Сергей Павлушкин: «Ни одна навигация не бывает простой и легкой» - Морские вести России

Сергей Павлушкин: «Ни одна навигация не бывает простой и легкой»

11.05.2022

Речной транспорт

Сергей Павлушкин: «Ни одна навигация не бывает простой и легкой»

Фото: ФБУ «Администрация Обского БВП»

Об итогах навигации минувшего года и планах на 2022-й, работах в межнавигационный период, судоремонте и обстановке в бассейне, кадровых решениях и особых надеждах в интервью руководителя ФБУ «Администрация Обского БВП» Сергея Павлушкина.

– Сергей Валентинович, как завершилась навигация прошлого года и каковы планы Администрации на 2022 год?

– К сожалению, навигацию 2021 года вспоминаем как рекордную по низким уровням воды: на семи плесах бассейна приходилось вводить ограничения по габаритам судов.

Тем не менее наши путейцы в течение сезона достойно «отстояли вахту», выполнив комплекс путевых работ, что обеспечило безопасные условия перевозок по внутренним водным путям Новосибирской и Томской областей, Республике Алтай и Алтайскому краю.

За период навигации-2021 обслуживалось судоходной обстановкой 3429,1 км водных путей, в том числе с гарантированными габаритами – 3297 км, а без них – 132,1 км. В ходе разработки перекатов извлечено более 3,7 млн кубометров грунта. Для этого пришлось задействовать 7 единиц дноуглубительной техники, что позволило в полном объеме обеспечить гарантированные габариты судовых ходов. Во многом благодаря вовремя и качественно выполненному дноуглублению судовладельцами перевезено более 5 млн 290 тыс. тонн грузов и 834 894 пассажира.

Что касается планов Администрации на 2022 год, то в приоритетном порядке готовимся со старта навигации к дальнейшему наращиванию дноуглубительных работ. Это вызвано тем, что из-за низких уровней воды минувший год оставил нам неважное «наследство». Предстоит разработать много перекатов, чтобы гарантированно обеспечить габариты пути. Общий запланированный объем дноуглубительных работ – 4,8 млн кубометров грунта. По анализу запасов снега в бассейне Оби уже можно предположить, что навигация будет в пределах средней водности. Но не будем забывать, что ни одна навигация не бывает простой и легкой.

– Нынешняя навигация откроется 20 апреля, какова готовность к старту, что удалось сделать в межнавигационный период?

– Основная задача, как и в прошлые годы, – подготовка флота. Из 116 судов рабочего ядра 2022 года на 84, ответственных за обслуживание судоходной обстановки и поддержание заданных габаритов водных путей в границах Алтайского края, Новосибирской и Томской областей, проведен плановый ремонт. Все работы выполнены в соответствии с требованиями Правил Российского речного регистра.

Помимо этого, в межнавигационный период проводим ремонт и изготовление средств навигационного оборудования (СНО). Всего до начала навигации, с учетом запаса на потери СНО в период прохождения весеннего ледохода, необходимо изготовить 718 щитов различных типов и типоразмеров и отремонтировать 105 буев. При этом для изготовления береговых средств навигационного оборудования активно используются современные материалы: металл, сайдинг, поликарбонат, что увеличивает срок эксплуатации знаков и их прочностные характеристики.

Одновременно с изготовлением и ремонтом СНО для освещения навигационной обстановки идет ремонт светосигнального оборудования.

Также к началу навигации специалисты откорректируют более 300 экземпляров карт, из них 30% – для нужд собственного флота и 70% – для сторонних организаций. Хотелось бы напомнить, что общая протяженность корректируемых участков – 3322 км. И для того чтобы в зиму приступить к этой ответственной и кропотливой работе, в минувшую навигацию 2021 года на участках водных путей работало 6 изыскательских партий. Они выполнили более трехсот русловых съемок общей протяженностью 11 316 погонных км. В том числе работы на сложных участках рек с целью мониторинга гарантированных габаритов и для обновления электронных навигационных карт (ЭНК). Этими работами охвачено 300 км водных путей бассейна.

