Из Европейской России – в Мировой океан - Морские вести России

Из Европейской России – в Мировой океан

04.10.2022

Речной транспорт

Из Европейской России – в Мировой океан

Фото: ФБУ «Администрация «Беломорканал»

Онежское озеро и Беломорско-Балтийский канал – это стратегически важная судоходная артерия страны и единственный свободный водный путь, обеспечивающий связь европейской части России с Мировым океаном в обход балтийских, черноморских и средиземноморских проливов. Беломорканал сократил путь судам от Архангельска до Петербурга в 4 раза и по-прежнему остается кратчайшим и наиболее удобным выходом в северные моря.

Сегодня, когда Правительством России поставлена задача развития Северного морского пути, который станет ключом к развитию русской Арктики, Беломорканал готов принять активное участие в решении этой государственной задачи.

Важнейшая артерия в развитии Севморпути

Анатолий Серов, руководитель ФБУ «Администрация «Беломорканал»

На содержании и обслуживании Администрация находятся 3095,5 км водных путей, в том числе Беломорско-Балтийский канал (ББК) протяженностью 220 км, 127 гидротехнических сооружений, в т.ч. 19 шлюзов, 13 плотин, 47 дамб, 13 водоспусков.

Эксплуатируя и развивая внутренние водные пути и гидротехнические сооружения, Администрация достигает целей обеспечения судоходства и безопасности.

Надежно и безопасно

Для обеспечения надежной и безопасной работы шлюзов при судопропуске и обеспечения надежности напорных фронтов СГТС, поддержания и повышения уровня безопасности сооружений ежегодно выполняется большой объем работ по ремонту гидросооружений. В рамках госзадания выполняются текущие ремонты для поддержания технического состояния гидротехнических сооружений.

В межнавигационный период 2021-2022 гг. выполнен текущий и капитальный ремонт бетона отдельных локальных разрушений, направляющих пал и стен камер шлюзов, замена деревянных обшивок цилиндрических затворов, ревизии основных аварийно-ремонтных и ремонтных ворот шлюзов, ремонт зданий механизмов и блоков служебно-бытовых помещений, восстановление и дооснащение контрольно-измерительной аппаратурой грунтовых дамб и плотин.

За счет средств целевых субсидий на проведение капремонта гидросооружений:

– заменены основные двустворчатые ворота нижней головы шлюза №1 и средней головы шлюза №13;

– выполнен ремонт бетона голов шлюза №3. Были полностью демонтированы деструктивные бетонные пороги верхней и средней голов и смонтированы новые, восстановлен бетон водопроводных галерей и лицевых граней бетонных устоев голов. Общий объем бетонных работ составил порядка 700 м3;

– идет капитальный ремонт голов шлюза №13. Основной объем работ по ремонту бетона аналогичен шлюзу №3. Кроме того, здесь будут устроены новые кабельные линии электроснабжения механизмов ворот и затворов в камерах шлюза. Завершение работ планируется в 2025 году.

Для повышения уровня безопасности и улучшения технического состояния начата работа по подготовке проектов на капитальные ремонты ниши аварийно-ремонтных ворот и направляющих пал шлюза №6. В проектах будут предусмотрены: замена деревянной ряжевой ниши аварийно-ремонтных ворот на бетонную с устройством монолитного железобетонного основания, выработаны оптимальные решения по ремонту направляющих пал верхнего бьефа с устранением существующих дефектов и повреждений.

В Администрации разработан и перспективный план капитального ремонта СГТС. Его реализация позволит значительно повысить уровень безопасности гидросооружений Беломорско-Балтийского канала. Однако это возможно только в случае достаточного выделения финансовых средств на капитальный ремонт.

Водным путям повысили категорию

Судоходные пути бассейна проходят по Республике Карелия, Ленинградской и Вологодской областям. Общая протяженность ВВП в границах бассейна 3095,5 км, из них 1690,5 км имеют гарантированные габариты судового хода, в том числе к категории освещаемых относятся 598,0 км путей.

В текущем году выполнено повышение категории водных путей:

– из седьмой в первую (освещаемые судоходные трассы с гарантированными габаритами) на судоходной трассе Онежского озера маяк Сухой Нос – маяк Гарницкий протяженностью 62 км;

– из третьей в первую (освещаемые судоходные трассы с гарантированными габаритами) на судоходных трассах Онежского озера: маяк Клименецкий – буй банки Ивановского и буй Вытегорский – до траверза знака Кузарандский протяженностью 29 и 147,5 км соответственно.

