Стабильный спрос на минудобрения - Морские вести России

Стабильный спрос на минудобрения

10.12.2020

Российская экономика

Стабильный спрос на минудобрения

Фото: www.seaport.spb.ru

Производство минеральных удобрений – одна из отраслей российской промышленности, на которой нынешний экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, почти не сказался. Спрос и на внутреннем, и на внешних рынках остается стабильным, ценовые колебания невелики, поэтому российским предприятиям отрасли не пришлось пересматривать свои инвестиционные стратегии и тем более отказываться от них. Однако рост объемов производства выдвигает повышенные требования к логистике, в частности к портовой инфраструктуре. В этом сегменте уровень неопределенности существенно возрастает.

Основные тенденции развития отрасли минеральных удобрений в России и в мире были рассмотрены на прошедшей в конце сентября конференции «Минеральные удобрения – 2020: Россия, страны СНГ и Балтии», организованной компанией Argus Media.

Майя Керн

Глобально в плюсе

Сегодня отрасль производства минеральных удобрений является весьма устойчивой, спрос на продукцию во всем мире остается стабильным. Такая ситуация обусловлена тесной взаимосвязью отрасли с потребностями аграрного сектора и производством сельхозпродукции. Об этом в ходе конференции говорил Оливер Хатфилд, вице-президент по развитию бизнеса удобрений компании Argus Media.

Начиная с 2016 года спрос на мин-удобрения в мире рос, чему способствовало увеличение посевных площадей и госполитика отдельных стран, направленная на повышение объемов внесения минудобрений. Не случайно несколько лет подряд наблюдался прирост производственных мощностей. Так, по данным IFA, мировые мощности по выпуску карбамида с 2014 по 2019 год выросли более чем на 3 млн тонн в действующем веществе, аммиачной селитры – более чем на 1 млн тонн д.в., диаммонийфосфата – на 2,7 млн тонн, хлорида калия – на 9 млн тонн. Крупнейшими производителями мин-удобрений на сегодня считаются Китай, Россия, США, Индия и Канада.

Как известно, основу рынка составляет производство трех видов удобрений – азотных, калийных и фосфорных, причем традиционно рынок азотных удобрений наиболее развит и обладает большей капиталоемкостью.

Глобальный спрос на азотные удобрения стабильно растет даже в период кризисов. Вот и пандемия коронавируса лишь слегка замедлила рыночные процессы, но для отрасли в целом эта ситуация не должна стать серьезной угрозой, считают эксперты.

Самым популярным азотным удобрением является карбамид, или мочевина, – высококонцентрированное азотное удобрение, в составе которого нет нитратов. Тенденции этого лета в производстве карбамида таковы: из-за сильного падения цен на природный газ, который в больших количествах используется при производстве ве-

щества, себестоимость карбамида снизилась. Как следствие, снизились и рыночные цены на этот продукт. Однако уже к концу лета ценовая конъюнктура, вслед за восстановлением стоимости газа, начала восстанавливаться. По прогнозам Argus, динамика спроса на карбамид в перспективе выглядит положительно.

В последнее время целый ряд стран зафиксировал рекордные объемы импорта фосфатов. Основные рынки сбыта фосфорных удобрений – Индонезия, Китай, Индия, Бразилия и США. Однако китайские предприятия также были сосредоточены на удовлетворении внутреннего спроса. Сегодня Китай является крупнейшим в мире потребителем в данном сегменте рынка.

Цены на фосфаты после снижения в начале пандемии стали восстанавливаться, динамика цен сегодня положительная, что позволяет производителям успешно снижать величину издержек.

«Рентабельность в этом сегменте рынка сохраняется на приемлемом уровне для производителей и экспортеров, однако динамика внешнеторговых отношений между главными участниками рынка – Китаем и США – может сказаться на цене конечного продукта как в лучшую, так и в худшую сторону. Решающей в этом сегменте рынка становится стратегия производителей», – считает О. Хатфилд из Argus Media.

