Первоочередная задача путейцев - Морские вести России

Первоочередная задача путейцев

12.07.2020

Речной транспорт

Развитие судоходства на внутренних водных путях напрямую зависит от их качественного содержания, поэтому первоочередная задача путейцев – содержание водных путей и гидротехнических сооружений в требуемом состоянии. Общая протяженность эксплуатируемых водных путей Северо-Двинского бассейна составляет 6705 км. Это участки свободных рек и озер бассейна, а также водные пути Северо-Двинской шлюзованной системы.

Для обеспечения безопасности судоходства Администрация проводит навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов и выполняет путевые работы на водных путях: содержание средств навигационного оборудования, дноуглубительные, дноочистительные, тральные работы, русловые инженерно-геодезические и инженерно-гидрологические изыскания, содержание и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

Навигация высоких уровней

Максимальные уровни весеннего половодья 2019 года на реках бассейна сформировались во второй декаде мая и соответствовали средним многолетним значениям. После половодья наблюдалось интенсивное понижение уровней воды. Среднемесячные уровни в июне были ниже нормы на 60-100 см. Для поддержания гарантированных габаритов пути были введены в эксплуатацию семь землесосов, а также задействован плавкран.

Владимир Шмыков, руководитель ФБУ «Администрация «Севводпуть»

Однако обильные дожди с третьей декады июня продолжались практически весь период навигации. Они вызывали высокие уровни воды и формирование экстремальных паводков с амплитудой более двух метров.

В результате навигация 2019 года оказалась самой многоводной за последние сорок лет. В целом на реках бассейна по абсолютному большинству водпостов уровни воды не достигли проектных отметок. Минимальные уровни повсеместно наблюдались выше среднемноголетних значений на 20-150 см. Высокие уровни воды способствовали обеспечению проектных габаритов судовых ходов, что позволило отказаться от полного выполнения планового объема землечерпания.

Таким образом, общий объем дноуглубительных работ в 2019 году составил 1,6 млн кубометров извлеченного грунта. Работы велись на Северной Двине, Вычегде, Сысоле, а также в Северо-Двинской шлюзованной системе. Плановый показатель действия навигационного оборудования выполнен, плановые показатели содержания внутренних водных путей обеспечены.

Средства навигационного оборудования содержались на 3222 км водных путей. Из них с гарантированными габаритами – 3209 км, по договорам с заинтересованными организациями обслуживались 7 километров путей седьмой категории. Для их ввода и содержания использовались 38 обстановочных судов. Проверку чистоты судовых ходов вели тральные бригады, местное траление на участках проводили обстановочные бригады с применением специализированного оборудования. Также для обеспечения чистоты судовых ходов были выполнены дноочистительные работы.

Русловые изыскания, обеспечение дноуглубительных и других путевых работ технической документацией, контроль состояния судовых ходов и навигационного оборудования, содержание и обновление пунктов высотной сети, координирование землечерпательных прорезей, а также создание схем навигационного оборудования судовых ходов, корректурного материала в лоцманские карты и ЭНК осуществлялись силами четырех изыскательских отрядов.

Эффективное ведение путевых работ строилось на эксплуатации судовых автоматических комплексов, автоматизированных систем координированного управления позиционированием землечерпательного флота, электронном документообороте.

Своевременный ввод и качественное содержание навигационного оборудования, надлежащее информирование судоводителей и судовладельцев о путевых условиях на водных путях бассейна обеспечили безопасные условия работы флота в период экспедиционного завоза грузов в боковые реки в весенний период, да и в течение всей навигации. В результате мы завершили навигацию без транспортных происшествий на водных путях и гидротехнических сооружениях. План путевых работ на навигацию 2020 года в целом остается на уровне показателей минувшего года.

Флот

В межнавигационный период 2019-2020 годов откорректированы и согласованы схемы расстановки СНО на водных путях бассейна. Подготовлен корректурный материал к лоцманским картам и пособиям рек, согласованы габариты рейдов, размещение мест погрузки – выгрузки, габариты и места установки наплавных сооружений, издан информационный бюллетень, с перевозчиками заключены договоры на предоставление навигационных услуг. Подготовлены и частично обновлены средства навигационного оборудования, закуплены материалы и оборудование.

Для сохранения и поддержания технического состояния, восстановления эксплуатационно-технических характеристик судов в межнавигационный период проведен ремонт флота во всех структурных подразделениях Администрации.

