Водные пути особого положения - Морские вести России

Водные пути особого положения

23.07.2020

Речной транспорт

Водные пути особого положения

Водные пути Амурского бассейна занимают особое географическое положение в транспортной системе Дальневосточного региона, связывая выгодным и удобным воднотранспортным сообщением пять субъектов РФ: Хабаровский, Приморский, Забайкальский края, Амурскую область и Еврейскую автономную область, а упомянутые регионы и всю Россию через морские порты со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Общая протяженность водных путей – 7285 км, востребовано для судоходства около 5000 км, в т.ч. с гарантированными габаритами судовых ходов 4872 км. Водных путей первой категории с освещаемой обстановкой – 3130 км, второй со светоотражающей обстановкой – 777 км и третьей категории с неосвещаемой обстановкой – 965 км. В навигацию 2019 года на водных путях было выставлено и обслуживалось 4997 береговых, 315 плавучих знаков и 2689 навигационных огней.

В условиях коронавируса – на основе высокотехнологичного оборудования

Александр Савин, руководитель ФБУ «Администрация Амурводпуть»

По водным путям Верхнего, Среднего Амура и Уссури протяженностью 2744 км, находящимся в пограничных с КНР зонах, осуществляется движение российских и китайских судов, в т. ч. в международном сообщении между портами России и Китая. По магистральным участкам Нижнего Амура протяженностью 930 км с габаритами судового хода, обеспечивающими проход крупнотоннажных судов, в том числе судов смешанного «река-море» плавания, перевозятся грузы и пассажиры между портами и населенными пунктами Нижнего Амура, и морскими портами Татарского пролива, побережья Дальнего Востока и ближнего зарубежья.

В весенний период 2020 года в условиях противодействия распространения коронавирусной инфекции в филиалах учреждения продолжался ремонт и подготовка технического флота к навигации. В условиях самоизоляции специалисты картографической службы, отделов навигационных карт и русловых изысканий в дистанционном режиме вели картографические работы по созданию схем участков изысканий для плана путевых работ российской части Смешанной комиссии по судоходству, обновлению и корректуре бумажных и электронных навигационных карт, а также работы по созданию материалов, необходимых для выполнения в навигацию 2020 года гидрографических работ в рамках создания баз данных обновления ЭНК бассейна. Сотрудники службы пути и других подразделений дистанционно занимались подготовкой договоров на навигационное обслуживание, диспетчерское регулирование, программы проведения путевых работ и других документов.

В апреле – июне укомплектованы экипажи обстановочных, изыскательских, служебно-вспомогательных судов и земснарядов, по утвержденным графикам принят в эксплуатацию технический флот.

С очищением рек ото льда обстановочные бригады приступили к промерным и тральным работам, выставлению навигационных знаков судовых ходов и светосигнального оборудования. По результатам этих работ учреждением начиная с 26 апреля от акватории порта Хабаровск и заканчивая 1 июня на удаленных участках рек Уссури и Аргунь открыто действие СНО на всех ВВП.

В начале навигации в связи с низкими уровнями воды на отдельных участках водных путей выявлено уменьшение габаритов судовых ходов. С середины мая русловыми изыскательскими партиями филиалов РИП-3 АБРВВП, РИП-12 АХРВВП и РИП-7 АКРВВП организованы и выполнены изыскательские работы на участке 212-0 км Зеи и на участках Нижнего Амура от г. Хабаровска до г. Комсомольска-на-Амуре.

Для обеспечения установленных габаритов и беспрепятственного движения судов по лимитирующим перекатам этих участков на них уже выполнены перестановки навигационных знаков.

Пограничное судоходство

Вопросы судоходства, содержания водных путей, путевые работы, навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по пограничным участкам рек бассейна регулирует Смешанная российско-китайская комиссия по судоходству (СРКК). Деятельность российской части комиссии организована на базе Администрации.

