Водный путь из моря Белого в Балтийское - Морские вести России

Водный путь из моря Белого в Балтийское

28.07.2020

Речной транспорт

В составе учреждения базовую роль играет Беломорско-Балтийский канал – уникальный комплекс судоходных гидротехнических сооружений, соединивший Белое и Балтийское моря. Рассчитанный на 40 лет канал отметил свое 85-летие.

Без вывода из эксплуатации канал постоянно модернизируется.

Гидротехнические сооружения реконструируются за счет средств федерального бюджета.

Комплексная реконструкция гидротехнических сооружений

В 2019-2020 гг. проводилась работа по включению объектов Администрации в федеральный проект «Внутренние водные пути» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. В итоге в план-график по достижению результатов проекта включены семь объектов комплексной реконструкции Беломорско-Балтийского канала, в составе которых планируется реконструкция пяти шлюзов, одной плотины и одного водоспуска. Реализация проектов с одновременным выполнением перспективного плана капремонта позволит к 2024 г. вывести все гидросооружения из аварийного и предаварийного технического состояния.

Анатолий Серов, руководитель ФБУ «Администрация «Беломорканал»

Судоходные пути

Основные судоходные пути в границах бассейна: трасса Беломорско-Балтийского канала; трассы Онежского озера от пунктов Вытегра и Вознесенье до Повенца (шлюз № 1 ББК), Петрозаводска, Кондопоги, о. Кижи, реки Водлы, а также соединительные ходы озера Выгозеро от города Сегежа до основной трассы канала и пункта отгрузки леса в поселке Валдай. Судоходные пути проходят по Республике Карелии, Ленинградской и Вологодской областям. Общая протяженность внутренних водных путей в границах бассейна составляет 3095,5 км, в том числе с гарантированными габаритами судовых ходов – 1599,5 км.

Беломорско-Балтийский канал общей протяженностью 220 км берет начало в северной части Повенецкой губы Онежского озера и выходит в Сорокский залив Белого моря. Трасса канала проложена с учетом природных особенностей края – большого количества рек и озер.

Первые семь шлюзов, расположенных между небольшими искусственно созданными бьефами («Повенчанская лестница») образуют южный склон канала и создают перепад 70 м. Между седьмым и восьмым шлюзами находится водораздел канала длиной 22 км, в который входят озера Воло, Узкое и Вадло.

Трасса северного склона протяженностью 188 км проходит по озерам, спрямленным руслам рек и по искусственным каналам, а также Выгозерскому водохранилищу – участку пути протяженностью 87 км, который объединил озеро Телекино, русло и долину реки Телекинки и Выгозеро. Разность уровней воды в 104 м преодолевается с помощью 12 шлюзов.

Особенности бассейна

Беломорско-Онежский бассейн имеет особенности. Главная из них – это сочетание озерных и речных условий плавания. Существенно отличаются условия выполнения путевых работ и применяемые схемы расстановки знаков навигационной обстановки. На трассе канала и озере Выгозеро, на подходах к причалам и местам погрузки, на реке Водле применяется латеральная система расстановки знаков, используемая на всех реках и озерах ВВП, а в Онежском озере – кардинальная система, соответствующая требованиям Международной ассоциации маячных служб (МАМС) регион А.

Установленные гарантированные габариты судовых ходов были выдержаны на протяжении всей навигации. Замечаний по работе средств навигационного ограждения нет. Контроль качества выполненных путевых работ на путях с гарантированными габаритами проводился в ходе инспекторских осмотров путей.

Путейцы в последние годы планомерно переходят к использованию современных, надежных, легких и не требующих окраски буев, а также вех из полимерных материалов. Производят замену деревянных щитов створных знаков на щиты из металлопрофиля, что в свою очередь позволяет увеличить сроки их эксплуатации.

С 2017 года для сокращения расходов на плановые объезды по контролю действия судоходной обстановки работают 62 фонаря с функцией удаленного мониторинга, информация поступает в диспетчерские службы филиалов, а также в службу пути.

Для обеспечения технической документацией всех видов путевых работ, контролем за состоянием судовых ходов и их средств навигационного ограждения, создания навигационных пособий, обоснований улучшения судоходных условий в бассейне работает русловая изыскательская партия. С 2009 г. при помощи автоматизированных промерных комплексов (АПК и АПИК) русловая изыскательская партия выполняет работы по сбору первичных данных и подготовке цифровых баз данных ВВП в границах Администрации по договорам с победителем конкурсов: «Проведение комплекса работ по созданию баз данных навигационной информации для картографического обеспечения внутренних водных путей с использованием сигналов системы ГЛОНАСС, перспективных глобальных навигационных спутниковых систем и их функциональных дополнений» (шифр «Карта-Река»). На 2020 г. создано 63 базовые ячейки электронных навигационных карт (ЭНК) в границах бассейна.

