Новый импульс развития - Морские вести России

Новый импульс развития

24.02.2021

Речной транспорт

Новый импульс развития

Фото: ФБУ «Администрация «Беломорканал»

На содержании и обслуживании Администрации находится 3095,5 км водных путей, в том числе с гарантированными габаритами судовых ходов – 1599,5 км и 127 гидротехнических сооружений: 19 шлюзов, 13 плотин, 47 дамб, 13 водоспусков в составе Беломорско-Балтийского канала (ББК) протяженностью 220 км. Декларированию подлежат 72 гидросооружения. Навигация 2020 года на Онежском озере проходила с 24 апреля по 28 ноября, на ББК – с 20 мая по 31 октября.

Несмотря на общее снижение грузовых и пассажирских перевозок, основные показатели по пропуску судов через ББК в 2020 году выросли по отношению к предыдущему: шлюзований – на 2,3%; прошлюзованных судов – на 1,6%. Следует отметить, что рост достигнут за счет общего увеличения движения судов.

В русле комплексного плана

Анатолий Серов, руководитель ФБУ «Администрация «Беломорканал»

Для обеспечения надежной и безопасной работы шлюзов при судопропуске, напорных фронтов СГТС, поддержания и повышения уровня безопасности сооружений выполняется большой объем работ по ремонту. Это касается бетона отдельных локальных разрушений голов и стен камер шлюзов, замены деревянных обшивок цилиндрических затворов, ревизии основных, аварийно-ремонтных и ремонтных ворот шлюзов, замены металлоконструкций затворов водоспусков со сверхнормативным коррозионным износом, антикоррозионной защиты металлоконструкций.

Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года в части федерального проекта «Внутренние водные пути» предусмотрена реконструкция гидросооружений Беломорканала, имеющих сниженные показатели технического состояния и уровня безопасности.

В 2020 году в рамках упомянутого федпроекта начаты изыскания и разработка проектов на комплексную реконструкцию гидротехнических сооружений ББК по объектам шлюзов № 2, 14, 16, плотине № 23. Завершение проектно-изыскательских работ запланировано на декабрь 2021 года.

В перечне работ по реконструкции шлюзов – обновление механического оборудования, восстановление бетонных конструкций голов и плит королей, реконструкция средств связи и электротехнического оборудования с заменой всех кабелей, разработка новых систем управления механизмами шлюза, включающих системы ручного и автоматизированного управления. На каждом шлюзе реконструкции подлежат вспомогательные здания и сооружения – это одноэтажные здания механизмов и двухэтажное здание механизмов с центральным пультом управления, расположенные на головах шлюзов. Обновление этих зданий планируется в соответствии с технологическими нормами на обслуживание размещенных механизмов с сохранением аутентичной архитектуры.

Также запланирована реконструкция блоков служебно-бытовых помещений с обновлением внутренних и наружных сетей инженерно-технического обеспечения. Водосливная плотина № 23, имеющая опасный уровень безопасности, подлежит реконструкции в части замены деревянных конструкций водосливной части на бетонную гравитационную плотину и устройства аварийного водосброса с быстротоком.

По всем объектам выполнены изыскательские работы и необходимые обследования. В рамках инженерно-геодезических изысканий помимо основных съемочных работ выполнена аэросъемка плотины № 23 и шлюзов № 2 и № 14. При инженерно-геологических работах проводилось испытание грунтов методом статического зондирования, выполнены буровые работы и геофизические исследования, включая сейсморазведку. Проектные организации приступили к этапу разработки разделов проектно-сметной документации.

Кроме того, комплексным планом в 2020 году предусмотрено начало строительно-монтажных работ по объекту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидросооружений Беломорско-Балтийского канала. 3-й (Третий) этап. Шлюз № 18». Сроки реконструкции: июль 2020 г. – сентябрь 2023 г. Уже выполнен комплекс подготовительных работ по обустройству строительного городка, проложены сети временного электроснабжения, изготовлена большая часть металлоконструкций рабочих и аварийно-ремонтных ворот.