В связи с ограничением сообщения между РФ и КНР очередное ежегодное совещание СРКК отменено. Для рассмотрения и согласования сторонами планов путевых работ на пограничных участках и организации судоходства с 22 по 28 апреля в рамках СРКК между ФБУ «Администрация Амурводпуть» в Хабаровске, «Центром по делам развития судоходства провинции Хэйлунцзян» в Харбине и «Хулун-Буирским управлением по делам портов и судоходства автономного района Внутренняя Монголия» в Хайларе по видеосвязи проведено рабочее совещание.

Участники совещания рассмотрели предложения сторон по обеспечению установленных габаритов судовых ходов и улучшению судоходных условий посредством перестановки береговых и плавучих знаков, открытия временных ходов на период низких уровней воды, дноуглубительных и изыскательских работ, в т. ч. гидрографических работ по созданию баз данных для обновления ЭНК на пограничные водные пути. По результатам совещания 6 мая председателями сторон в СРКК подписан протокол с решениями по выполнению путевых работ по обеспечению судоходства.

Содержание водных путей на пограничных участках сторонами выполняется совместно, каждая устанавливает и обслуживает береговые и плавучие навигационные знаки со своей стороны от линии середины судового хода, выполняет тральные, изыскательские и дноуглубительные работы.

На 129 км Среднего Амура в связи с недостаточными габаритами на основном судовом ходу Верхнепетровского переката 9 мая приступил к дноуглубительным работам земснаряд КНР. На период работ для прохода по перекату российских судов китайской стороной по российской схеме открыт временный судовой ход вдоль правого берега КНР.

С целью проверки расстановки и действия навигационных знаков и горения огней, габаритов судовых ходов, устройства и действия судоходной сигнализации судоходных пролетов мостового перехода Нижнеленинское – Тунцзян, а также проверки использования судового обстановочного комплекса (СОК) и ЭНК, на т/х «Исток» с 15 по 17 мая проведено инспектирование участка 240-0 км Среднего Амура. Выявленные при инспектировании недостатки устранены.

В межнавигационный период 2019–2020 гг. строительными организациями России и Китая завершено обустройство судоходной сигнализацией пролетов мостов Нижнеленинское – Тунцзян на 234 км и Благовещенск – Хэйхэ на 984 км Среднего Амура. Путейцами сторон выполнены расстановка береговых и плавучих знаков в районе мостовых переходов по постоянным схемам, промеры и траление в судоходных пролетах, открыто движение судов.

Новые методы работ

Для эффективного и качественного выполнения путевых работ и навигационно-гидрографического обеспечения судоходства в учреждении в производство внедряются высокотехнологичное оборудование и новейшие методы работ.

С 2014 года филиалами применяются буи из полимерных материалов. Третью навигацию на плавучих знаках устанавливаются фонари дистанционного мониторинга на основе ГНСС и GPS/GPRS, позволяющие специалистам в реальном времени через «WEB» интерфейс контролировать положение знаков, характеристики навигационных огней и светосигнального оборудования.

В 2018 году в Хабаровске введена в эксплуатацию контрольно-корректирующая станция (ККС) ГНСС, передающая на суда дифференциальные поправки. Аналогичная ККС устанавливается в г. Комсомольск-на-Амуре.

Продолжается установка на суда и использование судовых технологических комплексов (СТК), поступающих в рамках мероприятий ФЦП «ГЛОНАСС» и «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012– 2020 годы». После создания в 2018 году картографической службы, получения в 2019 году из фонда Росморречфлота 203 ячеек ЭНК, корректуры обновления 52 ячеек в программе «MapMaker», конвертации ячеек в формат программы «Дельта» и установки их на СТК (обстановочные и изыскательские) началось их активное использование специалистами пути для путевых, промерно-съемочных работ и навигации, а также сбора сведений для корректировки бумажных и электронных карт.

