Волго-Балт готовит технологии безэкипажного судоходства - Морские вести России

Волго-Балт готовит технологии безэкипажного судоходства

25.03.2021

Речной транспорт

Волго-Балт готовит технологии безэкипажного судоходства

Фото: ФБУ «Администрация «Волго-Балт»

Общая протяженность внутренних водных путей Волго-Балтийского бассейна в навигацию 2021 года была увеличена за счет включения новых участков путей в Санкт-Петербурге и составила 4950,8 км. Средствами навигационного оборудования обслуживалось 3549,2 км, в том числе с освещаемой судоходной обстановкой 2196,2 км. Протяженность водных путей с гарантированными габаритами составила 3002,2 км. Для содержания навигационной обстановки в навигацию 2020 года в филиалах Администрации были задействованы 32 обстановочные бригады численностью 197 человек. Всего было выставлено 4427 знаков судоходной навигационной обстановки, в том числе береговых – 2400 и плавучих – 2027.

Гарантированных габаритов стало больше

Федор Шишлаков, руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Балт»

Во время минувшей навигации на дноуглубительных работах были задействованы 12 земснарядов общей технической производительностью 3505 м3/час. Для поддержания гарантированных габаритов судовых ходов выполнены эксплуатационные дноуглубительные работы объемом 427,11 тыс. м3. Основной объем дноуглубления относится к участкам реки Вуоксы, водораздельного канала, Свири, Приладожских каналов, Онежского и Приморского каналов, рек Матросовка и Преголя.

В 2020 году во исполнение поручения Минтранса России по обращению губернатора Новгородской области проведены дноочистительные работы на участке реки Волхов от Пчевы до Волховского шлюза. Плавкраном ДТС-10 с новым крановым оборудованием грузоподъемностью 16 тонн, а также водолазами извлечено 237,8 тонны подводных препятствий в виде камней и бутовых плит. В результате на 46-м км Волхова с 2021 года увеличена гарантированная глубина с 195 до 240 см.

Кроме того, в прошлом году завершены двухлетние дноуглубительные работы по заказу АО «ВАД» при строительстве моста через Шексну в Череповце Вологодской области. Было извлечено 256,9 тыс. м3 грунта, работало 15 ед. флота. В результате в створе строящегося моста создан новый судовой ход на участке 542-544 км.

На основании распоряжений Росморречфлота и по обращению Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря впервые на зимний период (до 31 марта) была продлена работа СНО на участке Вуоксы протяженностью 7,2 км. Таким образом, обеспечено безальтернативное сообщение между островом Валаам и Приозерском на «большой земле». В рамках договорных отношений с монастырем т/х «Ладожский» совершил 5 рейсов, доставил продукты питания, тарно-штучные грузы, а также перевез братию и паломников.

Шлюзы открыли досрочно

Техническая готовность шлюзов, исполнение графиков подготовки гидросооружений в МНП 2019/2020 гг. к эксплуатации были обеспечены на 5 дней раньше установленных сроков по просьбе судоходных компаний и распоряжению Росморречфлота. Начало работы шлюзов по судопропуску началось проходом вниз обстановочного т/х «Цапля» через Нижне-Свирский шлюз 14 апреля.

Продолжительность работы шлюзов основной трассы Волго-Балтийского водного пути в навигацию 2020 года в среднем составила 216 суток. Работа по судопропуску сверх установленной даты окончания работы шлюзов продолжалась в среднем в течение 8 суток. Завершающий судопропуск был произведен на Верхне-Свирском шлюзе 26 ноября при шлюзовании вверх т/х «ОС-332».

По итогам навигации 2020 года на шлюзах Волго-Балта выполнено 32 981 шлюзование (на 8% меньше, чем в 2019 г.), при этом прошлюзовано 55 813 судов, что на 10% меньше по сравнению с 2019 г.

В период прошедшей навигации зафиксировано 14 транспортных происшествий (19 в 2019 г.), классифицированных как инцидент, из них: 9 при судопропуске одиночных судов (10 в 2019 г.); 3 при пропуске составов из двух судов (2 в 2019 г.); 2 случая при пропуске составов из трех судов (7 в 2019 г.). Общая задержка флота составила 479 минут (1006 минут в 2019 году). Транспортных происшествий на шлюзах, приведших к длительным задержкам судопропуска и существенным повреждениям СГТС во время прошедшей навигации, не было.

