Байкал – мировая жемчужина туризма - Морские вести России

Байкал – мировая жемчужина туризма

07.07.2020

Речной транспорт

Интенсивное развитие внутреннего, а в последнее время и международного туризма на Байкале способствует росту круизных и прогулочных судов. Большое количество туристических баз, домов отдыха, рекреационных зон в прибрежной зоне Байкала и на Малом море, реконструкция и строительство причальных сооружений способствуют увеличению числа отдыхающих на воде.

Администрация обслуживает водные пути протяженностью 5881,6 км на территории двух регионов РФ – Иркутской области и Республике Бурятия. Из них 3825,6 км с гарантированными габаритами судового хода и освещаемой обстановкой, 613 км с гарантированными габаритами судового хода и неосвещаемой обстановкой и 1443 км без навигационного ограждения и гарантированных габаритов судовых ходов. В состав водных путей помимо озера Байкал входят реки Ангара с тремя водохранилищами (Иркутское, Братское, Усть-Илимское), Селенга, Баргузин и Верхняя Ангара.

Перспективное направление развития

Александр Байкалов, и.о. руководителя ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна»

С 2017 года на Байкале выполняется комплексный план мероприятий межведомственного взаимодействия по развитию пассажирских перевозок водным транспортом и туризма в акватории Байкала. Администрация активно участвует в реализации плана, поскольку помимо общего роста числа туристов растет интерес к круизам по озеру на теплоходах. Ведь только с помощью водного транспорта можно посетить все достопримечательности озера за короткое время. Развитие флота на Байкале является перспективным направлением, но оно также предполагает и развитие необходимой инфраструктуры.

Так, завершается строительство экологического судна-бункеровщика проекта RТ37, предназначенного для сбора и переработки отходов, утилизации нефтесодержащих вод на Байкале. Строительством судна занимается ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» по контракту с ФКУ «Речводпуть».

В 2019 году судно прошло технические ходовые испытания. В настоящий момент производится достройка и предъявление выполненных работ Российскому речному регистру. Планируется, что в навигацию 2020 года, после проведения сдаточных ходовых испытаний, судно будет передано на баланс Администрации для последующей эксплуатации на Байкале и Иркутском водохранилище.

Кроме того, в рамках реализации плана комплексных мероприятий межведомственного взаимодействия заканчивается капитальный ремонт многочерпакового земснаряда ВС-403, который будет использоваться при проведении дноуглубительных работ на барах и в устьях рек, впадающих в легендарное озеро. Капитальный ремонт осуществляется силами Жигаловской ремонтно-эксплуатационной базы – обособленного подразделения Администрации. В настоящий момент успешно проведены технические испытания, проверена работоспособность систем и механизмов, движительно-рулевого комплекса, радионавигационного оборудования, проведены пробные землечерпательные работы.

Основной инструмент

Поддержание судоходных условий и гарантированных габаритов судовых ходов на водных путях бассейна обеспечивается проведением комплекса путевых работ, включающих в себя установку и содержание СНО, траление, русловые изыскания, дноуглубление.

Основным инструментом обеспечения содержания водных путей является технический флот. Для выполнения путевых работ Администрация оснащена многочерпаковыми землечерпательными снарядами, плавучими кранами, обстановочными судами, буксировщиками, несамоходными судами, ремонтно-механическими мастерскими. Работают две изыскательские партии.

На основании заключенного в 2019 году договора приобретена несамоходная баржа проекта 942. Проведены процедуры постановки на технический учет в Российском речном регистре и получение свидетельства о праве собственности и свидетельства о праве плавания под флагом РФ.

В соответствии с распоряжением Росимущества в 2019 году были переданы на баланс Администрации 3 судна – буксир рейдовый «Бия», буксир рейдовый РТ-477, буксир-толкач РТ-701. В настоящий момент идет процедура снятия данных судов с технического учета в Ленском филиале РРР и постановка на технический учет в Восточно-Сибирском филиале РРР с последующим получением свидетельства о праве собственности и свидетельства о праве плавания под флагом РФ.

Для достижения своих целей Администрация осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов и путевые работы на водных путях; государственный портовый контроль; выдачу свидетельств о минимальном составе экипажа судна; мероприятия по обеспечению транспортной безопасности объектов инфраструктуры и транспортных средств, находящихся в оперативном управлении; регистрацию судов в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов; согласование названий судов при регистрации их в судовом реестре; дипломирование командного состава судов и членов экипажей спортивных парусников; проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на водных путях с объектов речного транспорта; выявление и учет бесхозяйных судов и установление их владельцев.

Задачи на 2020 год

– Обеспечить сроки открытия судоходных трасс, протяженность и период действия судоходной обстановки на водных путях бассейна в соответствии с государственным заданием на 2020 год и программой гарантированных габаритов судовых ходов, категорийности и сроков установления судоходной обстановки.

– Полностью обеспечить все мастерские участки плавучими навигационными знаками из композитных материалов.

– Выполнить комплексные русловые изыскания, топографо-геодезические и гидрологические работы для создания новых баз цифровых данных навигационной информации с целью составления электронных навигационных карт водных путей и определения местоположения важных в навигационном отношении надводных и подводных объектов водных путей.

– Продолжить работы по корректировке и обновлению ячеек электронных навигационных карт для поддержания актуального содержания базы данных.

– Обеспечить качественной с максимальной зоной покрытия технологической связью бассейн, что поможет вести бесперебойную работу диспетчерского аппарата, а также осуществление связи между судами.