Картографической службой продолжается обновление остальных ячеек ЭНК и конвертация их в формат GIS данных для СТК. В ФБУ «Служба морской безопасности» направлена заявка на представление созданных в 2019 году на водные пути бассейна ячеек ЭНК с целью их корректировки и обновления.

В навигацию 2020 года РИП филиалов, отделу русловых изысканий и навигационных карт картографической службы учреждения запланирован большой объем гидрографических работ по созданию баз данных обновления ЭНК на участки Верхнего, Среднего и Нижнего Амура, рек Тунгуска и Уссури. Часть полевых гидрографических работ на участках Среднего, Нижнего Амура и Тунгуски уже выполнены. Началась их камеральная обработка.

Главный фактор роста грузоперевозок

В составе проекта магистрального газопровода «Сила Сибири» на Дальнем Востоке создается газоперерабатывающая инфраструктура со строительством Амурского завода. Доставка большей части оборудования – крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) из зарубежных портов осуществляется по морю с последующей транспортировкой по ВВП бассейна протяженностью 2129 км от г. Николаевска-на-Амуре по Нижнему, Среднему Амуру и Зее до причала на 212 км.

Для беспрепятственного прохода баржебуксирных составов (ББС) с КТГ по заказу ЗАО «Газпром переработка Благовещенск» разработана проектная документация по объекту «Обеспечение безопасных условий судоходства на участке р. Зея 0-212 км для доставки оборудования и материалов на причал Амурского ГПЗ…».

Документацией запланированы работы по улучшению судоходных условий затруднительных участках, в т. ч. переносы судовых ходов и производство дноуглубительных работ.

С 2017 года на участке 212-0 км навигационная обстановка переведена из отражательной категории в освещаемую, выполняются увеличенные объемы путевых работ для обеспечения повышенных габаритов с/х, дополнительная установка и перестановка навигационных знаков и ССО, промерные, изыскательские и дноуглубительные работы на лимитирующих участках.

В навигации 2017–2019 гг. землесосом «Зея» и многочерпаковым земснарядом «Амурский-202» для создания необходимых габаритов судовых ходов, на перекатах разработаны 34 дноуглубительных прорези с извлечением 1705,7 тыс. м. куб. грунта.

В навигацию 2018 г. по Амуру и по Зее до причала Амурского ГПЗ доставлены КТГ 14 баржебуксирными составами, а в навигацию 2019 г. КТГ 25 ББС.

По предварительному плану-графику в навигацию 2020 г. на причал Амурского ГПЗ из порта Де-Кастри в Татарском проливе и порта Хэйхэ (КНР) планируется доставить 14 ББС с КТГ.

Строительство Амурского ГПЗ становится главным фактором роста перевозок в бассейне. На востоке страны активно формируются новые центры газодобычи, единая система транспортировки и переработки газа. Они обеспечат поставки газа и продуктов его переработки потребителям регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока на долгосрочную перспективу, позволят организовать новый мощный канал экспорта российского газа и продуктов его переработки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Неотвратимость наказания дисциплинирует нарушителя

Поскольку правовыми актами не определена процедура обязательной проверки судов перед выходом в первый рейс после ремонта или зимнего отстоя, инспекторы госпортконтроля начали проверки с открытием навигации 2020 года в портах Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре.

Михаил Трегубов, первый заместитель руководителя – капитан Амурского бассейна ВВП

Так, в порту Благовещенск ежегодно в конце марта проводятся проверки судов амфибийного типа на воздушной подушке (СВП), но в этом году 11 российских судов не были введены в эксплуатацию. Из-за сложной эпидемиологической обстановки в России и Китае впервые с 1992 года не было открыто движение судов на воздушной подушке в межнавигационный период на международной пассажирской линии между Благовещенском и Хэйхэ.

