Профессиональное мастерство путейцев обеспечило безаварийную работу флота - Морские вести России

Профессиональное мастерство путейцев обеспечило безаварийную работу флота

08.07.2020

Речной транспорт

Протяженность внутренних водных путей бассейна 8375 км. Из них в навигацию 2019 года средствами навигационного оборудования обслуживалось 6222 км, в том числе с освещаемой судоходной обстановкой 2041 км. На реках Енисей, Ангара, Кас, Сым, Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска протяженность гарантированных габаритов пути 5338 км. Общее количество знаков судоходной навигационной обстановки 6,5 тыс., в том числе береговых – 4,5 и плавучих – 2 тыс.

Этапы минувшей навигации

Владимир Байкалов, руководитель ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»

Навигация 2019 года в бассейне началась 10 мая, когда гарантированные габариты судовых ходов на самом верхнем участке магистрального водного пути Енисея от Красноярской ГЭС до устья Ангары обустроили средствами навигационного оборудования. Затем проводилось поэтапное открытие судоходной обстановки на нижних участках. Последний участок, от Игарки до порта Дудинка, был открыт для безопасного плавания с 15 июня. На одном из основных притоков Енисея – Ангаре – водный путь с 15 мая оборудовали судоходной обстановкой от устья до селения Кокуй, а от Кокуя до Богучанской ГЭС с 31 мая, затем с 10 июня от Богучанской ГЭС до п. Едарма. Причем участок Ангары от 672 км до п. Едарма с навигации 2019 года обслуживался неосвещаемой судоходной обстановкой с гарантированными габаритами судового хода.

На договорных условиях

На договорных условиях с 15 июня стала функционировать судоходная обстановка на самом северном притоке Енисея – Большой Хете. Полностью выполнено государственное задание в отношении содержания средств навигационного оборудования на реках Енисей, Ангара, Кас, Сым, Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска. На реке Большой Енисей в соответствии с соглашением с правительством Республики Тыва неосвещаемая судоходная обстановка содержалась с 10 мая по 15 октября.

В навигацию 2019 года ледоход повредил или полностью разрушил 120 створ. Однако все они были восстановлены путейцами до наступления меженных уровней.

Освещение навигационных знаков произведено в установленный срок: с 25 июля на участке от Красноярска до устья Ангары и с 1 августа на участке от устья Ангары до порта Дудинка. Для обеспечения двух тысяч знаков навигационными огнями на весь период навигации приобретены в полном объеме батареи, фонари и прочие материалы.

В течение навигации в филиалах Администрации проводилась профилактическая работа по предотвращению хищения светосигнального оборудования и батарей:

• маркировались батареи и фонари;

• кассеты приваривались к буям электросваркой;

• на створных знаках устанавливались защитные кожухи;

• проводились совместные рейды с линейными отделами полиции в портах Красноярска и Лесосибирска.

На протяжении всего действующего пути обстановочные суда после прохождения паводка производили траление. В случае несоответствия установленных глубин фактическим уровням принимались меры для обеспечения безопасности судоходства. Общий объем дноуглубительных работ в навигацию 2019 года составил 37,5 тыс. м3, из них на транзите 21,9 тыс. м3. Выправительные работы в объеме 13,3 тыс. м3 производились на струенаправляющей дамбе в Коркинском перекате.

В полном объеме осуществлялось диспетчерское регулирование движения судов через контрольные пункты в Казачинском пороге, Мотыгино, Красноярском судоподъемнике и Игарке.

Организация информации о состоянии путевых условий в отчетную навигацию осуществлялась в соответствии с «Положением об обеспечении информацией судовладельцев и судоводителей о путевых условиях плавания на ВСП (внутренние судоходные пути) РФ». Для экипажей судов в период навигации регулярно выходили радиобюллетени о путевых и гидрометеорологических условиях плавания.

Сбор и передача информации о состоянии водных путей, габаритах пути, условиях содержания судоходной обстановки и дислокации флота осуществлялись с помощью технологической связи, организованной управлением связи Администрации на базе приемо-передающего центра в Красноярске, береговых радиостанций в Енисейске, Рыбном, Дивногорске, Кызыле и судовых радиостанций путейского флота. До сведения судовладельцев, диспетчерских пунктов, капитанов судов, работников пути доводились периодически издаваемые циркуляры по безопасности судоходства, которые сообщали об изменениях условий судоходства, указаниях и рекомендациях по организации движения судов, предупреждению транспортных происшествий.

Уникальный судоподъемник

В навигацию 2019 года с 3 июня введен в эксплуатацию уникальный Красноярский судоподъемник, на котором произведено 40 полуциклов и перевезено 32 судна. Из эксплуатации судоподъемник был выведен 25 октября.

С 2015 года Администрацией по федеральной целевой программе «ГЛОНАСС» получено современное высокоточное оборудование для проведения путевых работ. В настоящее время установлено 14 судовых обстановочных комплексов (СОК) и 2 системы координированного управления позиционированием (СКУП) многочерпакового земснаряда на прорези.

