Водные дороги Западной Сибири - Морские вести России

Водные дороги Западной Сибири

25.02.2020

Речной транспорт

В Западной Сибири, по территории 6 субъектов РФ – Омской, Новосибирской, Тюменской и Свердловской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, с юга от границы с Республикой Казахстан до трассы Севморпути в Обской губе протянулась разветвленная сеть водных дорог с разрядами «Л», «Р», «О» и «М». Значительная часть, 14 627 км, находится в зоне ответственности Администрации Обь-Иртышского бассейна.

Каждый судоходный сезон контроль за фактическими параметрами пути и обстановкой осуществляется силами 62 бригад. В среднем по бассейну каждая из них обслуживает 370 судоходных знаков при периоде действия 148 суток на участках свыше 140 км.

На основе постоянного мониторинга русловых переформирований

 

Роман Чесноков, руководитель ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»

Администрация ведет дноуглубление для обеспечения и поддержания гарантированных габаритов судовых ходов, траление для чистоты акваторий и русловые изыскания, позволяющие оперативно проводить мониторинг состояния путей. Это позволяет загружать дноуглубительную технику плановым материалом русловых съемок и промеров глубин. Работы выполняют на лимитирующих участках 7 партий, оснащенных современной аппаратурой. Кстати, именно благодаря постоянному мониторингу русловых переформирований в течение последних 5 лет удавалось избегать масштабного дноуглубления на Оби.

К октябрю 2019 года выполнены транзитные дноуглубительные работы в объеме 548,2 тыс. куб. м на 25 объектах рек Иртыш и Пур, при этом на участке Иртыша выше Омска ежегодно проводится углубление перекатов в объеме от 50% до 80% от общего транзитного дноуглубления.

Кроме того, для обеспечения безопасных условий судоходства, в соответствии с условиями контракта, заключенного с Департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры, выполнены работы по углублению судового хода в протоке Алёшкинская. Транзитное углубление судовых ходов осуществлялось тремя землесосами разных проектов (23-110, 23-112, 1-517-03)

Уровневый режим на водных путях в минувшую навигацию опускался ниже проектных значений, в том числе на в/п Белоярский (река Казым), в/п Тазовский (река Таз). Уровни воды ниже проектного на в/п Находка держались 63 дня, на в/п Ныда – 48 дней. При этом фактические глубины судовых ходов были выдержаны относительно установленных уровней воды.

На заседании Общественного совета Администрации было предложено включить в план 2020 г. углубление ряда перекатов на участке Иртыша ниже Омска.

Администрация ежегодно заключает государственные контракты на повышение категорий средств навигационной обстановки для обеспечения безопасности судоходства более чем на 2,5 тыс. км водных путей, что позволяет успешно реализовывать программу завоза народнохозяйственных товаров в районы Крайнего Севера. Так, анализ перевозок речным транспортом грузов и пассажиров свидетельствует о стабилизации показателей за последние 5 лет. При этом наблюдается тенденция роста пассажирских перевозок у компании «Северречфлот» в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. В текущую навигацию ею было обслужено более 400 тыс. человек – более 40% от всех перевезенных в бассейне пассажиров. Позитивные изменения обусловлены продолжительностью действия и повышением категорий СНО водных путей, а также приобретением новых судов проекта «А-145» и «Валдай 45 Р», ранее не эксплуатировавшихся на реках бассейна, а также расширением географии маршрутов.

На приграничном участке Иртыша после упрощения процедуры прохождения госграницы по правилам Таможенного союза тоже отмечается рост объемов в сообщении с Республикой Казахстан.

Новые технологии

В последние годы активно реализуются мероприятия по внедрению новых технологий. Обстановочные теплоходы оснащаются передовыми бортовыми комплексами, призванными обеспечивать безопасные условия движения флота при производстве путевых работ, контроля состояния фарватеров и их ограждений, а также для корректировки электронных навигационных карт (ЭНК). Последние по состоянию на навигацию нынешнего года охватывают 9880 км водных путей бассейна, что составляет 68% их общей протяженности.

Для улучшения деятельности в области картографии и русловых изысканий создана картографическая служба. Ее специалисты занимаются сбором сведений и обновлением баз данных для создания ЭНК бассейна.

С целью поддержания необходимых глубин на земснарядах размещаются системы контроля позиционирования на прорези и фактической производительности.