Сегмент производства калийных удобрений больше других пострадал от кризиса. Цены на калийные удоб-рения в 2020 году не оправдали ожиданий производителей, они упали весьма существенно – на 20%. Между тем, по мнению О. Хатфилда, запас прочности отрасли позволит ей пережить такие колебания.

«Исходя из анализа рыночного баланса, можно ожидать восстановления рынка калийных удобрений, хотя оно может быть ограничено ростом производственных мощностей в мире и рядом других факторов. Проблема лежит на стороне предложения, спрос по-прежнему стабилен», – констатирует эксперт.

Табл. 1. Объемы мирового потребления минеральных удобрений сельским хозяйством

Минеральные удобрения

Объем потребления, млн тонн д.в.

2016

2017

Изменение, %

2018

2019 (f)

Изменение, %

N

107,1

106,4

- 0,7

106,5

107,1

0,6

P2O5

45,4

46,3

2,0

45,3

46,0

1,5

K2O

35,9

37,4

4,2

37,0

37,4

1,1

Итого

188,5

190,1

0,8

188,8

190,5

0,9

Источник: IFA.

Новые российские проекты

По данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), за последние 5 лет в производственные мощности отрасли была инвес-тирована рекордная сумма – около

1 трлн рублей. Благодаря этому Россия занимает сегодня второе место в мире по объемам производства минудобрений и 13% мирового рынка.

По словам директора Научно-исследовательского института карбамида Валентины Колодинской, мощности по производству метанола в России к концу 2022 года могут достигнуть 8 млн тонн, по производству аммиака – 19 млн тонн и по производству карбамида – 13 млн тонн в год. Сегодня в стране несколько крупнейших производителей минеральных удобрений, которые постоянно расширяют свои промплощадки и увеличивают мощности производств.

Так, в ближайшие годы будут введены в эксплуатацию несколько новых промплощадок по производству минудобрений. В частности, речь идет о строительстве комплекса по производству аммиака, карбамида и меламина ПАО «Метафракс» (г. Губаха, ввод в эксплуатацию в 2021 г.),

комплекса по производству метанола мощностью 1,5 тыс. т/сут. ООО «Объединенная химическая компания «Щекиноазот» (Тульская область, ввод в эксплуатацию в 2021 г.). Строительство комплексов по производству аммиака мощностью 1,5 тыс. т/сут. и карбамида мощностью 2 тыс. т/сут. на этом же предприятии должно завершиться в 2023 году.

На 2021 год запланирован к пуску и комплекс по производству карбамида мощностью 2,2 тыс. т/сут. ПАО «Тольяттиазот» (г. Тольятти), и комплекс по производству карбамида мощностью 1,5 тыс. т/сут. ПАО «Куйбышевазот» (г. Тольятти). Установка по гранулированию карбамида мощностью 2 тыс. т/сут. на заводе АО «Акрон» (г. Великий Новгород) заработает также в 2021 году.

«Все мы ожидаем поворот в политике «Газпрома» по увеличению внутренней переработки газа и более льготных условий его предоставления. Сейчас хорошее время для того, чтобы начинать реализацию инвестпроектов. Два-три года есть, чтобы попасть в диапазон пика цен и роста спроса для того, чтобы максимально быстро окупить вложения», – отметила В. Колодинская.

Порты не справляются

Российские минеральные удобрения отправляют на экспорт в основном морским транспортом. Однако по-прежнему большие объемы отечес-твенных минудобрений переваливаются через порты Прибалтики. Одна из главных причин – недостаток в России собственных специализированных перевалочных мощностей и запрет на размещение складов для химических грузов на территории портов в водоохраной зоне.

По словам главного специалиста компании «Морстройтехнология» Ольги Гопкало, несмотря на то что сейчас много говорят о переориентации грузопотоков из прибалтийских портов на российские, эта тенденция пока не коснулась минудобрений: около трети объема морского экспорта этих грузов идет транзитом через Прибалтику и Финляндию (см. таблицы 2, 3).

Табл. 2. Прирост объемов перевалки российских экспортных минеральных удобрений (навалом, наливом, в таре и в контейнерах) через порты России, Украины, Прибалтики и Финляндии по бассейнам, 2015-2019 гг.

