Канал имени Москвы увеличил гарантированные габариты - Морские вести России

Канал имени Москвы увеличил гарантированные габариты

23.03.2022

Речной транспорт

Канал имени Москвы увеличил гарантированные габариты

Фото: Рыбинский РГС/ФГБУ «Канал имени Москвы»

Среди уникальных предприятий отрасли особое место занимает ФГБУ «Канал имени
Москвы», которое включает в себя постоянно развивающуюся мощную инженерную систему из 233 гидротехнических сооружений, 200 судов специализированного флота и администрацию, выполняющую функции госуправления на внутренних водных путях 12 субъектов Центрального региона РФ.

Основные судоходные трассы проходят по Рыбинскому водохранилищу, Волге от Твери
до н.п. Хопылево, каналу имени Москвы, рекам Москве и Оке от Калуги до входа в канал Сейма.

Общая протяженность ВВП Московского бассейна в навигацию 2021 года составила 3842 км, из них с гарантированными габаритами – 2101 км, освещаемой обстановкой – 1120,3 км, отражательной – 667,7 км, неосвещаемой – 313 км, без средств навигационной обстановки – 1741 км.

За навигацию 2021 года судоходными гидротехническими сооружениями «Канала имени Москвы» произведено порядка 45 тыс. 411 шлюзований, пропущено 89 198 судов. Перевезено около 25 436,3 тыс. тонн грузов, что больше аналогичного периода предыдущего года на 12,4%. Пассажиропоток составил 1678,8 тыс. человек.

По плану улучшения судоходных условий

Олег Шахмарданов, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы»

В минувшем сезоне для обеспечения безопасного судоходства на водных путях бассейна было задействовано 3497 знаков навигационного ограждения, в том числе плавучих 2094 и 1403 береговых.

Для проведения транзитного дноуглубления использовали 12 земснарядов общей производительностью 5,26 тыс. куб. м/ч. Объем работ составил 3,8 млн куб. м грунта.

В ходе навигации ВВП обслуживали 28 обстановочных бригад, которые протралили около 361 кв. км на участках водных путей бассейна. Очищением дна и берегов (судовых ходов и прилегающей береговой полосы от посторонних предметов и подмытых деревьев) занимались 12 судов, удаливших в итоге 2,6 тыс. тонн препятствий.

Для обеспечения путевых работ плановым материалом задействовали 6 русловых изыскательских партий (РИП), которые выполнили 605 съемок, в том числе первичных – 411, повторных – 131, контрольных – 63.

Все филиалы действовали в соответствии с утвержденными оперативными планами по проведению комплекса путевых работ, обеспечивая безопасность судоходства и гарантированные габариты судовых ходов.

В каждую навигацию продолжается замена металлических плавучих знаков на новые, из полимерных материалов. Например, в 2021 году эксплуатировалось 313 таких знаков: 3, 4, 5 и 6-го типоразмеров и было закуплено еще 18 полимерных буев.

По сравнению с прошедшей в предстоящую навигацию 2022 года протяженность водных путей с гарантированными габаритами увеличена на 13 км переводом из 7-й категории в 1-2-ю категории. Сократилась общая протяженность ВВП Московского бассейна до 3840 км. Исключен из перечня внутренних водных путей Московского бассейна участок 7-й категории протяженностью 2 км. На участке Москвы-реки от г/у Софьино до г/у Северка увеличены гарантированные глубины с 2,0 м до 2,2 м.

В межнавигационный период 2021-2022 гг. специалистами учреждения разработан комплекс мер, направленный на обеспечение в предстоящую навигацию транспортировки грузов с ОАО «Калужский турбинный завод» по участку Оки от Калуги до н.п. Щурово. Речь идет о мероприятиях по организации и производству дополнительных изыскательских и дноуглубительных работ на лимитирующих перекатах.

Обновление флота

В оперативном управлении ФГБУ на 01.01.2022 находится 200 судов (без учета мотолодок). В том числе 14 земснарядов мощностью 11,5 тыс. л.с. суммарной производительностью 5,6 тыс. куб. м/ч, 123 самоходных судна мощностью 27,1 тыс. л.с., а также 63 плавсредства прочего флота.

Для выполнения путевых работ и обслуживания ВВП и СГТС Каналом имени Москвы эксплуатируется 159 судов (без учета мотолодок). На холодном отстое находятся 6 судов, на списание – 7.