Продолжается замена металлических буев на современные – из композитных материалов.

Последовательно внедряются технологии мониторинга СНО с функцией удаленного наблюдения, позволяющие оперативно отслеживать изменения местоположения плавучего знака с фиксацией принудительного смещения и ударов. К сожалению, слабое покрытие северных участков водных путей бассейна сотовой связью пока не позволяет масштабно применять новый инструментарий.

Модернизация флота

В этом году был введен в эксплуатацию караван самоходного дизель-электрического многочерпакового земснаряда «Иртышский-504». Это стало возможно благодаря договору с АО «Салехардский речной порт», заключенному в целях проведения дноуглубительных работ на акватории причалов пункта Новый Порт. Благодаря профессионализму и слаженным действиям экипажа под руководством командира земснаряда В.Н. Макаренко все работы по вводу в эксплуатацию каравана судов были выполнены к намеченному сроку.

Караван судов перешел из Салехарда в Новый Порт и начал дноуглубительные работы. Мешали частые перепады уровней воды, вызванные сменой ветроволнового режима, но, несмотря на все сложности, поставленная задача была своевременно выполнена, объем разработанного грунта составил 46,5 тыс. куб.м.

Таким образом были обеспечены необходимые глубины для подхода судов к причалам, что привело к увеличению пропускной способности и увеличению грузооборота.

Затем караван з/с «Иртышский-504» был отбуксирован в Салехард, откуда уже своим ходом отправился в Омск. По пути следования силами экипажей судов с целью углубления и расширения акватории были выполнены дноуглубительные работы в затоне Тобольского района водных путей и судоходства. По прибытии в затон Путеец (г. Омск) суда каравана были поставлены на разоружение, а экипажи начали готовиться к проведению среднего ремонта. В предстоящей навигации 2020 года земснаряд планируется задействовать на проведении транзитных и договорных дноуглубительных работ, направленных на улучшение условий судоходства.

На Салехардском рейде 11 октября 2019 г. состоялась встреча одночерпакового штангового несамоходного дизель-электрического земснаряда «Северо-Западный-551» проекта 82090. Всего за полтора месяца была разработана проектная документация на разовый перегон, найден исполнитель работ по докованию и конвертовке с предъявлением эксперту речного регистра, заключен договор на буксировку до Салехарда.

Земснаряд проделал путь из Череповца через Онежское озеро, Беломорско-Балтийский канал, по Северному морскому пути в Обскую губу и был принят в Новом Порту.

Важность этого события для бассейна сложно переоценить. Такого прецедента в нашей истории еще не было: земснаряд был передислоцирован всего за 1,5 месяца! Причем немаловажно, что транспортировка была завершена до окончания навигации и до начала льдообразования на реках. Задача ближайших месяцев – подбор квалифицированного экипажа и подготовка судна к навигации 2020 г.

Теплоход «Феникс» был дооборудован по проекту и введен в эксплуатацию в Омском районе водных путей. Было принято решение передать его в ЯНОУВПиС на реку Пур взамен теплохода «Зяблик», который после долгой работы нуждался в ремонте. «Зяблик» будет поставлен на плановый средний ремонт с полной сменой корпуса и, согласно проекту, установкой дополнительного оборудования: станции для подачи воды (гидрофора); дизель-генератора судового исполнения для обеспечения 220 V; системы отопления из труб ПВХ; радионавигационного оборудования.

Подобная плановая работа позволяет создать обменный фонд – пока одно судно находится на ремонте, другое работает.

На землесосе пр. 23-110 «Иртышский-727» с 2015 года вместо металлического рефулера успешно используется плавучий грунтопровод из фланцевых резинотканевых секций.

Агрегат, предназначенный для гидротранспортировки абразивных песчано-гравийных смесей, состоящий из внутреннего резинового износоустойчивого слоя, силового каркаса, защитного наружного резинового слоя, способен сохранять плавучесть за счет закрепленных на нем поплавков при заполнении трубы грунтом на 100%.

Поплавки смонтированы со смещением так, чтобы обеспечивать устойчивость грунтопровода в процессе эксплуатации; на верхней части выполнены специальные крепежные элементы для прокладки силового кабеля.

Устойчивость резинотканевой трубы к абразивному износу в 5-8 раз выше, чем у стальной. Еще одним из основных преимуществ детали является отсутствие коррозии. Расчетная нагрузка на разрыв составляет 144 т.

