Цифровизация – уже не веяние времени, а необходимость
08.11.2021
Российская экономика
Фото и иллюстрации: intellectika.ru, ieiworld.com, blog.ititranslates.com, оиак.рф, пресс-служба ФГУП «Росморпорт», rostec.ru, lr.org
Сегодня ФГУП «Росморпорт» активно реализует программу цифрового развития: от использования электронного документооборота до проектов автономного и безэкипажного судовождения.
Как современные решения изменят работу в отрасли, в ходе состоявшегося в Москве в Аналитическом центре при Правительстве РФ форума «Инфраструктура портов: новое строительство, модернизация, эксплуатация» рассказал заместитель генерального директора предприятия Сергей Симонов.
А. Сергеев
Цифровой двойник предприятия
По его словам, ФГУП «Росморпорт» начало активно заниматься цифровизацией с 2018 года. Первым проектом стал Ситуационный центр с использованием технологии обработки «больших данных». Система предназначена для графической визуализации отчетной операционной информации о деятельности организации и всей подконтрольной портовой инфраструктуры в режиме реального времени и представляет собой цифровой двойник предприятия.
Следует отметить, что прототип системы визуализации данных Ситуационного центра был создан в 2019 году на базе отечественного программного обеспечения. В рамках опытного образца разработаны интерактивные карты расстановки ледоколов и судов дноуглубительного флота, интерактивная карта объектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ), информационные панели с финансовыми и производственными показателями.
В 2020 году система визуализации данных была доработана и введена в промышленную эксплуатацию. Современные механизмы обработки «больших данных» позволяют наглядно визуализировать и анализировать информацию о различных аспектах производственной деятельности из внутренних и внешних информационных систем и оперативно информировать руководство.
Как отметил С. Симонов, в перспективе планируется дальнейшее развитие функционала, в том числе создание дашборда (приборной панели с виджетами) «Оперативная обстановка в портах» в виде интерактивной карты расстановки судов в морских портах, где ведет свою деятельность «Росморпорт».
В апреле 2021 года проект презентовали заместителю министра транспорта К. Богданову, директору департамента цифрового развития министерства Д. Баканову, а также другим должностным лицам подведомственных организаций Минтранса, участвующих в работах по цифровому развитию отрасли.
Систему оценили по достоинству, часть ее элементов планируется взять на вооружение при создании Ситуационного центра Министерства транспорта РФ.
Автоматизация лоцманского дела
«Безопасность мореплавания – наша работа» – так звучит лозунг «Росморпорта», который неумолимо следует ему.
В работе лоцманов предприятия используются автономные рабочие места, установленные на индивидуальных планшетах со всем необходимым навигационным программным обеспечением.
– Данный инструмент содержит общую базу знаний лоцманской службы, единую базу электронных карт, журналов, справочников судов, маршрутов и историй передвижений. Это позволяет упростить и улучшить передачу данных, проводить их точный и своевременный анализ, создавать и использовать лучшие практики в судоходстве, – сообщил замруководителя ФГУП «Росморпорт».
Сергей Симонов добавил, что в рамках внедрения системы в настоящее время идет оснащение инфраструктуры портов современными техническими средствами мониторинга и электронного документирования.
Информационная система «Портовые сборы»
Как пояснил С. Симонов, одна из задач деятельности «Росморпорта» – получение прибыли в доход государства. Для ее эффективного решения внедряется корпоративная система сбора и обработки информации «Портовые сборы».
В частности, организована интеграция с модулем регистрации сервиса заходов/выходов судов в портах РФ – системой PortCall. Такое взаимодействие позволяет оперативно и достоверно получать данные по пребыванию судов в портах, а также облегчает и ускоряет обобщающий анализ полученных данных.
– В настоящее время для реализации данного бизнес-процесса практически все филиалы используют программное обеспечение, разработанное специалистами предприятия. Идет плановая доработка его функционала по направлению интеграции с внешними информационными системами, – отметил он.
Электронный документооборот
В 2020-2021 годах «Росморпорт» запустил Единую отраслевую систему электронного документооборота. В середине мая в нее интегрировали Федеральное агентство морского и речного транспорта и 34 подведомственные ему организации.
Проект обеспечивает оперативный безбумажный обмен документами и поручениями между Росморречфлотом и подведомственными организациями, а также между центральным аппаратом «Росморпорта» и его филиалами.
