Финансовая стратегия задаст вектор развития экономики - Морские вести России

Финансовая стратегия задаст вектор развития экономики

28.04.2021

Российская экономика

Финансовая стратегия задаст вектор развития экономики

Фото: пресс-служба Минфина РФ

В России готовится Стратегия развития финансового рынка до 2030 года. Цель стратегии – формирование конкурентной среды в банковском секторе и на финансовых рынках и повышение эффективности отрасли. Также внимание в ней будет уделяться развитию инструментов долгового и долевого финансирования для реального сектора экономики. В марте Минфин совместно с Банком России пригласил представителей крупнейших банков, страховых и IT-компаний для выработки совместного видения Стратегии. Обсуждение проходило за закрытыми дверями, экспертному сообществу были представлены лишь тезисы, отражающие мировые тенденция развития финансовых рынков: цифровизация, цифровые валюты, приток частных инвесторов, «зеленая» экономика, доверие и диалог, рост экономики. «МП» выяснял у экспертов, что может скрываться за этими понятиями и какие из них окажут наибольшее влияние на экономику.

Анна Варкентина

Цифровые валюты

«Мы планируем запустить свою цифровую валюту, цифровой рубль. Это дает возможность запрограммировать каждый наш рубль, отследить его целевое использование. Упростится возможность заключения смарт-контрактов, сократятся издержки в связи с запуском цифрового рубля», – так описывает свое видение развития цифровой валюты Минфин.

Экономисты согласны, что технология цифрового рубля может сыграть важную роль в новой модели финансового развития страны. Есть надежда, что она станет не только очередной новомодной финтех-игрушкой, но сможет закрыть реальные угрозы, например отключение от мировых платежных систем, и открыть новые возможности, например смарт-контракты.

«Наиболее интересная инициатива в рамках финансовой стратегии – цифровой рубль, – уверен Сергей Хестанов, заместитель генерального директора ООО «Алор», доцент кафедры «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС. – Ее реализация открывает целый набор возможностей, из которых особенно интересны смарт-контракты и возможность автоматизации учета при использовании в деятельности компании исключительно цифрового рубля».

Интересно, что до сих пор не урегулированы все вопросы, связанные с использованием и обращением цифровых финансовых активов в России. Если к таковым будут отнесены частные и децентрализованные активы, то для обращения цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ), очевидно, потребуется прописать другие правила, а это может стать очередным вызовом для законодателей. И, наконец, внедрение цифрового рубля будет невозможным без цифровизации всей экономики в целом.

Цифровизация

С одной стороны, цифровизация позволяет снижать издержки для бизнеса, расширяет возможности дистанционного взаимодействия с клиентами, все это приводит к удешевлению, повышению доступности финансовых продуктов. С другой стороны, цифровизация создает дополнительные риски, поскольку порождает возможность роста киберпреступности, мошенничества, делает вывод регулятор по итогам обсуждения Стратегии развития финансового рынка до 2030 года.

Следует признать, что большинство банковских и финансовых услуг уже оцифрованы. Благодаря этому процессу, уже удалось значительно снизить стоимость и сроки проведения операций, обслуживание потребнос-тей банковских клиентов.

Развитие финансовых технологий в России во многом определено общим трендом на развитие технологий, а также стремлением снизить зависимость от зарубежных технологий. Значительным стимулом для банков было и желание извлечь дополнительную маржу при работе на рынках с падающими процентными ставками и стагнирующими доходами населения – другой возможности у финансовых организаций из года в год демонстрировать потрясающую доходность, превышающую экономический рост, просто нет. Все вместе эти процессы позволили также нивелировать риски внешнего вмешательства.

«Считаю, что наиболее значимыми параметрами являются цифровизация и последующий цифровой рубль. И это не потому, что снижаются издержки бизнеса, расширяются возможности дистанционного взаимодействия и т.д. Цифровизация со временем позволит снизить риски внешнего давления, ограничить угрозы, нивелировать негатив от введения санкций, что сильно воздействует на стабильность финансовой системы страны, отражается на устойчивом развитии национальной экономики, – отмечает Аяз Алиев, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В.Плеханова. – Одна из важнейших целей – это снизить зависимость от внешних финансовых систем, например от SWIFT, через которую проходит большинство межбанковских трансграничных платежей в мире. Россия по объему операций через эту систему занимает второе место. Отключение от нее, естественно, негативно скажется на экономике. Уйти от этого – одна из важных задач. И цифровизация, цифровой рубль должны помочь с этим».