Мы знаем, что ЭНК содержит всю картографическую информацию, необходимую для обеспечения безопасного судовождения. Но наряду с той информацией, что есть на бумажной карте, имеет дополнительные сведения: например, точные координаты местоположения судна в реальном времени, его курс относительно северного направления, скорость и т.д.

Следует пояснить, что изначально работы по созданию электронных навигационных карт проводились в рамках ФЦП «Глобальная навигационная система» и «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы», а сейчас ведутся собственными силами и средствами Администрации.

О перспективах развития и использовании электронной картографии даже и говорить не приходится, настолько они глубоки и обширны, но в первую очередь для нас отмечу развитие беспилотных технологий и применение виртуальных СНО.

– Недавно состоялось заседание Совета руководителей администраций бассейнов ВВП под председательством руководителя Росморречфлота Андрея Лаврищева, в котором и вы приняли участие. Можете поделиться, о чем шла речь?

– Конечно, в рамках заседания было отмечено, что в навигацию 2022 года могут измениться грузопотоки и речникам необходимо не упустить свой шанс и активно участвовать в формировании новых логистических цепочек. Чтобы там, где это можно, вновь образованные транспортные схемы строились с учетом возможностей внутренних водных путей. Мы всегда тесно работаем с судоходными компаниями, но сейчас предстоит совместная работа в режиме максимального взаимодействия.

Что касается прогнозируемых объемов перевозок грузов и пассажиров, а также круизного плавания по водным путям бассейна в 2022 году, то это уже обсуждалось с судовладельцами на Общественном совете Обского бассейна внутренних водных путей.

– В июне 2022 года Новосибирскому шлюзу, этому без преувеличения уникальному судоходному сооружению, исполняется 65 лет – возраст немалый. Как себя чувствует «ветеран»?

– Ветеран, как и положено сооружениям подобного рода, эксплуатируется бережно и находится под неусыпным контролем наших специалистов, а потому в надежном, работоспособном состоянии. В период навигации 2021 года через Новосибирский шлюз пропущено 808 судов, произведено 594 шлюзования, пассажиропоток составил 3329 человек.

В течение осенне-зимнего периода инженеры-гидротехники обследовали конструкции зданий и сооружений, проводили наблюдения за температурно-осадочными швами, уровнями воды в пьезометрах и датчиками давления, делали необходимые замеры и обработали показатели контрольно-измерительного оборудования.

Ежедневно идут наблюдения за уровнями воды в бьефах, осмотр территории сооружений. Для ремонта насоса откачивающей камеры нижней головы шлюза привлекаются специалисты из соседнего региона: работа идет на площадке омского завода «Взлет». Эти работы подтвердили, что все параметры Новосибирского судоходного шлюза – в пределах допуска. В этом году судопропуск через Новосибирский шлюз начнется с 10 мая 2022 года и продлится 135 суток.

– Кадровая проблема на всех уровнях с каждым годом не снижает остроты. Выпускников отраслевых вузов много, но на флоте их, мягко говоря, маловато. На ваш взгляд, что можно и нужно сделать, чтобы привлечь на флот молодых специалистов и повысить в вузах качество их обучения?

– Проблема привлечения на флот молодых грамотных специалистов есть. И мне отрадно отметить, что профильные учебные заведения также заинтересованы в том, чтобы предоставить флоту широкий выбор специалистов с новенькими дипломами. В этом году мы провели встречи с руководством, преподавателями и студентами третьих-пятых курсов Новосибирского речного колледжа и Новосибирского командного речного училище имени С.И. Дежнева. С третьего курса и далее у ребят начинается обязательная для них производственная практика, а Администрации требуются молодые специалисты, так что в этом диалоге заинтересованы все стороны.

Судовые повара, мотористы, лебедчики, рулевые, электромеханики – тонкостям этих профессий в филиалах Администрации готовы учить на практике и потом принимать на постоянную работу. Наша задача – показать ребятам такую навигацию, после которой они захотят вернуться к нам и на следующий год, а впоследствии – связать с речным флотом жизнь.