Создание системы такого уровня оптимизировало документационные процессы организаций – участников информационного взаимодействия, вследствие чего:
• увеличена скорость обмена информацией;
• внедрена возможность организации сквозного контроля исполнения поручений;
• сокращено время регистрации переписки ведомств;
• снижены затраты на закупку и обслуживание оборудования и прикладного программного обеспечения;
• повышен уровень информационной безопасности.
Искусственный интеллект в СУДС
Госпредприятие планирует повысить эффективность служб управления движением судов (СУДС) за счет дополнения существующих программно-аппаратных комплексов элементами с искусственным интеллектом (далее – ИИ).
– С учетом наличия готовых отечественных разработок в области искусственного интеллекта в настоящее время в качестве эксперимента мы оборудуем ИИ одну из систем в восточной части Финского залива. Если пилотный проект окажется успешным, будем и дальше работать в этом направлении, – сказал С. Симонов.
Безэкипажные суда
«Росморпорт» является участником Национальной технологической инициативы (НТИ) по внедрению безэкипажного судовождения. Для проекта предприятием была выделена связка судов в составе дноуглубительного каравана: земснаряд «Редут» и шаланда «Рабочая».
На первом из них установлен пульт дистанционного управления, с которого возможно вести контроль и управление шаландой. Планируется, что в дальнейшем один экипаж на головном судне – земснаряде сможет одновременно вести управление сразу всеми судами каравана. Это позволит оптимизировать число персонала на судах и улучшить координацию его работы.
Кроме этого, ФГУП «Росморпорт» участвует в проекте организации безэкипажного паромного сообщения по маршруту Усть-Луга – Балтийск. В настоящее время осуществляется строительство двух судов для данного проекта.
Срок ввода в эксплуатацию первого парома – IV квартал этого года. После, в 2022 году, будут проведены необходимые работы для обеспечения его автономного судовождения. Второй паром планируется спустить на воду в середине лета 2022 года. В 2023 году он также будет оснащен необходимыми техническими средствами и выйдет на маршрут.
Дроны – арктические и подводные
С. Симонов напомнил, что «Росморпорт» является крупнейшим в мире владельцем ледокольного флота. Для обеспечения его безопасности и эффективной работы предприятие рассматривает возможность использования беспилотных дронов для ледовой разведки.
– Мы изучили проекты, которые предоставляет Ростех. Он разрабатывает беспилотные летательные аппараты вертолетного типа, предназначенные как раз для эксплуатации в условиях Арктики, – отметил заместитель генерального директора ФГУП «Росморпорт».
И добавил, что не стоит забывать, что в хозяйственном ведении предприятия находятся подводные (каналы, фарватеры, акватории) и наземные гидротехнические сооружения (ГТС) (причалы, пирсы, волноломы). Для контроля за их состоянием рассматривается возможность использования подводных дронов.
– Мы изучаем данную тематику, контактируем с рядом академических институтов. Беспилотники могут помочь наблюдать за целостностью и техническим состоянием ГТС, дноуглубительными работами. Также и отслеживать возможные разливы нефтепродуктов, какие-либо выбросы и другие загрязнения в акваториях портов, – пояснил он.
BIM-моделирование
«Росморпорт» активно внедряет технологии информационного моделирования в гидротехническом строительстве. Сегодня, согласно распоряжениям Минтранса и Минстроя России, при проектировании и строительстве объектов морских портов «Росморпорт» использует информационное моделирование, так называемые BIM-технологии.
– Уже сейчас, в рамках проектирования реконструкции причала в порту Магадан, в техническое задание включено требование по разработке BIM-модели данного гидротехнического сооружения, – заявил замгендиректора. И пояснил, что предприятие ведет работы по созданию корпоративного стандарта информационного моделирования в гидротехническом строительстве.
В завершение С. Симонов добавил, что цифровизация уже доказала свою эффективность улучшением производственных и экономических показателей предприятия.
– Безусловно, есть риски, что в ходе этой работы исчезнет ряд специальностей, возможно, профессий. Но в то же время мы понимаем, что новые механизмы, продукты позволят создать новые рабочие места. Мы работаем в этом направлении: ведем обширную программу подготовки и переподготовки специалистов предприятия. Ведь это уже не веяние времени, это необходимость, – заявил Сергей Симонов.
Морские вести России №12 (2021)
22.01.2024
Российская экономика