Бассейн

Объем перевалки в 2019 г., тыс. т

Прирост за 2015-2019 гг., тыс. т

Прирост за 2015-2019 гг., %

Балтийский

25 795

6 049

31

Азово-Черноморский

4 162

-324

-7

Балтийский

25 795

6 049

31

Арктический (Мурманск)

1 392

132

10

Прочие

150

53

55

Всего

31 498

5 910

19

Источник: ООО «Морстройтехнология».

Табл. 3. Прирост объемов транзита российских экспортных минеральных удобрений (навалом, наливом, в таре и в контейнерах) через порты России, Украины, Прибалтики и Финляндии, 2015-2019 гг.

Направление транзита

Объем перевалки в 2019 г., тыс. т

Прирост за 2015-2019 гг., тыс. т

Прирост за 2015-2019 гг., %

Украина (сухие)

26

-458

-95

Прибалтика (сухие)

6 548

804

14

Прибалтика (жидкие)

1 886

903

92

Финляндия (сухие)

2 125

885

71

Всего

10 585

2 134

20

Источник: ООО «Морстройтехнология».

В российских портах наблюдается интересная тенденция: минудобрения теперь экспортируются не только навалом, но еще и в контейнерах, и в таре. В прошлом году на альтернативные способы отгрузки пришлось 12%, по темпам роста они уже заметно опережают навалочные грузы.

Замедлить рост отгрузки минудоб-рений в контейнерах, по мнению О.Гопкало, может дефицит порожняка. Дело в том, что российский импорт грузов в контейнерах с 2014 года упал и до сих пор не восстановился, в то время как экспорт постоянно растет. В экспорте существенно увеличилась доля груженых контейнеров, в то время как доля порожняка снизилась с 62-67% до 35%.

Перевалка удобрений в таре растет за счет аммиачной селитры, которую фасуют в основном в биг-беги. На ее долю приходится 65-75% тарированных удобрений, переваливаемых через порты. Основные объемы такой перевалки приходятся на Большой порт Санкт-Петербург, который является лидером в этом сегменте.

И все-таки пока стивидоры делают ставку на более традиционную отгрузку минудобрений навалом. Для этого не хватает мощностей, но в ближайшее время они должны прирасти за счет новых проектов, находящихся в разной степени готовности.

В частности, строится терминал «Ультрамар» в Усть-Луге. Мощность его первой очереди позволит переваливать 12 млн тонн минеральных удобрений в год, а полная мощность терминала рассчитана на перевалку 17,3 млн тонн. Вместимость складов составит 600-700 тыс. тонн, в том числе и под грузы с классом опасности 5.1 (к ним относится и селитра).

«Есть вопросы о том, как это может быть организовано в нынешних условиях: существует законодательное ограничение по вместимости отсека склада селитры в 5 тыс. тонн, а рассчитывать на специальные технические условия после взрыва склада селитры в Бейруте не приходится. Но если проект все-таки будет реализован так, как он изначально задумывался, – вся логистика селитры перестроится: могут измениться объемы отгрузки в других российских портах, таких как Большой порт Санкт-Петербург и порт Новороссийск», – считает О. Гопкало.

Перспективы ряда других заявленных проектов довольно неопределенны. Терминал «Еврохима» в Усть-Луге пока только получил все необходимые заключения экспертизы и другую необходимую документацию. Проектирование «Морского терминала «Тулома» в Мурманске еще ведется. Готовность терминала навалочных грузов «ОТЭКО-Портсервис» в Тамани довольно высокая, но при этом «нет никакого открытого посыла рынку о том, когда он начнет работать».

Таким образом, в ближайшей перспективе отказаться от использования портовых мощностей Прибалтики для перевалки минудобрений на экспорт России не удастся. Переориентировать эти грузопотоки на российские порты можно будет только после введения в эксплуатацию новых портовых мощностей.

Морские порты №7 (2020)

ПАО СКФ
Газпромбанк
РТКОММ
Camco
МТ Групп
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проводит Онлайн-хакатон