Кризис развивается - Морские вести России

Кризис развивается

26.10.2020

Российская экономика

Кризис развивается

Фото: пресс-служба Группы ГАЗ

Минэкономразвития России оценило динамику российской экономики по итогам 7 месяцев 2020 года и спрогнозировало развитие событий на ближайшее время. Ожидаемо фиксируется падение ВВП на 4,7%, правда, уже далеко не такое резкое, как во втором квартале, на который пришелся пик «коронавирусных» ограничений, когда, по оценкам Росстата, падение ВВП составило 8,5%. По итогам 2020 года падение ВВП страны прогнозируется на уровне примерно в 5%.

В западных странах ситуация даже несколько хуже: ВВП стран с развитой экономикой во 2-м квартале 2020 года упал на рекордные 9,8%, а это даже больше, чем было в пик мирового финансового кризиса в 2009 году. Процесс восстановления и российской, и мировой экономики может занять годы. Так, по самым оптимистичным прогнозам, к уровню ВВП 2019 года Россия сможет вернуться в лучшем случае в конце 2021 - начале 2022 года.

Надежда Гаврилова

О чем говорит статистика

Министерство экономического развития РФ обновило данные по уровню падения российской экономики по сравнению с прошлым годом. Падение ВВП России в июле 2020 года оценивается в 4,7% в годовом выражении. В июне и мае этот показатель составлял соответственно 6,4% и 8,9%. То есть темпы падения экономики замедляются вместе с постепенной отменой ограничительных мер в большинстве регионов страны.

В 1-м квартале 2020 года, до введения режима самоизоляции, наблюдался небольшой рост: 1,6% – в январе, 2,7% – в феврале и 0,8% – в марте. В среднем за январь - июль 2020 года ВВП России снизился на 3,8%, говорится в «Картине деловой активности», документе, который регулярно готовит Минэкономразвития для оценки экономического состояния страны.

«По нашей оценке, данные по ВВП за июль оказались несколько лучше предварительных прогнозов и позволяют говорить сегодня о продолжении постепенного восстановления экономики страны. Безусловно, свою роль сыграли реализованные правительством масштабные пакеты мер поддержки граждан и бизнеса. При этом в условиях сохраняющейся неопределенности на международных рынках считаем преждевременным фиксировать устойчивые тренды», – цитирует пресс-служба министерства заместителя министра экономического развития РФ Полину Крючкову.

Оценки Росстата незначительно отличаются от оценок Минэкономразвития. В соответствии с ними ВВП России в 1-м полугодии 2020 года упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,6%. Падение ВВП во 2-м квартале Росстат оценил в 8,5%. Этот показатель сопоставим с самыми глубокими квартальными падениями кризисов 1998 и 2009 годов, но все-таки не превосходит их. Так, в 1998 году самый значительный спад был зафиксирован в 4-м квартале – на 9,1%, а 2009-м пиковым был 2-й квартал – минус 11,2%.

Значимый вклад в улучшение динамики ВВП в июле текущего года, по сообщению Минэкономразвития, внесли обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство. На фоне восстановления потребительской активности, а также улучшения ситуации на внешних рынках темпы снижения выпуска в обрабатывающих отраслях сократились с минус 6,4% в июне до минус 3,3% в июле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В сельском хозяйстве рост составил 4% за счет проведения уборочной кампании. В строительстве в последние два месяца годовые темпы роста стабилизировались на околонулевом уровне (-0,2% в июле) после умеренного снижения в апреле-мае.

Таким образом, если в несырьевом секторе экономики спад существенно сократился, то в добывающих отраслях негативные тенденции только нарастают. Так, падение добычи полезных ископаемых в июле ускорилось с минус 14,2% до 15,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из-за того, что объемы добычи продолжили снижение, транспортная отрасль не получила достаточных для восстановления объемов грузов. Поэтому грузооборот транспорта в июле 2020 года оказался существенно ниже уровня соответствующего периода 2019 года – минус 8,4% (-9,6% в июне).

По прогнозу ЦБ РФ, по итогам 2020 года падение ВВП России составит 4,5-5,5%. В 2021 году ЦБ ожидает отскок экономики на 3,5-4,5% (ранее мегарегулятор прогнозировал рост на 2,8-4,8%), в 2022 году прогнозирует рост на 2,5-3,5%.

