Планирование, опережение, финансирование - Морские вести России

Планирование, опережение, финансирование

19.04.2020

Российская экономика

В середине ноября в Москве состоялась уже четвертая лизинговая конференция «Стратегии лидеров». Мероприятие собрало более 500 участников из банковского сектора, промышленности, научного сообщества, малого и среднего бизнеса. И если акценты прошлой конференции 2018 года были направлены больше на каршеринг, то на мероприятии этого года в основном говорили о транспорте и промышленности.

Ростислав Курёхин

 

Новая философия опережения

 

Ключевая тема конференции звучала амбициозно: технологические тренды будущего и цифровая трансформация, их влияние на стратегии корпораций и поиск новых рынков. Но и нашей по-хорошему консервативной отрасли было что здесь послушать.

Например, доктор наук из Великобритании Джон Эшкрофт, рассказывая об основных угрозах для бизнеса, привел пример компании Kodak, которая не смогла интегрироваться в цифровую эпоху, и, наоборот, Amazon или Apple, которые вовремя поймали этот гребень технологического тренда.

Судостроительная отрасль не столь изменчива, как сфера гаджетов и портативный техники. Тем не менее, опережать можно только не догоняя. К сожалению, у нас до сих пор пытаются догнать то европейцев с их компакт-верфями (которые затем массово банкротились), то корейцев с их крупнотоннажным судостроением. Ни то ни другое пока не реализовалось, да и в целом на гребень технологической волны пока выйти не удалось.

У российской отрасли есть компетенции по строительству определенных типов судов. Некоторые из них, вроде атомных ледоколов, ни одной стране мира, кроме России, не нужны. Но технически сложные объекты, например НИСы, плавкраны, скоростной и рыболовные суда, актуальны на мировом рынке.

С другой стороны, Николай Набатчиков, управляющий директор по работе с банками и лизинговыми компаниями СОГАЗ, подчеркнул, что не стоит создавать новые продукты ради того, чтобы они просто были новыми. Главное в технологиях – понимать, насколько это нужно бизнесу и какова экономика продукта. К сожалению, новизной ради самой новизны страдают многие компании, особенно с госфинансированием.

Второй постулат, который на конференции неоднократно поднимался, касается конкуренции. Развиваться судостроение может, только работая и конкурируя на мировом рынке. Это касается и проектного рынка, и рынка комплектующих, и даже кадров. Сейчас вопрос, насколько ценятся отечественные корабелы на международном рынке, вузы предпочитают обходить. К большому сожалению.

 

Место НИОКРов

 

Директор компании «Кинетика», промышленный дизайнер и инженер Владимир Пирожков представил мрачноватое будущее в стиле киберпанка. Но вторая часть его презентации имела четко прикладное значение. Насколько большой научный и финансовый задел есть у России, чтобы обеспечить опережающее развитие? Оказывается, в сравнении с мировыми грандами не такой большой.

На первом рис. 1 видно, какой процент от общего ВВП каждая из стран тратит на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

 

Рис. 1. ВВП vs НИОКР

Цифры финансирования НИОКРов в ведущих российских корпорациях и сравнение их с ведущими западными компаниями на рис. 2. ОСК выделяет лишь 0,3% от своего оборота на научно-исследовательские работы при обороте в $6,8 млрд. Для сравнения: коллеги-авиаторы при сравнимых цифрах оборота тратят на НИОКРы 15,6%.

Рис. 2. Годовой оборот vs НИОКР, $ млрд

 

Если говорить о конкретных направлениях, то, например, ОСК сейчас много говорит об аддитивных технологиях.

Так, президент корпорации Алексей Рахманов в ходе Петербургского международного экономического форума сообщил о планах в следующие 7 лет инвестировать до 10 млрд рублей в новые технологии, в том числе аддитивные.

На последней выставке «Нева-2019» ОСК продемонстрировала первый гребной винт, полученный методом 3D-печати. Винт изготовлен специалистами Института лазерных и сварочных технологий (ИЛИСТ) Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ). Эта технология прямого лазерного выращивания позволяет создавать сложнопрофильные и тонкостенные детали диаметром до 2 м и весом до 500 кг.

Но пока ни одна отечественная, напечатанная на 3D-принтере, деталь не нашла применения.

Далее Владимир Пирожков поставил под сомнение вообще перспективу развития «плоского» транспорта, что движется либо по земле, либо по воде. Сейчас, по словам специалиста, более 80 компаний в мире активно разрабатывают автономный транспорт вертикального взлета и посадки. Но если принимать эту перспективу как далекое будущее, то вопрос актуальности того или иного транспорта через 20-30 лет – дело очень важное.

Чтобы прогнозировать развитие судостроения и судоходства, было бы неплохо знать, какие грузы будет нужно возить через 20-30 лет. Наверное, речные круизы будут столь же популярны у наших детей и внуков, а вот с танкерами, сухогрузами, добычными платформами и даже «рыбаками» все не так ясно. Даже с учетом обновленной стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. А на такое планирование завязан весь отраслевой бизнес от снабжения и судоремонта до поставок оборудования и подготовки нужных кадров.

Возможно, Китай и совершил такой рывок, благодаря долгосрочной стратегии. Свои реформы Дэн Сяопин начал 50 лет назад. И только в начале XXI века они стали приносить плоды. Все компании, независимо от формы собственности, могли играть «в долгую».

 

Лизинговый рост

 

Генеральный директор компании «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов был очень конкретен. Представив отчет о проделанной работе за последние пять лет, не забыл и о судоходстве с судостроением.

Причем, если показатели по железнодорожному и авиатранспорту несколько снизились, то в судоходстве и судостроении, напротив, – выросли более чем в 4 раза (рис. 3).

 

Рис. 3. Структура совокупного лизингового портфеля

 

Для сравнения: ГТЛК и их показатели на рынке (рис. 4 и 5).

 

Рис. 4. № 1 в сегменте водного транспорта

 

Рис. 5. Структура лизингового портфеля ГТЛК по объему инвестиций на 01.10.2019

Лизинг, как финансовый инструмент для новостроя и покупки б/у судов, набирает большую популярность в отрасли. Причем лизинг можно использовать и в совокупности с другими мерами господдержки, например утилизационным грантом, что тоже повышает его популярность. Однако у лизинга есть свои особенности. Даже несмотря на то что в последние годы лизинговые компании сделали существенные послабления в части предоставления обеспечения, авансового платежа, гарантий, тем не менее у представителей малого и среднего бизнеса остаются сложности.

Морской флот №6 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