Восстановление и улучшение условий судоходства - Морские вести России

Восстановление и улучшение условий судоходства

15.07.2020

Речной транспорт

Общая протяженность внутренних водных путей Камского бассейна 3347 км. Протяженность водных путей без обслуживания, отнесенных к 7-й категории, сократилась до 1448 км (в 2019 году 1470 км). Протяженность путей: с гарантированными габаритами судовых ходов выросла на 25 км до 1888 км и составила 56,4% от общей протяженности ВВП бассейна; с освещаемым навигационным оборудованием увеличилась на 105 км до 1672 км и составила 88% от обслуживаемых за счет субсидии федерального бюджета – 1899 км; обслуживаемых по договорам планируется в объеме 259 км, в т.ч. освещаемых путей 259 км.

Несмотря на непростой период, надеемся на рост грузоперевозок

Сергей Сергеев, руководитель ФБУ «Администрация «Камводпуть»

В условиях роста дефицита бюджетного финансирования предусмотрено продолжение работ по восстановлению и улучшению условий судоходства:

– завершение перевода всех навигационных знаков на более эффективные светосигнальные приборы;

– продолжение замены изношенных металлических буев на пластиковые;

– восстановление освещения всех временно отключенных береговых навигационных знаков.

В навигацию 2020 года планируется большой объем гидрографических работ для обновления и переиздания бумажных и электронных навигационных карт на водных путях общей протяженностью 650 км, в том числе полностью Павловское водохранилище, река Нижняя Белая и участок Камы Чайковский шлюз – Камбарка.

К началу навигации 2020 года переиздана и впервые реализуется в новом формате «печать по требованию» карта рек Чусовая и Сылва. Также в этом году по имеющимся гидрографическим материалам планируется подготовка к переизданию в 2021 году навигационных карт рек Вишера и Уфа.

При выделении дополнительного бюджетного финансирования возможно начало работ, предусмотренных утвержденным планом действий по реализации НИР на участке устье р. Уфа – Бирск – понижение отметок проектного уровня по водомерному посту Уфа и отметок проектного дна судового хода на 20 см с соответствующим увеличением глубин на этом лимитирующем участке реки Белая.

В связи с продолжающимся дефицитом бюджетного финансирования при увеличении общего объема дноуглубления объем на транзите планируется снизить с 1747,8 тыс. м3 в 2019 году до 1550,0 тыс. м3, при увеличении объема платных внетранзитных работ с 400,11 до 495 тыс. м3.

В навигацию 2020 года запланировано не только увеличение протяженности водных путей с гарантированными габаритами, но и значительное увеличение габаритов, в том числе на участке реки Белая Груздевка – Азякуль гарантированной глубины судового хода от 280 до 400 см для обеспечения эффективной и безопасной работы флота на перевозках возрастающего объема зерновых грузов.

Судоремонт

Для содержания судовых ходов на балансе Администрации находится 144 единицы флота. Технический флот в большинстве случаев выработал моторесурс и амортизирован. В ближайшем будущем планируется пополнение рабочего ядра флота новыми судами, которые придут на смену проектам Р-121 и 391. На данный момент в ПАО «Судостроительно-судоремонтная корпорация» идет строительство нового несамоходного земснаряда проекта 4395 со сдачей в 2021 году.

Отстой, ремонт и подготовка приписного флота к нынешней навигации преимущественно производились на ремонтных базах и отстойных пунктах филиалов Администрации. Ввиду большого объема судоремонта на договорных условиях привлекались сторонние организации, осуществляющие дефектацию и ремонт судов, капитальный ремонт судовых двигателей, а также слипование судов для проведения средних ремонтов и предъявления подводной части корпусов Российскому речному регистру.

В судоремонт 2019-2020 гг. началось внедрение программного обеспечения для формирования ремонтных ведомостей и расчета смет на судоремонтные работы. Это в ближайшей перспективе позволит снизить затраты времени на подготовку, расчет и согласование сметной документации на ремонт флота, а также ведение оперативного контроля над освоением средств и соблюдением установленных сроков в процессе работ.

Проблема отрасли – дефицит экологических судов и береговых сооружений, предназначенных для сбора, очистки и обеззараживания сточных и нефтесодержащих вод, а также сбора и переработки мусора. В условиях постоянного повышения требований в части предотвращения загрязнения судов окружающей среды эта проблема постоянно обостряется.

Администрация в настоящее время располагает судами, переоборудованными под сбор подсланевых и сточных вод, которые с трудом обеспечивают потребность в комплексном обслуживании приписного флота. Все эти суда отработали нормативные сроки службы.

В процессе эксплуатации на 28 судах ведется учет расхода топлива с использованием системы контроля. Перспективы дальнейшего развития системы на судах позволят не только вести оперативный контроль расхода топлива, но и следить за техническим состоянием главных и вспомогательных механизмов, что в свою очередь даст возможность контролировать экипажи в части выполнения правил технической эксплуатации судов.