В 2020 году проведена экспертиза вновь разработанных деклараций безопасности Шекснинского гидроузла, Волховского, Нижне-Свирского и Верхне-Свирского шлюзов. На основании утвержденных деклараций безопасности и экспертных заключений Ространснадзором в мае, сентябре и октябре 2020 года выданы разрешения на эксплуатацию судоходных гидротехнических сооружений.

Ответственный период

В Администрации эксплуатируются 194 судна, из которых 151 было восстановлено в межнавигационный период 2019/2020 гг. В том числе хозспособом капитально отремонтированы два теплохода с заменой главных двигателей: сборщик «ОС-5» проекта 354К и буксир-толкач «Лиман» проекта 911В.

Введен в эксплуатацию новый универсальный наплавной мост «НМ-9» проекта RDB 66.64 длиной 84 м для населенных пунктов Волоков Мост и Анненский Мост.

Приняты на баланс три буевницы проекта 3303 грузоподъемностью 7 т и наплавной пешеходный мост «НМ-10» проекта 3306 для д. Черное на Новоладожском канале.

Для создания условий безаварийного плавания флот оснащается современным радионавигационным оборудованием, а также системами электронных навигационных карт.

Восстановлены системы контроля расхода топлива на 71 судне.

На зимний судоремонт 2021/2021 гг. запланированы 163 судна.

Планируется проведение капремонта на двух судах с заменой главных двигателей: толкаче-шаландировщике «Шквал» проекта 81440 и мотозавозне «Путейский-46» проекта Р-94.

Региональный картографический центр

На базе картографической службы Администрации создан региональный картографический центр Росморречфлота, в задачи которого входит проведение камеральной проверки всех электронных навигационных карт внутренних водных путей. Здесь в прошлом году прошли камеральную проверку и верифицированы 413 обновленных ячеек ЭНК и 82 корректурных файла к ЭНК для судов техфлота АБ ВВП. Возвращены производителям (АБ ВВП) для исправления ошибок и замечаний 28 обновленных ячеек ЭНК.

В рамках договора с ФГБУ «Канал имени Москвы», предусматривающего коммерческую реализацию ЭНК заинтересованным пользователям, прошли камеральную проверку и были верифицированы 93 обновленные ячейки и 25 корректурных файлов ЭНК.

В составе картографической службы функционирует инновационно-технический отдел, одной из основных задач которого является проведение испытаний современных образцов технических средств.

В минувший навигационный период были продолжены испытания навигационных фонарей с альтернативными источниками питания:

– круговой БЭПА-14 со встроенной солнечной панелью;

– круговой БЭПА-8М с внешним блоком солнечных панелей АИП ППЗ;

– створный БЭПА-15 с внешним блоком солнечных панелей.

Данные образцы фонарей успешно прошли испытания и могут быть рекомендованы к применению на участках ВВП, не имеющих полного затенения в течение суток. В навигацию 2021 года планируется начать их полноценную эксплуатацию на водных путях бассейна.

Администрация тесно сотрудничает с одним из ведущих отраслевых учебных заведений – ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова». Так, специалистами университета в 2020 году были переданы на испытания два ледовых буя производства финской компании Meritaito.

Буи были установлены в истоке реки Невы в районе Шлиссельбурга с тем, чтобы специалисты Волго-Балта могли осуществлять визуальное наблюдение и контроль их состояния. По плану испытаний эти знаки должны провести на штатных местах весь зимний период вплоть до начала навигации 2021 года. Испытания продолжаются.

Тестовая акватория «Беспилотник»

В целях обеспечения безопасности судоходства при проведении испытаний беспилотных морских и речных судов, а также отработки технологий безэкипажного судовождения Администрацией в соответствии с поручением Минтранса и Росморречфлота создана тестовая акватория «Беспилотник».

Следует отметить, что подобный испытательный полигон является единственной в стране официальной площадкой на внутренних водных путях для испытаний беспилотных морских и речных судов и отработки технологий безэкипажного судовождения, что и подтверждается регистрацией на официальном портале научно-технологической инфраструктуры страны в качестве уникальной научной установки.

