лучшем случае может растянуться на годы, а в худшем кластер исчезнет, не выдержав международной конкуренции. Поэтому создание и развитие автомобильных кластеров должно иметь широкую государственную или муниципальную поддержку.

Для государственного стимулирования спроса на продукцию автомобильной промышленности, может быть рассмотрен зарубежный опыт государственного стимулирования спроса. Он заключается в воздействии на внутренний и внешний спрос. Для воздействия на внутренний спрос применяются меры таможенного и налогового регулирования (тарифная защита внутреннего авторынка, налогообложение владельцев автотранспортных средств различных категорий). Для воздействия на внешний спрос применяются меры государственной поддержки экспорта (включающие финансовую и информационную поддержку экспорта с помощью механизмов ЧГП), а также создание свободных экономических зон и таможенных союзов [3].

Рекомендации по стимулированию спроса на продукцию российской автомобильной промышленности могут быть следующими:

  • Совершенствование технического регулирования российского рынка – разработка и применение норм, постепенно ограничивающих поступление подержанных иномарок, и автомобилей, не соответствующих принятым экологическим нормам и стандартам безопасности, на российский рынок;
  • Внедрение механизмов ЧГП при осуществлении финансовой и информационной поддержки экспорта. Необходимо ввести ответственность государственных органов за результативность проводимых программ.

Достижение целей модернизации автомобильной промышленности зависит от качества государственного регулирования и частно-государственного партнерства. Зарубежная практика государственной поддержки автопрома предполагает комплексное воздействие на производство в отрасли (стимулирование НИОКР и инвестиций с помощью налоговой политики и механизмов ЧГП) и спрос на продукцию (воздействие на внутренний спрос с помощью тарифного и технического регулирования, и на внешний спрос с помощью поддержки экспорта, включая методы ЧГП).

Существующая государственная поддержка автопрома в России недостаточна для модернизации отрасли. Условия, в которых функционирует российский автопром, характеризуются следующим:

  • несоответствие выпускаемой продукции современным экологическим стандартам и отсутствие технических регламентов;
  • нехватка квалифицированного производственного и инженерного персонала;
  • недостаточность стимулов для НИОКР и инвестиций;
  • жесткая конкуренция со стороны иностранных производителей;
  • отсутствие полноценной финансовой и информационной поддержки экспорта.
  • Первоочередными мерами государственного регулирования, способствующими модернизации российского автопрома, являются:
  • совершенствование технического регулирования рынка;
  • подготовка квалифицированных производственных и инженерных кадров;
  • введение дополнительных налоговых стимулов НИОКР и инвестиций;
  • развитие промышленной сборки как альтернативы импорту;
  • финансовая и информационная поддержка экспорта.

Для повышения эффективности государственных расходов рекомендуется внедрение механизмов ЧГП при стимулировании НИОКР и инвестиций, подготовке кадров, поддержке экспорта.

 

Литература:

1.       Греф Г.О. Основные параметры прогноза социально-экономического развития на 2006 - 2008 годы. - http://www.niisp.ru/News/ Events/art42

2.       Постановление Правительства РФ № 413 от 23 апреля 1998 года «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1999.- №49.- Ст. 4908.

3.       Постановление Правительства РФ № 166 от 29 марта 2005 года «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки» // Собрание законодательства Российской Федерации.2006.- №27.- Ст. 3370.

4.       Промышленность России. 2008: Стат. сб./ Госкомстат России. - М., 2008. - 582 с.

5.       Распоряжение Правительства РФ № 978-р от 16 июля 2002г. «Концепция развития автомобильной промышленности России» // Российская газета.- 17 июля 2002.- №86 (3755).- С. 3.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №06 (2008)