Цифровизация – уже не веяние времени, а необходимость - Морские вести России

Цифровизация – уже не веяние времени, а необходимость

08.11.2021

Российская экономика

Цифровизация – уже не веяние времени, а необходимость

Фото и иллюстрации: intellectika.ru, ieiworld.com, blog.ititranslates.com, оиак.рф, пресс-служба ФГУП «Росморпорт», rostec.ru, lr.org

Сегодня ФГУП «Росморпорт» активно реализует программу цифрового развития: от использования электронного документооборота до проектов автономного и безэкипажного судовождения.

Как современные решения изменят работу в отрасли, в ходе состоявшегося в Москве в Аналитическом центре при Правительстве РФ форума «Инфраструктура портов: новое строительство, модернизация, эксплуатация» рассказал заместитель генерального директора предприятия Сергей Симонов.

А. Сергеев

Цифровой двойник предприятия

По его словам, ФГУП «Росморпорт» начало активно заниматься цифровизацией с 2018 года. Первым проектом стал Ситуационный центр с использованием технологии обработки «больших данных». Система предназначена для графической визуализации отчетной операционной информации о деятельности организации и всей подконтрольной портовой инфраструктуры в режиме реального времени и представляет собой цифровой двойник предприятия.

Следует отметить, что прототип системы визуализации данных Ситуационного центра был создан в 2019 году на базе отечественного программного обеспечения. В рамках опытного образца разработаны интерактивные карты расстановки ледоколов и судов дноуглубительного флота, интерактивная карта объектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ), информационные панели с финансовыми и производственными показателями.

В 2020 году система визуализации данных была доработана и введена в промышленную эксплуатацию. Современные механизмы обработки «больших данных» позволяют наглядно визуализировать и анализировать информацию о различных аспектах производственной деятельности из внутренних и внешних информационных систем и оперативно информировать руководство.

Как отметил С. Симонов, в перспективе планируется дальнейшее развитие функционала, в том числе создание дашборда (приборной панели с виджетами) «Оперативная обстановка в портах» в виде интерактивной карты расстановки судов в морских портах, где ведет свою деятельность «Росморпорт».

В апреле 2021 года проект презентовали заместителю министра транспорта К. Богданову, директору департамента цифрового развития министерства Д. Баканову, а также другим должностным лицам подведомственных организаций Минтранса, участвующих в работах по цифровому развитию отрасли.

Систему оценили по достоинству, часть ее элементов планируется взять на вооружение при создании Ситуационного центра Министерства транспорта РФ.

Автоматизация лоцманского дела

«Безопасность мореплавания – наша работа» – так звучит лозунг «Росморпорта», который неумолимо следует ему.

В работе лоцманов предприятия используются автономные рабочие места, установленные на индивидуальных планшетах со всем необходимым навигационным программным обеспечением.

– Данный инструмент содержит общую базу знаний лоцманской службы, единую базу электронных карт, журналов, справочников судов, маршрутов и историй передвижений. Это позволяет упростить и улучшить передачу данных, проводить их точный и своевременный анализ, создавать и использовать лучшие практики в судоходстве, – сообщил замруководителя ФГУП «Росморпорт».

Сергей Симонов добавил, что в рамках внедрения системы в настоящее время идет оснащение инфраструктуры портов современными техническими средствами мониторинга и электронного документирования.

Информационная система «Портовые сборы»

Как пояснил С. Симонов, одна из задач деятельности «Росморпорта» – получение прибыли в доход государства. Для ее эффективного решения внедряется корпоративная система сбора и обработки информации «Портовые сборы».

В частности, организована интеграция с модулем регистрации сервиса заходов/выходов судов в портах РФ – системой PortCall. Такое взаимодействие позволяет оперативно и достоверно получать данные по пребыванию судов в портах, а также облегчает и ускоряет обобщающий анализ полученных данных.

– В настоящее время для реализации данного бизнес-процесса практически все филиалы используют программное обеспечение, разработанное специалистами предприятия. Идет плановая доработка его функционала по направлению интеграции с внешними информационными системами, – отметил он.

Электронный документооборот

В 2020-2021 годах «Росморпорт» запустил Единую отраслевую систему электронного документооборота. В середине мая в нее интегрировали Федеральное агентство морского и речного транспорта и 34 подведомственные ему организации.

Проект обеспечивает оперативный безбумажный обмен документами и поручениями между Росморречфлотом и подведомственными организациями, а также между центральным аппаратом «Росморпорта» и его филиалами.

