Угольщики настроены на Восточный полигон
09.10.2023
Российская экономика
Фото: перегон Эльдиган – Тудур, Хабаровский край/пресс-служба ДВЖД
В России растет производство угля, пропорционально мог бы вырасти и экспорт. Однако препятствием на пути стоит дефицит провозных способностей Восточного полигона РЖД к дальневосточным портам. Поставлять энергетический уголь на азиатские рынки через южные и северо-западные порты угольные компании не хотят, так как высоки затраты. В результате планы по экспорту угля могут быть сорваны, предупреждают аналитики Центробанка. Впрочем, ситуация не столь драматична, как ее пытаются представить...
Евгений Владимиров
Много угля
В прошлом году в России было добыто 443,6 млн тонн угля. Минэнерго прогнозирует, что и в этом году будет добыто столько же. По итогам I квартала 2023 года было добыто 81,8 млн тонн угля (-2,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), отмечает Росстат. При этом добыча антрацита составила 6,1 млн тонн (-10,6%), коксующегося угля – 24,9 млн тонн (-1,3%). Но затем ситуация начала выправляться.
В апреле 2023 года совокупная добыча угля выросла на 6,5% по сравнению с апрелем 2022 года и составила 36,7 млн тонн, показатель за январь-апрель – 143 млн тонн, что уже всего на 0,3% меньше показателя за аналогичный период прошлого года. А по итогам I полугодия окончательно обозначилась тенденция роста добычи: угля добыли 213 млн тонн, что на 1,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Вместе с тем, позитивную тенденцию по росту добычи ставят под сомнение в ЦБ РФ. Оказывается, добытый уголь некуда девать. «В мае представители угольного бизнеса Сибири отмечали профицит энергети-ческого угля на мировом рынке и снижение цен до минимальных значений с начала 2022 года. Это значительно снижает рентабельность экспортных отгрузок», – говорится в июльском выпуске Центробанка «О чем говорят тренды». В другом отчете Банка России «Региональная экономика» за июль этого года формулируется уже вполне законченная мысль: угольные компании Кузбасса в мае увеличили отгрузки на восток почти на треть в годовом выражении, но эти объемы уступают экспортным планам угольного бизнеса. «Сибирские угольщики отмечают, что могли бы экспортировать больше, если бы не инфраструктурные ограничения», – указывают аналитики ЦБ.
Про инфраструктурные ограничения Восточного полигона, которые не позволят в полной мере грузовладельцам отправлять грузы на экспорт через порты Дальнего Востока, не говорил, наверное, только ленивый. Для угольщиков вроде бы нашли решение – правительство предложило переориентировать половину экспортных потоков угля на порты Северо-Запада и Юга России.
На этом фоне в Минэнерго и говорят о сохранении объема экспорта угля. В частности, в июне заместитель министра Сергей Мочальников заявлял, что в Минэнерго рассчитывают сохранить общий объем экспорта угля на уровне прошлого года – около 211 млн тонн. А министр Николай Шульгинов в мае отмечал, что добыча угля в России сохраняется практичес-ки на уровне прошлого года, а экспорт пока немного отстает. Но угольщики не хотят экспортировать свой товар через порты Северо-Запада и Юга в страны АТР: так в пути делается большой крюк и увеличиваются транспортные расходы. В сочетании с падением цен на уголь на мировом рынке это снижает рентабельность и сокращает прибыль. Возникает воп-рос: есть ли основания для тревог ЦБ и угольщиков?
Цены снизились
В I полугодии 2023 года спрос на российский коксующийся (металлургический) уголь в странах АТР сохраняется на высоком уровне, экспорт его из России растет. Но это именно коксующийся уголь, который дороже и больше востребован на рынке. С энергетическим углем ситуация иная. Он сам по себе дешевле и еще на него сохраняются дисконты, отмечают аналитики ЦБ. В результате добыча энергетического угля снижается.
«Крупный производитель металлургического и энергетического угля сообщил, что дефицит провозной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне не позволяет полностью переориентировать экспорт с запада на восток. Это вынуждает компанию сократить текущую добычу и производственные планы на 2023 год», – указывают в ЦБ РФ.
По мнению аналитиков Центробанка, сейчас рентабельность экспортного угля сохраняется только при его транспортировке через дальневосточные порты. Речь идет об энергетичес-ком угле.
