Большая стройка на Волге – путейцы гарантируют судовой ход
09.10.2024
Речной транспорт
Фото: Городецкий РГСиС – шлюзы 15, 16/ФБУ «Администрация Волжского бассейна»
В ходе текущей навигации водные пути бассейна для поддержания безопасного судоходства обслуживают шесть филиалов Администрации: Нижегородский, Казанский, Самарский, Саратовский, Волгоградский, Вятский. В то же время волжские гидроузлы – Городецкий, Чебоксарский, Самарский, Балаковский и Астраханский находятся в зоне ответственности коллективов районов гидросооружений и судоходства. Бесперебойное судоходство в течение всего навигационного периода обеспечивается постоянным выполнением всего комплекса путевых работ, а это – дноуглубление, содержание навигационной чистоты судоходных трасс за счет проведения тральных и дноочистительных работ.
Трудности временные, удобства – постоянные
Дмитрий Бессмертный, руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна»
В навигацию 2024 года в бассейне для судоходства открыто 4141,6 км водных путей, из них с гарантированными габаритами 3144,4 км, в том числе судоходные трассы на реках Волге, Оке, Каме, Суре, Вятке, в дельте Волги, дополнительные судовые ходы, убежища, подходы и т.д. При этом степень насыщенности водных путей навигационными знаками осталась, как и в предыдущие годы, – 1 знак на 1 км пути.
Также для содержания судоходной обстановки приобретено современное оборудование и материалы, в числе которых более 8 тыс. электрических источников питания – батареи «Лиман», навигационные фонари и комплектующие к ним, цепи и якоря для навигационных знаков, оборудование для спутникового радионавигационного обеспечения путейского флота.
Наш экипаж на ВКМСК
Что касается дноуглубления, то на 01.08 землечерпательные работы выполнены общим объемом 2,9 млн куб. м грунта (-21,7% по отношению к 2023 г.), из них на транзите – 1, 07 млн куб. м грунта (-17,2% по отношению к 2023 г.).
Следует пояснить, что на дноуглубительных работах в навигацию 2024 года задействовано 12 земснарядов. При этом на транзите намечено выполнить работы объемом 5 млн 575 тыс. куб. м грунта. Наш земснаряд «Инженер Попов» согласно договору влился в дивизион дноуглубительной техники, работающей на Волго-Каспийском морском судоходном канале. Для его экипажа это вторая навигация на ВКМСК, где с 24.07 по 11.08 выполнен подъем грунта объемом 135,606 тыс. тонн.
В начальный период навигации выполнено дноуглубление с целью коренного улучшения судоходных условий на Черноярском водном узле Нижней Волги. Дело в том, что существующий судовой ход на участке 2746,0-2756,5 км Волги в правобережной воложке неустойчив (Усть-Молочный и Сенной перекаты) и подвержен значительной заносимости наносами, отчего обеспечить здесь гарантированные габариты пути во время навигации затруднительно. Этим и обусловлены капитальные дноуглубительные работы в объеме 224,05 тыс. куб. м в левобережной воложке, которые позволили перенести судовой ход на участке длиной 10,5 км.
В период текущей навигации русловыми партиями планируется выполнить 21,0 тыс. км промеров, из них на транзите 16,5 тыс. км промеров, на внетранзитных работах – 4,5 тыс. км. По состоянию на 01.08 выполнено 9,9 тыс. км промеров, из них на транзите – 7,8 тыс. км, на внетранзите – 2,2 тыс. км.
Городецкий гидроузел
Относительно волжских гидроузлов кратко остановлюсь на одном из них – Городецком. Прошедший межнавигационный период был горячим как для коллектива гидроузла, так и для специалистов ООО «ССМ», которые выполнили замену ворот шлюза №16 и с честью справились со сложным заданием. Напомню, что год назад грузовой состав с двумя баржами совершил навал на ворота шлюза. Эксперты признали их непригодными к работе и неподлежащими ремонту.
Пришлось пройти сложный и многоэтапный путь от проектных работ до изготовления, все этапы госэкспертизы до изготовления и монтажа металлоконструкций. И в день открытия на Верхней Волге навигации ворота 16-го шлюза приняли первые суда. Это стало наглядным результатом нашей совместной работы с подрядчиками.
