ВЭБ.РФ останется за главного - Морские вести России

ВЭБ.РФ останется за главного

01.02.2021

Российская экономика

Правительство РФ объявило о реформе институтов развития в России

Фото: Anton Belitsky/Global Look Press

Правительство РФ приняло решение ликвидировать восемь институтов развития. Об этом 23 ноября заявил председатель правительства Михаил Мишустин. В число ликвидируемых структур попали Фонд развития моногородов, АО «Особые экономические зоны», Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ), Росинфокоминвест и Агентство по технологическому развитию, а также три организации, ранее прицельно занимавшиеся развитием Дальнего Востока: Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике, Фонд развития Дальнего Востока и Арктики и Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.

Надежда Толстоухова

Институты развития – специализированные государственные корпорации или компании, целью которых является устранение недостатков рынка, сдерживающих социально-экономическое развитие страны. На сегодня в России насчитывается 40 таких институтов развития. Каждый из них отвечает за развитие вверенного ему направления, будь то моногорода или экспорт российской продукции на внешние рынки.

«Мы проанализировали деятельность основных институтов развития. Все они создавались для решения конкретных задач: поддержки инноваций, малого и среднего предпринимательства, экспорта, регионального развития, жилищного строительства, промышленности. От них требовались совершенно определенные действия, которые в свое время дали значимые результаты. Но за последние годы появились новые вызовы, которые требуют существенной корректировки их работы и перспективных планов. Наш анализ показал, что деятельность этих институтов, по сути, слабо увязана с новыми национальными целями развития, отсутствует единый механизм управления, есть существенное пересечение функций с федеральными органами исполнительной власти и коммерческими организациями», – заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, объявляя о реформе институтов развития.

Суть реформы

Идея реформы институтов развития созрела еще полгода назад и все это время обсуждалась на закрытых совещаниях правительства. В конце ноября были озвучены основные составляющие реформы.

Самое масштабное преобразование коснется госкорпорации ВЭБ.РФ: она станет значительно крупнее. В ее структуру войдут Корпорация МСП, Российский экспортный центр, ЭКСАР, «Роснано», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд «Сколково» и Фонд развития промышленности.

Функции восьми ликвидируемых институтов развития будут перераспределены между ВЭБ.РФ и федеральными органами исполнительной власти: те, которые касаются привлечения трудовых ресурсов и инвестиций, распределения и предоставления субсидий и грантов, администрирования специнвестконтрактов, перейдут к профильным государственным ведомствам, остальные – к ВЭБ.РФ.

Произойдет также укрупнение институтов развития, объединение их по видам деятельности. Так, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и «ВЭБ.Лизинг» образуют Единую лизинговую компанию, МСП-банк и банк ДОМ.РФ объединят в Универсальный банк, Фонд защиты дольщиков сольется с Фондом содействия реформированию ЖКХ, Российский фонд фундаментальных исследований будет объединен с Российским научным фондом, Российская венчурная компания (РВК) попадет под управление Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).

Двенадцать стратегически важных институтов развития реформировать не будут. В их число попали «Рос-атом», «Ростех», «Автодор», «Роскосмос», «Росагролизинг», «Россельхозбанк», «Российский экологический оператор», ДОМ.РФ, Агентство по страхованию вкладов, «Корпорация развития Дальнего Востока», «Корпорация развития Северного Кавказа» и «Курорты Северного Кавказа». Последняя из названных организаций будет преобразована в «Корпорацию по туризму». По-видимому, это связано с выделением туризма в отдельный национальный проект.

Таким образом, количество российских институтов развития сократится с 40 до 12 отраслевых и единого института развития на базе ВЭБ.РФ. Все они должны образовать «государственную инфраструктуру платформенного типа».

Премьер-министр М. Мишустин подписал распоряжение о создании межведомственной рабочей группы по оптимизации организационной структуры институтов развития, которую возглавит вице-премьер Дмитрий Григоренко, также занимающий пост председателя Наблюдательного совета корпорации ВЭБ.РФ. Эта рабочая группа будет отвечать за составление плана-графика реформы, который должен быть утвержден до 25 декабря 2020 года.

