Водная магистраль шести регионов - Морские вести России

Водная магистраль шести регионов

15.03.2022

Речной транспорт

Водная магистраль шести регионов

Фото: ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»

Обь-Иртышский бассейн внутренних водных путей – один из крупнейших в стране, под его управлением в период минувшей навигации находилось 14 627 км внутренних водных путей, пролегающих по территории шести субъектов Федерации.

Из них навигационными знаками обслуживалось около 8600 км, в том числе 6194 км с гарантированными габаритами судовых ходов, остальные водные пути – на основании заключенных договоров, контрактов и соглашений по софинансированию. Освещение судоходной обстановки было начато согласно плану с 1 августа. Сверх задания береговые знаки освещались на участке протяженностью 582 км от устья Иртыша до п. Соснино.

Мониторинг состояния внутренних водных путей, обслуживаемых средствами навигационного оборудования, проводился путейцами 62 обстановочных бригад. Всего в минувшем сезоне было выставлено 10 922 обслуживаемых знака, из них 5855 – береговых, 5067 – плавучих. Выставление СНО производилось в соответствии со схемами, принятыми на текущую навигацию.

Опыт и мастерство путейцев обеспечили навигацию

Роман Чесноков, руководитель ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»

Уровневый режим в навигацию 2021 года был не совсем благоприятным для содержания внутренних водных путей. Уменьшение объема попусков воды из Верхне-Иртышского каскада водохранилищ Республики Казахстан привело к резкому спаду воды, начавшемуся сразу же после весеннего половодья. В свою очередь, это стало причиной раннего наступления меженного периода на Иртыше.

На состояние водности Оби, которая наблюдалась на уровне ниже среднемноголетних значений на всех опорных водомерных постах, негативно повлияла малая приточность боковых рек, которая стала следствием незначительного количества дождевых осадков.

Также слабая приточность из боковых притоков обусловила одну из основных причин сниженных уровней воды в Обско-Тазовской губе, на которую повлияли и сгонные ветры, преобладавшие в течение навигации. Например, фактические уровни воды на опорных водомерных постах Ныда и Находка наблюдались ниже проектных значений на 124 см и 112 см соответственно.

Кроме того, уровни ниже проектных наблюдались на Малой Оби (в/п Мужи), где минимальные значения составили 307 см при проектных 390 см, Казыме (в/п Полноват) при проектном уровне 400 см самые низкие показатели составили 322 см.

Гарантированные габариты судовых ходов были выдержаны при проектных уровнях воды и выше проведением комплекса путевых работ, что создало безопасные условия судоходства.

Дноуглубление производилось на основании плановых материалов, полученных по итогам русловых изысканий. За минувший навигационный период в целях поддержания гарантированных габаритов пути было проведено транзитное дноуглубление более чем на 40 объектах, а общее количество разработанного грунта достигло 1002,1 тыс. м3, что составило 116,5% от плановых показателей.

В целях оптимизации финансовых затрат применялась практика переноса судовых ходов в параллельные рукава русел рек, что позволило сократить объемы транзитных дноуглубительных работ.

Объем дноуглубительных работ, выполненных на основании заключенных договоров и контрактов, составил 854 тыс. м3.

Силами обстановочных бригад для обеспечения чистоты судовых ходов на обслуживаемых водных путях производилось сплошное и местное траление. Общая площадь траления за навигационный период составила 571 км2.

Из русел обслуживаемых рек удалены затонувшие карчи, а общий объем дноочистительных работ составил 450,4 т.

Для изучения руслового и гидрологического режимов рек, обеспечения дноуглубительных работ плановым материалом и контроля за состоянием судовых ходов русловыми изыскательскими партиями выполнено 268 съемок, общая протяженность промерных профилей составила 11 546 погонных километров.

Без транспортных происшествий

В целях навигационно-гидрографического обеспечения судоводителей картографической службой Администрации были выполнены работы по оплавыванию бумажного варианта карты Оби от Салехарда до устья реки. Переиздание карты планируется к началу навигации 2022 года.

Средняя продолжительность действия судоходной обстановки по бассейну составила 149,6 суток, что на 1,2 суток больше установленного заданием. Содержание водных путей, обслуживаемых средствами навигационного оборудования, в безопасном для судоходства состоянии позволило транспортному флоту своевременно и в полном объеме выполнить госзаказ по северному завозу грузов в районы Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и приравненные к ним территории в объеме 106,018 тыс. тонн. Кроме того, в 2021 году в пункты назначения доставлены 679 522 пассажира, перевезено 6674,9 тыс. тонн народно-хозяйственных грузов. Снижение грузопассажирских перевозок в сравнении с 2020 годом вызвано продолжающимися ограничениями из-за пандемии COVID-19.