В эксплуатации грунтопровод не вызвал замечаний и нареканий, проявив себя как надежное и удобное техническое средство с явным экономическим эффектом – ремонт металлического элемента обошелся бы в 1,5 раза дороже покупки и монтажа резинотканевого.

Позитивный эффект в ощутимом сокращении стоимости докования проявился и с приобретением пневматических баллонов (ролик-мешков) для подъема судов.

Элемент состоит из резинокордной оболочки с коническими торцами и двумя резьбовыми втулками, к одной из которых подключен узел контроля давления и вентиль для подачи сжатого воздуха, на другой установлен рым-болт для перетаскивания приспособления при работе.

Новинка выгодна по временным, трудовым и финансовым аспектам. При правильной эксплуатации элементы отличаются гибкостью, портативностью и надежностью.

Технология спуска-подъема судов с помощью пневматических ролик-мешков представляется перспективной альтернативой трациционным дорогостоящим устройствам.

Внедрение систем контроля расхода топлива и мониторинга (СКРТ) на судах позволило подтвердить эксплуатационные нормы на приписном флоте, в том числе на разных режимах функционирования (работа котла, «на винт», «с буем», «стоянка»).

Техническое переоснащение и модернизация флота уже оправдали себя благодаря снижению затрат на ремонт.

Итоги навигации

Во время завершения навигации в первой декаде октября были убраны плавучие знаки в Обской и Тазовской губах, последними, по 4 ноября, действовали знаки на участке Иртыша от Омска до границы с Республикой Казахстан.

Протяженность водных путей, обслуживаемых в 2019 году навигационными знаками, составила 8750 км водных путей, в том числе 6192 км с гарантированными габаритами судовых ходов 1-3-й категорий. В целях обеспечения безопасных условий судоходства проведены работы по углублению судовых ходов. в реках Иртыш и Пур, протоке Алешкинская, а также в короткий период навигации в Заполярье землесосом «Ямал» выполнены работы по углублению подходов к причалам месторождений углеводородного сырья, расположенных на полуостровах Ямал и Гыданский, в Енисейском заливе разработан подход к базе Готовкино и заход в акваторию порта Ямбург в Обской губе. Общий объем дноуглубительных работ составил более 1550 тыс. куб. м.

О работе землесоса «Ямал» стоит сказать отдельно. В целях обеспечения безопасного судоходства з/с «Ямал» предстояло выполнить три работы по увеличению габаритов подходных каналов в условиях Заполярья. Две из них в Обской губе и одна – район острова Шараповы Кошки северо-западного побережья Карского моря для обустройства сеноман-аптских залежей Харасавэйского ГКМ. Кроме того, была выполнена опытная разработка судоходного канала в районе устья реки Готовкино для разгрузки оборудования и материалов на берег, предназначенных для проведения разведочного бурения по проекту «Енисей». В процессе работы встретились грунты с включениями сезонной мерзлоты, трудно поддающиеся разработке.

Другая и наиболее сложная работа, которая была выполнена, – это подходной канал в районе п. Харасавэй. Недостаточные глубины за кромкой разрабатываемого канала создавали сложности при перекладке якорей, а во время проведения работ в сентябре, который традиционно считается периодом штормов, скорость ветра достигала 18-23 м/сек, высота волны до 2,5 м. До 25% от времени пребывания, это около 7 суток, отстой в убежище в ожидании приемлемых для дноуглубительных работ погодных условий. Работая в таких условиях, «Ямал» извлек свыше 257,0 тыс. куб. м грунта!

Всего же за навигационный период экипажем извлечено свыше 366,5 тыс. куб. м грунта.

Заключение

В ходе навигации аварий и транспортных происшествий по причине неудовлетворительного содержания обслуживаемых водных путей не зафиксировано.

Содержание водных путей бассейна, обслуживаемых средствами навигационного оборудования, в безопасном для судоходства состоянии позволило транспортному флоту своевременно и в полном объеме выполнить государственный заказ по северному завозу грузов в приречные населенные пункты Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Кроме того, согласно оперативным сведениям, в 2019 году в пункты назначения доставлены 1005,5 тыс. пассажиров, перевезено 8067,6 тыс. тонн народнохозяйственных грузов.

Выгоднее платить штраф, чем соблюдать закон?

