Навигация в режиме ЧС - Морские вести России

Навигация в режиме ЧС

12.01.2022

Речной транспорт

Навигация в режиме ЧС

Фото: ФБУ «Администрация Амурводпуть»

Общая протяженность внутренних водных путей в границах Администрации 7285 км, востребовано для судоходства более 5000 км. Из них с гарантированными габаритами 4872 км. Протяженность ВВП первой категории – 3130 км, второй – 777 км, третьей – 965 км. Протяженность пограничных водных путей 2744 км. География ВВП бассейна охватывает пять субъектов Федерации: Хабаровский, Приморский, Забайкальский края, Амурскую область и Еврейскую автономную область.

В навигацию 2021 г. обслуживались СНО судовых ходов на 4872 км водных путей с гарантированными габаритами, в т.ч. 3130 км в первой освещаемой категории, 777 км во второй светоотражающей категории и 965 км в третьей неосвещаемой категории, а также на 191 км без гарантированных габаритов, но востребованных для судоходства. Всего обслуживалось судоходной обстановкой 5063 км ВВП.

На судовых ходах выставлено и обслуживалось 5286 навигационных знаков, в т.ч. 4976 береговых, 310 плавучих, из них 2636 знаков со светосигнальным оборудованием.

Особенное лето 2021-го

Александр Савин, руководитель ФБУ «Администрация Амурводпуть»

Навигация в этом году выдалась особенно сложной в гидрологическом режиме. Особенностью лета 2021 года стало формирование высокого и продолжительного паводка в бассейне Амура и Зеи. Высокие уровни воды в августе вынудили ввести режим «Чрезвычайная ситуация» регионального, а затем и федерального уровня. Из-за продолжительного затопления поймы рек утрачено более 600 береговых знаков.

Участились случаи хищения металлических береговых створных знаков. Предотвратить преступные действия не всегда удается, у каждого знака невозможно поставить сторожа. В то же время его отсутствие на штатном месте может дезориентировать судоводителя и повлечь за собой транспортное происшествие. В таких случаях нашими филиалами направляются заявления в органы МВД, где заводятся уголовные дела.

После снижения уровней воды путейцы в усиленном режиме восстанавливали СНО, а на самые сложные участки привлекались дополнительные бригады. В результате к закрытию навигации восстановлено около 500 береговых знаков.

Продолжительный паводок внес коррективы и в русловой режим реки, что повлияло на глубины судовых ходов. После спада воды на некоторых участках потребовалось провести изменения схем судовых ходов, перестановки знаков по наибольшим глубинам. Всего переставили береговых и плавучих знаков по наибольшим глубинам на 128 участках бассейна.

В экстремальных условиях

Во время прохождения затяжного паводка комиссией учреждения проводились инспектирования ВВП в условиях высоких уровней воды, с затоплением берегов, навигационных знаков, причалов пунктов пропуска и других объектов. В экстремальных погодных условиях был проведен контроль габаритов судовых ходов, расстановки, действия и содержания береговых и плавучих навигационных знаков, достоверность передаваемой информации о путевых условиях плавания, а также соответствия сведений, размещенных в бумажных и электронных картах, с объектами на водных путях.

Из-за продолжительного паводка береговые навигационные знаки на равнинных участках инспектирования вследствие затопления берегов в местах их установки оказались в воде. У многих передних затопленных створных знаков сигнальные трапецеидальные щиты, а на отдельных знаках и квадратные щиты частично или полностью были скрыты под водой. Потоком воды часть створных знаков была разрушена. Обстановочные бригады филиалов предотвратили утрату плавучих навигационных знаков, убрав большую часть их. На штатных местах остались только плавучие знаки, необходимые для обеспечения безопасности плавания судов при высоких уровнях воды.

Таким образом, путейцы Амура не подвели и в сложных условиях навигации, обеспечили содержание судовых ходов, расстановку, обслуживание береговых и плавучих навигационных знаков. Нигде не допустили никаких срывов гарантированных габаритов судовых ходов. И как обычно, судовладельцы и судоводители ежедневно обеспечивались путевой и гидрометеорологической информацией об условиях плавания. Намеченные планы перевозок и завоз грузов в северные районы края выполнены. По предварительным данным, за навигацию 2021 года перевезено около 4 млн. тонн грузов.

