НДС останется высоким - Морские вести России

НДС останется высоким

19.08.2020

Российская экономика

Правительство не поддержало инициатив о снижении налога на добавленную стоимость и вряд ли поддержит в будущем

В начале 2020 года в Госдуму РФ было внесено сразу два законопроекта, в которых в связи с высокой нагрузкой на бизнес предлагалось снизить налог на добавленную стоимость (НДС) до 15% и даже до 12%.

Первый принадлежит перу группы депутатов от партии «Справедливая Россия» во главе с лидером Сергеем Мироновым. Парламентарии предложили снизить НДС до 15%, аргументируя это тем, что выпадающие доходы бюджета очень быстро перекроются за счет возросших поступлений от бизнеса, который сможет обеспечить рост объемов производства и продаж.

Второй законопроект, предлагающий постепенное снижение НДС к 2025 году до 12%, подготовили коммунисты во главе с лидером Геннадием Зюгановым. Обоснование у этого документа примерно такое же, как и у первого. Однако оба законопроекта получили отрицательные отзывы правительства и вряд ли дойдут до второго чтения в Госдуме.

Надежда Толстоухова

Аргументация эсеров не выдержала критики

В пояснительной записке к законопроекту «Справедливой России» говорится, что повышение НДС для увеличения финансирования национальных проектов, которое произошло в 2019 году, себя не оправдало. Депутаты подсчитали, что снижение ставки налога с 20% до 15% приведет к сокращению поступлений от НДС в консолидированный бюджет РФ на сумму порядка 1 трлн рублей в год. В то же время, по их представлениям, снижение ставки приведет к росту ВВП за счет того, что предприятия смогут инвестировать больше в развитие производств, а потребители – покупать больше товаров за те же деньги.

Депутаты в законопроекте ссылаются на мнения неназванных авторитетных экспертов, согласно которым 1% снижения НДС приведет к ежегодному росту ВВП на ту же величину. Рост экономики, в свою очередь, постепенно приведет к увеличению объемов поступления НДС и других налогов. Таким образом, снижение ставки НДС с 20% до 15% уже на третий год ее применения приведет к превышению дополнительных налоговых поступлений над выпадающими доходами на 870 млрд рублей, считают авторы документа.

В дальнейшем, на третий год после вступления закона в силу, они прогнозируют стабильный рост налоговых доходов федерального бюджета. Выпадающие на первых порах доходы депутаты предлагают компенсировать накопленными ранее резервами.

Правительство отрицательно оценило эту инициативу, указав, что расчеты и обоснования упомянутых сумм выпадающих доходов федерального бюджета в прилагаемых к законопроекту материалах отсутствуют. Кроме того, представители кабмина выразили сомнение в том, что снижение НДС приведет к расширению производств и увеличению заработных плат сотрудников предприятий, как отмечалось в проекте закона.

«Законопроект не предусматривает каких-либо мер, которые позволят обеспечить направление дополнительных доходов налогоплательщиков на расширение производственных возможностей и повышение оплаты труда. В условиях рыночных отношений размер заработной платы в значительной степени зависит от соотношения спроса и предложения на конкретном рынке труда», – сказано по этому поводу в правительственном отзыве.

Еще один довод правительства сводится к тому, что снижение налоговой ставки НДС не повлияет на уровень цен, поскольку в условиях рыночных отношений ценообразование зависит от складывающегося соотношения спроса и предложения на товары. А вот наполняемость бюджета, которая очень сильно упадет в связи со снижением НДС, – очевидна, так как Налог на добавленную стоимость, наряду с Налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ), является одной из главных доходных статей федерального бюджета.

«Снижение ставки НДС приведет к сокращению доходов федерального бюджета, что ограничит возможности финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере», – говорится в отзыве правительства.

Коммунистов тоже раскритиковали

Единственное принципиальное отличие инициативы депутатов от КПРФ от инициативы их коллег-эсеров в том, что они предложили сократить НДС не до 15%, а до 12%, но сделать это не сразу, а постепенно, в течение пяти ближайших лет. Интересно, что аргументировали свое предложение коммунисты исходя из «логики формирования евразийского экономического пространства» и апеллировали к тому, что в странах ЕАЭС Налог на добавленную стоимость ниже, чем в РФ, поэтому и в России его необходимо снизить.

В качестве примеров были приведены Казахстан, где ставка НДС была снижена с 15% до 12% в 2009 году, и Киргизия, где ставка НДС составляет те же 12%. «Вполне ожидаемо, что многие организации и предприниматели государств – членов ЕАЭС будут регистрировать свой бизнес в этих странах и там же платить Налог на добавленную стоимость. Принятие решения о снижении ставки НДС с 20% до 12% за пять лет устраняет целесообразность для хозяйствующих субъектов в использовании существующих схем теневого обналичивания», – говорится в пояснительной записке к законопроекту коммунистов.

Депутаты от КПРФ считают, что снижение НДС на 8 процентных пунктов в течение пяти лет позволит расширить круг налогоплательщиков за счет выхода из тени предприятий малого и среднего бизнеса. По их мнению, из-за снижения налоговой нагрузки вырастет собираемость налогов и повысится инвестиционная активность.

По подсчетам авторов законопроекта, ежегодные выпадающие доходы федерального бюджета составят 152 млрд рублей в 2021-2022 годах, а начиная с 2023 года – 228 млрд рублей ежегодно. Но и здесь депутаты оговариваются: выпадающие из бюджета доходы будут восполнены за счет активности бизнеса.

«Указанный расчет теоретически снижаемой суммы НДС, поступающей в федеральный бюджет в период 2021-2025 годов, конечно же будет перекрываться возрастающим объемом мобилизации НДС в федеральный бюджет за счет роста экономического потенциала налогоплательщиков, у которых за счет возрастающей разницы в ставке НДС от 2% до 8% за эти годы появится возможность использовать ее как инвестиционный ресурс на свое дальнейшее развитие, а также для развития других секторов отраслей экономики страны», – говорится в финансово-экономическом обосновании законопроекта.

Правительство и на этот законопроект подготовило отрицательный отзыв. В нем говорится буквально следующее: «Оценить влияние законопроекта на вероятное расширение круга участников налогообложения НДС не представляется возможным в связи с отсутствием в законопроекте соответствующих норм». И дальше: «Законопроектом не предусмотрены какие-либо механизмы, которые позволят контролировать направление налогоплательщиками доходов, полученных в связи со снижением базовой ставки НДС до 12%, на расширение производства, а также на повышение оплаты труда, в связи с чем рост ВВП и повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов как следствие снижения ставки НДС не очевидны». Отзыв подписан руководителем аппарата правительства РФ Дмитрием Григоренко.

Бизнес нуждается в другой поддержке

НДС, как уже говорилось, – один из основных налогов, формирующих государственный бюджет. По данным Минфина, поступления от НДС (внутреннего и на ввозимые товары) в 2019 году составили 7,1 трлн рублей, или 35% от всех доходов бюджета. Больше – 7,9 трлн рублей, или почти 40%, – принесли только нефтегазовые доходы. Поэтому государство традиционно пытается отстоять каждый рубль поступлений от НДС.

Напомним, НДС начисляется на всех этапах производства и продажи товаров или услуг. Сумму закладывают в итоговую цену продуктов, так что в результате ее платят конечные потребители. По данным аудиторской компании KPMG, которые приводит «Коммерсант», среднемировая ставка НДС составляет 15,79%, что существенно ниже, чем в России.

Более того, у нас она была повышена с 18% до 20% с 1 января 2019 года. Решение было крайне непопулярным у бизнеса и населения, повлекло рост цен и инфляции и репутационные потери для правительства, но по итогам года принесло в бюджет государства около 620 млрд рублей дополнительных доходов. Эти деньги, по отчетам Минфина, были направлены в том числе на реализацию национальных проектов.

В последние пять лет налоговая нагрузка на бизнес в России, которую рассчитывают как отношение всех видов поступлений в бюджет к ВВП, колеблется в пределах 28-31%. В 2019 году, судя по заявлениям представителей Минфина, фискальная нагрузка в связи с повышением НДС еще несколько увеличилась, но конкретные цифры названы не были.

По данным, которые аккумулирует и ежегодно публикует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), налоговая нагрузка в России сопоставима с нагрузкой в таких странах, как Великобритания (33%), Новая Зеландия (32,1%), Канада (31,7%), но она больше, чем в США (26%) или Швейцарии (27,8%). Среднее значение этого показателя в странах ОЭСР – 34,5% ВВП.

Правда, по оценкам некоторых экспертов, налоговая нагрузка на бизнес в России все-таки гораздо выше, чем указывается в официальной статистике. Так, президент АНО «Экспертно-аналитический центр по модернизации и технологическому развитию экономики» Михаил Абрамов подсчитал, что налоговая нагрузка на предприятие в России больше, чем в США, в 5-8 раз из-за того, что там иначе устроена система налоговых сборов.

