Качество судоходной обстановки обеспечило движение флота - Морские вести России

Качество судоходной обстановки обеспечило движение флота

07.07.2020

Речной транспорт

Качество судоходной обстановки обеспечило движение флота

Протяженность внутренних водных путей в границах Администрации составляет 9231,3 км.

В навигацию 2019 г. для судоходства были открыты 4003,6 км водных путей, из них с гарантированными габаритами 3189,6 км.

Всего с учетом водных путей, обслуживаемых по договорам и за счет внебюджетных средств, было открыто для судоходства 4128,6 км, из них с освещаемой обстановкой – 2922,3 км, со светоотражающей обстановкой – 46 км, с неосвещаемой обстановкой – 1160,3 км.

Навигация особой ответственности

Дмитрий Бессмертный, руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна»

Водные пути бассейна обслуживали семь филиалов: Нижегородский, Казанский, Самарский, Саратовский, Волгоградский, Вятский районы водных путей и судоходства и Астраханский район гидротехнических сооружений и судоходства.

На эксплуатируемых участках водных путей работали коллективы 35 обстановочных бригад. Для выполнения дноуглубительных работ в навигацию 2019 г. было введено в эксплуатацию 13 земснарядов, которые извлекли 7,3 млн куб. м, из них 5 млн куб. м на транзитных судовых ходах с гарантированными габаритами пути.

В минувшую навигацию поддержание гарантированных габаритов пути в границах Горьковского, Чебоксарского (от н.п. Работки до Чебоксарского шлюза) и Волгоградского водохранилищ осуществлялось без дноуглубления на судовых ходах.

На русловых изысканиях было задействовано восемь партий, которые провели 16,6 тыс. км промеров. Тральные работы проводились силами обстановочных и специализированных тральных бригад. Общий объем выполненных работ составил порядка 656 кв. км.

С целью обеспечения филиалов новыми буями в прошлом году было приобретено 145 буев из порлимерных материалов. Средняя продолжительность действия обстановки в целом по бассейну к 2018 г. составила 211 суток, в т.ч. с освещаемой обстановкой – 223 суток, с неосвещаемой обстановкой – 181 сутки, с отражательной – 200 суток.

Трудная гидрология

Гидрологические условия навигации в 2019 г. в целом были неблагоприятными.

Очень короткий паводковый период и маловодная межень потребовали переброски дополнительных земкараванов в Нижегородский и Волгоградский филиалы, первоочередного обеспечения их дополнительными горюче-смазочными материалами.

Особенностью прошедшей навигации можно считать и тот факт, что Рыбинское водохранилище было недонаполнено весной на 25-30 см (максимум составил 101,55 м абс. 17.05), поэтому паводок закончился, практически не начавшись, и подготовительного периода как такового не было.

Однако с середины октября по ноябрь за счет выпадения обильных осадков расходы воды настолько увеличились, что Рыбинское водохранилище оказалось наполненным до 101,67 м абс., т.е. на 12 см превысило весеннюю максимальную отметку. Случилось то, чего опасались весной – произошло подтопление территорий регионов, находящихся в бассейне Верхней Волги. Расходы воды настолько увеличились, что фактически стали паводковыми – максимальный сброс в Городце достиг 5840 куб. м в секунду.

Аналогичной сложилась ситуация и на Нижней Волге. Ранней весной расходы воды упали до минимальных значений. Тогда впервые в истории эксплуатации Нижней Волги не было «рыбохозяйственной полки». Однако поздней осенью расходы воды вдруг выросли, как при рыбохозяйственных сбросах (максимальный сброс 17 240 куб. м в секунду зафиксирован 13 ноября). В результате мы имели достаточно частые срывы плавучих и затопление береговых знаков навигационной обстановки.

В таких непростых условиях путейские коллективы справились с поставленной задачей. Госзадание на 2019 г., обязательной частью которого является содержание водных путей с 1-й до 6-й категории, выполнено, срывов гарантированных габаритов пути не было, качество действия судоходной обстановки на транзитных водных путях обеспечивало безопасное судоходство.

В прошедшую навигацию были выполнены и значимые для развития туристического сектора страны, в том числе Татарстана, дноуглубительные работы на подходах к причалам в Булгарах и Свияжске.