При корректировке документа на период до 2030 года планируется включить в комплексную реконструкцию еще четыре гидросооружения, что наряду с выполнением перспективного плана капремонта позволит довести до нормального уровень безопасности всех судоходных гидротехнических сооружений.

Главный судовой ход засветился

В 2020 году произошло увеличение протяженности водных путей 1-й категории на 89 километров на участке между шлюзами № 10-19, что позволило обеспечить безопасность судоходства в темное время суток. Работы на трассе северного склона Беломорско-Балтийского канала по оснащению средств навигационной обстановки светосигнальным оборудованием были своевременно выполнены работниками обстановочных бригад. Таким образом, в навигацию 2020 года главный судовой ход канала на всей протяженности получил оснащение светящими знаками и обеспечил безопасное движение всех судов в любое время суток.

В течение года проводились плановые работы по ремонту навигационного оборудования в путевом хозяйстве, светосигнальной аппаратуры, замене, покраске береговых и плавучих знаков навигационной обстановки. Для восстановления работоспособного технического состояния с нормальным уровнем безопасности выполнен текущий ремонт причалов Кижского и Кузарандского обстановочных участков. Приобретены и смонтированы конструкции быстровозводимого здания мастерской РОП Онежского района водных путей.

Установленные гарантированные габариты судовых ходов были выдержаны на протяжении всей навигации. Контроль качества путевых работ проводился в ходе инспекторских осмотров. По результатам составлены акты, а отмеченные в них замечания и недостатки устранены в утвержденные сроки.

Весь запланированный объем работ, обеспечивающий безопасность судоходства (содержание судоходной обстановки, изыскания, траление, дноочищение), за 2020 год выполнен. Благодаря своевременно принятым профилактическим мерам случаев заражения коронавирусной инфекцией среди работников подразделений, выполняющих работы по навигационно-гидрографическому обеспечению безопасности судоходства, в течение навигации 2020 года не выявлено.

Коронавирус не прошел

Весь комплекс путевых работ выполняется специализированным флотом. По состоянию на 01.01.2021 на балансе Администрации 48 судов, из которых 34 самоходных и 14 несамоходных. Под наблюдением Российского речного регистра 27 судов. Все они имеют судовые свидетельства об управлении безопасностью.

Подготовка флота к навигации 2020 года помимо эксплуатационной составляющей включала мероприятия по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Разработаны планы действий, в условиях острого дефицита все экипажи были оснащены средствами профилактики, дезинфекции и индивидуальной защиты. Представлены рекомендации по взаимодействию с береговыми структурами, подразделениями и должностными лицами.

Так, согласно рекомендациям Роспотребнадзора по профилактике коронавируса на водном транспорте, организован вахтенный контроль доступа и ограничения доступа на суда посторонних лиц. Введена обязательная бесконтактная термометрия для всех входящих на территорию пунктов отстоя флота, включая экипаж.

В течение года филиалы Администрации проводили плановые ремонты судов, при необходимости с подъемом на слип и привлечением специализированных организаций. В прошедшем году отремонтировано 7 судов и 4 подлежат ремонту в 2021 году для получения классификационных свидетельств Российского речного регистра к предстоящей навигации.

Уверенный прием

В ушедшем году бассейновый узел связи и радионавигации занимался повышением надежности оборудования и сетей связи, а также их дальнейшим развитием, предоставляя услуги передачи данных и телефонной связи подразделениям учреждения. В результате выполнен значительный объем работ по поддержанию в действующем состоянии сооружений и систем связи. Проведены измерения уровня сигнала контрольно-корректирующей станции ГЛОНАСС/GPS в акваториях Беломорско-Балтийского канала и Онежского озера, которые показали уверенный прием сигнала ККС на расстоянии до 160 км.

На протяжении всего времени эксплуатации ведется мониторинг состояния, профилактическое обслуживание и развитие функциональных возможностей системы связи. Отказы оборудования и повреждения линий связи устраняются в контрольные сроки.

Для определения перспективных требований к характеристикам и качественным показателям сети технологической связи специализированной организацией было проведено обследование и определена концепция развития до 2035 года. Основными техническими решениями, разработанными на основании результатов обследования, рекомендовано увеличение пропускной способности существующих радиорелейных линий связи и строительство дополнительных башен связи для увеличения зоны действия УКВ-радиосвязи и станций АИС. Определены направления и объемы потоков передачи данных в целях обеспечения технологических процессов, мониторинга состояния гидротехнических сооружений и обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

В 2020 году Администрация, несмотря на все трудности, в полном объеме выполнила все свои функции и задачи благодаря слаженной работе коллектива, состоящего из квалифицированных и ответственных работников.

Цифры и факты портконтроля

В бассейне за период навигации 2020 года проведено 227 инспекций судов, что в соотношении с показателями предыдущего года находится на уровне 95%. Госзадание выполнено полностью. Показатели по пунктам проведения инспекций в сравнении с 2019 годом дают разброс до 25%. Но с учетом небольшого количества инспекций расхождение абсолютных показателей находится в пределах 10 проверок.

Константин Тимонин, первый заместитель руководителя – капитан Беломорско-Онежского бассейна

Опасные тенденции судовладения

В прошлом году вновь выявленные нарушения обязательных требований составили 365 случаев, что находится на уровне 86% к аналогичному показателю предыдущего года и показывает снижение на 9% относительного общего количества проведенных инспекций. В свою очередь это выражается 9%-ным снижением количества вновь выявленных нарушений обязательных требований на одну проведенную инспекцию (1,61 к 1,77) в 2020 году.

Количество проверок пассажирских судов снизилось более чем вдвое. Данное обстоятельство продиктовано общим спадом пассажирского круизного судоходства в 2020 году. Тем не менее относительные показатели по выявленным нарушениям находятся на уровне 2019 года (0,8). При этом отмечается 25%-ный рост количества вновь выявленных нарушений при 84%-ном снижении нарушений, выявленных в ходе предыдущих инспекций.

Отмечается рост проверок маломерных судов, используемых в коммерческих целях (рыболовство, перевозки пассажиров). Данное обстоятельство вызвано повышением активности судовладельцев по перерегистрации флота в Администрации бассейна.

Общее количество временных задержаний судов выросло в относительных показателях на 60%, в абсолютных – 4 задержания. Анализ причин, по которым они проводились, показывает тенденцию на снижение внимания к эксплуатируемым судам со стороны судовладельцев. Речь о тех, для кого судоходство является второстепенной функцией в компании и, как следствие, простой судна не представляет значительных рисков.

Такой подход является неприемлемым, в связи с чем инспекция портконтроля ведет совместную работу с территориальными органами Госморречнадзора, прокуратуры, полиции и иными органами исполнительной власти по понуждению судовладельцев к беспрекословному исполнению всех требований законодательства в области безопасности судоходства.

Регистрация флота и дипломирование

В 2020 году отдел по регистрации судов произвел 138 действий по предоставлению услуги регистрации флота. Увеличение показателей в сравнении с 2019 годом обусловлено ростом обращений собственников маломерных судов, используемых в коммерческих целях.

Кроме того, подписание дополнительного соглашения об информационном обмене между Администрацией и Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Карелия позволило проводить совместные совещания для мониторинга полноты исправлений ошибок форматно-логического контроля, выявленных при передаче и обработке сведений посредством защищенного канала.

Процесс дипломирования плавсостава в прошедшем году был сконструирован с учетом санитарно-эпидемиологических требований, направленных на безопасное функционирование внутреннего водного транспорта в условиях COVID-19. В соответствии с регламентом квалификационная комиссия выдала 301 документ члена экипажа судов внутреннего водного транспорта.

Перевозки грузов и пассажиров

В навигацию 2020 г., в период с 24 апреля по 28 ноября, в бассейне перевезено 6610,3 тыс. тонн грузов, что составляет 98,8% к 2019 году. Номенклатура грузов: строительные – 87,8%, лесные – 11,0%, прочие – 1,2%.

Таким образом, объем перевозок строительных грузов (5803,05 тыс. тонн) снизился на 3,1% к 2019 году. По перевозкам лесных грузов (728,69 тыс. тонн), напротив, наблюдается рост на 12,1% к 2019 году.

В портах и портопунктах Онежского озера обработано и перевезено 6504,5 тыс. тонн грузов, снижение составило 1,4% к 2019 году.

На перевозках грузов всего в бассейне было задействовано 2231 судно.

По перевалке строительных грузов наилучшие показатели отмечены в портопунктах: Щелейки – 1836,18 тыс. т, рост на 6,9%; Ропручей – 1271,71 тыс. т, рост на 8,4%.

Снижение объемов перевалки стройгрузов отмечено в портопунктах Хоугуя, Шала и Уя-Губа.

По переработке лесных грузов показатели выросли относительно 2019 года в Кондопоге на 6,8% и составили, соответственно, 240,37 тыс. тонн и Сегеже на 3,7% – 270,32 тыс. тонн.

Перевозки пассажиров снизились относительно 2019 года как по туристическим направлениям – на о. Кижи и о. Соловки, выполняемые круизными судами, так и на местных направлениях – Петрозаводск – о. Кижи – Петрозаводск, осуществляемые судами на подводных крыльях.

Общий пассажиропоток по бассейну достиг 103,6 тыс. человек, что к 2019 году составляет 49,7%.

Состоялось 92 судозахода туристических судов на о. Кижи – снижение на 86,8% к 2019 году, в Петрозаводск выполнено 45 судозаходов, что составило 67,0% относительно 2019 года.

Местные пассажирские перевозки остались практически на уровне 2019 года, за навигационный период которого на местных направлениях по маршруту Петрозаводск – о. Кижи – Петрозаводск перевезено скоростными судами 88,5 тыс. пассажиров.

Беломорско-Балтийский канал

Общий судопоток по Беломорско-Балтийскому каналу снизился на 3,0% к 2019 году и составил 511 судов, за исключением маломерных и техфлота.

Объем перевозок грузов через шлюзы ББК – 341,0 тыс. тонн. Снижение относительно 2019 года – 2,7%, включая трассу Валдай – Сегежа. Всего перевезено 401,6 тыс. тонн грузов, что ниже на 5,0% относительно показателей 2019 года.

Номенклатура перевезенных грузов: лесные – 75,1%, строительные – 24,5%, прочие – 0,4%.

Объем туристических перевозок в 2020 году снизился на 25,0% к 2019 году.

Туристическими судами выполнено 17 рейсов, перевезено 2,4 тыс. пассажиров.

Лоцманская проводка судов

В навигацию 2020 года лоцманской службой Администрации выполнена 51 проводка судов и в основном в пределах ББК. Причем следует отметить ежегодный рост спроса на услугу и со стороны флота, для которого проводка является обязательной на данном участке водных путей, и со стороны прочих судов.

В бассейне среднее время одной проводки составило 31,84 часа. Всего затрачено на лоцманские проводки 1624 часа. Из них для 18 рейсов пассажирских судов общее время проводки составило 498 часов при среднем времени одной проводки 27,67 часа, а для прочих судов, соответственно, 33 рейса, 1126 часов, среднее время 34,12 часа. Всего в лоцманской службе Администрации в навигацию 2020 года работали 3 человека.

Морские вести России №1 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
РТКОММ
Camco
МТ Групп
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проводит Онлайн-хакатон