В начале июня 2020 г. от ФГБУ «Канал им. Москвы» получены 63 ячейки ЭНК по бассейну в защищенном формате с файлом лицензии, индивидуальной для каждого судна, на котором установлены СОЭНКИ (система отображения электронных навигационных карт и информации). Произведена успешная загрузка ячеек ЭНК на СОЭНКИ судов технического флота: т/х «Буран», т/х «Пеликан» и т/х «Онежец ББК».

Весь комплекс путевых работ выполняется специализированными судами. По состоянию на 01.01.2020 на балансе находится 48 судов, из которых 34 самоходных и 14 несамоходных. Под наблюдением Российского речного регистра находится 27 судов. Последнее пополнение технического флота проводилось в 2013-2015 гг., из нового строительства получено 4 специализированных теплохода, в том числе одно экологическое судно.

Трудный судоремонт

В прошедшее десятилетие возникли проблемы с постановкой судов в ремонт. Судоремонтные предприятия в бассейне, которые прежде выполняли ремонт судов технического флота Беломорканала, в настоящее время не проявляют заинтересованности. Так, Медвежьегорская РЭБ флота прекратила производственную деятельность, лишь предоставляет подрядчикам в аренду слип и ремонтную площадку, АО «Онежский ССЗ» полностью ориентировано на новое судостроение. Ближайший судоремонтный завод в смежном бассейне, Вознесенская РЭБ флота, полностью загружен судоремонтом. На рынок ремонта судов выходят мобильные предприятия, базирующиеся в отдаленных бассейнах, с новыми технологиями по подъему судов на ремонтные площадки заказчика.

В 2018-2019 гг. проведены опытные судоподъемы на береговую площадку ремонтно-отстойного пункта Сосновецкого района гидросооружений посредством пневматических ролик-мешков. Два судна доковым весом до 100 тонн были подняты с целью ремонта и последующего освидетельствования Российским речным регистром. Данная технология подъема в пункте базирования судна позволяет сократить расходы на переход до места ремонта, также обеспечивает заказчику постоянный контроль за ходом ремонтных работ.

Связь и СУДС

Телефонную и радиосвязь в бассейне обеспечивает Бассейновый узел связи и радионавигации.

Телефонная сеть состоит из пяти АТС общей монтированной емкостью 1080 номеров. Все АТС имеют выход на телефонную сеть общего пользования. С помощью радиорелейных, волоконно-оптических линий связи и организации цифрового синхронного потока Е1 через Ethernet-сеть все АТС объединены в ведомственную технологическую сеть связи. Протяженность радиорелейных линий связи 227 км, протяженность волоконно-оптических линий связи – 57,3 км.

Сеть УКВ-радиостанций состоит из 7 береговых базовых, 5 диспетчерских и 19 шлюзовых радиостанций, расположенных вдоль трассы канала и берегов Онежского озера. Зона покрытия УКВ-радиосвязью – водные пути ББК, северная и центральная части Онежского озера.

Система управления движением судов состоит из:

– трех береговых радиолокационных станций, расположенных на 1, 8 и 11-м шлюзах ББК;

– пяти базовых станций автоматизированной идентификационной системы (АИС), расположенных на 1, 8, 9, 11-м шлюзах канала и в п. Сосновец;

– трех приемников информации АИС, расположенных на восточном, западном берегах и в центральной части Онежского озера.

Информация АИС передается в центры управления СУДС: в Повенецкий РГС, в Сосновецкий РГС, в центральную диспетчерскую службу (Медвежьегорск) и на сервер речных информационных систем Северо-Запад.

В связи с растущей потребностью в проводных и радиорелейных каналах связи, потоках передачи данных (голосовая связь, интернет) для систем мониторинга гидросооружений, систем транспортной безопасности, административных и вспомогательных зданий, удаленных производственных объектов планируется продолжение реконструкции сети технологической бассейновой связи. Цель – увеличение пропускной способности сети передачи данных и обеспечение покрытия всей акватории бассейна устойчивой УКВ-радиосвязью и сетью станций АИС.

Ранняя навигация обеспечила рост грузоперевозок

Ранние сроки очищения судовых ходов ото льда Онежского озера позволили уже 24 апреля 2020 года начать судоходство в бассейне, что поспособствовало значительному росту объемов перевезенных грузов в отношении к соответствующему периоду 2019 г.