Дополнительно на все суда установлены картплоттеры с электронными схемами общей протяженностью больше 8000 км, которые с 2006 года создаются и поддерживаются в актуальном состоянии нашими специалистами.

С 2018 года в целях улучшения состояния судоходной обстановки Администрация ввела в эксплуатацию 132 буя из полимерных материалов, а также 20 комплектов фонарей с функцией удаленного мониторинга Nonius AtoN (производитель ООО «НОНИУС МАРИН»). В порядке эксперимента в навигацию 2019 года проведено испытание двух фонарей со встроенным модулем солнечной батареи ЭСППП-90М-ФЭ (производитель АО «НИИПП») и фонарей с встроенными источниками питания «ГАЛО НФ-1» (производитель ООО «ГАЛО»). После устранения недостатков, выявленных в результате эксплуатации данного оборудования, возможно их применение на внутренних водных путях.

В период минувшей навигации безопасность судоходства в бассейне обеспечивали 33 обстановочные бригады, 4 дноуглубительных судна, 2 руслоизыскательские партии. Всего в бассейне в эксплуатации находилось 81 судно технического и вспомогательного флота Администрации.

Безаварийное содержание СНО обеспечило стабильную работу транспортного флота по доставке народнохозяйственных грузов в течение всей навигации. Аварий и транспортных происшествий по причине некачественного содержания пути в навигацию 2019 года не зафиксировано. За этот период флот бассейна перевез 5443,4 тыс. тонн грузов, в том числе в районы Крайнего Севера доставлено 4788,8 тыс. тонн. Также в навигацию 2019 года перевезено 896,6 тыс. пассажиров. По сравнению с навигацией 2018 года перевезено грузов на 395,6 тыс. тонн меньше (93,2%), а пассажиров на 100,2 тыс. человек больше (112,6%). Снижение объемов перевозки грузов произошло из-за уменьшения заявок на перевозку угля из Кокуйского месторождения, объемов перевозки песка для ПАО «Норильский никель», а также в связи с общим сокращением перевозок сухогрузов.

В плане реконструкции технологической связи в 2020 г. предусмотрен ввод в эксплуатацию нового передающего центра.

Капитальное строительство

Государственной программой РФ «Развитие транспортной системы» предусмотрено выполнение работ на двух объектах, включенных в федеральную адресно-инвестиционную программу, – это «Модернизация береговых производственных объектов и сооружений», в составе которой предусматривается модернизация Ладейских ремонтно-механических мастерских в Красноярске, и «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна. II этап», включающего реконструкцию Красноярского судоподъемника.

В настоящее время на объекте завершены работы по строительству трех причалов, где два из них предназначены для комплексного обслуживания эксплуатируемого флота и причальная стенка – для обстановочного флота.

Построены дополнительные стапельные места на слипе, незатопляемая автодорога на островную часть территории Ладейских РММ. Возведены корпуса производственного цеха, пристройки к гаражу, здание холодного склада обстановочного имущества. Ведутся работы по строительству столярного цеха, теплого склада и контрольно-пропускного пункта. Срок завершения работ по госконтракту – 20.12.2020.

На Красноярском судоподъемнике идет реконструкция здания ремонтно-механических мастерских. В текущем году кроме мастерских предстоит выполнить работы по реконструкции здания пультовых помещений, объектов очистных сооружений, инженерных сетей и оборудования судоподъемника инженерными средствами транспортной безопасности. Работы ведет ООО «Строй-СИТИ».

Перспективным направлением развития объектов в бассейне за счет капитального строительства на период до 2024 года предусматривается реконструкция трех ремонтно-отстойных пунктов технического флота, увеличение пропускной способности водных путей на Енисее и Ангаре.

Нарушителям закона – повестку в прокуратуру

Николай Шашеро, первый заместитель руководителя – капитан Енисейского бассейна ВВП

Служба госпортконтроля действует в бассейне уже восьмой год, и за это время сформировался коллектив, имеющий за плечами опыт работы капитанами судов.

За 12 месяцев 2019 года проведено 1800 проверок на судах. Выявлено 3537 нарушений обязательных требований законодательства на внутреннем водном транспорте, выдано 1213 предписаний судовладельцам об устранении выявленных нарушений обязательных требований, временно задержано по результатам проверок 150 судов.

Выявленные замечания

Составлено и передано в Енисейское УГМРН 77 протоколов об административных правонарушениях. В транспортную прокуратуру, соответственно, 22 материала по судовладельцам, не принимающим мер по устранению выявленных нарушений законодательства и продолжающих эксплуатировать задержанные суда.

Наибольшее количество выявленных замечаний по категориям в 2019 году:

– Судовые свидетельства и документы – 1022.

– Безопасность в целом – 516.

– Несоответствия, относящиеся к СУБ, – 376.

– Средства борьбы с пожаром – 328.

– Радиосвязь – 272.

– Навигация – 150

– Эксплуатационные недостатки, относящиеся к безопасности, – 127.