Завершенные проекты

В период минувшей навигации в бассейне перевезено 39 млн 507,4 тыс. тонн грузов, что на 7,9% больше, чем в 2018 г. Больше всего перевезено строительных грузов (+21 млн т), наливных – более 9,5 млн т, зерновых – около 2 млн т, металла – свыше 1 млн т, серы – более 2 млн т (+168,1%). На 34% упали перевозки зерновых, на 24,5% – лесных грузов.

Кроме того, в бассейне перевезено 874 386 пассажиров, что, к сожалению, меньше уровня 2018 г. на 13,9%.

К навигации 2019 г. все пусковые нитки судоходных шлюзов были вовремя подготовлены к открытию. В результате проведено 20 487 шлюзований, пропущено 40 149 единиц флота (+1% к результату 2018 года). Наибольшее количество судов прошло через шлюзы Городецкого района – прирост составил 18%.

Прошедший год для коллектива Администрации был знаковым – завершены работы по двум проектам, которые выполнялись на шлюзах № 13-16 Городецкого района. В процессе реконструкции, реализуемой в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы»:

– выполнена замена основных (нижних) двустворчатых ворот нижних голов шлюзов (НДВ) и замена закладных частей НДВ;

– реконструировано электрооборудование механизма привода НДВ;

– проведена модернизация гидросистем верхних рабочих ворот шлюзов.

В рамках реконструкции ремонтных плавучих затворов (батопортов) изготовлены, доставлены и заменены два батопорта (плавучее несамоходное плавсредство с насосной станцией). Строительно-монтажные работы выполнялись генеральным подрядчиком с 2017 года.

В 2019 г. продолжены работы по проектированию Нижегородского низконапорного гидроузла. В межнавигационный период 2019-2020 гг. коллективы 12 филиалов ведут подготовку к навигации 2020 года. При этом следует особо отметить, что эти особо важные для каждого из нас события – выход в навигацию и празднование 75-летия Великой Победы советского народа над немецкими захватчиками – разделят всего несколько дней. И на волжских путейцев, чьи деды и отцы покрыли себя неувядаемой славой победителей, это накладывает особую ответственность.

Применение СУБ не терпит формального подхода

На учете в Администрации состоят 4096 судов, из них маломерных – 370, прогулочных – 53, самоходных – 2529 судов (в том числе пассажирских и грузопассажирских – 354), несамоходных – 1560 (в том числе сухогрузных грузовых – 550, наливных грузовых – 140, стоечных – 152), зарегистрирован 1641 судовладелец.

Евгений Лепёхин, первый заместитель руководителя – Капитан Волжского бассейна

Прошедшая навигация оказалась достаточно сложной из-за низкой водности. Однако ни одного происшествия по причине неудовлетворительного содержания водных путей допущено не было.

В 2019 году количество рейсов, совершенных флотом в бассейне, незначительно сократилось (1,8%). Снизилось число рейсов толкачей и буксиров (3,5%), сухогрузных судов и барж (0,1%), танкеров и наливных барж (7,7%).

За навигацию 2019 г. перевезено 39 507,4 тыс. тонн грузов (+7,9%) в сравнении с 2018 г. Положительную динамику показали перевозки соли (+95,9%), химических минеральных удобрений (+38,3%), металла (+31,8%). Существенно увеличились объемы перевезенной серы (+168,1%). Стабильность сохранили перевозки наливных (+1,9%) и строительных грузов (+1,1%). Наибольшее снижение зафиксировано по грузопотоку зерна (-34,2%) и лесным грузам (-24,5%). За последние несколько лет совсем перестали перевозить жидкие удобрения, руду и уголь.

На 8,5% уменьшились рейсы пассажирских судов, на 13,9% (до 874 386 человек) сократилось количество перевезенных пассажиров.

В течение навигации низкая водность существенно осложняла транзитное судоходство на лимитирующем глубины Городецком участке реки. Администрацией бассейна совместно с судовладельцами регулярно проводились заседания оперативных штабов, где вырабатывались решения по организации движения флота, вносились изменения в расписание рейсов пассажирских судов, проводились согласительные процедуры с Росморречфлотом и Росводресурсами по внесению изменений в запланированные сбросные расходы воды через Городецкий гидроузел.