В Городце продолжаются работы по строительству дополнительной камеры 15А. Ведутся работы по забивке четырех рядов шпунта. В последующем предстоит выполнить большой объем работ по бетонированию. Сдача объекта запланирована на следующий год.
Заключение
В условиях большой стройки для судоводителей появились сложности с прохождением участка нижнего подходного канала. Они с пониманием относятся к ситуации, проявляют максимум собранности и профессионализма, потому что хорошо знают: трудности временные, удобства – постоянные.
Системное выполнение комплекса путевых работ было, есть и будет залогом создания условий для безопасного судоходства в Волжском бассейне.
Совместными усилиями снизили нарушения обязательных требований
Олег Степин, первый заместитель руководителя – капитана Волжского бассейна ВВП
На учете в Администрации бассейна состоят 3951 судов, из них маломерных – 411, прогулочных – 56, самоходных – 2321 судов (из них пассажирских и грузопассажирских – 350), несамоходных – 1291 (из них сухогрузных грузовых – 517, наливных грузовых – 115), зарегистрировано 1402 судовладельца.
В судовом реестре поставлено на учет 290 плавучих объектов.
Перевозки идут в рост
Номенклатура перевозимых грузов в Волжском бассейне остается неизменна. Широко развита перевозка нефтепродуктов, строительных и зерновых грузов.
В 2023 г. в Волжском бассейне совершено 73 885 рейсов и перевезено 40,67 млн тонн грузов (+4,83%), а также 1 964 841 пассажир в транзитных перевозках (+37,92%). Рост пассажирских перевозок связан с развитием и стимулированием внутреннего туризма.
Строительных грузов перевезено 27 238 533 тонны (на 2,47% больше), наливных – 5 173 212 тонн (-5,52%). Больше, чем в предыдущем году, перевезено зерна, металла, меньше соли, серы, лесных грузов.
Статистика совершенных за навигацию рейсов через Городецкий гидроузел: всего рейсов – 8 547 (плюс 18,97%), пассажирские суда – 1 879 рейсов (плюс 7,74%).
Инспектор на борту
В 2023 году инспекцией портового контроля проведено 1525 проверок, выявлено 2466 замечаний. Количество нарушений по отношению к количеству проверок в 2023 году уменьшилось на 1,5%, также уменьшилось количество задержаний в 1,1 раза по сравнению с 2022 годом.
Больше всего замечаний сделано по судовым свидетельствам и документам, нарушениям противопожарной безопасности, спасательным средствам.
Нарушения, послужившие причиной для временного задержания судна или плавучего объекта, – это нарушение минимальной численности экипажа судна, отсутствие судовых документов, несоответствие (отсутствие) документов экипажа занимаемым должностям.
Считаю, что основная причина уменьшения количества нарушений обязательных требований – это результат совместной работы Администрации, судоводителей и судовладельцев по применению требований вступивших в силу нормативных правовых документов в области безопасности судоходства. В частности, имею в виду вступивший в силу в 2020 году приказ Минтранса России «Об утверждении Перечня нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или плавучего объекта, и предельных сроков этого задержания».
Что касается транспортных происшествий, то, по информации МТУ Ространснадзора по ПФО, в навигацию 2023 года в бассейне зарегистрировано 48 (37 – 2022 г.) транспортных происшествия с судами. По результатам проведенных расследований они были классифицированы: как аварии – 2 (0 – 2022 г.), инциденты – 17 (12 – 2022 г.) и не подлежащие классификации – 29 (23 – 2022 г.).
На учет судовладельцам (участникам происшествий) отнесено 19 случаев (2 – 2022 г.). Количество транспортных происшествий в сравнении с 2022 годом увеличилось.
Основная причина транспортных происшествий – невыполнение командным составом требований, установленных нормативными документами.
В 2023 году Администрацией согласован план обеспечения безопасности плавания судов (составов), в том числе для судов (составов), габариты которых не соответствуют требованиям Правил плавания судов по ВВП (приказ Минтранса РФ от 19 января 2018 г. № 19) и Правил пропуска судов через шлюзы ВВП (приказ Минтранса РФ от 3 марта 2014 г. № 58).
Технологическая связь
Обращаем внимание, что судовладельцам при составлении рейсового задания, а капитанам при подготовке к рейсу необходимо заблаговременно получить данные о путевой обстановке на всем пути следования, особенно габаритов судового хода на отдельных участках ВВП.