Структурно флот канала формируют многочерпаковые земснаряды и землесосы, дноочистительные снаряды и краны, мотозавозни, самоходные и несамоходные шаланды, брандвахты, топливные суда, буксиры, танкеры, обстановочные, промерно-изыскательские, служебно-разъездные и экологические суда, водолазные боты, а также самоходный кран КПЛ-351 грузоподъемностью 350 тонн.

В навигацию 2021 года введен в эксплуатацию несамоходный многочерпаковый земснаряд «Леонид Быков» класса «Р 1,2 (лед 10) А» проекта 3409. Земснаряд производительностью 250 м3/ч предназначен для проведения дноуглубительных работ на тяжелых, связных, несвязных грунтах и других землечерпательных работ. Судно построено для работы в нашем филиале – Рязанском районе гидротехнических сооружений.

Это первый многочерпаковый земснаряд, построенный на отечественных предприятиях в новейшей истории. Оснащенный современным оборудованием земснаряд позволит поддерживать необходимые глубины на участках внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства и увеличения перевозок грузов.

В 2021 году канал пополнил флот новыми обстановочным теплоходом «Владимир Макаров» проекта 3052 и промерным судном «Промерный-9» проекта 3330.

Проект т/х 3052. Назначение судна – установка, снятие, транспортировка знаков навигационной обстановки речных и озерных до типоразмера 4, обслуживание знаков навигационной обстановки в местах их установки, контроль глубин судового хода, эпизодическая буксировка кормовым буксирным устройством и методом толкания барж-площадок водоизмещением не более 250 т.

Технические характеристики: длина и ширина габаритные, соответственно, 36,65 м и 5,97 м, высота борта – 2,60 м, осадка – 1,41 м, высота от ОП до верхней кромки несъемных частей – 8,9 м, экипаж – 10 человек, мощность ГД – 2х205,9 кВт, скорость хода – 24 км/ч, автономность плавания – 6 суток. Класс по классификации РРР: О-ПР 2,0 (лед 20).

Проект 3330. Назначение судна – выполнение промерных работ при проведении гидрографических изысканий. Длина габаритная, м – 18,10. Ширина габаритная, м – 3,20. Высота борта, м – 0,95. Осадка, м – 0,5. Высота от ОП до верхней кромки несъемных частей, м – 5,0. Экипаж, чел. – 6. Мощность ГД, кВт – 184. Скорость хода, км/ч – 23,7. Автономность плавания, сут. – 2. Класс по классификации РРР: Р мс 1,2А.

В 2022 году планируется получение промерного судна проекта 3330 и обстановочного теплохода проекта 3050.1А.

За 12 месяцев 2021 года и межнавигационный период 2020-2021 гг. подрядным способом отремонтировано 26 судов со слипованием, 3 судна без слипования, 2 объекта капитально, 7 дизелей.

Сегодня в межнавигационный период идет ремонт 48 судов, из них 38 подрядным способом и 10 с подъемом из воды собственными силами.

Также в 2022 г. дополнительно планируются к заключению 10 контрактов на капремонт флота – это позволит подготовить его к предстоящей навигации в соответствии с графиком и увеличить количество судов, вводимых в эксплуатацию.

Задачи предстоящей навигации

Для поддержания гарантированных габаритов судовых ходов предварительно планируется проведение комплекса путевых работ в объемах:

– дноуглубление – 3,5-4 млн куб. м;

– дноочищение – удаление 3,5-4 тыс. тонн препятствий;

– траление – 505-550 кв. км.

Для обеспечения безопасности судоходства на водных путях будет задействовано ориентировочно 3,5 тыс. знаков, из них 2,1 тыс. плавучих и 1,4 тыс. береговых.

В ходе подготовки к навигации-2022 необходимо провести ремонт навигационных знаков и профилактические работы с соответствующим оборудованием.

В целях улучшения организации и качества разработки лимитирующих перекатов в предстоящую навигацию планируется продолжить оснащение и эксплуатацию комплекса контроля учета производительности и позиционирования земснарядов. Также будут продолжены дноуглубительные работы по улучшению судоходных условий и разработке лимитирующих перекатов до наступления межени.

Кроме того, планируется продолжить опытную эксплуатацию фонарей марки «БЭПА» и новых разработок навигационных фонарей и фонарей с системой мониторинга.