Игорь Суслов, первый заместитель руководителя – капитан Обь-Иртышского бассейна

Подводя итоги навигации, следует отметить, что функции государственного портового контроля выполняли 16 инспекторов, государственное задание выполнено на 105,4%.

Проведено 2499 осмотров судов, выявлено 3 668 нарушений обязательных требований по безопасности судоходства. Временно задержано до устранения нарушений обязательных требований 438 единиц флота. Выдано 1721 предписание по выявленным нарушениям.

Основные виды нарушений:

– отсутствие или несоответствие судовых документов требованиям статьи 14 КВВТ – 1203;

– нарушения, относящиеся к требованиям правил пожарной безопасности на судах –
362 нарушений;

– отсутствие или несоответствие средств и оборудования техническим требованиям –
230 нарушений;

В целом картина по количеству выявленных нарушений не сильно изменилась. Но при этом существенно выросло количество выявленных нарушений, влекущих за собой задержание судна. Доля нарушений подпадающих под задержание судна на протяжении нескольких лет довольно высокая и составляет порядка 37% от общего количества выявляемых нарушений. В прошедшую навигацию этот показатель увеличился до 41,4%. Соотношение задержаний судов от общего количества проведенных осмотров составляет 17,5% (против 14.3% в 2018г.).

Основная масса задержанных судов – это те, что принадлежат индивидуальным предпринимателям и физическим лицам. Они «рекордсмены» по допущенным нарушениям. Работать с ними сложнее, так как зачастую на борту отсутствуют судовые документы, согласно требованиям ст.14 КВВТ и работают экипажи без разрешительных документов для работы на судне. Складывается впечатление, что некоторым судовладельцам в финансовом плане выгодней нарушать требования нормативных документов и платить штраф, чем добросовестно их соблюдать.

В навигацию 2019 года капитаном бассейна и инспекторским составом ГПК для принятия мер административного наказания к должностным лицам было направлено в линейные отделы Обь-Иртышского УГМРН материалы по 436 судам. Вынесено 356 Постановлений на общую сумму 1057600 рублей и 36 предупреждений.

Практика совместных выездов с инспекторами Госморречнадзора на проведение проверок паромных переправ и в целом проведение контроля за соблюдением обязательных требований по безопасности судоходства позволяет передавать материалы для привлечения к административной ответственности должностных лиц непосредственно на месте выявления нарушения.

Кроме того, при выявлении случаев эксплуатации судов без действующих документов Российского Речного Регистра и судового свидетельства СУБ также направлялись дела для принятия мер прокурорского реагирования в транспортные прокуратуры (42 дела).

Каждое судно – под контроль диспетчера

Донельзя обострена проблема с заключением договоров с судовладельцами на диспетчерское регулирование движения судов на участке Салехард-Тазовская губа. Суда уходят в район повышенной опасности без докладов диспетчерской службе. Диспетчер не владеет полной информацией, какой флот работает в районе повышенной опасности. Да, в диспетчерской установлена программа shipsea и можно бы отследить местонахождение судов, но на многих не установлены АИС-транспондеры. Согласно нормам РРР требования распространяются только на пассажирские и суда, перевозящие опасные грузы.

Необходимо на законодательном уровне обязать всех судовладельцев, которые работают в морской части внутренних водных путей, устанавливать АИС-транспондеры, не зависимо от типа и размера самоходного судна.

С начала 2019 года службой государственного портового контроля зарегистрировано 1840 судовых и машинных журналов. Новый порядок регистрации, установленный «Правилами ведения судового журнала на судах ВВТ» (приказ Минтранса России от 13 февраля 2018 г. N 59) создает определенные проблемы для судовладельцев, которые дислоцируются в отдаленных районах Тюменской области. ЯНАО и ХМАО. Доставка судовых журналов на регистрацию в Омск (по месту нахождения капитана бассейна), требует определенных финансовых затрат, а главное времени, что вызывает недовольство некоторых судовладельцев.

Отдел регистрации

С начала 2019 года отделом регистрации оформлено и выдано:

– 59 судовых билетов.

– 554 свидетельства о праве собственности и праве плавания под Государственным флагом РФ.

– 98 свидетельств об исключении из госреестра.

– 173 обременения по договору аренды.

– 29 обременений по договору ипотеки.

– 145 переходов права собственности.

– внесено 250 изменений в судовой реестр.

Поступления государственной пошлины в федеральный бюджет составили –1 599 817 руб.