Вместе с тем, использование социальной инженерии для увода средств со счетов банковских клиентов уже стало массовым и, к сожалению, обыденным явлением. Еще только предстоит обучить людей и организации навыкам «цифровой гигиены», предусмотреть ответственность финансовых учреждений перед своими клиентами за вверенные им средства, сделать финтех не только доступным, но и безопасным.

Доверие и диалог

Необходимо отметить, что такие тезисы, как «доверие» и «диалог», были выделены Минфином как базовые ценности и предложены участникам дискуссии в следующем виде.

Доверие: «Нам необходимо дать ориентиры для бизнеса – как государство видит свои действия, свое развитие в долгосрочной перспективе до 2030 года, – чтобы инвесторы смогли выстроить свои собственные бизнес-стратегии. Мы должны сделать нашу государственную политику предсказуемой, и это тоже задача стратегии».

Диалог: «Мы должны определить основные векторы в развитии финансового рынка в России. Минфин и Центральный банк уже приступили к этой работе. Нам очень важно выработать совместные позиции, мы хотим услышать мнения участников финансового рынка: как нам выстраивать дальнейшую работу в этом направлении, правильно ли мы мыслим, правильно ли мы расставляем приоритеты».

Безусловно, предложенные понятия важны. Но в этом ряду нет других ключевых понятий, без которых сложно представить финансовую стратегию, например «финансовая стабильность». «В Стратегии не упоминается сфера финансовой стабильности, а ведь ее достижение является одной из главных задач международных и национальных финансовых регуляторов и предметом обсуждения ежегодных саммитов «Группы 20» вот уже на протяжении 13 лет с момента начала мирового финансового кризиса, – отмечает Эдуард Джагитян, доцент департамента мировой экономики НИУ ВШЭ. – От того, насколько удастся минимизировать зависимость российского финансового сектора от кризисных явлений (внутренних и внешних) и связанную с этим волатильность на финансовом рынке, будет зависеть привлекательность российской экономики и для иностранных инвесторов, и для резидентов – участников рынка».

Приток частных инвесторов

Позиция Минфина и Банка России по теме притока частных инвесторов такова: «Риски необходимо купировать, особенно для тех инвесторов, которые не являются квалифицированными. Мы в первую очередь должны думать о тех людях, которые вкладываются в финансовые инструменты, они должны быть понятными для них. Это тоже одна из задач государства и, соответственно, элемент нашей стратегии».

В прошлом году финансовые рынки и российские биржи пережили буквально бум притока частных инвесторов. По данным Московской биржи, в 2020 году на биржу пришло 5 млн физических лиц, число таких владельцев брокерских счетов достигло рекордных 8,8 млн. Это означает, что в прошлом году на Московскую биржу частных инвесторов пришло больше, чем за все предыдущие годы. Более того, их активность на протяжении всего года уверенно росла – в декабре 2020 года сделки на бирже совершали 1,4 млн человек по сравнению с 392 тыс. человек в декабре 2019-го. В итоге объем торгов на рынке акций достиг исторического максимума и составил 23,9 трлн рублей, что почти вдвое больше результата 2019 года. При этом доля частных инвесторов в объеме торгов акциями в 2020 году составила 40,6%, в объеме торгов облигациями – 13%, на спот-рынке валюты – 12,3%, на срочном рынке – 42%.

Большую часть инвесторов привлекли в равной степени рекламные акции крупных брокеров и банков, которые одновременно обеспечили техническую простоту и удобство для совершения сделок даже неопытными инвесторами. В то же время на рынок пришли консервативные инвесторы, разочарованные очень низкими ставками по депозитам в банках, которые к тому же сопровождаются рисками утраты части или полной суммы в результате краха финансовой организации.

Среди тех, кто пришел на биржу впервые, очень много новичков, которые не знакомы с тонкостями цено-образования на рынках ценных бумаг и не всегда способны до конца понимать риски, стоящие за выгодными только на первый взгляд предложениями. Все это заставляет финансовые регуляторы снова и снова пересматривать правила предоставления таким инвесторам доступа к совершению сделок.