Подробнее о транспорте

Транспортная отрасль по-разному переживает кризис. Падение объемов грузоперевозок в 1-м полугодии 2020 года зафиксировано на всех видах транспорта, кроме морского. Грузооборот транспорта за 7 месяцев текущего года снизился на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В июле объем грузооборота упал на 8,4% по сравнению с июлем прошлого года, но в сравнении с июнем 2020-го он вырос на 4,2%.

Объемы грузоперевозок железнодорожным транспортом снизились по итогам 7 месяцев на 4,8% по сравнению с тем же периодом 2019-го, и это один из самых низких показателей снижения среди всех видов транспорта. В июле 2020 года железнодорожники перевезли только на 1,8% грузов меньше, чем в июле предыдущего года, а рост грузооборота по сравнению с июнем 2020-го составил 5,9%.

По словам заведующего лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков и инфраструктуры (ИОРИ) РАНХиГС Юрия Пономарева, падение объемов грузоперевозок на железнодорожном транспорте может вызвать корректировку инвестиционной программы ОАО «РЖД», но говорить о каких-то конкретных проектах, реализация которых будет отменена или отложена из-за кризиса, пока рано.

Примерно такие же показатели у автомобильных грузоперевозок. Так, объем перевезенных за 7 месяцев 2020 года грузов составил 95,8% от объема аналогичного периода прошлого года. В июле этого года автомобильным транспортом было перевезено на 6,6% меньше грузов, чем в июле прошлого года, а рост июля 2020 года к июню составил 5,5%.

Наибольшее падение объемов грузоперевозок зафиксировано в транспортной авиации. Так, в июле 2020 года было перевезено лишь 83,1% от объема грузов июля 2019 года. По итогам 7 месяцев 2020 года падение составило 9,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Восстановительного роста объемов грузоперевозок в июле по сравнению с июнем не произошло: падение объемов продолжилось и составило 2,8% от месяца к месяцу.

Падение объемов транспортировки грузов трубопроводным транспортом тоже оказалось существенным и составило 8,3% за 7 месяцев. В июле 2020 года было транспортировано лишь 85% от уровня июля 2019 года; восстановительный рост объемов в июле по сравнению с июнем тоже был невелик и составил только 1,6%.

Интересно, что объемы грузоперевозок морским транспортом, несмотря на все негативные тенденции в экономике, в 2020 году выросли. Так, рост объемов июля текущего года по сравнению с июлем прошлого составил 6,8%, а рост июля 2020 года к июню этого же года оказался и того выше – 35%. По итогам 7 месяцев 2020 года морским транспортом было перевезено на 5,6% больше грузов, чем за аналогичный период прошлого года.

С чем связана такая динамика, журналу «МП» пояснил исполнительный директор АСОП Серик Жусупов. По его словам, внешняя торговля, на нужды которой в основном работают морские перевозчики, пострадала от кризиса меньше, чем другие отрасли, а падение одних грузопотоков компенсировалось ростом других. Так, по словам эксперта, снизились объемы перевозимых морским транспортом полезных ископаемых, в то время как объемы перевозки зерна существенно увеличились. Вырос и транзит, и это тоже внесло существенный вклад в увеличение показателей перевозок.

В то же время динамика грузоперевозок внутренним водным транспортом не так радужна. Там тоже заметно падение объемов: в январе - июле 2020 года по сравнению с январем - июлем 2019-го – на 8,7%, в июле 2020 года по сравнению с июлем 2019-го – на 12,5%. Восстановительный рост июля к июню 2020 года составил 12,1%, и этот довольно высокий показатель внушает надежду на то, что объемы грузоперевозок внутренним водным транспортом вскоре все-таки достигнут докризисного уровня.

Ю. Пономарев отмечает, что нынешняя ситуация в транспортной отрасли свидетельствует о постепенном восстановлении экономики и уровня деловой активности. Поскольку большая часть регионов уже приступила к третьему этапу снятия ограничительных мер, будут расти и объемы грузопотоков, и пассажиропоток. Крупные транспортные инвестпроекты останутся на повестке дня, поскольку от их реализации зависит достижение скорректированных Национальных целей до 2030 года. Однако, скорее всего, не все инициативы, вошедшие в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, смогут быть реализованы в этот раз.

Что ждет транспортный сектор

По прогнозам экспертов международной группы Coface, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками, особенно трудным 2020 год окажется для автопрома, металлургии, текстильной и целлюлозно-бумажной промышленности.