Дипломирование

В 2019 г. в квалификационную комиссию за документами обратились 1228 человек.

Для тех, кто в последние пять лет отработал в навигациях не менее 12 месяцев в должности, указанной в дипломе, квалификационные испытания не требуются. Также в течение года после окончания обучения для получения дипломов освобождаются от квалификационных испытаний выпускники образовательных организаций. Поэтому через квалификационные испытания прошли 1050 человек.

Всего оформлено 1227 квалификационных документов, в том числе командному составу 869 дипломов, рядовому – 341 свидетельство, членам экипажей морских судов – 17 свидетельств по проверке знаний правил плавания по внутренним водным путям.

Согласно графику проведено 10 заседаний аттестационной комиссии для лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и экипажами. Через комиссию прошли 48 человек. По результатам заседаний оформлено и выдано 46 удостоверений.

Также оформлено 76 удостоверений личности моряка и 27 мореходных книжек, выдано соответственно 77 удостоверений личности моряка и 23 мореходные книжки.

Чуть более года мы работаем в соответствии с требованиями нового Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта. Несомненно, оно решило ряд проблемных вопросов.

Вместе с тем, в данном законодательном акте имеется ряд не совсем удачных требований и положений.

Ограниченное тестирование

Так, например, в соответствии с п.13 Положения для тестирования кандидату предлагается 12 вопросов. Если принять во внимание количество и объем нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства, то весьма сомнительно, что с помощью двенадцати вопросов можно получить объективное мнение о знаниях кандидата и определить, в какой области нормативной базы его знания недостаточны.

Получается, как в лотерее – повезет, не повезет. Но даже если не повезет и кандидат даст на тестировании меньше девяти правильных ответов, ничего страшного для него нет. На устном собеседовании комиссия может задать только те вопросы, на которые кандидат при тестировании дал неправильные ответы. В принципе, можно особо не тратить время и утруждать себя изучением нормативной базы. Пришел на тестирование, понажимал на клавиши, получил отрицательный результат, запомнил вопросы, на которые дал неправильные ответы, заучил правильные ответы в домашних условиях, на заседании квалификационной комиссии ответил на них – и ты дипломированный специалист. И, даже если с первого захода не удалось дать правильные ответы, то опять нет никакой трагедии. В Положении никак не оговорены последствия неудачного собеседования: сроки возможности повторного собеседования, количество допустимых повторных собеседований. В принципе кандидат может ходить на каждые последующие заседания комиссии до тех пор, пока наконец-то не даст правильные ответы на все 12 вопросов. И такая практика существует и не является редкостью, особенно при получении квалификационных свидетельств.

Пункт 109 Положения также вызывает вопросы. Кроме установленного образца Свидетельства о проверке «Правил плавания по ВВП РФ» в Положении ничего не предусмотрено. Не установлен порядок прохождения такой проверки, не определена его периодичность. Кроме того, в Свидетельстве никак не отражается знание Особенностей движения и стоянки судов при работе в том или ином бассейне ВВП.

Нет уверенного понимания в вопросе обмена дипломов командного состава судов мощностью более 450 л.с. не имеющих высшего или среднего профессионального образования.

Из пункта 4 Положения исчезли квалификационные свидетельства по должности «шкипер». Теперь возникают «неудобства» при формировании экипажей плавкранов, бункеровочных баз и других несамоходных судов с экипажами на борту.

Применение нового Положения на практике выявило ряд недостатков как в процедурах оформления документов, так и в требованиях предъявляемых к кандидатам в различных ситуациях. На основании полученного практического опыта необходимо внесение изменений и дополнений в данный закон.

Конечно же, за статистикой, сухими цифрами стоят настоящие профессионалы, ценители своего дела – специалисты службы дипломирования и паспортно-визового режима.

В отчетный период за выдачу квалификационных документов в Федеральный бюджет поступила государственная пошлина в размере 1 660 250 руб., за выдачу удостоверений личности моряка – 97 500 руб. Таким образом, всего за совершение действий, связанных с проведением аттестации, выдачей квалификационных документов и удостоверений личности моряка, государственная пошлина составляет 1 757 750 руб.

У Администрации, как и прежде, имеется все необходимое – кадры, опыт и мощности, чтобы с оптимизмом смотреть в будущее, безупречно выполняя государственное задание по обеспечению безопасности судоходства на водных путях бассейна.

Морские вести России №17 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