– Грузовая марка – 132.

– Экипаж – 124.

Причины временных задержаний судов и плавобъектов:

– отсутствие на борту судовых документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ РФ, – 86%;

– несоответствие корпуса, систем и устройств судна техническим требованиям – 6%;

– несоответствие квалификационных документов требованиям Положения о дипломировании – 6%;

– нарушение численности минимального состава экипажа самоходного судна – 2%.

К проведению проверок на судах к навигации 2020 года инспекторский состав службы ГПК подготовлен достаточно неплохо. В марте трое инспекторов прошли повторное обучение в Сибирском университете водного транспорта по программе «Подготовка лиц, осуществляющих государственный портовый контроль на внутренних водных путях». В соответствии с законодательством инспекторский состав ГПК обязан проходить не реже одного раза в три года обучение, организованное Федеральным агентством морского и речного транспорта.

Такой системный подход к профессиональной подготовке дает возможность инспекторам ГПК ознакомиться с изменениями, произошедшими в законодательстве на внутреннем водном транспорте, обменяться опытом с коллегами из других бассейнов.

На сегодняшний день в бассейне уже проведено 92 проверки судов. Результаты говорят сами за себя: большинство енисейских судовладельцев добросовестно готовят свой флот к предстоящей навигации. С первой водой каждому экипажу предстоит включиться в решение общей ответственной задачи – доставке генеральных грузов по притокам могучего Енисея в отдаленные районы края.

Дипломирование и аттестация

В Администрации продолжается работа по дипломированию командного и рядового состава судов внутреннего плавания, аттестации лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию судов.

За 2019 год квалификационными комиссиями Администрации и Енисейского района водных путей и судоходства выдано 860 дипломов командному и рядовому составу экипажей судов, успешно прошедшему квалификационные испытания, кандидатам выдано 524 диплома, 334 квалификационных свидетельства и 2 свидетельства о проверке знаний по Правилам плавания по ВВП. Прошли аттестацию по системе управления безопасностью (СУБ) 14 человек.

С начала года продипломировано 410 специалистов речного транспорта, выдано 392 диплома и 35 квалификационных свидетельств. Четыре человека аттестованы по СУБ.

Обновление флота

В 2020 году в списочном составе технического флота Администрации 124 судна. Состав флота включает обстановочные суда, буксиры и буксиры-толкачи, многочерпаковые дноуглубительные земснаряды, штанговый одночерпаковый земснаряд, экологическое судно-сборщик нефтесодержащих подсланевых и сточных вод, грунтоотвозные шаланды и несамоходные суда различного назначения.

В рамках федеральной целевой программы «Обновление технического флота» в период с 2013 по 2018 год поступили из нового судостроения 4 судна: обстановочные теплоходы проектов 3050, 3050.1, SV2407 и экологическое судно-сборщик нефтесодержащих и сточных вод проекта RT29. Также в рамках данной программы в 2013 г. была произведена модернизация штангового одночерпакового земснаряда проекта 721А.

В перспективе в рамках федеральной целевой программы «Обновление технического флота» планируется постройка промерных, обстановочных и других судов технического флота.

В целях поддержания в исправном техническом состоянии судов в межнавигационные периоды планомерно производится ремонт корпусов, замена физически и морально устаревшего оборудования на судах (главных и вспомогательных двигателей, электрооборудования, радионавигационного оснащения и т.д.). При этом при планово-предупредительных ремонтах судов уделяется внимание улучшению условий проживания экипажей: обновляются жилые, служебные и санитарно-бытовые помещения с применением современных материалов.

Основной объем работ по ремонту корпусов и движительно-рулевых комплексов судов выполняется с использованием собственных производственных мощностей, в том числе слипа Ладейских ремонтно-механических мастерских. Более того, с прицелом на дальнейшее развитие производственных мощностей продолжается и модернизация этих мастерских. Это позволит повысить качество и объемы как судоремонта, так и технического обслуживания эксплуатируемого флота.

Помимо выполнения текущего и среднего ремонта флота решаются задачи и его капитального ремонта. В рамках освоения средств выделенной на 2019 год целевой субсидии на капитальный ремонт технического флота разработана и после проведения экспертизы утверждена в установленном порядке проектно-сметная документация на капитальный ремонт нефтеналивной баржи проекта 944Б и четырех барж-площадок проектов 942 и 942В. Также в 2019 году в рамках подготовки к капитальному ремонту многочерпакового земснаряда «Енисейский-204» проекта Р-010 согласно проектно-сметной документации произведена поставка и приемка части необходимых комплектующих и оборудования.

Кроме планово-предупредительного ремонта судов продолжается оснащение судов технического флота современным гидрографическим оборудованием, поставляемым в рамках федеральной целевой программы, таким как, например, судовой обстановочный комплекс (СОК). Комплекс предназначен для навигационно-гидрографического обеспечения плавания и корректуры электронных навигационных карт внутренних водных путей.

Морские вести России №5 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