У нас идеальные для Сибирского региона климатические погодные условия. А особенность и сложность рек такова, что, научившись работать на них, речник становится настоящим асом своего дела. И если после училища или колледжа возникло желание получить высшее образование, то мы только за: ребята могут учиться по целевым программам, дающим дополнительную стипендию и гарантированное трудоустройство. Ни в учебных заведениях, ни в Администрации не сомневаются, что для успешного решения кадрового вопроса поможет только полноценное сотрудничество вуза и производства.

– Поделитесь секретом, на какие планы и перспективы возлагаете особые надежды в этом году?

– Будет продолжено выполнение «Соглашения о сотрудничестве в сфере реализации проекта развития транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта в границах Алтайского края Обского бассейна ВВП». Цель известна – способствовать увеличению пропускной способности водных путей бассейна в границах Алтайского края и повышению эффективности функционирования рынка грузовых перевозок, перераспределению потоков с автомобильного на внутренний водный транспорт.

Если говорить о перспективах на будущее, то крайне важным стало решение Росморречфлота создать Экспертный совет Обского и Обь-Иртышского бассейнов водных путей. В составе совета – руководители администраций БВП, представители исполнительной власти субъектов РФ, курирующие вопросы транспорта, судовладельцы. Ключевым моментом является возможность на уровне совета обсуждать и выполнять мероприятия, предусмотренные Транспортной стратегией РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.

– Спасибо, Сергей Валентинович, за интервью.

С учетом новых экономических условий

Андрей Лукашин, первый заместитель руководителя – капитан Обского бассейна ВВП

Проверки судов и плавучих объектов инспекцией государственного портового контроля в навигацию 2021 года стартовали 25 января с плавучих объектов, задействованных на строительстве 4-го моста в черте города Новосибирска.

Восьми инспекторам службы предстояло провести проверки в отношении 1000 судов и плавучих объектов. По итогам года всего проведено 1017 проверок, в результате которых выявлено 2248 нарушений обязательных требований, временно задержано 230 судов. На 72 осмотренных инспекторами пассажирских судах обнаружено 98 нарушений обязательных требований, задержано 5 из них.

Результативность деятельности инспекции в навигацию 2021 года во многом была обусловлена проведением проверки наплавного моста через реку Томь в городе Юрга Кемеровской области, состоящего из 30 секций-барж. Проверка проводилась дважды – после получения информации о транспортном происшествии при эксплуатации моста и после устранения судовладельцем выявленных нарушений.

В 2021 году судовладельцами бассейна проделана определенная работа по постановке эксплуатируемых судов на классификационный учет в Западно-Сибирском филиале Российского речного регистра, по получению судовых документов и регистрации судов в Государственном судовом реестре.

Если говорить об основных причинах задержаний судов в навигацию 2021 года – это, прежде всего, отсутствие документов, наличие которых на судне предусмотрено ст. 14 КВВТ РФ, несоответствие систем и механизмов установленным техническим требованиям. Всё это является основанием для безусловного временного задержания. Материалы по всем задержанным судам инспекцией направлены в Обское УГРН Ространснадзора и транспортные прокуратуры для принятия решений о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Хотел бы обратить внимание, что с января 2021 года изменился ряд нормативных документов, регулирующих основания, порядок и периодичность проверок судов. Соответственно, изменился и порядок учета факторов риска, увеличились сроки проведения проверок судов.

Как обычно, в межнавигационный период в целях обеспечения безопасности судоходства в предстоящую навигацию, инспекторами государственного портового контроля в пунктах зимнего отстоя судов проводились встречи с судоводителями и судовладельцами. Здесь в деловой обстановке проводился анализ нарушений обязательных требований, допущенных в навигацию 2021 года и обсуждались меры по их устранению и недопущению подобных нарушений в предстоящий навигационный период.

В навигацию 2022 года государственное задание по проведению проверок осталось на уровне прошлого года, но выполнить его будет несколько сложнее. Дело в том, что в августе 2021 года в тестовом режиме был запущен в эксплуатацию газопровод, соединяющий Мыльджинское нефтегазоконденсатное месторождение (НГКМ) в Томской области с компрессорной станцией в городе Барабинске Новосибирской области, который в этом году вышел на проектную мощность.