В состав группы вошли заместители руководителя аппарата правительства Валерий Сидоренко и Ольга Чепурина, заместитель министра финансов Алексей Моисеев и заместитель министра экономического развития Оксана Тарасенко, руководитель Росимущества Вадим Яковенко и руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ Константин Калинин. Ответственным секретарем рабочей группы назначен заместитель директора Департамента экономического развития и финансов Правительства РФ Владимир Москвитин.

Кроме того, М. Мишустин поручил сформировать ключевые показатели эффективности для институтов развития. «В новой системе ключевых показателей эффективности приоритет будет смещен от финансовых показателей к параметрам, более точно характеризующим достижение поставленных президентом национальных целей. Особенностью нового подхода будет оценка качества работы институтов в динамике, а не в конце года», – сообщила по этому поводу пресс-служба Правительства РФ.

К 15 декабря Минэкономразвития и Минфин должны представить в правительство предложения по конкретным показателям. До 25 декабря, как сказано в поручении премьера, КПЭ на 2021 год должны быть утверждены. Аналогичные критерии оценки будут разработаны для компаний со стопроцентным государственным участием.

Причина преобразований

Эффективность работы институтов развития, которые было решено ликвидировать, ранее вызывала критику со стороны Счетной палаты РФ. Так, в январе 2019 года аудиторское ведомство сообщало, что «Росинфокоминвест» за все время своего существования с 2007 года не выполнил свою основную задачу – «развитие российской отрасли информационно-коммуникационных технологий как одного из приоритетных направлений модернизации экономики России».

«Полноценная инвестиционная деятельность отсутствует. За 10 лет существования акционерное общес-тво инвестировало средства лишь в один проект в сфере информационно-коммуникационных технологий, при том что планировалось реализовать четырнадцать. Объем проинвестированного капитала составил 75 млн рублей при плане 1,2 млрд рублей», – комментировала тогда зампред Счетной палаты Вера Чистова.

Были претензии у Счетной палаты и к работе Фонда развития моногородов. В 2019 году аудиторы писали в своем отчете, что при реализации программы «Комплексное развитие моногородов» фонд направлял большую часть субсидий на поддержку тех моногородов, экономика которых уже и так была относительно дифференцирована.

Кроме того, Счетная палата указывала и на высокие административные расходы фонда. Так, затраты фонда на выплаты персоналу в 2018 году были сопоставимы с исполнением доходной части бюджета моногорода Пикалево в Ленинградской области, а расходы на зарплату гендиректора фонда превышали расходы бюджетов некоторых населенных пунктов – «подопечных» фонда.

Создание РФРИТ в январе 2017 года изначально было названо экспертами излишним. Минфин и Счетная палата тогда указывали на то, что деятельность будет дублировать функции уже существовавших к тому моменту институтов развития.

По словам директора Центра исследований структурной политики ВШЭ Юрия Симачева, общая проблема институтов развития заключается в том, что большинство из них были созданы ситуативно под решение конкретной задачи. При этом общей стратегии, сквозных принципов выстраивания системы институтов развития сформировано не было.

«Несмотря на масштабность российской системы институтов развития и значительный объем ресурсов, распределяемых через эту систему, отсутствует сколько-нибудь целостная информация о их влиянии на социально-экономическое развитие. К сожалению, в течение всего периода деятельности институтов развития в России так и не была сформирована система независимой оценки их деятельности. Отсутствие такой системы не позволяет не только своевременно обратить внимание на определенные проблемы в деятельности институтов развития, на их выход за границы провалов рынка, но и выделить наиболее эффективные программы (инструменты) и обеспечить их масштабирование», – считает Ю. Симачев.

Возможно, именно эти названные экспертами аргументы стали решающими при принятии правительством решения о реформе институтов развития. Другое дело, что пока эта реформа ограничивается лишь организационной встряской институтов развития, а об изменении сутевой части их работы известно мало.

Почему ВЭБ.РФ?