Реконструкция в особых условиях

Гидротехнические сооружения Чайковский и Нижне-Камский выполняют функции по пропуску судов и сбросу паводковых вод Камы.

Основные производственные показатели за 2019 год: продолжительность навигации – 210 суток, количество шлюзований – 6653 (109% к 2018 г.), пропущено судов – 14 879 ед. (108% к 2018 г.), в т.ч. 24 плотов (68% к 2018 г.). По вине эксплуатационного персонала аварий и транспортных происшествий на судоходных сооружениях в навигацию не допущено.

На шлюзах своевременно произведены осмотры подводных частей и оборудования, развернут межнавигационный ремонт, что позволило подготовить сооружения и своевременно открыть навигацию 2020 года на Каме. Все шлюзы Камского каскада имеют стандартные для Единой глубоководной системы размеры камер и способны пропускать все типы современных речных судов.

В 2019 году в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» завершились работы II этапа комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна (Пермский шлюз): механического оборудования аварийно-ремонтных ворот и эксплуатационных ворот, технических кабельных потерн, административно-бытовых и производственных зданий, контрольно-измерительной аппаратуры, системы резервного электроснабжения, информационно-диагностической системы БИНГ-3. Цель реконструкции – восстановление работоспособного технического состояния гидросооружения с обеспечением нормального уровня безопасности. Особые условия строительства – без прекращения судоходства.

В 2020 году продолжаются работы по разработке и реализации комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна. II этап. Реконструкция Павловского шлюза и начинаются работы по реконструкции Нижне-Камского шлюза.

Задачи флота

Ежегодно флот перевозит различное количество грузов, которое зависит от конъюнктуры рынка, корректировок производственных программ предприятий-отправителей и потребителей продукции.

Структура перевозимых грузов в бассейне практически не меняется – это минерально-строительные, нефтепродукты, лесоматериалы, удобрения, техническая соль, зерновые и прочие грузы. Доминирующее положение занимают минерально-строительные грузы. За навигацию 2019 года судовладельцами перевезено 14 057,014 тыс. тонн грузов, что на 4,1% больше показателей навигации 2018 г.

В весенний период навигации ежегодно с Верхней Камы выводится лес в плотах. По сравнению с прошлыми годами наблюдается положительная динамика увеличения объемов сплава древесины. В навигацию 2019 года было выведено рекордное количество леса в плотах за последние несколько лет – 501,1 тыс. м3. В основном лес в плотах идет на АО «Соликамскбумпром» – это один из лидеров целлюлозно-бумажной промышленности страны, а также на ООО «Красный Октябрь» в Перми.

Пассажирские перевозки за последние годы стабильны и остаются практически на одном уровне. Это говорит о спросе и привлекательности туристических маршрутов в города Пермского края, Башкортостана, Удмуртии и Татарстана.

Навигация 2020 года у нас, как и в ряде других бассейнов, началась раньше, что сказалось на перевозках грузов. На первую декаду мая перевезено 1048,7 тыс. тонн. За аналогичный период в 2019 г. было перевезено 672,9 тыс. тонн грузов. Увеличение по перевозкам грузов за начальный период навигации составило 55,8%. Вот почему, несмотря на сложный экономический период, связанный с распространением коронавирусной инфекции, надеемся на рост грузоперевозок в бассейне по итогам навигации.

Флот без документов и разрешений не пройдет

Валерий Михеев, первый заместитель руководителя – капитан Камского бассейна ВВП

В Камском бассейне с целью обеспечения безопасности судоходства существует постоянная система взаимодействия служб и отделов Администрации по контролю за движением судов и их состоянием. Для оперативной работы диспетчерского регулирования движения судов с 2013 года дополнительно восстановлено десять береговых объектов для УКВ-радиостанций и введены дополнительные элементы оборудования АИС.

На сегодняшний день автоматическая идентификационная система покрывает 75-90% водных путей на реках Каме и Белой. Продолжается снижение количества зон неуверенного приема УКВ-радиосвязи, оформление земельных участков в оперативное управление для установки оборудования радиосвязи на Чусовой и Белой (планируемый срок ввода объектов в эксплуатацию к 2022 году).

Служба регулирования движения судов ведет каждое заявленное судно. Получаемые сведения аккумулируются в информационной системе АДС «Дислокация», которая доступна как диспетчерскому аппарату, так и службе портового контроля. В «Дислокации» отображаются основные параметры рейсов, в том числе загрузка судов и осадка. Совместно со службами пути и гидротехнических сооружений анализируется безопасность прохода судов и составов по лимитирующим участкам пути, судопропуска через гидротехнические сооружения.

В навигацию 2019 года ежесуточно в Камском бассейне находилось от 250 судов. Для эффективной работы инспекторов портконтроля в бассейне были задействованы 3 катера: «Сокол», «Снегирь» и «Буревестник» (проект Р-376) и 3 автомашины.