Стоимость фьючерсных контрактов на поставку энергетического угля на биржах действительно снизилась с $387,5 за тонну в начале 2023 года до $141,2 за тонну на начало августа. Стремительное снижение цен обусловлено сезонным фактором. Но и за год снижение составило 62,3%. В начале авгус-та 2022 года тонна угля стоила $365,7. Вроде бы и правда планы по экспорту на грани срыва из-за нерентабельности таких поставок.
Однако 27 июля министр Шульгинов заявил, что России удалось сократить размер дисконтов на уголь до минимума и стабилизировать транспортно-логистические потоки. По его словам, добыча угля в России по итогам 2023 года может вырасти на 1,5%, а экспорт угля может увеличиться до 2%. При этом сами угольщики не спешат подтверждать прогнозы министерства. Они в ожидании расширения возможностей отправки экспортного угля через Восточный полигон и дальневосточные порты. На их стороне, по всей видимос-ти, выступает Центробанк.
Между тем в Аналитическом цент-ре ТЭК Минэнерго считают, что рост спроса на уголь в странах АТР способствует увеличению перевалки в российских портах (при этом не указывается, в каких портах и насколько через них рентабельны перевозки). Объем перевалки экспортного угля через российские порты в целом по итогам первых шести месяцев 2023 года увеличился на 10,1%, до 106 млн тонн, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Есть альтернативные маршруты
Солидаризируясь с правительством, РЖД стараются убедить угольщиков отправлять свою продукцию через порты Северо-Запада и Юга. Конкуренция грузоотправителей за доступ к мощностям Восточного полигона (БАМа и Транссиба) способствует усилению интереса угольщиков к портам Северо-Запада и Юга России как разумной альтернативе поставкам через Восточный полигон, указывают в госкомпании. Там признают, что на мировом рынке угля начиная с осени 2022 года происходила ценовая коррекция: стоимость энергетического угля постепенно снижалась.
Это объясняется ростом добычи в Китае и снижением спроса в Европе. Но все же главная причина – неизбежный отскок после аномально высоких цен 2022 года, когда экспортные цены, например на энергетический уголь из России, поднялись до $300 за тонну и выше. Тем не менее, в среднесрочной перспективе, несмотря на последнюю коррекцию, цены на уголь будут оставаться выше средних многолетних уровней.
По оценкам аналитиков, в структуре угольного импорта крупнейших потребителей твердого топлива в АТР – Китая, Индии, Японии, Южной Кореи – коксующийся уголь занимает 25-30%, остальное приходится на энергетический уголь, то есть он тоже вполне востребован.
О спросе на уголь говорят и данные АСОП по перевозкам экспортного угля через российские порты по бассейнам за I полугодие этого года: Арктический бассейн – 8,7 млн тонн (+36,7%), Балтийский – 25,5 млн тонн (+40%), Дальневосточный – 54,7 млн тонн (+6%). Объемы в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах снизились до 17 млн тонн (-14,8%) и 13,1 тыс. тонн (-31,4%) соответственно.
На фоне увеличения перевалки угля на Северо-Западе и сокращения на Юге прирост на 6% объемов переработки в портах Дальнего Востока, где итак перегружаются большие объемы угля, говорит о том, что угольщики продолжают конкурентную борьбу за железнодорожные мощности Восточного полигона и стремятся укрепить здесь свои позиции. В текущей ситуации это означает – не упустить возможности заработать больше, в то время как поставщики других товаров претендуют на свою долю. И вопрос может заключаться не в критическом положении угольной отрасли, а в желании угледобывающих компаний увеличить свою прибыль, ведь везти экспортный уголь через Северо-Запад и Юг хоть и дороже, но возможно.
Как отмечает в беседе с «МП» аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев, рынок угля сейчас отнюдь не в упадке, как это было в 2020 году, когда цены на уголь падали до $50 за тонну и ниже. Если посмотреть фьючерсы на энергетический уголь, то можно заметить, что они находятся на уровне примерно $125 за тонну, а китайский фьючерс на коксующийся уголь – порядка $190 за тонну. Это нормальный и вполне приемлемый уровень. Во всяком случае для наших российских экспортеров все, что выше $100, – нормально, считает эксперт.