И здесь, на площадке № 2 тестовой акватории на Неве, 28 сентября 2020 года было проведено первое испытание безэкипажного судна, которое выполнило программу испытаний:

– движение и маневрирование в режиме дистанционного управления оператором берегового сегмента;

– движение и маневрирование в автоматическом режиме;

– проведение гидрографической съемки рельефа дна при движении по заданным галсам в автоматическом режиме.

Полученные результаты испытаний выявили необходимость доработки алгоритма управления судном в автоматическом режиме в связи с особенностями эксплуатации при действии свальных течений. Более того, стало ясно, что тестовая акватория позволяет всесторонне испытывать опытный образец, выявляя достоинства и недостатки.

Специалистами ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» по заказу Росморречфлота был разработан образец специального СНО, который 16 ноября 2020 года прошел первые натурные испытания на площадке № 2.

Модель специального СНО обладает функционалом:

– определение местоположения в автоматическом режиме;

– определение внешних параметров при помощи дополнительного датчика;

– передача данных местоположения на удаленное рабочее место;

– передача данных от дополнительного датчика на удаленное рабочее место.

Экспериментальный образец успешно выполнил все пункты программы испытаний, что и было засвидетельствовано приемочной комиссией, в состав которой вошли специалисты ФБУ «Администрация «Волго-Балт».

На следующем этапе конструкторы изделия планируют перейти к постройке опытного образца и начать его серийное производство.

Применение специального СНО для информационного обеспечения испытаний позволит осуществлять независимую оценку выполнения безэкипажным судном разработанной для него программы маневренных испытаний, в том числе контроль соблюдения границ акватории, контроль прохождения заданных створов, маневрирование и расхождение с препятствием.

СУБ – особое внимание инспекции портконтроля

Навигационный период 2020 года на Волго-Балте был непростым прежде всего в связи с эпидемиологическими ограничениями. В большей степени пострадали пассажирские перевозки, круизными судами перевезено всего 81 тыс. человек и совершено около 800 рейсов. Для сравнения: в 2019 году было перевезено почти 350 тыс. человек и совершено более 2000 рейсов. В меньшей степени пострадали грузовые перевозки, которые остались ориентировочно на уровне 2019 года.

Аркадий Биргер, первый заместитель руководителя – капитан Волго-Балтийского бассейна

Несмотря на сложности, все службы и отделы Волго-Балта работали в штатном режиме и в целом справились со своими задачами. Велся постоянный мониторинг в части выявления нарушений правил плавания по системам разделения движения судов, осуществлялось диспетчерское регулирование и лоцманская проводка судов, проводилось дипломирование членов экипажей и выдача удостоверений личности моряка и другая работа, связанная с безопасным движением флота.

В гости без нарушений

Так, в период навигации 2020 года инспекцией ГПК было составлено 24 протокола об административных правонарушениях, выполнено 1089 проверок судов и плавучих объектов. В результате выявлено 1809 нарушений обязательных требований, включая 26 повлекших временное задержание судов.

Особое внимание уделялось применению системы управления безопасностью на судах. В межнавигационный период ведется адресная работа с компаниями, у которых были выявлены недостатки в этой части, с тем чтобы войти в предстоящую навигацию без повторения ошибок.

Результаты работы инспекции, которую возглавляет Эдуард Вячеславович Черепанов, хорошо видны. Например, снижается количество серьезных нарушений у судов, ставших частыми гостями на Волго-Балте. Этот факт подтверждается и уменьшением транспортных происшествий, которых в прошлом году зафиксировано 27, что на 9 меньше, чем в 2019 году.

В случае выявления нарушений, повлекших за собой временное задержание судна, инспектор незамедлительно информирует об этом диспетчера движения, который принимает данную информацию к исполнению. С другой стороны, диспетчер при выявлении нарушений правил плавания и транспортных происшествиях информирует об этом инспекцию ГПК для принятия соответствующих мер.

На данный момент в штате Администрации 22 инспектора госпортконтроля. Основная цель деятельности инспекции остается неизменной – в максимально короткие сроки проверить весь флот в бассейне и тем самым повысить уровень обеспечения безопасности судоходства.

Все сотрудники инспекции имеют большой практический опыт работы на флоте в должностях капитанов, старших помощников и старших механиков. И все же при приеме на работу дополнительно прошли специальную подготовку.