На водных маршрутах столицы России

Владимир Штурмин, первый заместитель руководителя – капитан Московского бассейна ВВП

В таком крупнейшем мегаполисе страны, как Москва, особое значение для удобного и комфортного передвижения москвичей и гостей столицы имеют пассажирские перевозки по водным путям города. Для этого в распоряжении операторов флота имеются более 100 теплоходов типа «Москва» еще советской постройки, которые на сегодня ни морально, ни технически не устарели и свой ресурс не выработали. Так что и в минувшую навигацию, и в предстоящую подготовленного флота в городе достаточно, и он всегда готов принять на борт своего пассажира.

Инфраструктура как приоритет развития

Всего же в судовом реестре по бассейну зарегистрировано 251 пассажирское судно, средний возраст которых около 40 лет. На первый взгляд возраст вроде бы и серьезный, но следует отметить, что из-за специфики эксплуатации флота в пресной воде сохранность судов остается на высоком приемлемом уровне.

По-прежнему среди главных приоритетов развития речных пассажирских перевозок в Москве остается усовершенствование инфраструктуры: причалов, новых туристических маршрутов, станций обслуживания как для пассажирского, так и для частного маломерного флота.

В Московском регионе 82% пассажирских перевозок приходится на городские экскурсионно-прогулочные маршруты. Доля транспортных, то есть регулярных перевозок составляет около 3%. Туристские маршруты (круизы) занимают приблизительно 15%.

Общий пассажиропоток в 2021 г. по сравнению с 2020 г. увеличился на 165,6% – с 632 052 до 1 678 801 человека. Туристский пассажиропоток увеличился на 135,9% – с 107 779 в 2020 г. до 254 327 человек в 2021 г., экскурсионно-прогулочный на 187,3% – с 477 466 в 2020 г. до 1 371 966 человек в 2021 г., а транспортный на 12,2% – с 46 807 в 2021 г. до 52 508 человек в 2021 г. Столь значительный рост пассажиропотока связан с тем, что из-за ограничений, связанных с COVID-19, пассажирская навигация в 2020 году началась только 24 июня, на 2 месяца позже обычного.

В городской черте столицы установлены четыре основные маршрутные зоны – Северный и Южный склоны Москвы-реки, Серебряный Бор и Центральный бьеф.

Поскольку столица нашей Родины – один из крупнейших мегаполисов и туристических центров мира, в ее бассейне постоянно задействовано большое количество круизных и экскурсионных судов. Отсюда и повышенное внимание к безопасности их эксплуатации, а значит, и тщательным проверкам пассажирского флота. В целом из общего количества проверок судов в бассейне на долю пассажирских приходится 33%.

За минувшую навигацию проведена 1 тыс. 449 инспекций судов (за аналогичный период 2020 года – 1586). Инспекций с замечаниями – 1355 (в 2020 году – 1485). Выявлено нарушений обязательных требований – 3860 (в 2020 году – 3969), временно задержано 61 судно (в 2020 году – 63).

Ответственная вахта инспектора

Служба портконтроля бассейна входит в структуру ФГБУ «Канал имени Москвы» и состоит из 7 территориальных инспекций: Рыбинской, Тверской, Муромской, Рязанской, Серпуховской, Тушинской и Московской. Штатная численность инспекторского состава 23 человека. В навигацию 2021 года работали 22 инспектора. Все прошли обучение на курсах подготовки в Государственном университете морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, а также дополнительные курсы переподготовки в Волжском государственном университете водного транспорта.

Инспекция обеспечена современными техническими средствами. Инспекторы имеют средства фото- и видеофиксации, переносные компьютеры с возможностью выхода в интернет, а также персональные коды доступа в информационную систему инспектирования речных судов. Для передвижения по бассейну используется водный и автомобильный транспорт. Все инспекторы обеспечены средствами индивидуальной защиты от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

К сожалению, хотя в регионе имеется достаточное количество специалистов с уровнем квалификации, удовлетворяющим требованиям к инспекторам ГПК, в столице ощущается дефицит на желающих работать инспекторами. В первую очередь это связано с высокими требованиями к претендентам на должность инспектора и сравнительно невысоким уровнем оплаты его труда.

По-прежнему основные причины задержания судов – отсутствие или окончание срока действия судовых документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ РФ, неудовлетворительное состояние противопожарного, аварийно-спасательного и навигационного оборудования, главных и вспомогательных двигателей и механизмов, а также несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей судов занимаемым должностям.

