Транспорт будет профинансирован по планам нацпроектов - Морские вести России

Транспорт будет профинансирован по планам нацпроектов

28.04.2020

Российская экономика

Совет Федерации РФ одобрил федеральный бюджет на 2020-2022 годы. Очередной трехлетний бюджет в соответствии с майскими указами президента РФ будет социальноориентированным – 36% расходов бюджета пойдет на финансирование образования, здравоохранения, выплату пенсий и пособий и на другие общественные нужды. На развитие экономики запланировано 16,6% расходов, все они будут распределены по национальным проектам, как и в нынешнем году. Значительная доля бюджетных средств в ближайшие годы будет потрачена на развитие транспорта и магистральной инфраструктуры по планам нацпроектов.

Надежда Толстоухова

Доходы бюджета

В комментариях Министерства финансов РФ к проекту федерального бюджета пояснялось, что «проект федерального бюджета на 2020-2022 гг. направлен на реализацию национальных целей и ключевых приоритетов на период до 2024 г. с учетом мер по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал (повышению их доли в ВВП до 25%), реализация которых будет способствовать ускорению экономического роста с 2020 г.». Это значит, что расходная часть бюджета, как и в 2019 году, распределена по 13 национальным проектам, программам и планам.

Федеральный бюджет на три ближайших года сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития России. Этот прогноз предполагает реализацию бюджетной политики с соблюдением бюджетных правил и проведение Банком России денежно-кредитной политики с учетом инфляции, установленной на уровне 3% на 2020 год. Базовый сценарий предполагает, что антироссийские санкции и ответные меры со стороны России будут продлены на все три года.

Темпы роста ВВП России, согласно данным Минфина, составили в 2019 году 1,3% по отношению к 2018-му, в 2020-м по отношению к 2019-му они должны быть равны 1,7%. В 2021 году ведомство ожидает существенного ускорения темпов роста экономики – до 3,1%, в 2022 – до 3,1%. Доходная часть трехлетнего бюджета подсчитана исходя из цены на нефть марки Urals $57 за баррель в 2020 году, $56 – в 2021-м и $55 – в 2022-м. Согласно «бюджетному правилу», в 2020 году все дополнительные нефтегазовые доходы казны, полученные от стоимости нефти выше планки отсечения, установленной на уровне $42,4 за баррель, будут направляться в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Бюджет 2020 года – профицитный. Согласно расчетам Минфина, доходная часть бюджета составит 20,379 трлн рублей, а расходная – 19,503 трлн. Таким образом, профицит будет равен около 876 млрд рублей. В доходной части бюджета нефтегазовые доходы составят 7,472 трлн рублей, ненефтегазовые – 12,907 трлн.

В 2021 году, по прогнозам, доходы бюджета должны вырасти до 21,247 трлн рублей в основном за счет роста ненефтегазовых поступлений. До 20,634 трлн рублей увеличатся и расходы бюджета, поэтому профицит сократится почти до 613 млрд. В 2022 году, опять же за счет роста ненефтегазовых поступлений, доходы бюджета должны будут вырасти до 22,058 трлн рублей, а расходы – до 21,763 трлн. Таким образом, к 2022 году профицит бюджета достигнет трехлетнего минимума и составит всего 295 млрд рублей.

В структуре ненефтегазовых доходов правительство сделало ставку на рост поступлений от уплаты НДС (внутреннего и на ввозимые товары), налога на прибыль, акцизов и других налогов. Небольшой рост нефтегазовых доходов бюджета будет обеспечен ростом поступлений от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

По отношению к ВВП доходы бюджета будут постепенно сокращаться с 18,4% ВВП в 2019 году и 18% ВВП в 2020 году до 17,7% и 17,2% ВВП в 2021 и 2022 году соответственно. Указанная динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП с 7,6% ВВП в 2019 году до 6% ВВП к 2022 году большей частью из-за снижения цен на энергоносители и роста выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот предприятиям топливно-энергетического комплекса, отмечают в Минфине.

Первым делом – нацпроекты

Приоритетами расходов бюджета на предстоящий трехлетний период являются 13 национальных проектов, в той или иной степени имеющих социальную направленность.

Транспортных нацпроектов на сегодня два – «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».

На развитие сети автомобильных дорог федеральный бюджет в 2020-2022 годах потратит 265,7 млрд рублей, из них 188,2 млрд пойдут на развитие дорожной сети, 44,2 млрд – на общесистемные меры развития дорожного хозяйства, 30,3 млрд – на обеспечение безопасности дорожного движения. В 2020 году на нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в федеральном бюджете заложено 104,3 млрд рублей.

Напомним основные целевые показатели нацпроекта. Во-первых, стоит задача увеличить до 50% долю автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 года). К концу 2022 года эта доля должна составлять не менее 46,8%. Во-вторых, необходимо создать Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения. К 2024 году 80% проектов дорожного строительства в стране должны будут реализовываться с учетом технологий, внесенных в этот реестр. К концу 2022 года этот показатель должен быть доведен до 53%. В-третьих, нужно снизить количество аварийноопасных участков на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом. К концу 2022 года этот показатель должен быть ниже на треть. В-четвертых, нацпроект предусматривает снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом, до уровня, не превышающего 4 человека на 100 тыс. населения.