Создание системы такого уровня оптимизировало документационные процессы организаций – участников информационного взаимодействия, вследствие чего:

увеличена скорость обмена информацией;

внедрена возможность организации сквозного контроля исполнения поручений;

сокращено время регистрации переписки ведомств;

снижены затраты на закупку и обслуживание оборудования и прикладного программного обеспечения;

повышен уровень информационной безопасности.

Искусственный интеллект в СУДС

Госпредприятие планирует повысить эффективность служб управления движением судов (СУДС) за счет дополнения существующих программно-аппаратных комплексов элементами с искусственным интеллектом (далее – ИИ).

– С учетом наличия готовых отечественных разработок в области искусственного интеллекта в настоящее время в качестве эксперимента мы оборудуем ИИ одну из систем в восточной части Финского залива. Если пилотный проект окажется успешным, будем и дальше работать в этом направлении, – сказал С. Симонов.

Безэкипажные суда

«Росморпорт» является участником Национальной технологической инициативы (НТИ) по внедрению безэкипажного судовождения. Для проекта предприятием была выделена связка судов в составе дноуглубительного каравана: земснаряд «Редут» и шаланда «Рабочая».

На первом из них установлен пульт дистанционного управления, с которого возможно вести контроль и управление шаландой. Планируется, что в дальнейшем один экипаж на головном судне – земснаряде сможет одновременно вести управление сразу всеми судами каравана. Это позволит оптимизировать число персонала на судах и улучшить координацию его работы.

Кроме этого, ФГУП «Росморпорт» участвует в проекте организации безэкипажного паромного сообщения по маршруту Усть-Луга – Балтийск. В настоящее время осуществляется строительство двух судов для данного проекта.

Срок ввода в эксплуатацию первого парома – IV квартал этого года. После, в 2022 году, будут проведены необходимые работы для обеспечения его автономного судовождения. Второй паром планируется спустить на воду в середине лета 2022 года. В 2023 году он также будет оснащен необходимыми техническими средствами и выйдет на маршрут.

Дроны – арктические и подводные

С. Симонов напомнил, что «Росморпорт» является крупнейшим в мире владельцем ледокольного флота. Для обеспечения его безопасности и эффективной работы предприятие рассматривает возможность использования беспилотных дронов для ледовой разведки.

– Мы изучили проекты, которые предоставляет Ростех. Он разрабатывает беспилотные летательные аппараты вертолетного типа, предназначенные как раз для эксплуатации в условиях Арктики, – отметил заместитель генерального директора ФГУП «Росморпорт».

И добавил, что не стоит забывать, что в хозяйственном ведении предприятия находятся подводные (каналы, фарватеры, акватории) и наземные гидротехнические сооружения (ГТС) (причалы, пирсы, волноломы). Для контроля за их состоянием рассматривается возможность использования подводных дронов.

– Мы изучаем данную тематику, контактируем с рядом академических институтов. Беспилотники могут помочь наблюдать за целостностью и техническим состоянием ГТС, дноуглубительными работами. Также и отслеживать возможные разливы нефтепродуктов, какие-либо выбросы и другие загрязнения в акваториях портов, – пояснил он.

BIM-моделирование

«Росморпорт» активно внедряет технологии информационного моделирования в гидротехническом строительстве. Сегодня, согласно распоряжениям Минтранса и Минстроя России, при проектировании и строительстве объектов морских портов «Росморпорт» использует информационное моделирование, так называемые BIM-технологии.

– Уже сейчас, в рамках проектирования реконструкции причала в порту Магадан, в техническое задание включено требование по разработке BIM-модели данного гидротехнического сооружения, – заявил замгендиректора. И пояснил, что предприятие ведет работы по созданию корпоративного стандарта информационного моделирования в гидротехническом строительстве.

В завершение С. Симонов добавил, что цифровизация уже доказала свою эффективность улучшением производственных и экономических показателей предприятия.

– Безусловно, есть риски, что в ходе этой работы исчезнет ряд специальностей, возможно, профессий. Но в то же время мы понимаем, что новые механизмы, продукты позволят создать новые рабочие места. Мы работаем в этом направлении: ведем обширную программу подготовки и переподготовки специалистов предприятия. Ведь это уже не веяние времени, это необходимость, – заявил Сергей Симонов.

Морские вести России №12 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