Беломорско-Онежский бассейн имеет свои особенности. Главная из них – это сочетание озерных и речных условий плавания. Так, на трассе канала и озере Выгозеро, на подходах к причалам и местам погрузки, на реке Водле применяется латеральная система расстановки знаков, используемая на всех реках и озерах ВВП, а на Онежском озере – латеральная и кардинальная система, соответствующая требованиям Международной ассоциации маячных служб (МАМС), регион А. Соответственно, существенно отличаются условия выполнения путевых работ и применяемые схемы расстановки знаков навигационной обстановки.

Несмотря на затяжную весну и более поздние сроки очищения Онежского озера ото льда по сравнению с предыдущими годами, выставление средств навигационного ограждения на всех участках водных путей бассейна выполнено в установленные сроки. В навигацию 2022 года выставлено 1150 знаков плавучей обстановки, из них 447 буев. Общее количество знаков СНО составляет 1785 единиц.

Проводится и обновление СНО. Например, на береговых знаках деревянные щиты заменяются на металлопрофиль, а металлические буи и деревянные вехи – на СНО из пластиковых (композитных) материалов, что существенно сокращает расходы на ремонт и покраску. Начиная с 2018 года на Онежском озере продолжаются ремонтные работы на маяках, построенных в конце XIX – начале XX века. Уже выполнен ремонт на маяках Сухоносский, Самбо, Ивановский, Бесов Нос, Гарницкий, Лейнаволок.

Кроме того, для повышения безопасности и улучшения технического состояния причальных ГТС ремонтируем причалы ОРВП – филиала ФБУ «Администрация «Беломорканал», расположенные на берегу Онежского озера. В 2020 г. приведены в надлежащее состояние причалы в Кузарандском и Лонгаском обстановочных участках. В 2021 г. отремонтирован причал в Шальском обстановочном участке и тогда же был заключен контракт на текущий ремонт причалов № 4, 5, 6, 7, 8 в Петрозаводске по улице Ригачина, где уже завершаются работы. Также в 2022 году ведем ремонт причала №2 в Петрозаводске по наб. Варкауса, на данном этапе проводится монтаж деревянных ряжевых конструкций.

Медвежьегорская РЭБ снова в строю

Комплекс навигационно-гидрографичес-ких работ обеспечивает специализированный флот Администрации в составе 47 судов: 14 несамоходных и 33 самоходных. Экологическим обеспечением в бассейне занимается специализированное судно-сборщик «Онежец ББК». В межнавигационный период в целях подготовки к выставлению навигационной обстановки в установленные сроки на судах провели плановые ремонты.

С 2021 года, после длительного простоя, вошла в строй Медвежьегорская ремонтно-эксплуатационная база, берущая начало с 1934 года, когда была организована Пиндушская судоверфь, которая занималась строительством и ремонтом судов для нужд Беломорканала. В прошедшее десятилетие возникали проблемы с постановкой судов в ремонт. Судостроительное предприятие АО «Онежский ССЗ» полностью ориентировано на новое судостроение. Ближайший судоремонтный завод, расположенный в смежном бассейне, Вознесенская РЭБ флота, полностью загружен судоремонтом. В этих условиях как нельзя кстати пришлось возобновление деятельности Медвежьегорской РЭБ, которая позволяет проводить полный комплекс заводских работ на слипах предприятия с наименьшими затратами на перегоны судов. Также специалисты судоремонтного предприятия в выездном порядке выполняют ремонты на судах, не требующих подъема на слип.

На слипе Медвежьегорской РЭБ проведен полный комплекс заводских работ на первых трех теплоходах Администрации. Буксир «Тайфун» проекта 758Б, обстановочные суда «Вихрь» проекта 722 и «Грач» проекта РМ-376 в установленные контрактами сроки отремонтированы, предъявлены экспертам Российского речного регистра с выдачей классификационных свидетельств.

На дноснаряде «ДТС-2» в ремонтно-отстойном пункте Сосновецкого района гидросооружений – филиала Администрации, расположенного в Беломорском районе, специалистами РЭБ заменен на новый выработавший ресурс дизель-генератор, причем с монтажом системы управления, контроля и сигнализации.

Все суда рабочего ядра флота Администрации своевременно были подготовлены к открытию навигации и успешно выполнили поставленные задачи.