Росту транспортного сектора, по оценкам Coface, в этом году будет препятствовать общее ухудшение обстановки на мировом рынке, однако в более отдаленной перспективе транспортный сектор может перейти к устойчивому росту благодаря увеличению доли среднего класса в населении Индии и Китая и снижению цен на разработку и внедрение инноваций, особенно в воздушном и морском сегменте.

В недавно одобренной российским правительством Транспортной стратегии России до 2035 года учитывается необходимость модернизации сети автомобильных дорог, устранение ограничений на внутренних водных путях, обеспечение транспортной доступности удаленных и труднодоступных регионов. Предстоит также увеличить пропускную способность железнодорожной инфраструктуры и развить международные транспортные коридоры в стране.

Часть проектов стратегии должна быть завершена уже к 2021 году, их общая стоимость составляет 365,2 млрд рублей. Львиная доля этих денег приходится на железнодорожные проекты – первый этап модернизации БАМа и Транссиба, комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги, обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна и другие.

Многие эксперты разделяют точку зрения Ю.Пономарева о том, что новый кризис вызовет корректировку инвестиционных инфраструктурных программ государства и крупных госкомпаний. Так, по словам заместителя директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС Дмитрия Агафонова, которого цитирует «Коммерсант», РЖД и крупнейшие авиакомпании уже объявили о сокращении финансирования своих инвестпрограмм. Но, несмотря на это, все стратегические и ключевые для государства направления перспективного роста грузопотоков были сохранены, считает эксперт.

«Для РЖД – это модернизация Транссиба и БАМа, для авиационной отрасли – поддержка аэропортовой инфраструктуры, для водного транспорта – поддержка судостроения. В то же время существуют высокие риски пересмотра инвестиционного развития новых проектов по развитию транспортной инфраструктуры с горизонтом планирования до 2030–2040 годов», – говорит Д. Агафонов.

По мнению профессора МАДИ Михаила Якимова, которого также цитирует издание, следует ожидать сокращения инвестиций в инфраструктуру, связанную с пассажирскими перемещениями, в первую очередь в городской общественный транспорт и метро. Одновременно с этим можно ожидать увеличения доли инвестиций в инфраструктуру грузового транспорта.

Еще со времен американской Великой депрессии известно, что инвестиции в транспортную инфраструктуру могут стать драйвером экономического роста в стране. По данным Moody’s Economy, государственные капиталовложения в инфраструктуру стимулируют частные инвестиции: каждый доллар, потраченный на инфраструктурные проекты, вызывает мультипликационный эффект в размере 1,59 доллара США. По данным Росстата, транспорт формирует 5% ВВП России, а по оценкам некоторых экспертов, с учетом транзитного потенциала этот показатель может достигать 10-11% ВВП.

Таким образом, продолжая реализовывать крупнейшие инфраструктурные проекты, необходимость которых подтверждается бизнесом, государство сможет помочь экономике России восстановиться после одного из тяжелейших экономических кризисов последних лет.

Мировой ВВП бьет рекорды падения

По предварительным оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), опубликованным ИА «Финмаркет», реальный ВВП в странах с развитой экономикой во 2-м квартале 2020 года упал на рекордные 9,8% относительно первых трех месяцев года. Это падение оказалось существенно выше, чем в 1-м квартале 2009 года, когда экономика сократилась на 2,3% на пике глобального финансового кризиса.

Среди государств G7 в апреле – ниюне этого года наиболее существенный спад ВВП был отмечен в Великобритании – на 20,4%. Во Франции, где ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, были одними из наиболее строгих, экономика потеряла 13,8% после снижения на 5,9% в 1-м квартале. Значительное падение было зафиксировано в Италии – на 12,4%, Канаде – на 12%, Германии – на 9,7%. В январе – марте сокращение ВВП в этих государствах составляло соответственно 5,4%, 2,1% и 2%.

В США, где многие штаты ввели режим самоизоляции в конце марта, сокращение экономики было менее существенным – на 9,5% после снижения на 1,3% в 1-м квартале. ВВП Японии, где были приняты менее строгие меры, упал в апреле - июне на 7,8% по сравнению со снижением на 0,6% кварталом ранее. Экономика Европейского союза в прошедшем квартале уменьшилась на 11,7% после сокращения на 3,2% тремя месяцами ранее, а ВВП Еврозоны за эти периоды сократился на 12,1% и 3,6% соответственно.

Морские порты №6 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