Уникальные перевозки

В составе проекта магистрального газопровода «Сила Сибири» создается газоперерабатывающая инфраструктура на Дальнем Востоке со строительством Амурского газоперерабатывающего завода и Амурского газохимического комплекса в районе г. Свободный Амурской области. Доставка большей части крупногабаритных тяжеловесных грузов (КТГ) и оборудования из зарубежных портов для строительства возможна только по морским путям с последующей доставкой по ВВП бассейна протяженностью 2129 км от Николаевска-на-Амуре по Нижнему, Среднему Амуру и Зеи до причала на ее 212 км.

Для обеспечения транспортировки КТГ по участку 212-0 км Зеи с 2017 года планируются и выполняются дополнительные мероприятия, закуплены материалы для установки береговых знаков, плавучие знаки и светосигнальное оборудование.

В навигацию 2021 года с целью обеспечения габаритов судовых ходов здесь выполнено 25 схем перестановок СНО, переставлено и дополнительно установлено 67 береговых знаков. На участке с целью создания материалов для трассирования судовых ходов, перестановки навигационных знаков, определения участков дноуглубления, составления планов прорезей и определения объемов дноуглубительных работ выполнено 52 изыскательские съемки. На лимитирующих участках реки землесосом «Зея» для создания необходимых габаритов судовых ходов, разработано 6 дноуглубительных прорезей общим объемом извлеченного грунта в 507 990 куб. м.

Всего в навигацию на причал Амурского ГПЗ доставлено 25 составов с КТГ общим весом 17 075 тонн. Операторами-грузоперевозчиками в этот раз были ООО «НЛК», АО «АП», АО «ТПБ», ООО «ТК «Амурассо», ИП Белоусова Н.Е., АО «ХАБРЕЧТОРГПОРТ». А компания CombiLift впервые задействовала для перевозки грузов новую «река-море» мега баржу «Томск» (111,75 х 26,40 метра, дедвейт 5700 тонн), которая почти в два раза больше, чем 7 используемых для перевозки КТГ комбинированных подъемных «река-море» барж. Баржебуксирный состав компании ООО «ТК «Амурассо» с баржей «Томск» совершил 2 рейса и доставил на причал Амурского ГПЗ закалочные колонны весом 1472 и 1040 тонн.

Путейские суда обеспечивали проводку ББС по затруднительным участкам Зеи. Слаженная работа службы обстановки позволила обеспечить завоз крупнотоннажного оборудования для этих строек.

Система ГЛОНАСС

Согласно ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» установлены и введены в эксплуатацию контрольно-корректирующие станции (ККС) в Хабаровске в 2018 году, а в Комсомольске-на-Амуре в 2020 году. В 2019 году в Благовещенске восстановлена и введена в эксплуатацию ККС, установленная еще в 2010 году. В 2021 году началось строительство ККС в с. Екатерино-Никольское Еврейской автономной области

На сегодняшний день все установленные ККС введены в эксплуатацию и обеспечивают флот дифференциальными поправками с целью определения своих координат повышенной (субметровой) точности на реке. Поправки с ККС принимаются судовыми технологическими комплексами (АПК и СОК) изыскательских и обстановочных судов учреждения и используются для улучшения качества путевых работ, а также судами, перевозящими пассажиров и опасные грузы.

В навигацию 2021 года отделом русловых изысканий картографической службы и русловыми изыскательскими партиями филиалов с помощью автоматизированных промерных комплексов, поступивших в рамках выполнения мероприятий ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012- 2020 годы» проведены все запланированные изыскательские работы, в т.ч для обновления ЭНК.

Картографической службой в соответствии с план-графиком выполнено кодирование и представление в региональный картографический центр при Волго-Балте обновленных ячеек ЭНК на 482 км ВВП бассейна, в т.ч. 40-0 км Амурской протоки, 895-876 км Верхнего Амура, 994-974 и 277-29 км Среднего Амура, 90-45 км Тунгуски и 110-0 км и Зеи. Все ячейки прошли верификацию и будут отправлены в отраслевой фонд для дальнейшего использования.

По итоговым цифровым материалам русловых изысканий и данным с ЭНК выполняется корректировка и обновление бумажных навигационных карт на ВВП бассейна.