На финансирование «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» государство в 2020-2022 годах потратит рекордную сумму – 1,4 трлн рублей. Среди главных целей Комплексного плана – строительство и модернизация российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту «Европа – Западный Китай», увеличение мощностей морских портов РФ до 1,3 млрд тонн, включая порты Дальневосточного, Арктического, Северо-Западного (Балтийского), Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов, развитие Северного морского пути и увеличение грузопотока по нему до 80 млн тонн.

Кроме того, Комплексным планом предусматривается увеличение средней скорости доставки транзитного контейнеропотока до уровня 1319 км в сутки к 2024 году для сокращения сроков доставки транзитных контейнерных перевозок, на направлении «Север – Юг» – до 2,1 суток, на направлении «Европа – Западный Китай» – до 1,6 суток и на направлении «Запад – Восток» – до 7 суток, а также увеличение суммарной пропускной способности подходов к портам Азово-Черномоского бассейна до 137 пар и к портам Северо-Западного бассейна до 122 пар поездов в сутки к 2024 году.

К основным целям нацпроекта также отнесено формирование узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров, поэтапное развитие транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов РФ и другими городами – центрами экономического роста, расширение сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50% от общего объема внутренних регулярных авиационных маршрутов, реконструкция инфраструктуры региональных аэропортов, создание основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами, увеличение пропускной способности внутренних водных путей.

В 2020 году федеральный бюджет выделит на реализацию всех мероприятий Комплексного плана 337,2 млрд рублей, в 2021-м – 391,9 млрд, в 2022-м – 675,4 млрд. На развитие морских портов России в 2020-2022 годах бюджет потратит 137,5 млрд рублей, на развитие Северного морского пути – 121,7 млрд, на внутренние водные пути – 138,3 млрд, на железнодорожный транспорт и транзит – 13,8 млрд (это на 4,5 млрд рублей меньше, чем предполагалось изначально и было закреплено в паспорте национального проекта – основные инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры будут осуществляться за счет внебюджетных источников).

Большие траты заложены на развитие Международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» – 175,2 млрд рублей на три года, на обеспечение коммуникаций между центрами экономического роста – 619,7 млрд, на развитие региональных аэропортов и маршрутов – 122,6 млрд.

Логистическая составляющая есть и в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт». Так, федеральный проект «Логистика международной торговли» нацелен на увеличение экспорта транспортных услуг (автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом). К 2024 году общая стоимость таких услуг должна достигнуть $25 млрд.

Кроме того, федеральный проект предусматривает увеличение пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу РФ в 2 раза к 2024 году, строительство и модернизацию 36 пунктов пропуска через госграницу (16 автомобильных, 15 морских, 3 железнодорожных, 2 воздушных), принятие регуляторных пакетов, касающихся контейнеризации перевозок, прослеживания грузов, введения единого транспортного документа; организацию перевозок грузов регулярными маршрутными контейнерными поездами по международным транспортным коридорам.

В течение трех лет (с 2020 по 2022 годы) на реализацию этого федерального проекта будет потрачено 17,8 млрд рублей. Именно столько и предполагалось потратить на эти цели изначально, когда был разработан паспорт федерального проекта. В нем, в частности, указывается, что в 2020 году на строительство и модернизацию пунктов пропуска через государственную границу РФ будет потрачено 7,8 млрд рублей, в 2021-м – 5,5 млрд, а в 2022-м – 4,5 млрд.

В общей сложности на реализацию государственной программы «Развитие транспортной системы», куда входят все транспортные нацпроекты, в 2020-2022 годах выделят 3,36 трлн рублей: в 2020-м – 948,5 млрд, в 2021-м – 1,1 трлн и в 2022-м – 1,3 трлн.

Отличие бюджета-2020 от прошлогоднего

Главным отличием федерального бюджета 2020 года от прошлогоднего является то, что он построен с учетом интересов регионов. Размеры межбюджетных трансфертов на момент принятия закона уже установлены, поэтому регионы начнут получать деньги на свои нужды уже в начале 2020 года, а не с большим опозданием, как это было раньше.

Кроме того, установлено, что в 2020-2024 годах субъекты РФ будут ежегодно платить только 5% от суммы задолженности по бюджетным кредитам. Высвободившиеся деньги они должны будут направить на реализацию инвестиционных проектов на своих территориях. Между регионами, которые выполняют ключевые показатели национальных целей развития, дополнительно будет распределено 50 млрд рублей.

«Еще до первого чтения бюджета Государственная Дума сформулировала приоритеты в работе над проектом закона. Это повышение эффективности расходования бюджетного рубля, сокращение разрыва в финансовой обеспеченности регионов, создание условий для реализации инвестпроектов на местах и развитие сельских территорий», – цитирует председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина пресс-служба нижней палаты парламента.

По мнению главного аналитика компании «БКС Премьер» Антона Покатовича, изменения бюджетных параметров на 2020-2022 годы вселяют оптимизм. «По нашим прогнозам, в следующем году нацпроекты могут получить дополнительное финансирование не только за счет бюджетных расходов, но и за счет частичного использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Заложенные в бюджет-2020 показатели цены на нефть можно считать консервативными, что на практике обернется более высокими темпами пополнения ФНБ. Полагаем, что частичное использование резервных средств для нацпроектов, а также кредитование зарубежных импортеров российской продукции сможет поддержать российскую экономику уже к концу первого полугодия 2020 года», – прокомментировал Антон Покатович.

Морские порты №9 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