Информационный бюллетень с данными о габаритах судовых ходов и информация о прогнозах глубин размещается на сайте Администрации и передается в эфир береговыми радиостанциями.
В соответствии с КВВТ РФ ФБУ осуществляет организацию технологической связи в Волжском бассейне. В том числе с целью управления производственными процессами, направленными на обеспечение безопасности судоходства, сохранение человеческой жизни, мониторинга флота, предоставления специальных условий плавания, исполнения задач по уставной (производственной) деятельности.
Из-за отсутствия рентабельности в 2024 году были выведены из эксплуатации АТС, оказывающие услуги местной телефонной связи. Поэтому для обеспечения связи, как и для взаимодействия Администрации и филиалов, заключены договоры на оказание услуг телефонной связи.
Также в бассейне ведется техническая эксплуатация системы мониторинга движения судов, базирующаяся на 39 береговых базовых станциях автоматической идентификационной системы. Автоматизированные рабочие места размещены в диспетчерских пунктах регулирования движения судов и позволяют вести мониторинг за судами в границах зоны ответственности.
Осуществляется техническая эксплуатация четырех контрольно-корректирующих станций глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS, предназначенных для обеспечения речных судов дифференциальными поправками. В 2024 году планируется установка оборудования контрольно-корректирующей станции, расположенной в н.п. Васильсурск.
Техническая эксплуатация системы УКВ-радиосвязи в бассейне с пунктами управления согласно технологической структуре в Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани, Камском Устье, Тольятти, Волгограде. Ведение навигационного обслуживания флота и информационное обеспечение судов путевой и гидрометеорологической информацией осуществляется согласно перечню береговых радиостанций.
В эксплуатации находятся более 100 береговых УКВ-радиостанций. В 13 точках организовано ведение записи эфира радиопереговоров диспетчеров движения, вахт шлюзов, а также переговоров на канале безопасности. В настоящее время ведется модернизация сетей радиосвязи.
В 2021 году было закуплено необходимое оборудование, а с начала навигации 2022 года введен в опытную эксплуатацию комплекс оборудования стационарных радиостанций с дистанционным управлением, позволивший, используя два пункта управления, организовать дистанционное управление 7 и 3 радиостанциями соответственно. В 2024 году данная работа была продолжена, планируется установка еще 10 аналогичных береговых радиостанций.
Администрация осуществляет межнавигационный ремонт, монтажно-наладочные работы судовых средств связи и навигационного оборудования, проведение их испытаний на судах с оформлением соответствующих документов, как и флота филиалов и сторонних организаций, на основании действующих свидетельств о признании, выданных РКО.
Х Х Х
В 2024 году планируется продление свидетельства о признании РКО за Администрацией получения права на разработку технической документации на установку и замену средств связи и навигационного оборудования.
Включенные в 2023 году в работу три береговых радиолокационных поста диспетчерского регулирования находятся на гарантийном обслуживании производителя РЛС.
Справочно
Городецкий гидроузел входит в число 20 крупнейших инфраструктурных проектов, которые будут реализованы за счет средств федерального бюджета. Заказчиком проекта выступает ФКУ «Ространсмодернизация».
Реконструкция судоходных шлюзов Городецкого гидроузла призвана обеспечить гарантированную глубину 4,0 м для судоходства между Нижним Новгородом и Городцом, а также увеличить пропускную способность участка с 12 млн до 32 млн тонн грузов. Тем самым должен быть ликвидирован наиболее проблемный лимитирующий судоходство участок водных путей на Единой глубоководной системе европейской части страны, что создаст благоприятные условия в том числе для наращивания транзитного судоходства в рамках перспективного водного маршрута международного транспортного коридора «Север – Юг».
Не забудем, президент России Владимир Путин по итогам состоявшегося 20 июня 2023 года совещания по вопросам развития речного судоходства дал ряд поручений Правительству РФ.
В частности, кабинету министров поручено принять дополнительные меры по завершению в плановые сроки мероприятий по реконструкции судоходных шлюзов № 15 и № 16 Городецкого гидроузла. Речь идет в том числе о строительстве дополнительной камеры шлюза и создании 40-км судоходного канала от Городца до Нижнего Новгорода.
Морские вести России №12 (2024)