В начале навигации 2019 года, в том числе в полном объеме, были проведены инспекции пассажирских и нефтеналивных судов, а также паромных переправ. Всего инспекторами службы ГПК в 2019 году проверено 1221 судно. Из них пассажирских – 75, нефтеналивных – 128, сухогрузных – 339, паромов – 72, толкачей-буксиров – 272, земснарядов и плавкранов – 156. На одного инспектора Камской службы ГПК в среднем в навигационный период приходилось по 94 проверки судов.

В итоге проверок инспекторы выявили 2018 различных несоответствий требованиям документов, регламентирующих безопасность судоходства. На все несоответствия выставлены требования по устранению, 61 судно временно было задержано до устранения нарушений.

Среди причин временного задержания:

– отсутствие или несоответствие судовых документов – 69,9%;

– техническое состояние судов – 15,3%;

– навигационное оборудование и средства связи – 8,4%;

– отсутствие или несоответствие дипломов и свидетельств – 2,0%;

– неукомплектованность экипажей судов – 1,7%;

– отсутствие или несоответствие спасательных средств – 1,7%;

– отсутствие или несоответствие противопожарных средств – 1,0%.

Основная причина задержания судов – отсутствие судовых документов. В основном речь идет о документах Российского речного регистра, реже о разрешениях на судовую радиостанцию и судовое санитарное свидетельство.

Началась навигация 2020 года, возобновились проверки судов. К середине мая проверено 283 судна, выявлено 551 нарушение и оформлено два задержания (в одном случае – закончилось действие документов Российского речного регистра; в другом – неисправно аварийное питание рулевой машины).

В 2019 году Администрация организовала квалификационные комиссии в Перми, Уфе, Набережных Челнах, таким образом максимально приблизив услуги по дипломированию личного состава и экипажей судов к судоходным компаниям.

Тестирование проводится на компьютерах. Тестируемому предлагаются 12 вопросов по специальности. В случае получения правильных ответов на девять или более вопросов кандидат считается успешно прошедшим квалификационные испытания. Если кандидат не может ответить на девять вопросов, проводится собеседование по вопросам, на которые были получены неправильные ответы.

Более того, принимая во внимание эпидемию коронавируса (COVID-19), с 12 апреля организовано проведение квалификационных испытаний в формате видео-конференц-связи. Проведено более 150 квалификационных испытаний. Кандидаты на должности плавсостава судов внутреннего водного транспорта получили возможность трудоустройства по полученным должностям.

К сожалению, ограниченные возможности интернета, особенно в отдаленных регионах, осложняют проведение квалификационных испытаний таким образом. Поэтому с нетерпением ждем снятия ограничений и возобновления непосредственного приема посетителей.

В ходе работы квалификационных комиссий выявились как положительные, так и негативные моменты при исполнении требований Положения о дипломировании.

Положительный опыт:

– Выпускники учебных заведений в течение одного года получают первый рабочий диплом на право занятия должности без квалификационных испытаний.

– Лица, работающие на судах, обменивают свой диплом по той же должности на новый диплом без квалификационных испытаний.

– Наличие информации о каждом специалисте в информационной системе госпортконтроля.

Основные трудности:

1. Отсутствие у членов экипажей судов образовательных документов для получения диплома по той же должности после окончания срока действия имеющегося диплома (п. 106 Положения о дипломировании).

2. Отсутствие необходимого образования для занятия должностей командного состава судов мощностью более 330 кВт (п. 59 Положения о дипломировании).

3. Несоответствие данных справок о стаже плавания записям в трудовой книжке (п. 43 Положения о дипломировании).

4. Не все подготовки занесены в информационную систему ГПК.

5. Негативно сказывается при эксплуатации несамоходных судов с экипажами отсутствие в п. 4 Положения о дипломировании должности шкипера, на которого возлагаются обязанности по обеспечению безопасной эксплуатации судна, соответствию судна техническому регламенту, соблюдению на судне требований КВВТ, Правил плавания и т.д. Компетентность лиц, возглавляющих экипажи несамоходных судов, необходимо проверять в комиссиях по дипломированию.

6. Отсутствие ограничений в дипломах по району плавания. Молодые судоводители стали плохо знать специальную лоцию районов работы судна, в связи с чем совершают ошибки, теряя ориентировку, затрудняясь определить место судна относительно судового хода.

Каждый год мы ждем начала навигации, и каждая из них неповторима, имея свои особенности для всех участников, будь то администрация, компания, экипаж судна или речник. Но на всех желаю одного – безаварийной работы в навигацию 2020 года.

В этот непростой год судовладельцам не потерять наработанные грузопотоки, а пассажирам после снятия ограничений из-за коронавируса продолжить увлекательные путешествия по рекам и озерам России.

Морские вести России №7 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

26.01.2024

Речной транспорт

12.01.2024

Речной транспорт