Госкорпорация ВЭБ.РФ, которой руководит Игорь Шувалов, в течение последних пятнадцати лет занимавший высокие посты в Аппарате Президента РФ и Правительстве РФ, стала трансформироваться в «гиганта по развитию» еще в 2018 году. Тогда Внешэкономбанк – специализированный банк для финансирования российских проектов за рубежом – было решено переименовать в ВЭБ.РФ. Решение принималось на уровне парламента, для этого был подготовлен и рассмотрен целый пакет законов.

На госкорпорацию возложили новые функции по контролю за некоторыми институтами развития. В частности, в сферу влияния ВЭБ.РФ попали Российский экспортный центр (РЭЦ) и Фонд развития моногородов, а чуть позже – Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и Фонд развития Дальнего Востока и Арктики. Все средства, которые государство стало выделять на программы поддержки экспорта, моногородов и Дальнего Востока, стали проходить через счета ВЭБ.РФ. Очевидно, что с запуском новой реформы та же участь коснется всех средств, выделяемых на работу институтов развития, которые ВЭБ.РФ поглотит.

В 2019 году через ВЭБ.РФ было решено профинансировать несколько инвестиционных мегапроектов. В их числе строительство исследовательского реактора на быстрых нейтронах в Димитровграде Ульяновской области (проект госкорпорации «Росатом», общий объем финансирования – около 80 млрд рублей), освоение Талицкого участка Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей (общая стоимость проекта 163 млрд рублей, более 80 млрд из них должен был выделить ВЭБ.РФ), строительство Западного скоростного диаметра, финансирование поставки пяти воздушных судов Sukhoi Superjet в лизинг «Аэрофлоту».

На заседании Наблюдательного совета ВЭБ.РФ, прошедшем в декабре 2019 года, тогдашний председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев выразил полную удовлетворенность работой госкорпорации, сказав, что ее деятельность «была наконец переориентирована на решение задач развития страны, то есть ВЭБ стал работать как полноценный институт развития».

Игорь Шувалов тогда с увереннос-тью заявил, что корпорация ВЭБ.РФ имеет большое будущее. «Мы хотим претендовать на то, что в ВЭБе будет самая лучшая корпоративная культура и лучшие профессионалы, которые могут наравне с другими командами коммерческих банков создавать те самые синдикаты, которые так необходимы для развития экономики. По сути, мы полностью вписались в повестку выполнения национальных целей развития, поставленных Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным», – сказал он на одном из брифингов.

Подготовку к реформе институтов развития новое правительство во главе с М. Мишустиным начало еще в сентябре 2020 года. Было подготовлено распоряжение, в соответствии с которым менялся состав Наблюдательного совета ВЭБ.РФ. С того момента в него вошли ключевые члены кабинета министров: первый вице-премьер Андрей Белоусов, вице-премьеры Юрий Борисов и Марат Хуснуллин, министр финансов Антон Силуанов, помощник Президента РФ и бывший министр экономического развития Максим Орешкин, новый министр экономического развития Максим Решетников и первый заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ Валерий Сидоренко. Возглавил наблюдательный совет вице-премьер Дмитрий Григоренко, который ранее был заместителем Михаила Мишустина на посту руководителя ФНС России.

Таким образом, к концу 2020 года госкорпорация ВЭБ.РФ превратилась в гиганта с разветвленной сетью полномочий и многократно увеличенным бюджетом, который фактически контролируется правительством. Как эта управленческая схема скажется на эффективности реализации национальных программ развития российской экономики, покажет время.

Между тем международное рейтинговое агентство Fitch уже заявило о том, что рейтинги институтов развития, которые подпадают под реформу, будут пересмотрены. Так, ВЭБ.РФ имеет все шансы на повышение рейтинга, поскольку вырастет его политическая значимость. Наряду с ним возможно повышение рейтингов «Россельхозбанка» и ДОМ.РФ, а также лизинговых компаний ГТЛК, «Росагролизинг» и «ВЭБ.Лизинг».

Морские порты №9 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