«Решение вопросов с рисками извне и формирование устойчивой базы развития позволит повысить привлекательность фондового рынка, снизить риски, привлечь новые инвестиции на финансовый рынок не только иностранных игроков, но и средства населения, – отмечает А.Алиев из РЭУ им. Г.В.Плеханова. – Это давняя задача финансовых властей, и очевидно, что они намерены продолжить работу в этом направлении».

«Зеленая» экономика

Весьма примечательно, что Стратегия будет основана на совместном видении Центробанка и участников рынка перспектив развития финансового сектора на ближайшее десятилетие и должна стать главным документом формирования российского финансового рынка в соответствии с требованиями времени. Структура Стратегии отражает основные задачи, которые стоят и перед мировым финансовым сообществом, и перед национальной экономикой – это и экономический рост, и цифровизация, и привлекательность инвестиционного климата, и «зеленая» экономика.

В отношении последней Минфин тоже определяет свой подход: «Происходит перенастройка приоритетов инвестирования. Страны меняют государственную политику в сторону устойчивого развития, отдают приоритет «зеленой» экономике. Вопрос перенастройки финансовых потоков с учетом этого тренда, конечно, мы с вами тоже должны учитывать».

«Актуальность «зеленых» финансов для России объясняется все расширяющимся отказом банков и инвестиционных фондов ряда развитых стран от кредитования и вложений в компании нефтяного сектора и других добывающих отраслей, загрязняющих окружающую среду», – поясняет Э. Джагитян из НИУ ВШЭ.

Нужно отметить, что за многими «зелеными» инициативами скрываются большие капиталы, которые нужно во что-то инвестировать. Но на мировом рынке был кризис идей, вызванный насыщением спроса, – нужно было создать новую моду, новый спрос и новый период высокого роста на мировых рынках. Похоже, такой идеей стала «зеленая» экономика – товары и услуги, созданные с минимальным использованием углеродоемких ресурсов. При этом, говоря о переходе на альтернативные источники энергии, забывают упомянуть, что для производства таких технологий обойтись без нефти, газа и угля пока невозможно.

Россия – добывающая страна с энергоемкими производствами, и «зеленая» экономика, особенно в современных кризисных экономических условиях, не для нее. Но важно понимать, что обойти или игнорировать «зеленую» экономику не получится, поскольку тот, кто выберет этот путь, лишит себя возможности получить долю в новом перераспределении мировых капиталов. Это хорошо понимают и российские финансовые власти и предлагают найти баланс в решении данной проблемы.

Подводя итог

В случае успешной реализации Стратегии у российского государства есть возможность вывести экономику на новый уровень, считают финансовые власти.

Первый вариант Стратегии будет представлен правительству не ранее третьего квартала. Пока учтены предложения и интересы тех организаций, которые были приглашены к обсуждению на стратегическую сессию, а это, напомним, банки, страховые и IT-компании. Далее будет идти обсуждение Стратегии на уровне экспертов ведомств и других участников рынка.

«Цифровизация и продукты, основанные на цифровых технологиях, должны обеспечить безопасную работу всех контрагентов и инвесторов, в том числе иностранных на российском финансовом рынке. От этого российский финансовый рынок повысит свою привлекательность. К 2018 году Россия уступала всем своим партнерам по группе БРИКС по 4 направлениям из 7: институциональные условия, сектор банковских услуг, показатели финансовых рынков и финансовая доступность. Реализация параметров, предлагаемых Минфином, должна помочь России не только догнать своих коллег из БРИКС, но и перегнать», – надеется А. Алиев.

Любопытно, что финансовые власти не задают отказ от доллара в качестве направления, которое может войти в Стратегию. Несмотря на давние разговоры и заявления о необходимости снизить зависимость от валюты США, доля доллара в международных расчетах по-прежнему остается достаточно высокой. При этом другие резервные валюты не могут нарастить свою долю, так как используются лишь в локальных сделках.

Ожидать отказа от доллара в ближайшей перспективе не стоит, единодушны эксперты. «Скорее всего, снижение использования доллара произойдет. Однако надо иметь в виду, что этот процесс не быстрый. Например, доллару потребовалось более 45 лет для вытеснения фунта стерлингов. Даже с учетом ускорения процессов в наше время это вопрос десятилетий», – считает С. Хестанов из РАНХиГС.

Морские порты №2 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