Отделы инспекции оснащены необходимыми средствами связи и оргтехники, позволяющими использовать информационную систему инспектирования флота с внесением в нее оперативных данных по результатам проверок судов и других плавобъектов. Для доставки инспекторов на борт судна выделяется автотранспорт Администрации и в необходимых случаях лоцманские и обстановочные теплоходы, не задействованные на своих основных работах.

Эффективное взаимодействие инспекции портконтроля со службой диспетчерского регулирования движения судов (СРДС), возглавляемой Алексеем Сидоровым, способствует повышению безопасности судоходства, предупреждению транспортных происшествий. У них, бывает, в разгар навигации на контроле одновременно могут находиться до 350-400 судов транзитного, технического и местного флота.

В составе службы около 80 высококвалифицированных сотрудников, обеспечивающих круглосуточное регулирование движения судов на сложных участках рек и каналов, Ладожском и Онежском озерах, имеющих морские условия плавания. Эффективность работы службы невозможна без тесного взаимодействия с контролирующими и правоохранительными структурами, в том числе по предупреждению и ликвидации ЧС.

Традиционно большое внимание уделяется участию в организации проведения крупных мероприятий на воде, таких как Главный военно-морской парад в Санкт-Петербурге, праздник выпускников «Алые паруса», яхтенные регаты.

Испытания для лоцманов

Организация движения транзитных судов в ночную разводку Санкт-Петербургских мостов также первостепенная задача диспетчерского состава, который в свою очередь непосредственно взаимодействует с лоцманской службой.

Более того, участок городских мостов является акваторией обязательной лоцманской проводки и остается одним из самых сложных в России. Проводка судов выполняется специалистами, имеющими выданные в установленном порядке лоцманские удостоверения на участках, где лоцманская проводка обязательна и в других случаях по заявкам капитанов судов.

В настоящее время в связи с выходом в свет нового Положения о лоцманах на внутренних водных путях (приказ Минтранса от 6 ноября 2020 г. № 463) ведется активная работа по организации проведения квалификационных испытаний лоцманов. В службе 49 лоцманов: 33 из них для проводки судов в Санкт-Петербургские мосты и 16 для крупногабаритных судов и составов на основной трассе от Санкт-Петербурга до Череповца.

Для поддержания необходимого уровня квалификации лоцманы раз в пять лет проходят обучение по программе дополнительной профессиональной подготовки при ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова и ежегодно перед началом навигации техническую учебу в лоцманской службе.

Новый регламент

В 2019 году вступил в силу Регламент по предоставлению услуги дипломирования членам экипажей судов внутреннего водного плавания. По сути, документ направлен на дальнейшее улучшение качества обслуживания заявителей. Это касается проведения квалификационных испытаний, а также приема заявлений на дипломирование, выдачи квалификационных документов членам экипажей судов.

Особое место занимает порядок взаимодействия отдела дипломирования с заявителями. Так, новый регламент расставляет акценты, уточняет некоторые детали, в том числе требования к помещениям, в которых предоставляется услуга, к месту ожидания и приема заявителей, оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления услуги и т.д. И хотя работы много, нет сомнений, что руководимые Валерием Кузьминым сотрудники справятся со всеми поставленными задачами. В условиях ограничений, связанных с COVID-19, был налажен процесс дистанционного проведения классификационных испытаний и многие успешно прошли их в этом режиме.

За 2020 год отделом дипломирования было выдано 516 квалификационных документов, из них дипломов – 434, квалификационных свидетельств – 82.

Также следует отметить работу отдела выдачи удостоверений личности моряка и мореходных книжек под руководством Юлии Локтевой.

В условиях эпидемиологических ограничений во избежание наплыва большого количества посетителей одновременно был налажен процесс приема по предварительной записи, который зарекомендовал себя весьма эффективно и планируется к использованию в дальнейшем. За 2020 год было принято 610 заявителей на оформление удостоверений личности моряка, а также оформлено 89 мореходных книжек.

Резюмируя, отметим, что, несмотря на трудности из-за пандемии, с которыми столкнулась наша отрасль, есть все основания с оптимизмом смотреть в предстоящую навигацию. Нет сомнений в том, что Волго-Балт и его люди справятся с задачами наступившего года.

Морские вести России №2 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
РТКОММ
Camco
МТ Групп
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проводит Онлайн-хакатон