В результате предпринятых совместных действий через Городец было перевезено 5834,3 тыс. тонн грузов (+24,5%), судами суммарно совершено 7464 рейса (+19,8%). Практически все виды грузов, за исключением лесных (-21,9%), показали существенную положительную динамику роста.

По информации Волжского УГМРН, в минувшую навигацию аварийность в бассейне снизилась на 30%. Произошло 26 транспортных происшествий, из них 13 – посадки на мель, 8 – удары, 2 – повреждения ГТС, 1 – столкновение. Не произошло ни одной аварии, ни одного случая, приведшего к гибели людей или причинению вреда здоровью человека, загрязнению окружающей среды.

Уменьшению аварийности способствовало дисциплинированное отношение комсостава судов к выполнению требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства. Свою незаменимую роль сыграла и совместная профилактическая работа, проводимая сотрудниками Администрации и УГМРН Ространснадзора.

В 2019 году было положительно рассмотрено 239 согласительных процедур: разовые переходы – 137, нетиповые схемы формирования составов – 88, без флага экипажа – 14.

Инспекциями госпортконтроля Администрации в 2019 году проведена 2601 проверка, выявлено 5311 нарушений. Больше всего замечаний сделано по судовым свидетельствам и документам (798), предотвращению несчастных случаев (618), средствам борьбы с пожаром (493), спасательным средствам (387) и др.

Было задержано 19 пассажирских теплоходов, 109 сухогрузных, буксирных, наливных и вспомогательных судов. В УГМРН Ространснадзора передано 283 материала по административным правонарушениям.

И хотя нарушений по свидетельствам и документам системы управления безопасностью судов выявлено в целом немного (106), необходимо обратить особое внимание на недопустимость формального подхода к применению СУБ. Задача системы управления безопасностью судов – так построить процедуры управления, чтобы обеспечить безусловное выполнение персоналом обязательных требований, максимально снизив вероятность появления любых ошибок, устранив влияние человеческого фактора на их возникновение.

По статистике, около 80% всех аварийных случаев на флоте происходит из-за ошибок и сознательных нарушений норм и правил судоходства членами экипажей. Уже давно пора понять, что просто галочка в чек-листе не нужна никому. От каждого судоводителя, матроса требуются правильные и решительные действия, направленные на достижение положительного результата прежде всего на своем участке, а в итоге и экипажа судна.

Таблица. Показатели деятельности служб, подчиненных капитану Волжского бассейна ВВП, за 2019 год

Государственная регистрация судов и прав на них

Зарегистрировано в ГСР по Волжскому бассейну

4096

- маломерных

370

- прогулочных

53

- самоходных

2529

- из них пассажирских и грузопассажирских

354

- несамоходных

1560

- из них сухогрузных

550

- наливных

140

- стоечных

152

Зарегистрированных судовладельцев

1641

- из них физлиц

691

Свидетельство о праве собственности

407

Свидетельство о праве плавания под флагом РФ

395

Судовой билет маломерного судна

37

Свидетельство о минимальном составе экипажа

335

Регистрация договора аренды судна без экипажа

120 (187 судов)

Регистрация договоров ипотеки

40 (134 судна)

Учет плавучих объектов

120

Государственный портовый контроль

Проведено проверок / из них на пассажирских судах

2601/361

Временно задержано / из них пассажирских судов

128/19

Всего замечаний / из них на пассажирских судах

5311/601

Основные несоответствия:

Регистровые документы

798

Спасательные средства

387

Противопожарная безопасность

493

Механизмы

122

Страховка

19

Дипломы и свидетельства

354

Дипломирование, аттестация, выдача УЛМ и МК

Диплом командного состава судов

2582

Свидетельство рядового состава судов

1922

Проверка знаний правил плавания по ВВП РФ

1508

Удостоверение личности моряка

671

Мореходные книжки

268

Аттестация лиц, ответственных за СУБ

18

Всего заявлений лиц плавсостава

9009

Морские вести России №3 (20200

75 лет Великой Победы
Баннер
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России