Константин Тимонин, первый заместитель руководителя – капитан Беломорско-Онежского бассейна

Динамика и структура грузооборота

Так, на 1 июня в бассейне перевезено 1709, 6 тыс. тонн грузов, что на 50% больше, чем в минувшем году. По номенклатуре грузы распределились:

– минерально-строительные – 90,5%;

– лесные – 9,5%;

– прочие – 1%.

Перевозки минерально-строительных грузов выросли в 1,4 раза, а перевозки леса увеличились почти в 2,5 раза к соответствующему периоду 2019 г. Наибольшее количество минерально-строительных грузов отправлено из портопунктов Щелейки и Ропручей назначением в основном на Вытегру, Москву и Нижний Новгород.

Почти в четыре раза увеличились объемы перевозок леса на Кондопогу относительно данных прошлого года.

В связи с введением комплекса ограничительных мер по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) остановлены пассажирские перевозки – как туристические, так и местные. Отменены все рейсы пассажирских судов, запланированные на май, а расписания рейсов на июнь и далее пока что подлежат корректировке.

Под контролем инспекции

С начала навигации портконтроль снизил количество проведенных инспекций в целом и инспекций с выявленными нарушениями обязательных требований примерно до 50% от уровня прошлого года. Ситуация объясняется обстоятельствами, которые сложились в связи с распределением грузов в общем грузопотоке и пассажиропотоке по бассейну. Так, наибольшее количество проведенных инспекций приходится на пункты отгрузки минерально-строительных грузов, а показатели по инспекциям пассажирских судов равны нулю.

Тем не менее такие показатели, как количество инспекций с выявленными нарушениями обязательных требований к общему количеству проведенных инспекций и количество выявленных нарушений обязательных требований на одну проведенную инспекцию, снизились на 2% и 17% соответственно. Это вызвано относительно небольшим количеством проведенных инспекций и более ранними сроками навигационного периода, когда члены экипажей еще не успели настолько устать, чтобы допускать ошибки и упущения.

Показатели по временным задержаниям судов и иных плавобъектов из-за выявленных нарушений обязательных требований, послуживших основанием для такой меры воздействия, за аналогичные периоды 2019 и 2020 гг. выглядят, соответственно, как 3 к 1.

Лоцманы всегда на месте

В навигацию 2020 г. двумя лоцманами службы произведено 4 лоцманские проводки судов в пределах Беломорско-Балтийского канала. Простоев судов по причине невозможности осуществления лоцманской проводки ввиду введенных карантинных мер либо по причине отсутствия лоцманов не отмечено.

В навигацию 2019 г. лоцманская служба Беломорканала отработала успешно и без транспортных происшествий. Учитывая, что общий рост числа лоцманских проводок по отношению к предыдущему году составил 19,7%, а количество лоцманов осталось на прежнем уровне (4 человека), то можно с уверенностью сказать, что служба справилась с поставленными задачами.

Следует отметить также плотный график движения пассажирских судов в летние месяцы навигации. Рост лоцманских проводок пассажирских судов в 2019 г. по сравнению с 2018 г. составил +9,7%, грузовых судов +23,3%. При этом среднее время одной проводки существенно сократилось по сравнению с прошлым годом: по пассажирским судам на 11,16%, а по грузовым – на 9,9%.

Дипломирование и регистрация

В первом полугодии 2020 г. отдел по регистрации судов произвел 45 юридически значимых действий по предоставлению услуг. Заметным событием стало подписание дополнительного соглашения об информационном обмене между Администрацией бассейна и Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Карелии. Рамки соглашения позволили проводить совместные совещания для мониторинга полноты исправления ошибок форматно-логического контроля, выявленных при передаче и обработке сведений по защищенному каналу связи.

Процесс дипломирования в 2020 г. был сконструирован с учетом санитарно-эпидемиологических требований, направленных на безопасное функционирование водного транспорта в условиях COVID-19. За первое полугодие выдано 118 квалификационных документов членам экипажей судов внутреннего водного плавания.

Квалификационная комиссия в своей работе руководствуется утвержденным регламентом по предоставлению услуги дипломирования членов экипажей судов, который определяет сроки и последовательность административных процедур при осуществлении полномочий по приему заявлений, проведении квалификационных испытаний, выдаче квалификационных документов, а также порядок взаимодействия с кандидатами.

Морские вести России №9 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

26.01.2024

Речной транспорт

12.01.2024

Речной транспорт