В 2019 году капитально отремонтирована баржа «Т-50» грузоподъемностью 1000 тонн. Идет капремонт буксира-толкача «Приток» проект 911В, монтаж оборудования, приобретенного в рамках подготовки к капремонту: плавучего грунтопровода, судовых дизель-генераторов 30 и 20 кВт, дизель-генератора 30 кВт в капоте, судового дизель-редукторного агрегата, судового реверс-редуктора. Проекты по установке этого оборудования разработаны силами собственного конструкторского бюро.

Кроме того, на дизельном участке Лимендских ремонтно-механических мастерских капремонт прошли шесть главных двигателей. Кстати, поддержанию мастерских на высоком техническом уровне уделяется самое серьезное внимание: приобретается новое оборудование для радиомастерской, заготовительного, корпусно-сварочного, станочного, деревообрабатывающего, электромонтажного, слесарного, дизельного участков.

Северо-Двинская шлюзованная система

В рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы», Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры по объекту: «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы. 1 этап» (Шлюз №2) в соответствии с контрактом, в 2020 году продолжается реконструкция шлюза, выполнен основной объем строительно-монтажных работ. Завершение контракта планируется в мае 2020 года, а значит последнее сооружение Северо-Двинской шлюзованной системы будет выведено из аварийного технического состояния. Таким образом, все сооружения шлюзованной системы будут приведены в работоспособное техническое состояние с нормальным уровнем безопасности.

В настоящее время на судоходных гидротехнических сооружениях Северо-Двинской шлюзованной системы осуществляется постоянный мониторинг технического состояния сооружений с оценкой уровня их безопасности. При необходимости своими силами проводится текущий ремонт сооружений. Это позволяет своевременно устранять выявленные неисправности и обеспечивает безаварийную эксплуатацию сооружений в течение навигации.

Электронная картография

В рамках развития общеотраслевого перспективного направления внедрения на суда электронных навигационных карт внутренних водных путей, в структуре Администрации образован картографический отдел для организации и выполнения полного цикла работ (создание, корректировка, внедрение и т.п.) с электронными навигационными картами.

В феврале 2020 года, в рамках повышения квалификации специалисты отдела прошли обучение в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

Электронные карты имеют ряд известных преимуществ:

– возможность внесения оперативной (вплоть до ежедневной) корректуры как в расстановку навигационного оборудования, так и в отображение рельефа дна и глубин, с последующим доведением актуализированных ЭНК потребителям независимо от расстояния;

– дают информацию о фактическом положении судна, актуальном положении судового хода и СНО. При этом на бумажных картах лишь общие, приблизительные сведения о составе навигационного оборудования без возможности определения точного положения судна;

– виртуальное положение СНО на электронных картах непоколебимо в отличие от физических навигационных знаков, установленных на реке, и, что важно, ограничено от нелегитимного смещения их с места установки проходящими судами, караванами, плотосоставами. Виртуальные навигационные знаки на ЭНК не теряют видимости в условиях туманов, не могут утонуть, не подвержены смещению или уничтожению ураганными ветрами, защищены от вандализма и т.п., что значительно повышает безопасность плавания;

– применение ЭНК способно значительно оптимизировать технологические процессы и время выполнения путевых работ с улучшением их качества;

– применение и развитие электронной картографии будет способствовать созданию высокотехнологичных рабочих мест в отрасли, оптимизации и унификации работ на водных путях, что, несомненно, положительно отразится на обеспечении безопасности судоходства в целом, росте производительности труда, а также выводе содержания ВВП на современный качественный уровень, соответствующий общему вектору развития отрасли.

На сегодня ЭНК покрыты практически все водные пути бассейна. Для поддержания их на актуальном уровне картографическим отделом разработана и успешно функционирует система оперативной корректировки и доведения до потребителей ЭНК. Судоходные компании, понимая преимущества и перспективность электронных навигационных карт, проявляют большой интерес и готовы к их внедрению на транспортные суда.

Однако пока что широкому внедрению ЭНК препятствует отсутствие общеотраслевой, четко регламентирующей данное направление нормативной документации, определяющей форматы получаемых потребителем ячеек карт и периодичность получения к ним корректурных файлов.

Навигация-2020

В 2019 году произошло увеличение внутрибассейнового грузооборота по сравнению с предыдущим годом. Основная часть грузов – те, разгрузка и погрузка которых легко механизируются и относительно дешевы, а для хранения в межнавигационный период не требуются складские помещения. В основном это лес и лесоматериалы, навалочные и сыпучие грузы. Большая часть их перевозится в пределах бассейна.