По выявленным нарушениям в Центральное УГРН Ространснадзора по итогам 2021 года на рассмотрение направлен 91 материал проверок судов и иных плавобъектов, содержащих признаки состава административных правонарушений. В транспортную прокуратуру направлено 16 материалов проверок судов.

По фактам административных правонарушений капитаном Московского бассейна ВВП составлено 28 протоколов. Общая сумма штрафов составляет 420,5 тыс. рублей (в том числе вынесено одно административное наказание в виде административного предупреждения; к дисциплинарной ответственности привлечено 6 должностных лиц).

Следует отметить, что информационная система ГПК позволяет обеспечивать доступ для обмена информацией между инспекциями ГПК и инспекторами Центрального УГРН. Результаты осмотров судов доступны для инспекторов Центрального УГРН, а инспекторы ГПК имеют возможность ознакомиться с результатами проверок юридических лиц, на судах которых они проводят проверки.

Кроме процедур контроля инспекторский состав проводит работу с капитанами, членами экипажей судов и судовладельцами по выявлению проблемных ситуаций в судоходстве. В связи с тем, что инспекции портконтроля не наделены функциями патрулирования, работа по выявлению нарушений обязательных требований транзитным флотом во время движения осуществляется в тесном сотрудничестве с экипажами путейских судов и диспетчерской службой «Канала имени Москвы».

СУБ требует соответствий

Разработка и внедрение системы управления безопасностью (СУБ) создана для повышения уровня безопасности судоходства на ВВП. Анализ результатов проверок судов позволяет говорить о том, что причиной 80% случаев задержания является отсутствие судовых документов, непредъявление в установленные сроки флота для ежегодного освидетельствования органом по классификации и освидетельствованию судов, что является нарушением эксплуатационных процедур, а просроченная дата освидетельствования судна – это прямое несоответствие СУБ.

Изменения и дополнения, внесенные 10 августа 2016 года в постановление Правительства РФ № 193 от 06.03.2012 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», в части включения в лицензионные требования при выполнении работ по перевозке пассажиров наличия для каждого судна (за исключением маломерного судна) судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного статьей 34.1 КВВТ РФ, обязали практически всех судовладельцев к выполнению этих требований.

Напомним, что наказание за несоблюдение лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на судовладельцев от 100 тыс. рублей до административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Дипломирование и аттестация плавсостава

Для проведения квалификационных испытаний по дипломированию членов экипажей судов внутреннего плавания и аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, созданы квалификационная и аттестационная комиссии.

Особое внимание при квалификационных испытаниях уделяется знаниям кандидатами основных документов, регламентирующих безопасность судоходства. Документы после прохождения испытаний выдаются в течение трех рабочих дней.

За 2021 год проведено 84 заседания квалификационной комиссии; принято 861 заявление от граждан на получение квалификационных документов; отказано в допуске к квалификационным испытаниям 9 заявителям; отказано из-за неудовлетворительных знаний 26 заявителям; выдано 793 квалификационных документа.

Отделом госрегистрации судов за 2021 год зарегистрированы вещные права на 95 судов; внесено 108 изменений в судовой реестр; зарегистрировано 64 обременения (ограничения) прав на судно; погашено 66 обременений (ограничений) прав на судно, выдано 106 свидетельств о праве собственности на судно; выдано 100 свидетельств о праве плавания под флагом РФ; выдано 30 судовых билетов маломерных коммерческих, прогулочных и спортивных парусных судов; выдана 1061 выписка из судового реестра по запросам налоговых, судебных, правоохранительных органов, органов прокуратуры, в которых предоставляются сведения по судам и судовладельцам; выдано 226 свидетельств о минимальном составе экипажа, поставлено на учет в реестр 8 плавобъектов; выдано 14 выписок из реестра плавобъектов; исключено из судового реестра 55 судов; выдано свидетельств об исключении из реестра на 55 судов; зарегистрировано 1370 судовых журналов.

Данные о зарегистрированных и снятых с регистрации судах и судовладельцах отправляются в налоговый орган. Передано 618 сведений.

Отделом оформления, выдачи и контроля удостоверений личности моряка (УЛМ) и мореходных книжек за 2021 год оформлено 577 УЛМ и выдано 310 мореходных книжек.

Хотелось бы отметить, что в минувшую навигацию сотрудники всех подразделений и служб «Канала имени Москвы» приложили много усилий и потому сумели обеспечить безаварийное судоходство в Московском бассейне ВВП.

Морские вести России №3 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты