Связующее звено Центральной России - Морские вести России

Связующее звено Центральной России

30.06.2021

Речной транспорт

Связующее звено Центральной России

Фото: ФГБУ «Канал имени Москвы»

Водные пути ФГБУ «Канал имени Москвы» на протяжении 3846,55 км связывают в единую транспортную сеть 12 субъектов Центральной России, опираясь на 233 гидротехнических сооружения. Именно по каналу в каждый дом, в каждую квартиру такого гигантского мегаполиса, как Москва, приходит волжская вода, обеспечивая комфортный и уверенный рабочий ритм российской столицы. Но канал также и оживленная транспортная магистраль, по которой в Белокаменную флот доставляет различные товары и вывозит продукцию промышленных предприятий города, а по водным путям Московского бассейна сотни судов перевозят миллионы тонн грузов.

Основные судоходные трассы проходят по Рыбинскому водохранилищу, Волге от Твери до н.п. Хопылево, каналу имени Москвы, Москве-реке и Оке от Калуги до входа в канал Сейма. Гарантированными габаритами обеспечены 2105,55 км, освещаемой обстановкой – 1124,85 км, отражательной обстановкой – 667,7 км, неосвещаемой обстановкой – 313 км, без средств навигационной обстановки остается 1741 км.

Пути повышенной категории

Олег Шахмарданов, и.о. руководителя ФГБУ «Канал имени Москвы»

По сравнению с минувшей навигацией увеличена протяженность водных путей с гарантированными габаритами на 7,55 км. В перечень ВВП добавлен участок водоотводного канала в Москве протяженностью 4,55 км с первой категорией. Повышена категория содержания водных путей на 60 км, перевод из 2-3-й категории в 1-ю категорию. В связи с вводом в эксплуатацию гидроузла Белоомут на участках водных путей Москвы-реки от г/у Северка до устья и на Оке от н.п. Щурово до г/у Белоомут увеличены гарантированные глубины с 2,0 до 2,2 м.

В межнавигационный период 2020-2021 гг. специалистами учреждения был разработан комплекс мер, направленный на обеспечение в навигацию 2021 года транспортировки грузов с ОАО «Калужский турбинный завод» по участку Оки от Калуги до н.п. Щурово. Речь идет о мероприятиях по организации и производству дополнительных изыскательских и дноуглубительных работ на лимитирующих перекатах.

Знаки безопасности

Безопасное судоходство в бассейне обеспечивают 3487 знаков навигационного ограждения, в том числе 2098 плавучих навигационных знаков и 1389 береговых навигационных знаков.

Для проведения дноуглубительных работ в навигацию 2021 года планируется задействовать 13 земснарядов общей производительностью 5,26 тыс. куб. м/ч. Плановый объем транзитных дноуглубительных работ 3,7 млн куб. м грунта.

На обслуживании водных путей задействовано 28 обстановочных бригад. Плановая площадь траления на участках около 407 кв. км. С целью выполнения дноочистительных и берегоочистительных работ (очистка судовых ходов и прилегающей береговой полосы от посторонних предметов и подмытых деревьев) планируется задействовать 12 дноочистительных судов для удаления 1,97 тыс. тонн препятствий.

Для обеспечения путевых работ плановым материалом задействовано 6 русловых изыскательских партий (РИП), в навигацию 2021 года планируется выполнить 483 съемки, в том числе первичных – 359, повторных – 78, контрольных – 46.

Продолжается замена устаревших металлических плавучих знаков на новые, выполненные из полимерных материалов. В навигацию-2021 учреждение эксплуатирует 293 таких знака – 3, 4, 5 и 6-го типоразмеров. В конце 2020 года было закуплено еще 52 полимерных буя.

Технический флот

На балансе учреждения на начало года числилось 197 судов (без учета мотолодок). В том числе 14 земснарядов мощностью 11,5 тыс. л.с. суммарной производительностью 5,6 тыс. куб. м/ч; 120 самоходных судов мощностью 25,1 тыс. л.с., а также 63 единицы прочего флота.

Для выполнения путевых работ и обслуживания ВВП и СГТС канал эксплуатирует 156 судов флота (без учета мотолодок). На холодном отстое в навигацию 2021 году находятся 3 судна, на списание – три.

В 2020 году и в межнавигационный период 2020-2021 гг. подрядным способом отремонтировано 34 судна со слипованием, 5 без слипования, 2 объекта капитально, 6 дизелей, в ремонте 6 судов на слипе. Также, в этом периоде, собственными силами выполнены ремонтные работы на 155 судах (средний ремонт) и 12 судах с подъемом из воды.

В 2021 году и в межнавигационный период 2021-2022 гг. планируется провести ремонт хозяйственным способом 130 судов. В проекте титула ремонта флота на этот год и межнавигационный период 2021-2022 гг. предусмотрено 39 судов со слипованием, 9 – капитально. Также в нынешнем году хозспособом с поднятием из воды планируется отремонтировать 12 судов.

Планы на навигацию-2022

Для обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов предварительно планируется проведение комплекса путевых работ:

– дноуглубление – 3,5-4 млн куб. м;

– дноочищение – удаление 3,5-4 тыс. тонн препятствий;

– траление – 505-550 кв. км.

Для обеспечения безопасности судоходства на водных путях бассейна будет задействовано ориентировочно 3,5 тыс. знаков, из них 2,1 тыс. плавучих и 1,4 тыс. береговых знаков.

В ходе подготовки к навигации-2022 необходимо провести ремонт навигационных знаков и профилактические работы с соответствующим оборудованием.

Для улучшения организации и качества разработки лимитирующих перекатов в навигацию-2022 планируется продолжить оснащение и эксплуатацию комплекса контроля учета производительности и позиционирования земснарядов. Продолжатся дноуглубительные работы по улучшению судоходных условий и разработке лимитирующих перекатов до наступления межени.

Кроме того, планируется продолжить опытную эксплуатацию фонарей марки «БЭПА» и новых разработок навигационных фонарей и фонарей с системой мониторинга.

Заключение

Касательно начала текущей навигации следует отметить, что c 24.04 по 20.05 судоходными гидротехническими сооружениями произведено 4665 шлюзований, а всего через шлюзы пропущено свыше 8488 судов.

За это же время по водным путям бассейна перевезено около 1917,1 тыс. тонн грузов. К сожалению, снижение по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составило 22,8%. При этом пассажиропоток по бассейну составил 164,1 тыс. человек.

Приоритеты времени

Владимир Штурмин, первый заместитель руководителя – капитан Московского бассейна ВВП

В настоящее время в Москве приоритет отдается пассажирским перевозкам. В распоряжении операторов остаются более 100 теплоходов типа «Москва» советского периода, и пока они «ни морально, ни технически» не устарели, а значит, и не выработали свой ресурс. На сегодня их не только достаточно, но есть даже избыток. Всего в судовом реестре по бассейну зарегистрировано 251 пассажирское судно средним возрастом 40 лет.

Несомненно, сегодня главный приоритет развития речных пассажирских перевозок в Москве – это прежде всего необходимость усовершенствования инфраструктуры: причалов, новых туристических маршрутов, станций обслуживания как для пассажирского, так и для частного маломерного флота.

Флот повышенного внимания

В Московском регионе 85% перевозок приходится на прогулочно-экскурсионные маршруты. Доля транспортных, то есть регулярных перевозок, менее 3%. Туристические маршруты (круизы) занимают приблизительно 12%. К сожалению, из-за ограничений, связанных с COVID-19, общий пассажиропоток в 2020 г. по сравнению с 2019 г. снизился на 54,1% – с 1 376 302 человек до 632 052 человек. Туристический пассажиропоток упал на 61,5% – с 280 285 человек в 2019 г. до 107 779 человек в 2020 г., а экскурсионно-прогулочный – на 45,5% – с 1 048 331 в 2019 г. до 477 466 человек в 2020 г.

Установлены четыре основные маршрутные зоны – Северный и Южный склоны Москвы-реки, Серебряный Бор и Центральный бьеф.

Москва является одним из крупнейших мегаполисов и туристических центров мира. Это обуславливает постоянное присутствие в бассейне большого количества круизных и экскурсионных судов. Отсюда и повышенное внимание к проверкам пассажирского флота. Из общего количества проверок судов в бассейне на долю пассажирских приходится 28%.

В 2020 году инспекторы госпортконтроля провели 1586 проверок судов и плавобъектов (из них пассажирских – 442); выявили 3969 нарушений обязательных требований (на пассажирских судах – 1197); временно задержали 63 судна (пассажирских – 21).

Мобильная инспекция

Служба ГПК бассейна входит в структуру ФГБУ «Канал имени Москвы» и состоит из 7 территориальных инспекций: Рыбинской, Тверской, Муромской, Рязанской, Серпуховской, Тушинской и Московской. Всего в штате 23 человека, в навигацию 2021 года работают 22 инспектора. Все прошли обучение на курсах подготовки в Санкт-Петербургском университете морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, а также дополнительные курсы переподготовки в ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»

Все инспекторы обеспечены средствами фото- и видеофиксации, переносными компьютерами с возможностью выхода в Интернет, а также персональными кодами доступа в информационную систему инспектирования судов. Для передвижения используется водный и автомобильный транспорт учреждения.

Несмотря на то что в регионе имеется достаточное количество специалистов с уровнем квалификации, удовлетворяющим требованиям к инспекторам ГПК, в самой столице желающих работать инспекторами, к сожалению, не наблюдается. В первую очередь это связано с высокими требованиями к претендентам и сравнительно небольшим уровнем оплаты труда.