И относительно филиала Администрации – бассейнового узла связи и радионавигации, также следует отметить, что в последнее время здесь выполнен значительный объем работ по поддержанию в рабочем состоянии сооружений и систем связи. На основе интегрированной системы охраны «Орион» реализована система мониторинга наличия электроснабжения оборудования связи на удаленных шлюзах ББК. Это позволяет оперативно реагировать на отключения, а значит, не допускать полной разрядки аккумуляторов источников бесперебойного питания и, как следствие, пропадания связи.

Построена и введена в эксплуатацию волоконно-оптическая линия связи между шлюзом №10 и плотиной №21, позволившая обеспечить надежную работу системы транспортной безопасности и бесперебойную связь с Надвоицким обстановочным участком Повенецкого района гидросооружений.

В Петрозаводске, используя собственные линии связи и сети ПАО «Ростелеком», удалось включить Онежский район водных путей в единую технологическую сеть связи Администрации.

В связи с нарастающей потребностью в скорости потоков передачи данных (интернет, видеонаблюдение, мониторинг СГТС) для технологического оборудования гидросооружений, административных и вспомогательных зданий, удаленных производственных объектов планируется продолжение реконструкции сети технологической бассейновой связи.

Заключение

В 2023 году ФБУ «Администрация «Беломорканал» будет отмечать юбилей – 90 лет со дня ввода в эксплуатацию канала.

За 89 лет ББК претерпел множество изменений, тяжелый ручной труд обслуживающего персонала постепенно стал механизированным. Ряжевые стенки шлюзов заменены на бетонные или шпунтовые. Модернизированы затворы и ворота шлюзов, установлены ремонтные и аварийно-ремонтные ворота. За последнее десятилетие темпы работ по реконструкции и модернизации судоходных ГТС значительно выросли. Проделан существенный объем работ.

Проведена реконструкция наиболее ответственных сооружений канала водосбросных плотин № 21, 25, 27, удерживающих более 10 млрд м3 воды, которые долгие годы находились в предаварийном состоянии. Сегодня плотины полностью соответствуют требованиям безопасности.

В рамках реализации комплексного проекта реконструкции гидросооружений ББК I, II и III этапов завершена реконструкция одиннадцати гидроузлов: № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 17. В 2023 году подходит к завершению реконструкция гидроузла №18. В августе 2022 года заключены контракты на реконструкцию гидроузлов №2, №14 и уникальной Шаваньской деревянной плотины. В процессе проведения конкурсных процедур на реконструкцию находится гидроузел №16.

Параллельно реконструкции также ведутся работы по капитальному ремонту бетона сооружений, механического и электрического оборудования шлюзов, водоспусков, дамб.

Восстанавливается и дооснащается контрольно-измерительная аппаратура сооружений.

Особое внимание уделяется металлоконструкциям и механическому оборудованию.

Установлены новые пульты управления на современной элементной базе на всех гидроузлах, прошедших реконструкцию.

Большое внимание уделяется энергосбережению – проведена замена светофоров на светодиодные и установлены энергосберегающие светильники.

В результате сделанного повышен уровень безопасности гидроузлов, и работы продолжаются.

На реконструируемых шлюзах взамен старых башен управления и зданий механизмов, не соответствующих современным нормам, строятся новые с применением энергосберегающих технологий, но сохраняющие аутентичность архитектуры канала. Для персонала шлюзов построены современные служебно-бытовые блоки.

Жизнь не стоит на месте, благодаря поддержке государства и работе сплоченного коллектива канал жив и работает, проводятся реконструкция и модернизация гидросооружений. Канал является важнейшей артерией в развитии Северного морского пути.

Обязательные требования нарушает необязательность судоводителей

Константин Тимонин, первый заместитель руководителя – капитан Беломорско-Онежского бассейна ВВП

Судоходство в бассейне в 2022 году взяло старт в третьей декаде апреля с появлением в южной части Онежского озера первых судов, следующих под погрузку щебня к грузовым причалам на юго-западном берегу.

На начало августа перевезено 4430 тыс. тонн грузов, что на 13,6% больше, чем в соответствующем периоде минувшей навигации. Транспортируемые грузы распределились так: минерально-строительных – 92%, лесных – 6%, прочих – 2%.

Туристы выбирают Кижи и Соловки

Перевозки пассажиров в бассейне выросли относительно 2021 года как по туристическим направлениям – на о. Кижи и о. Соловки, выполняемые круизными судами, так и на местных направлениях – Петрозаводск – о. Кижи – Петрозаводск, осуществляемые крылатым флотом.

Общий пассажиропоток по бассейну на 01.08.2022 составил 80,4 тыс. человек, что на 30% больше того же периода минувшего года. Из них круизными судами перевезено 30,0 тыс. туристов, рост 34% к 2021 г., скоростными – 50,4 тыс. пассажиров, рост 34% к 2021 г.