Объем перевозки пассажиров в последние годы остается на стабильном уровне и составляет около миллиона четырехсот тысяч человек в год.

Вскрытие рек Северного бассейна в 2020 году началось в апреле, на 6-18 дней ранее установленных сроков. Вслед за ледоходом первые обстановочные теплоходы приступили к работе по установке и открытию средств навигационного оборудования.

Существующая эпидемиологическая реальность потребовала изменений в организации труда, в том числе в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей. Превентивно часть персонала, не связанная с технологическими процессами, переведена на дистанционную работу в режиме удаленного доступа. Пребывающие на рабочих местах сотрудники обеспечивают все штатные работы, исполняя при этом требования режимов повышенной готовности. В Администрации создан профильный оперативный штаб и приняты необходимые меры по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции.

Эффект постоянного присутствия

За период навигации 2019 года инспекторами портконтроля в Северо-Двинском бассейне ВВП проведено 514 инспекторских осмотров судов, выявлено 2694 раз­личных несоответствия, временно задержано 37 судов. В основном суда задерживаются по причине отсутствия каких-либо судовых документов.

Владимир Есенеев, и.о. первого заместителя руководителя – капитан Северо-Двинского бассейна ВВП

Особое внимание – паромным переправам

Большое количество паромных переправ в бассейне обязывает инспекторский состав внимательно следить за их состоянием. Безопасность пассажиров всегда была в приоритете деятельности инспекции ГПК.

Инспекция на постоянной основе имеет 2 служебных внедорожных автомобиля, на которых сотрудники добираются до самых отдаленных мест бассейна, где тщательно проверяют все суда. Также инспекторы несут дежурство на разъездном судне. Таким образом достигается эффект постоянного присутствия на реках госпортконтроля, что обеспечивает наиболее полное инспектирование судов, позволяет отслеживать движение флота, а значит и повысить уровень безопасности судоходства.

Еще одной функцией инспекции является выдача свидетельства о минимальном составе экипажа. За 2019 год этот важный документ был выдан на 23 судна.

За 2019 год и истекший период 2020 года дипломным отделом Администрации выдано 477 дипломов, 578 квалификационных свидетельств, 15 удостоверений лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов (СУБ), 35 свидетельств о проверке знаний правил плавания по ВВП. В 106 случаях квалификационные испытания для кандидатов закончились неудовлетворительно.

Регистрация судов

По состоянию на 01.04.2020 г. в судовом реестре зарегистрировано 1405 судов. Отделом регистрации за период с 01.01.2019 по 01.04.2020 г. совершено:

– 92 регистрации права собственности и других вещных прав на суда;

– 131 изменение в судовой реестр РФ;

– зарегистрировано 18 договоров аренды судов без экипажа, а также 23 дополнительных соглашения к ним;

– зарегистрированы 3 ипотечные сделки, 1 дополнительное соглашение;

– выдано 364 свидетельства о праве собственности на судно и о праве плавания под флагом РФ, в т.ч. 50 свидетельств об исключении судна из судового реестра, 31 судовой билет;

– исключено из судового реестра 68 судов, в т.ч. 29 в связи с разделкой в металлолом, 21 по случаю признания РРР плавучими объектами, 10 в связи с переходом в ГИМС МЧС, 9 переданы в другие бассейны ВВП.

Выдан 1 дубликат свидетельства.

Зарегистрировано 3 новых судна и 3 рыбопромысловых, раннее стоявших на учете в ГИМС МЧС.

Выдана 41 выписка из судового реестра о зарегистрированных правах на суда.

Поставлено на учет 38 плавучих объ­ектов.

Административная практика

Важным инструментом в повышении безопасности на внутреннем водном транспорте является применяемая в отношении недобросовестных судовладельцев административная практика.

Капитаном бассейна за навигацию 2019 года составлено 74 протокола об административных правонарушениях. В установленные сроки исполнено 71 административное дело, 3 дела исполнены через судебных приставов и 1 дело отменено в судебном порядке в связи с истечением срока наказания.

Были направлены в транспортную прокуратуру 18 материалов по административным правонарушениям. В одном случае материалы по административному правонарушению направлены в Северное управление Государственного морского и речного надзора и в трех случаях материалы направлены в судебные органы.

Морские вести России №6 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

26.01.2024

Речной транспорт

12.01.2024

Речной транспорт