Навигация

В прошедшие годы перевозка пассажиров осуществлялась СВП российских и китайских судовладельцев после закрытия ледовой переправы до открытия средств навигационного оборудования и ввода в эксплуатацию водоизмещающего пассажирского флота, движение которого на начало июня также не осуществляется. Грузовое сообщение между Китаем и Россией в 2020 году началось с открытием смешанного грузопассажирского многостороннего пункта пропуска в Благовещенске и приходом баржебуксирного состава из КНР 21 мая.

На Нижнем Амуре навигация началась 1 мая с выхода на внутригородские и пригородные маршруты пассажирских судов ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» в районе Хабаровска. С началом действия средств навигационного оборудования на остальных участках бассейна открылись пассажирские линии во внутреннем сообщении в Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре, а также скоростная линия между городом Юности и Николаевском-на-Амуре с заходом в населенные пункты Нижнего Амура. Рейсы совершают СПК, судовладелец ООО «КомПасс».

С открытием навигации на Нижнем Амуре начались перевозки нефтепродуктов из Хабаровска в северные районы Хабаровского края судами ООО «Амурская нефтебаза». Часть запланированного к перевозке груза уже доставлена потребителям Ульчского и Николаевского районов. Старейшая судоходная компания бассейна АО «Амурское пароходство» в эту навигацию первой начала перевозку круглого леса и лесоматериалов из пунктов Нижнего Амура на деревообрабатывающие предприятия в Амурске и речные порты Китая.

С начала навигации, то есть за май, проведены проверки на 190 судах, в том числе 15 пассажирских, выявлено 157 нарушений обязательных требований, задержано 2 буксирных судна. Количество проверенных пассажирских судов уменьшилось по сравнению с 2019 годом на 32 единицы из-за приостановки пассажирских перевозок на международных линиях.

Случай в порту

К сожалению, в бассейне не перевелись нерадивые судовладельцы и капитаны судов. Хочу рассказать коллегам о случае в Хабаровском порту, который произошел с инспекторами при проверке буксира пр. 758-АМ. Итак, 15 мая 2020 года в адрес Амурского УГМРН Ространснадзора и Хабаровской транспортной прокуратуры от Хабаровской дистанции инженерных сооружений Дальневосточной железной дороги поступило оповещение о факте столкновения «плавсредства» (толкач с краном) с конструкцией железнодорожного моста через Амур у Хабаровска (редакция железнодорожников).

В сообщении отражено, что в результате столкновения повреждены нижние металлические поперечные (ветровые) связи таврового сечения в количестве 6 штук, также повреждено 20 погонных метров нижних накатных путей для смотровой тележки, состоящих из металлических конструкций двутаврового сечения. При полученных повреждениях мостового перехода угрозы движению поездов нет.

О транспортном происшествии капитан Амурского бассейна проинформировал Федеральное агентство морского и речного транспорта. В соответствии с пунктом 8 Порядка назначения проверок судов и иных плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок, утвержденных приказом Минтранса РФ от 10.04.2013 г. № 114, был подготовлен приказ на проверку буксира.

В ходе проверки инспекторы обнаружили нарушения обязательных требований, служащие основанием для временного задержания судна: отсутствовало Судовое санитарное свидетельство, Свидетельство о минимальном составе экипажа судна не соответствовало фактической численности, не были предъявлены: Свидетельство о праве собственности на судно, Свидетельство о праве плавания судна под флагом России, Акт приемки судна в эксплуатацию, Страховой полис гражданской ответственности судовладельца.

В результате были выставлены коды действий, которые надлежит предпринять судовладельцу, а именно: четыре кода «30» и два кода «17». За время работы инспекции в бассейне с таким количеством нарушений на одном судне инспекторы столкнулись впервые. Учитывая факт транспортного происшествия, заинтересованность надзорных и правоохранительных органов к судовладельцу и экипажу буксирного судна, с целью принятия мер прокурорского реагирования материалы по проверке были направлены в краевую транспортную прокуратуру.