Основные показатели по пропуску судов через ББК в 2022 году выросли за счет пассажироперевозок в отношении к 2021 году по состоянию на 01.08.2022: по количеству шлюзований – на 8,2%, по количеству прошлюзованных судов – на 5%.

Объемы перевозок минерально-строительных грузов выросли на 20%, а лесных снизились и составили 67% к соответствующему периоду 2021 года. Сокращение по перевозкам лесных грузов в западном направлении связано с уменьшением объемов заготовки древесины, поскольку с начала года введен полный запрет на экспорт необработанной древесины, а также основных видов сырья для деревообработки.

Кроме того, с введением полного запрета на ввоз в Европейский союз (ЕС) лесной продукции из России под санкциями оказалась значительная часть продукции, которая поставлялась на экспорт карельскими деревообрабатывающими предприятиями.

Основные регионы, куда поставляются минерально-строительные грузы (в основном щебень из габбро-диабаза различных фракций) из карьеров Карелии и Ленинградской области, – это Москва и Московская область, Вологодская область, Нижний Новгород.

Зарегистрировать судно или стать командиром

В период 2021 и первое полугодие 2022 года отдел по регистрации судов произвел 38 юридически значимых действий. Сравнительный анализ показателей за аналогичный период 2020 года, дает увеличение принятых заявлений по регистрации вновь построенных судов и плавучих объектов.

Не менее важная работа регистрационного органа – активное участие в подготовке и рассмотрении проектов нормативных правовых актов по регистрации судов, прав на них и сделок с ними. Проекты тщательно анализируются, а соответствующие предложения направляются в Росморречфлот.

В данном контексте актуален информационный обмен в рамках п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ между Администрацией бассейна и УФНС по Республике Карелия, по обработке сведений, направляемых регистрационным органом.

Относительно дипломирования следует отметить, что квалификационные и иные требования, предъявляемые к членам экипажа судна, строго регламентированы. Так, к назначению на должности, относящиеся к командному составу и судовой команде (рядовой состав), не допускаются лица без наличия квалификационных документов, предусмотренных Положением о дипломировании членов экипажей судов ВВТ.

Также ограничением для работы на определенных типах судов в командных должностях является отсутствие прохождения определенной подготовки. Согласно заявлениям и приложенным к ним документам, за период 2021 г. и за первое полугодие 2022 г. квалификационной комиссией были проведены испытания и выдано 603 документа членов экипажей судов ВВТ. Накопленный опыт комиссии дает возможность проведения квалификационных испытаний посредством компьютерного тестирования и устного собеседования (при необходимости) и принятия объективной оценки о соответствии кандидата должности.

Лоцман всегда поможет

На сегодняшний день в лоцманской службе работают 2 опытных лоцмана 1-го класса. С начала года выполнено 38 лоцманских проводок, их них 80% составили лоцманские проводки пассажирских судов. Среднее время одной лоцманской проводки – 32 часа.

В связи с ростом судоходства в бассейне, особенно пассажирского, количество запросов от капитанов судов на предоставление услуги по лоцманской проводке сохраняется на высоком уровне. Так, в навигацию 2021 года осуществлено 103 лоцманские проводки судов (4073,5 часа), что на 102% больше, чем в предыдущем году.

Среднее время одной проводки – 39,5 часа. Из них:

– пассажирских судов 40 проводок, что на 122% больше, чем в 2020 году. Общее количество времени лоцманской проводки пассажирских судов 1458 часов. Среднее время одной проводки – 36,5 часа;

– грузовых судов 63 проводки, что на 91% больше, чем в 2020 году. Всего время проводки грузовых судов 2615,5 часа. Среднее время одной проводки – 41,5 часа.

В 2021 году в службу были приняты 4 лоцмана, что позволило избежать срыва в расписании движения пассажирского флота. Транспортных происшествий в 2021 году по вине работников службы не было.

В свою очередь, промежуточные итоги деятельности портконтроля показывают рост выявленных нарушений обязательных требований в пределах 10% при 5-процентном увеличении проведенных инспекций в сравнении с аналогичным периодом года предыдущего. В пяти случаях произведено временное задержание судов. Основное количество нарушений выявлено в части безопасной эксплуатации судов. Особенно стоит отметить несерьезное отношение судоводителей к предварительной проработке маршрутов движения. В результате приходится обращаться к услугам лоцмана там, где проводка не является обязательной.

Морские вести России №12 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