Инспекторские осмотры серьезных замечаний к содержанию навигационных знаков и обслуживанию водных путей не выявили. Расстановка средств навигационного оборудования соответствовала утвержденной на навигацию 2021 года, фактические габариты судовых ходов соответствовали объявленным. По итогам навигации транспортных происшествий по причине неудовлетворительного содержания водных путей не зафиксировано.

Ежедневно в течение навигации готовилась и в установленное время передавалась для судоводителей и судовладельцев информация о путевых и метеорологических условиях плавания судов в бассейне. В филиалах согласно утвержденным схемам расстановки навигационных знаков велась корректура карт водных путей бассейна.

Диспетчерское регулирование

На водных путях разрядов «О» и «М» (судоходные трассы Обско-Тазовской губы) осуществлялось диспетчерское регулирование движения судов.

В целях передачи прогнозов погоды на флот, работающий в зоне регулирования, с территориальными органами Росгидромета заблаговременно были заключены договоры по различным водным акваториям.

Подводя итоги, можно сказать, что все нами сделанное, а также эффективное использование ресурсов позволило выполнить поставленные задачи и обеспечить безопасность движения транспортного и пассажирского флота по водным путям бассейна.

По новым нормативным документам

Игорь Суслов, первый заместитель руководителя Администрации – капитан Обь-Иртышского бассейна ВВП

Анализируя итоги работы инспекции Государственного портового контроля Администрации «Обь-Иртышводпуть» в навигацию 2021 года, следует отметить, что пятью инспекциями в составе 16 инспекторов государственное задание было успешно выполнено на 101%.

Всего за минувшую навигацию проверено 1818 судов, из них 854 самоходного и 964 несамоходного флота. При этом выявлено 2158 нарушений обязательных требований по безопасности судоходства.

По результатам осмотров выдано 649 предписаний на устранение нарушений обязательных требований, в 304 случаях суда были подвергнуты временному задержанию.

Семинар для инспектора

В связи с изменением нормативно-правовой базы, регламентирующей увеличение сроков осмотров судов, изменилось количество проводимых осмотров в навигационный период. А это повлекло, в свою очередь, уменьшение количества выявленных нарушений по сравнению с прошлыми навигациями.

Кроме того, снижение количества выявленных нарушений вызвано еще и отменой действия ряда нормативных документов. Например, в прошлогоднюю навигацию по сравнению с 2020 годом выявлено на 400 нарушений меньше только из-за изменений в требованиях Правил пожарной безопасности.

В межнавигационный период, как всегда, проводится более детальный анализ работы как инспекции в целом, так и каждого инспектора в отдельности. Опыт работы и периодические изменения в нормативных документах по безопасности судоходства диктуют необходимость внесения коррективов в работу инспекторского состава.

А для того чтобы все инспекторы бассейна разбирались во всех изменениях законодательства, в марте будет проведен семинар по обязательному обучению инспекторского состава. В его рамках будут проанализированы результаты работы инспекций ГПК в прошедшую навигацию и разработана стратегия на навигацию 2022 года по применению новых нормативных документов и обеспечению безопасного судоходства.

Дипломирование и аттестация

В службу дипломирования бассейна за получением квалификационных документов в 2021 году обратились 1308 человек, из них 646 – командного состава, 662 – рядового.

Проведено 128 заседаний квалификационной комиссии, испытания прошел 971 человек, из них 350 из командного состава, 621 – рядового. Оформлен 1301 квалификационный документ, в том числе командному составу – 633 диплома, рядовому – 658 квалификационных свидетельств, 10 свидетельств проверки знаний правил плавания по внутренним водным путям.

По итогам года задание по дипломированию выполнено по каждой должности и в целом исполнено на 108%.

Проведено 11 заседаний комиссии по аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами. Аттестационную комиссию прошли 30 человек, по результатам заседаний оформлено 30 удостоверений.

Также принято документов и оформлено 167 удостоверений личности моряка, выдано 161 УЛМ; принято и оформлено 43 мореходные книжки.

Морские вести России №2 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