Но спустя неделю судовладелец, не поставив в известность ИГПК об устранении нарушений обязательных требований, послуживших основанием для временного задержания судна, дает команду капитану сниматься в рейс, и тот «по-пиратски», не выходя на связь, уходит, проигнорировав предписание инспекции ГПК и извещение о прибытии в транспортную прокуратуру.

Непонятно, на что рассчитывал нарушитель, однако далеко уйти не удалось. Благодаря бдительности наших инспекторов и совместным действиям транспортной прокуратуры, транспортной полиции, Амурского УГМРН Ространснадзора, Администрации Амурводпуть судно, ушедшее от Хабаровска на 150 км, не выходя на связь, вернулось в Хабаровск на место задержания. А судовладелец 22 мая подготовил письменное обращение в инспекцию ГПК, сообщив об устранении замечаний.

Своими действиями капитан и судовладелец совершили правонарушение, подпадающее под п. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На основании приказа о назначении проверки судна инспекторы прибыли на борт ранее задержанного буксировщика. В ходе проверки они хотели узнать из судового журнала, кто дал распоряжение о выходе в рейс без устраненных замечаний. Но в представленном капитаном судовом журнале не было записей о движении буксировщика, напротив, утверждалось, что он постоянно находился у причала, а экипаж строго выполнял предписания инспекции ГПК. Только после предъявления фотографии судового журнала, зафиксированного инспекторами при первой проверке, капитан «сдался». Для составления протокола об административном правонарушении по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в Хабаровскую транспортную прокуратуру были переданы материалы проверки теплохода.

Дипломирование

Службы и отделы администрации работают в штатном режиме. Службой дипломирования, аттестации, оформления УЛМ на 1 июня членам экипажей судов внутреннего плавания выдано дипломов – 241, из них 9 – дипломы судоводителей маломерных судов; квалификационных свидетельств – 131.

Проведены: аттестация лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию судов – 1 человек. Проверка знаний правил плавания судов по ВВП – 14 человек. Оформлено удостоверений личности моряка – 219 человек.

Регистрация судов

Деятельность службы госрегистрации судов охватывает водные пути бассейна, включающие Хабаровский край, Еврейскую автономную область, Амурскую область, Приморский и Забайкальский края. По состоянию на 1 июня 2020 года в судовом реестре бассейна зарегистрировано 2901 судно, из них 1735 маломерных, используемых в коммерческих целях, и три строящихся. На учете 36 плавучих объектов.

В бассейне зарегистрированы 1023 судовладельца, из них 416 юридические лица, государственные и муниципальные органы власти, 607 – физлица. За пять месяцев года подготовлены ответы на 553 запроса госорганов о предоставлении информации о зарегистрированных судах и правах на них, в том числе 288 (52%) ответов по линии Управления федеральной службы судебных приставов, 206 (37%) ответов на запросы инспекций Федеральной налоговой службы, 59 (11%) ответов на запросы ФСБ, транспортной прокуратуры, МВД, Ространснадзора, судебных органов, Пенсионного фонда.

В период с 1 января по 1 июня проведены 343 регистрационных действия:

– регистрация судов в судовом реестре – 48;

– выдача документа, подтверждающего право собственности, и выдача свидетельства о праве плавания под флагом РФ – 195;

– внесение изменений в судовой реестр – 63;

– регистрация ограничений (обременений) на судно – 37.

Диспетчерское регулирование

Отдел диспетчерского регулирования движения судов контролирует участок Нижнего Амура от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре, расстояние между которыми составляет 930 км. В этом году между Администрацией и судовладельцами бассейна заключены 70 договоров на диспетчерское регулирование движения судов.

Работа инспекторов ГПК, специалистов служб и отделов капитана бассейна в условиях сложной эпидемиологической обстановки подтвердила слаженность коллектива, взаимопонимание и высокий профессионализм.

Морские вести России №8 (2020)

75 лет Великой Победы
Баннер
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России