И если ранее, на протяжении десятилетий, традиционно отгрузки топлива шли исключительно на внутренний водный транспорт, то по информации, полученной от АО «Газпром добыча Томск», в навигацию 2022 года с Мыльджинского НГКМ такой отгрузки не планируется. Судовладельцам придется переключаться на альтернативные направления перевозок, одним из которых может стать вывоз пропан-бутанового топлива с Лугинецкого НГКМ, расположенного в бассейне реки Чижапки в Томской области.

В связи с тем, что река Чижапка не включена в перечень внутренних водных путей, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 № 1800-р, осуществлять на ней деятельность по проверкам судов в рамках государственного портового контроля не представляется возможным.

Поскольку продолжается договорная кампания по заключению контрактов на перевозки грузов судовладельцами бассейна с учетом новых экономических условий, возможны определенные изменения и по количеству проведенных проверок судов каждой организации.

Вместе с тем не должно вызывать сомнений, что службой ГПК будут приняты все меры для выполнения установленного государственного задания в полном объеме.

Дипломирование и аттестация

Служба дипломирования, аттестации, выдачи УЛМ, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку в прошлом году, продолжала свою деятельность.

Так, в 2021 году проведено 95 заседаний квалификационных комиссий по дипломированию членов экипажей судов внутреннего водного транспорта в Администрации и филиалах. Всего за прошедший год выдано 768 квалификационных документов: 307 дипломов и 461 квалификационное свидетельство – это на 11% больше показателей 2020 года. Установленное государственное задание по дипломированию членов экипажей судов внутреннего водного транспорта и спортивных парусных судов выполнено на 138%.

Кроме того, оформлено и выдано 46 свидетельств о прохождении проверки знаний «Правил плавания судов по внутренним водным путям», являющихся дополнением к морским дипломам, 37 удостоверений рулевого спортивного парусного судна, 156 удостоверений личности моряка (УЛМ) и 19 мореходных книжек (МК).

Важно отметить, что успешность процесса оформления квалификационных документов в основном зависит от того, насколько точно соответствуют требованиям положения документы кандидата и как тщательно он сам подготовился к квалификационным испытаниям. В целях упрощения подачи документов и в связи с эпидемиологическими ограничениями служба по возможности принимала документы на проверку в электронном виде, а проведение квалификационных испытаний осуществлялось традиционно в формате личной встречи.

В целом, несмотря на сложные условия, процедура дипломирования в 2021 году проходило в штатном режиме.

Регистрация судов

В части работы службы регистрации судов отмечу, что по итогам 2021 года в Государственном судовом реестре по бассейну зарегистрировано 2448 судов, из них, зарегистрировано одно спортивно-парусное судно, в Реестре плавучих объектов учтены 64 объекта. За первый квартал 2022 года в ГСР зарегистрировано судов – 2312, плавучих объектов – 75.

Всего было принято заявлений на регистрацию судна, прав на него – 478 (за первый квартал 2022 года – 149 заявлений).

Выдано бланков свидетельств о праве собственности на судно – 121 (за 2022 год – 24), о праве плавания под Государственным флагом РФ – 119 (за 2022 год – 24). Судовых билетов маломерных судов, используемых в коммерческих целях – 26 (за 2022 год – 21). Зарегистрировано ограничений (обременений) прав (ипотека, аренда судна) по 92 судам (за 2022 год – 29).

Всего оказано за первое полугодие 2021 года 423 регистрационные услуги.

Также в прошлом году была начата работа по выявлению судов, подлежащих исключению из Государственного судового реестра. Во-первых, это суда, признанные Российским речным регистром в качестве плавучих объектов, но до сих пор зарегистрированные, как суда внутреннего плавания. Во-вторых, суда, при проведении проверок которых выявляются юридические лица, прекратившие деятельность или не зарегистрированные на территории РФ. По итогам 2021 года выявлено 529 судов, зарегистрированных за 175 юридическими лицами, прекратившими деятельность.

Так что на основании пп. 4 п. 1 ст. 21 КВВТ РФ (в связи с тем, что собственник судна – юридическое лицо – ликвидировано) для актуализации сведений, содержащихся в Государственном судовом реестре по указанным судам, проводим регистрационные действия по исключению из реестра.

Морские вести России №5 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты