Печору осветят поэтапно - Морские вести России

Печору осветят поэтапно

15.09.2020

Речной транспорт

Печору осветят поэтапно

Фото: ФБУ «Печорводпуть»

Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна, из них 1043 км с гарантированными габаритами судовых ходов. Стратегия развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года обозначила целью увеличение пропускной способности водных путей. Уже с 2020 года Администрацией запланирован (до 2023 года) поэтапный переход на освещаемую навигационную обстановку на участке Печоры от г. Печоры до г. Нарьян-Мара протяженностью 779 км и на р. Уса от г. Усинска до устья (впадает в Печору) протяженностью 30 км.

Флот вышел на линию вовремя

Татьяна Кончина, руководитель ФБУ «Администрация Печорского бассейна ВВП»

В период навигации на участке Печоры от с. Усть-Цильма до Нарьян-Мара протяженностью 332 км с середины августа до завершения действия СНО в темное время суток действует световая обстановка, а также на участке Усы от г. Усинска до устья протяженностью 30 км пятая категория изменилась на вторую (с гарантированными габаритами и светоотражающей обстановкой).

Маршрут равных габаритов

Установление гарантированных габаритов пути на этом участке не ниже таких же параметров на магистральных путях Печоры вызвано тем, что с ж/д путей, расположенных в Усинске, идет перевалка грузов на водный транспорт и наоборот. Соответственно, на протяжении всего маршрута перевозки должны действовать равные габариты пути, не ограничивающие осадку теплоходов при прохождении участка Усы. Для этого светоотражательными элементами были оснащены 26 береговых знаков и 5 плавучих. Для ввода световой обстановки светосигнальным оборудованием были оснащены 261 береговой и 78 плавучих знаков.

Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку в стране, подготовка флота к выходу на линию и открытие судоходной обстановки на реках бассейна состоялось ранее установленных сроков:

– р. Печора, г. Вуктыл – с. Усть-Уса 18 мая (плановая дата 21.05);

– р. Печора, с. Усть-Уса – г. Нарьян-Мар 25 мая (плановая дата 29.05);

– р. Уса, г. Усинск – устье 25 мая (плановая дата 01.06).

На 01.08.2020 фактические км/дни действия судоходной обстановки составляют 73 430 (по плану 2020 года 69 526 км/дн.).

Гидрологические условия в начале навигации 2020 года кардинально отличаются от навигации предыдущего года. Если в 2019 году ледоход на Печоре прошел без заторных явлений и подъема уровней воды, то паводок в эту навигацию отличился и уровнями воды (на 1,5-2 метра выше) и их подъемом по некоторым гидрологическим водпостам выше критических отметок. Это привело к подтоплению расположенных вдоль Печоры населенных пунктов трех муниципалитетов Коми: Усинского, Усть-Цилемского и Ижемского районов, а также населенных пунктов Ненецкого автономного округа (на границе Республики Коми и НАО). В обоих регионах в отдельных населенных пунктах действовал режим ЧС.

С целью доставки по большой воде грузов первой необходимости (уголь, топливо, строительные материалы, медикаменты, продукты питания) в труднодоступные населенные пункты, расположенные в верховьях Печоры и на боковых реках, с Министерством инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми заключен контракт на содержание и обслуживание СНО на участках водных путей 7-й категории (без гарантированных габаритов и СНО) сверх установленной программы протяженностью 336 км (р. Печора – 277 км, р. Цильма – 59 км).

Обслуживанием и содержанием СНО заняты 13 обстановочных бригад, работа которых в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 организована с соблюдением всех дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, установленных органами Роспотребнадзора.

Наряду с обстановочным флотом введены в эксплуатацию две тральные бригады, которые помимо выполнения тральных работ осуществляли подмену судов обстановочного флота на период их ремонта, предоставление суммированных дней отдыха и обслуживание судоходной обстановки по госконтракту с Республикой Коми. Общий объем тральных работ на 01.08.2020 составляет 14,54 км2 (в 2019 году – 12,63 км2).

В целях поддержания необходимых глубин на перекатах и обеспечения непрерывного движения флота введены в эксплуатацию 5 единиц дноуглубительного флота общей производительностью 1770 м3/ч: 3 землесоса, многочерпаковый земснаряд, плавучий кран.

По состоянию на 01.08.2020 объем извлеченного грунта составил 670 тыс. м3 (в 2019 году – 588 тыс. м3). Увеличение объема обусловлено более ранним выводом на плес земснарядов и больших объемов дноуглубления при наступлении меженного периода.

Под ударом стихии

Начало навигации ознаменовалось сложной гидрологической обстановкой. Стояние высоких уровней воды в период паводка способствовало размыву береговой полосы, подмыву и оползанию крутых берегов, которые рушились в реку с находящейся на них растительностью, в том числе деревьями. Это создавало опасную аварийную ситуацию для судоходства, поскольку крупные стволы выносило течением на судовые ходы. Чтобы обезопасить движение флота по реке, предотвратить возможные столкновения судов с плавником, пришлось использовать несамоходный плавкран и очистить русло реки. Объем дноочистительных работ достиг порядка 21 м3, что в перерасчете на вес мокрой древесины (ель, береза, сосна) составил около 15-17 тонн.

Для контроля за состоянием русла реки, определения очередности проведения дноуглубительных работ и подготовки плановых материалов к разработке прорезей, а также определения эффективности, корректировки действующих навигационных пособий и в целях сбора и подготовки цифровых баз данных навигационно-гидрографической информации водных путей для создания и обновления электронных навигационных карт (ЭНК) к работе приступили три изыскательские русловые партии. По состоянию на начало августа ими выполнено 104 работы.

Отделом картографии Администрации проводятся работы по созданию и обновлению электронных навигационных карт (ЭНК). В навигацию запланировано обработать 417 км внутренних водных путей. По состоянию на август из 2594 км обслуживаемых водных путей 2207 км покрыты ЭНК. Дополнительно к этому на перспективу еще 150 км путей покрыты ЭНК – это акватории крупных протоков, ответвленных от основной магистрали, на которых в результате русловых переформирований возможно открытие судовых ходов.

По анализу полученных данных, основанных на мониторинге проходящих по участкам реки судов, объем грузоперевозок в бассейне к 1 августа составил порядка 300 тыс. тонн, что практически соответствует объему перевезенных грузов в 2019 году.

Ввиду того, что пассажирский флот транспортных компаний в навигацию 2020 года вышел на линии позже, чем в минувшем году, и часть перевозок пассажиров осуществляется маломерными судами, объем пассажироперевозок снизился и составил около 30 тыс. человек (2019 г. – 46,8 тыс.).

Практика для курсантов

Для работы в навигацию 2020 года в Администрации на должности плавсостава для прохождения производственной практики принято 18 курсантов III курса Печорского речного училища – филиала ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова». Также на нашей базе в период с июля по сентябрь организовано прохождение учебно-групповой практики 48 курсантов по специальностям: «судовождение», «эксплуатация судовых энергетических установок», «эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики».

На изыскательских русловых партиях учебную и производственную практику проходят четыре курсанта ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» по специальности «управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства».

Самоотверженный судоремонт

Судоремонт 2019-2020 гг. был осложнен ситуацией с пандемией коронавируса. С осени прошлого года мы начали большой объем среднего ремонта по корпусам, смену дизель-редукторных агрегатов на 4 судах проекта 391, 2 нефтеналивных барж проекта Т-77, сухогрузной баржи проекта 942. Также выполнялись работы по замене дизель-генераторов в рамках капитального ремонта на земснарядах 324-го проекта.

Ценой больших усилий экипажей судов и заводских работников технический флот был своевременно подготовлен к началу навигации. Несомненно, в этом огромная заслуга всего коллектива, но особо хочется отметить весомый вклад работников цеха технической эксплуатации флота под руководством опытного специалиста В.П. Савинова, цеха саморемонта, корпусно-сварочного и ремонтно-строительного участков, которые в условиях жесточайшего цейтнота сумели справиться с поставленными задачами и подготовить флот к навигации.

Продолжилось оснащение судов радионавигационным оборудованием, судовыми обстановочными комплексами и автоматизированными системами координированного управления позиционированием земснаряда на прорези при навигационно-гидрографическом обеспечении дноуглубительных работ.

В этом году в диспетчерской установили береговой приемник автоматической идентификационной системы. Это позволило специалистам получать более полную информацию о судах, занятых на перевозках опасных грузов, и пассажирском флоте в районе Печоры – крупном перевалочном пункте и единственной нефтебазе для загрузки танкеров, доставляющих топливо в районы Крайнего Севера и по боковым рекам бассейна в труднодоступные населенные пункты Ненецкого автономного округа и Республики Коми. Для более качественной передачи путевой и гидрометеорологической информации по коротковолновой связи на суда в бассейне в настоящий момент производится закупка малогабаритного коротковолнового антенно-фидерного устройства, показавшего положительные результаты при эксплуатации в бассейнах сибирских рек.

В настоящее время в учреждении идет большая работа по подготовке берегового хозяйства к следующему судоремонтному циклу и зимнему периоду. Многое предстоит выполнить по подготовке инженерных сетей, электрохозяйства, прочего оборудования к работе в зимних условиях. Требуется ремонт путей слипового хозяйства и судоподъемного оборудования.

В связи с большими сроками эксплуатации судов с каждым годом растут объемы судоремонта технического флота по корпусной части, механизмам и электрооборудованию. Для решения этих задач нужен приток молодых кадров рабочих специальностей. Но этой проблеме уже не первый год.

Требуется обновление флота судами, отвечающими современным требованиям экономичности, технического совершенства, экологичности, комфорта труда и жизни экипажей на борту.

Преодолевая объективные трудности, коллектив находит внутренние резервы и решает задачи качественного обеспечения навигации-2020.

Инспекции портконтроля нужен скоростной катер

Борис Островский, и.о. первого заместителя руководителя – капитан Печорского бассейна ВВП

Проверку судов и плавучих объектов бассейна инспекция портконтроля в Печорском бассейне начала сразу же с открытием навигации, т.е. в средних числах мая. В итоге за это время проведено 199 инспекций (48,54% от задания), из них с замечаниями 118 (59,27% от общего числа проверок), выявлено 133 нарушения, 2 судна задержано.

Снизилось количество проведенных проверок судов и плавучих объектов в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. Причина, к сожалению, не в инспекторах и не в судовладельцах, а в снижении вводимых в эксплуатацию судов из-за уменьшения объемов работ в бассейне. Так, на работе флота сказывается общее снижение экономической активности в нашем регионе.

Значительная часть проверок проходит без замечаний, количество выявленных замечаний снизилось с 1,8 в 2019 году до 1,5 замечания на одну проверку за истекший навигационный период этого года.

Причиной двух временных задержаний судов, как и в предыдущие годы, стало отсутствие на борту судовых свидетельств и документов, предусмотренных ст. 14 КВВТ РФ.

В связи с большой протяженностью водных путей бассейна и наличием одной Печорской инспекции ГПК, к тому же расположенной в головном предприятии Администрации – п. Путеец, остается острой проблема организации работы наших инспекторов, поскольку служба не имеет закрепленного за собой на постоянной основе скоростного мелкосидящего катера. Отсутствие своего специализированного водного транспортного средства с учетом обширных просторов бассейна, безусловно, не добавляет оперативности работе инспекторского состава.

Дипломирование и аттестация

Несмотря на сложившуюся ситуацию, связанную с распространением новой коронавирусной инфекции, службы дипломирования и государственной регистрации судов работают в штатном режиме. Службой дипломирования за семь месяцев 2020 года выдано 75 дипломов, 41 квалификационное свидетельство. Прошли аттестацию 8 кандидатов на должность ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов. Для кандидатов, проживающих в отдаленных районах, были организованы и проведены квалификационные испытания путем видеоконференц-связи.

Регистрация судов

С начала года службой государственной регистрации проведено 73 регистрации: выдано 40 свидетельств о праве собственности и плавания под флагом РФ, 6 судовых билетов, исключено из судового реестра 4 судна, перешло в ГИМС МЧС РФ 2 судна.

В судовой реестр внесено 19 изменений, оформлено 2 перехода права собственности, зарегистрировано 3 договора аренды судов без экипажа и 11 дополнительных соглашений, отказано в регистрации по 7 заявлениям. Подготовлено и направлено по линии ИФНС 266 ответов, выдано 16 выписок из судового реестра РФ.

Морские вести России №11 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