Флот нерадивых судовладельцев – на спецстоянки

Иван Черных, первый заместитель руководителя – капитан Байкало-Ангарского бассейна ВВП

Проверки судов в Байкало-Ангарском бассейне не прекращаются круглый год, работает переправа на истоке Ангары: порт Байкал – Рогатка, суда на воздушной подушке перевозят пассажиров и туристов.

По итогам работы инспекции госпортконтроля в прошлом году проведено 474 проверки, проверено 337 судов, при этом выявлено 1195 нарушений обязательных требований в области безопасности судоходства. Временное задержание применялось в 134 случаях, причем одно судно задерживалось 4 раза, 9 судов – 3 раза и 12 судов – дважды. В инспекции Братска более 50% проверок заканчивались задержанием судов. На 29 февраля 2020 года инспекцией ГПК проверено 24 судна.

Примечательно, что задерживаются из года в год в основном одни и те же суда, владельцы которых охотнее выплачивают штрафы, нежели выполняют требования безопасности судоходства. Разрешить проблему такого стойкого невыполнения судовладельцами норм и правил безопасной эксплуатации судов можно только одним способом – вместо перевозок людей и грузов эвакуировать и содержать суда-нарушители за счет их владельцев на специализированной стоянке вплоть до устранения причин задержания. А поскольку в бассейне практически все задержанные суда длиной не более 25 метров, то для этих целей вполне подходит уже имеющаяся в черте Иркутска спецстоянка для маломерных и немаломерных судов.

Более того, крайне необходима подобного рода специальная стоянка для особо непонятливых судовладельцев и в Братске.

Для такого решительного и, на наш взгляд, крайне эффективного шага по принуждению нерадивых судовладельцев к безопасному судоходству следует до открытия навигации 2020 года откорректировать региональное законодательство Иркутской области в части порядка перемещения задержанных судов, их хранения и возврата владельцам в соответствии со статьей 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В целях профилактической работы с судовладельцами инспекторы ГПК и капитан бассейна принимают участие в ежегодно проводимых ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» семинарах и публичных обсуждениях правоприменительной практики при осуществлении контрольно-надзорной деятельности Восточно-Сибирским управлением государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в разных городах Иркутской области и Республики Бурятия.

Регистрация судов

Отделом регистрации судов в течение 2019 г. в полном объеме велись все виды действий и предоставление информации из ГСР. Велась работа с использованием информационного портала Государственного судового реестра, книги учета по работе отдела, продолжается работа по межведомственному взаимодействию с органами исполнительной власти: ВС УГРН Ространснадзора, ИФНС, Службой судебных приставов, Министерством транспорта Иркутской области и др. Проводится работа с Федеральной налоговой службой по Иркутской области по разработке порядка обмена информацией средствами интернет-связи.

В рамках осуществления деятельности по администрированию доходов федерального бюджета ведется работа по использованию автоматизированной системы управления транспортным комплексом (АСУ ТК) при выполнении функциональных обязанностей. Также отделом ведется дополнительно электронный судовой реестр для предоставления отчетности и информации, которая отсутствует в системе информационного портала.

Всего проведено 388 регистрационных действий, в том числе:

– регистрация судов внутреннего плавания – 39;

– регистрация спортивных парусных, прогулочных судов, маломерных судов – 41;

– внесение изменений в ГСР судов внутреннего плавания – 10;

– внесение изменений в ГСР спортивных парусных, прогулочных судов, маломерных судов – 19;

– выдача свидетельств о праве собственности на суда внутреннего плавания – 36;

– выдача судовых билетов – 38;

– выдача свидетельств о праве плавания под государственным флагом РФ судов внутреннего плавания – 35;

– исключение судов из ГСР – 36;

– выдача свидетельств об исключении судов из ГСР – 33;

– регистрация договоров ипотеки, аренды (субаренды) без экипажа – 12;

– внесение изменений в договоры аренды – 3;

– снятие ограничений (обременений) прав – 11;

– постановка на учет бесхозяйных судов – 1;

– снятие с учета бесхозяйных объектов – 40;

– постановка на учет плавучих объектов – 13;

– регистрация и снятие арестов (запретов) – 21.

Предоставлено информации из судового реестра в виде выписок (справок) – 670.

Всего в судовом реестре на 31.12.2019 зарегистрировано (состоит на учете) 1173 судно.

На государственную регистрацию за 2019 год принято 300 заявлений на осуществление 238 юридически значимых действий. Принятие заявления включает в себя проведение консультации, изучение представленных документов, подготовку заявлений, описи поданных документов, формирование счета на оплату государственной пошлины.

На основании Правил учета бесхозяйных судов на учете состоит 1 судно.

Дипломирование и аттестация

Отделом дипломирования и аттестации принято 524 заявления о прохождении квалификационных испытаний. По результатам рассмотрения по 496 из них принято положительное решение (о допуске к испытаниям, выдаче документа в связи со снятием ограничений либо в порядке обмена), по 28 заявлениям – отказано.

С 14 по 16 мая 2019 г. были проведены выездные квалификационные испытания в Братске и по результатам выдано 75 соответствующих документов.

Двум кандидатам квалификационные испытания проведены с помощью видеоконференций.

По итогам квалификационных испытаний составлено 44 протокола и оформлено 363 диплома, 85 свидетельств.

Выдано 7 дубликатов документов (из них 6 дипломов, 1 квалификационное свидетельство).

Для прохождения аттестации поступило 13 заявлений. Заседания аттестационной комиссии осуществляются ежемесячно в соответствии с графиком, по заявлению судовладельцев проводятся внеочередные заседания.

За отчетный период аттестационной комиссией проведено 9 заседаний, выдано 13 удостоверений об аттестации.

Морские вести России №4 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