Новый разворот на Восток
Несмотря на все эти сложности, угольщики добиваются направления экспортных потоков угля через дальневос-точные порты. С точки зрения цены это по-прежнему самый привлекательный путь для экспорта. Но, похоже, не все желаемые объемы им удается перевезти через Восточный полигон.
По итогам 7 месяцев этого года на сети РЖД было погружено каменного угля 207,5 млн тонн (+1,8%). Уголь лидирует по объемам отгружаемых товаров. На нефть и нефтепродукты приходится 122,6 млн тонн, железную и марганцевую руду – 66,7 млн тонн, черные металлы – 39,6 млн тонн, химические и минеральные удобрения – 36,4 млн тонн, цемент– 14,5 млн тонн и так далее. На прочие грузы, в том числе грузы в контейнерах, – 68,3 млн тонн.
Как сообщили «МП» в Информационном центре Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), экспорт угля за 7 месяцев 2023 года также увеличился на северо-западном и дальневосточном направлениях, а на южном снизился. «Перевозки угля в направлении портов АЧБ конкурируют с другими грузами, в первую очередь с зерном, экспорт которого увеличился в 2,5 раза, на 5 млн тонн на данном направлении», – отмечают в СОЖТ. То есть в южных портах угольщикам не удалось потеснить другие грузы. Они не особо и расстроились – перевозки дорогие.
На дальневосточном направлении рост экспорта угля, конечно, тоже ограничен конкуренцией с другими грузами, а еще строительными работами по модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба, которые особенно активны в этом году. Но в целом в угольной отрасли ситуация все же, очевидно, не столь критична, как порой ее представляют некоторые участники рынка.
Более того, в последний месяц наметился слабый положительный тренд в котировках угля, стимулируемый рос-том цен на другие энергоресурсы. Если рост цен на уголь продолжится, можно ожидать дальнейшего увеличения его отгрузок на экспорт, в первую очередь на более свободном северо-западном направлении, указывают в СОЖТ.
С такой оценкой согласен и А.Калачев. Нельзя сказать, что сейчас спрос на уголь серьезно снижается, говорит он. Коксующийся уголь востребован Китаем для развития металлургии. Но и энергетический уголь так же востребован КНР, поскольку там готовятся к запуску десятков электростанций на угле. «По итогам года прошлогодний уровень экспорта угля может быть даже превышен», – заключает эксперт.
Стимулировать отправку угля на экспорт через северо-западные и особенно южные порты могло бы снижение тарифов. Но с учетом современной рыночной конъюнктуры это выглядит маловероятным. РЖД вводили скидки на перевозку угля за рубеж в направлении портов Северо-Запада России в 2020 году на фоне сильного падения цен на уголь. Сейчас ситуация иная. В августе стало известно, что РЖД в ходе подготовки к тарифной кампании на 2024 год попросили правительство установить надбавку к тарифу в 1% для финансирования транспортной безопасности. Никакой уверенности в том, что монополии удастся провести надбавку, конечно, нет. Но в том, что РЖД будет сопротивляться снижению тарифов для угольщиков, можно не сомневаться.
Понижающие коэффициенты на перевозку угля (0,4 за дальность и 0,895 для перевозок энергетического угля на экспорт) действовали до 1 июня прошлого года. Когда ситуация на рынках нормализовалась, коэффициенты отменили. В марте этого года в Совете Федерации звучали призывы сенатора от Кузбасса Дмитрия Кузьмина восстановить коэффициенты. Высказывались также идеи восстановить коэффициенты конкретно для портов Северо-Запада, но эти предложения пока не нашли поддержки у правительства.
Выделять госсубсидии для перевозки угля на экспорт через южные или северо-западные порты в условиях дефицита бюджета тоже вряд ли будут.
В итоге пока между грузовладельцами разворачивается обычная конкуренция за железнодорожную и портовую инфраструктуру без каких-либо особых преференций для угольщиков. С ноября 2022 года грузовые железнодорожные тарифы на 2023 год были проиндексированы на 8%, а понижающие коэффициенты на перевозку угля отменены до конца 2023 года. Таким образом, на экспорт уголь везут в тех направлениях и в тех объемах, которые наиболее выгодны бизнесу при сложившейся конъюнктуре.
Морские порты №6 (2023)