В США довольно большая сумма доходов физических лиц не облагается налогами через работодателя, а размер социальных сборов с него составляет 13,3% от размера заработной платы сотрудника против российских 30%. Кроме того, прибыль предприятия в размере до $2 млн в год налогами не облагается при условии, что деньги идут на покупку оборудования. Так что по ряду причин вести бизнес в США легче, чем в России. Тем не менее, в нынешних экономических условиях снижение налогового бремени на российские предприятия, и в первую очередь снижение ставки НДС, выглядит маловероятным.

Как прокомментировал «МП» доцент кафедры финансового менеджмента, управленческого учета и международных стандартов финансовой деятельности Высшей школы финансов и менеджмента (ВШФМ) РАНХиГС Дмитрий Тихонов, такой сценарий развития событий можно было бы рассматривать в ноябре прошлого года, когда экономическая обстановка в стране была более или менее стабильной. А сейчас, когда курсы валют и цены на нефть нестабильны, а спрос и производительность труда внутри страны резко упали из-за карантина по коронавирусу, бизнес нужно поддерживать точечными мерами. Снижать ставку НДС и снижать наполняемость бюджета сейчас было бы, по мнению эксперта, неоправданным риском.

В краткосрочной перспективе, когда весь мир вступил в кризис, в новую экономическую реальность, с этой оценкой можно и согласиться. Но ведь правительство рассматривало инициативы депутатов по снижению давления на бизнес еще до кризиса, когда была полна «кубышка», цены на нефть еще не обрушились, доллар не взлетел и не надо было заливать валютный рынок накопленными средствами Фонда национального благосостояния. Почему же решение исполнительной власти было отрицательным, традиционно бухгалтерским? И как поведет себя наше правительство после нынешнего кризиса, когда резервы будут исчерпаны, социальные программы не реализованы (к какому уровню рубля будут индексировать зарплаты, пенсии и льготные выплаты гражданам РФ?), а предпринимателям все же придется поднимать экономику? Опять будет давить бизнес налогами и собирать «кубышку», чтобы в очередной раз истратить ее в следующий кризис?

Экспертное мнение

Дмитрий Тихонов, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), к.э.н.

– По итогам 2019 года финансовое состояние и государственного бюджета, и Фонда национального благосостояния, в который поступали дополнительные доходы от продажи нефти, было достаточно хорошим. Поэтому в рамках общего курса властей можно было рассуждать о росте благосостояния граждан, о возможности снижения ставки НДС до 16-17% в расчете на рост инвестиционной активности предприятий.

Весной 2020 года мы живем в ситуации явного экономического кризиса. Развитие этого кризиса зависит от того, состоится или нет новая сделка России с ОПЕК и какая цена на нефть установится в результате. Шутка ли: Роснефть ежегодно приносит в бюджет РФ в среднем около 3 трлн рублей налогов. При нынешней стоимости нефти в $25-27 за баррель в марте 2020 года российский бюджет недополучит несколько сотен миллиардов рублей по итогам года.

Нелегко придется многим российским компаниям и отраслям, но сильнее всего кризис ударит по малому и среднему бизнесу. Поэтому властям сегодня нужно сосредоточиться на экстренной поддержке малых предприятий из сфер логистики, туризма, спорта, услуг и ряда других, по которым кризис уже довольно сильно ударил. И речь уже идет не о снижении НДС, а о прямых, адресных мерах поддержки, например о беспроцентных займах и прочем, – о спасении этого бизнеса.

Пока верстался номер

Президент России Владимир Путин объявил о новых мерах поддержки бизнеса в связи с мировым кризисом, вызванным пандемией коронавируса и падением нефтяных цен.

В частности, страховые взносы во внебюджетные фонды для субъектов малого и среднего предпринимательства будут снижены с 30% до 15%, причем на длительный, пока не определенный срок.

Кроме того, малый и средний бизнес получит полугодовую отсрочку по налогам, кроме НДС, а микробизнес – еще и отсрочку по уплате страховых взносов на тот же период. Если у микро-, малых и средних предприятий есть кредиты, то они тоже должны получить полугодовую отсрочку на их выплату.

«В целом прошу правительство и Центральный банк предложить и принять дополнительные меры обеспечения устойчивого кредитования реального сектора, включая предоставление госгарантий и субсидирование», – заявил президент.

Также В.Путин объявил о введении моратория сроком на шесть месяцев на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов. По поручению президента правительство должно будет вести постоянный мониторинг ситуации и в случае необходимости расширять и корректировать перечень отраслей, которые нуждаются в поддержке.

Морские порты №2 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