По результатам навигации специалистами учреждения и филиалов ведется анализ материалов русловых изысканий, русловых переформирований, путевой информации и габаритов судовых ходов на конец навигации для планирования путевых работ по содержанию судовых ходов в бассейне в навигацию 2022 года.

Ремонт флота

К началу навигации мы ввели в эксплуатацию 76 судов технического флота. Произведена замена главных двигателей на теплоходе проекта 911Б на ДРА 164/1000(2,04) – РД6191 и ДРА 164/1000(2,04-Л) – РД6191 (6ЧНСП 15/19) по вновь спроектированным проектам. Также заменен дизель-генератор 5Д4 на теплоходе проекта Р376У на ДГР2-20/1500РД1000. В ремонтно-отстойных пунктах, в сложных погодных условиях, собственными силами, в рамках среднего ремонта произведены работы на 14 судах технического флота.

В 2022 году по программе капитального ремонта флота запланированы работы на 11 судах технического флота.

Вместе на пограничных реках

В этом году исполнилось 70 лет образования Смешанной российско-китайской комиссии по судоходству на пограничных участках рек Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача и озеро Ханка.

Напомню, что комиссия создана в соответствии с Соглашением о порядке плавания по пограничным рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача и оз. Ханка и об установлении судоходной обстановки на этих водных путях, заключенным 2 января 1951 года между правительствами СССР и КНР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР 30 мая 1951 года.

Она состоит из сопредседателей сторон и трех членов комиссии с каждой стороны. Председателем российской части является руководитель ФБУ «Администрация Амурводпуть» А.А. Савин. Председателем китайской части – заместитель начальника Управления транспорта и коммуникаций провинции Хэйлунцзян Шан Дэлун.

Основные задачи – регулирование порядка плавания судов и выполнение путевых работ по установлению навигационной обстановки на пограничных водных путях бассейна, а также согласование проектов строительства сооружений на пограничных участках судоходных рек и обеспечение безопасности судоходства.

Совместно выполняются путевые работы по содержанию основных судовых ходов. Стороны устанавливают и обслуживают береговые и плавучие навигационные знаки со своей стороны от линии середины основного судового хода, обустроенного на главном фарватере. Самостоятельно выполняются промерные, тральные, изыскательские и дноуглубительные работы в согласованных местах.

Плавание российских и китайских судов на пограничных участках осуществляется по главному фарватеру независимо от прохождения линии госграницы с соблюдением правил плавания по российско-китайским пограничным рекам. В настоящее время действуют Правила плавания пятого переиздания, утвержденные в 2010 году.

Одна река – два берега

В период с 19 по 29 апреля 2021 года проведено очередное, 62-е совещание Смешанной комиссии в формате видеоконференции.

Для улучшения условий судоходства стороны договорились изменить судовые ходы по схемам расстановки береговых навигационных знаков на 46 участках, переставить 180 знаков (российской стороной – 98, китайской стороной – 82), установить и содержать 202 плавучих знака, для изучения судоходных условий произвести изыскания на 76 участках.

Согласованы сроки действия навигационного оборудования, производства дноуглубительных, дноочистительных и дноукрепительных работ, открытия временных судовых ходов по правобережным китайским протокам при низких уровнях воды и при производстве дноуглубительных работ.

Стороны пришли к единому мнению по вопросам исполнения российскими и китайскими судоводителями Правил плавания по российско-китайским пограничным рекам в период прошедшей навигации 2020 года.

В период с 10 по 12 августа 2021 года на пограничном участке Среднего Амура от 700 до 29-го км общей протяженностью 771 км российской частью в одностороннем порядке на теплоходе «Исток» проведено инспектирование пограничных водных путей.

Из-за коронавируса китайская часть провела позже самостоятельное инспектирование согласованного участка 700-29-го км Среднего Амура на т/х «Цзинлунцзян» в период с 6 по 8 сентября 2021 года.

На участках 700-310, 234-29 км Среднего Амура проведен дневной контроль действия навигационных знаков, а на участке 310-234 км – ночной контроль горения навигационных огней. Горение и видимость навигационных огней отмечены как хорошие.