С начала года проведено 206 инспекций судов (за аналогичный период 2020 года – 189). Из них 203 инспекции с замечаниями (в 2020 году – 179). Выявлено 765 нарушений обязательных требований (в 2020 году – 469), задержано 12 судов (в 2020 году – 6).

Основные причины задержаний – отсутствие или окончание срока действия судовых документов, неудовлетворительное состояние противопожарного, аварийно-спасательного и навигационного оборудования, главных и вспомогательных двигателей и механизмов, а также несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей судов занимаемым должностям.

По выявленным на начало апреля нарушениям в Центральное УГРН Ространснадзора направлены на рассмотрение 10 материалов проверок судов и иных плавучих объектов, содержащих признаки состава административных правонарушений. В транспортную прокуратуру направлено 2 материала проверок судов. Общая сумма штрафов составляет 22,0 тыс. рублей.

В отношении взаимодействия с Центральным УГРН Ространснадзора можно отметить, что информационная система ГПК позволяет обеспечивать доступ для обмена информацией между ними. Результаты осмотров судов доступны инспекторам Центрального УГРН, а инспекторы ГПК имеют возможность ознакомиться с результатами проверок юридических лиц, на судах которых они проводят проверки.

Кроме процедур контроля инспекторский состав проводит работу с капитанами, членами экипажей судов и судовладельцами по выявлению проблемных ситуаций в судоходстве бассейна. В связи с тем, что инспекции ГПК не наделены функциями патрулирования, работа по выявлению нарушений обязательных требований транзитным флотом во время движения осуществляется в тесном сотрудничестве с экипажами путейских судов и диспетчерской службой ФГБУ «Канал имени Москвы».

Основная задача госпортконтроля – совместно с Центральным УГРН Ространснадзора и ассоциациями судовладельцев привести эксплуатацию флота в соответствие с требованиями Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта и тем самым достичь главной цели – качественного уровня безопасности судоходства в бассейне.

СУБ требует соответствий

Очевидно, что система управления безопасностью (СУБ) призвана повысить уровень безопасного судовождения. Анализ результатов проверок судов позволяет утверждать, что причина 80% задержаний – отсутствие судовых документов на борту или непредъявление в установленные сроки плавсредства для ежегодного освидетельствования. И это серьезное нарушение эксплуатационных процедур. Более того, просроченная дата освидетельствования судна – есть прямое несоответствие СУБ.

Напомню, что изменения и дополнения, внесенные 10 августа 2016 года в постановление Правительства РФ № 193 от 06.03.2012 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», в части включения в лицензионные требования при перевозке пассажиров наличия для каждого судна (за исключением маломерного) судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного статьей 34.1 КВВТ РФ, обязали практически всех судовладельцев к выполнению этих требований.

Наказание за несоблюдение лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на судовладельцев от 100 тыс. рублей до административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Дипломирование и аттестация

Особое внимание при проведении квалификационных испытаний комиссия уделяет безопасности судоходства и знаниям кандидатами основных документов. После прохождения испытаний документы выдаются в течение трех рабочих дней.

Итак, по состоянию на апрель проведено 31 заседание квалификационной комиссии, принято 472 заявления от граждан на получение квалификационных документов, отказано в допуске к квалификационным испытаниям одному заявителю, отказано из-за неудовлетворительных знаний четырем заявителям, выдано 405 квалификационных документов.

Кроме того, на это время отделом регистрации судов зарегистрированы вещные права на 20 судов, внесено 38 изменений в судовой реестр, зарегистрировано 24 обременения (ограничения) прав на судно, погашено 19 обременений (ограничений) прав на судно, выдано 28 свидетельств о праве собственности на судно, 28 свидетельств о праве плавания под флагом РФ, 2 судовых билета маломерным коммерческим, прогулочным и спортивным парусным судам, 168 выписок из судового реестра по запросам налоговых, судебных, правоохранительных органов, органов прокуратуры, в которых предоставляются сведения по судам и судовладельцам, 149 свидетельств о минимальном составе экипажа, поставлено на учет в реестр 4 плавобъекта, внесено одно изменение в реестр плавобъектов, исключено из реестра 20 судов, выдано свидетельств об исключении из госреестра на 20 судов, зарегистрировано 492 судовых журнала.

В свою очередь, данные о зарегистрированных и снятых с регистрации судах и судовладельцах отправляются в налоговый орган. Передано 394 сведения.

Отделом оформления, выдачи и контроля удостоверений личности моряка (УЛМ) и мореходных книжек по состоянию на апрель 2021 года оформлено 200 УЛМ и выдано 97 мореходных книжек.

Морские вести России №7 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
РТКОММ
Camco
МТ Групп
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проводит Онлайн-хакатон