Российскими и китайскими путейцами выполнены перестановки знаков на участках 337-332, 265-260, 218-208 км Среднего Амура. Китайской стороной на участке 237-230, 200-195 км проведено дноуглубление двумя землесосами с отвалом извлеченного грунта к левому берегу. На время работы земснарядов китайской стороной для обеспечения прохода судов был открыт временный правый судовой в правобережной части фарватера на 201-195 км с выставлением четырех кромочных буев, а российской стороной – на 233-231 км временный левый судовой ход с выставлением одного кромочного буя.

При инспектировании проведена проверка размещения и действия судоходной сигнализации на судоходных пролетах ж/д мостового перехода Нижнеленинское (РФ) – Тунцзян (КНР) на 234-м км Среднего Амура.

Одной из основных составляющих экономического подъема и развития Дальневосточного региона России является развитая транспортная инфраструктура, в том числе обустроенные средствами навигационного оборудования водные пути. Вот на это и направлены усилия ФБУ «Администрация Амурводпуть» и российской части Смешанной комиссии.

Нарушителю не уйти

Навигацию 2021 года в бассейне в районе Хабаровска открыли суда АО «Амурское пароходство», начав грузовые перевозки.

Сергей Комков, и.о. первого замруководителя – капитана Амурского бассейна ВВП

Инспекция государственного портового контроля (ГПК) приступила в плановом режиме к проверкам судов, введенных в эксплуатацию, в портах Хабаровск и Благовещенск. В портах Нижнего Амура (Комсомольск-на-Амуре и Николаевск-на-Амуре) плановые проверки судов начались с открытием действия СНО.

В настоящее время у нас работают 19 инспекторов ГПК. В межнавигационный период они прошли обязательное обучение на курсах повышения квалификации в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.

Приобретенная в навигацию прошлых лет практика проведения плановых проверок судов, находящихся в отдалении от дислокации инспекций ГПК, была успешно продолжена в 2021 году.

Так, для плановых проверок судов в границах деятельности инспекций портов Комсомольск-на-Амуре и Николаевск-на-Амуре, с расстоянием между портами 570 км, выделен путейский теплоход для патрулирования участков рек, возможных стоянок судов. Цель – обнаружить суда, не прошедшие проверки по тем или иным причинам. Это позволило проверить дебаркадеры, установленные в населенных пунктах перед открытием скоростной линии Комсомольск-на-Амуре – Николаевск-на-Амуре, определить их техническое состояние и соблюдение требований безопасной эксплуатации.

В навигацию 2021 года ГПК по госзаданию надо было осуществить 580 плановых осмотров судов и плавобъектов. Фактически мы смогли провести 617 осмотров, выявить 502 нарушения обязательных требований и задержать 8 судов. Вакцинация сотрудников, применение индивидуальных средств защиты после посещения судов позволили сотрудникам инспекций сохранить здоровье и выполнить госзадание на 106,3%.

В бассейне в 2021 году работали 3 пункта пропуска через государственную границу в портах Благовещенск, Поярково и Хабаровск.

Несмотря на отсутствующий пассажиропоток и уменьшение объема перевозимых грузов, вызванных распространением коронавируса SARS-CoV-2, между портами России и Китая было задействовано достаточное количество буксирных судов обеих стран. Так, инспекторами порта Благовещенск оформлено на приход и отход 739 российских и иностранных судов, из них 416 судов под флагом РФ.

Из-за большой водности на Амуре только в сентябре открылся порт Поярково, расположенный в 170 км ниже по течению от Благовещенска. Из него в порты Сунькэ и Хэйхэ пошли составы КНР с продукцией растениеводства, выращенной в Амурской области. Всего в пункте пропуска Поярково оформлено 90 судозаходов.

В порту Хабаровск лоцманами службы портконтроля способом лидирования, без высадки лоцмана на борт китайского буксира осуществлено 357 проводок баржебуксирных составов. Количество оформлений приходов-отходов судов в порт составило 1621.

Последний состав КНР, т/х «Лунтуй-609» назначением на китайский порт Тунцзян, лоцман провел 8 ноября 2021 года.

Спланированная в межнавигационный период работа инспекций ГПК обеспечила ритмичную, безаварийную работу флота на пунктах пропуска бассейна.

Морские вести России №17 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Mordraga
Camco
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России

12.01.2022

Речной транспорт

16.12.2021

Речной транспорт

09.12.2021

Речной транспорт

22.11.2021

Речной транспорт