Мультимодальные хабы поднимут перевозки на реке
05.09.2024
Речной транспорт
Глава Росморречфлота представил планы развития отрасли в правительстве
Фото: пресс-служба Правительства РФ
Председатель Правительства РФ провел рабочую встречу с главой Росморречфлота Андреем Тарасенко. Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта представил итоги работы ведомства за 2023 год и обозначил планы на перспективу. В частности, речь шла о расширении пропускной способности водных магистралей, строительстве мультимодальных хабов, интеграции портов новых регионов в транспортную систему страны, а также о подготовке кадров для отрасли.
Накопители грузов
В целях полного задействования в грузоперевозках крупных рек Росморречфлот совместно с «Росатомом» планирует создание хабов, которые будут накапливать груз и выступать связующим звеном с Северным морским путем.
«Сегодня, к примеру, реки очень хорошие, большие – Обь, Иртыш, Лена, Енисей – не используются в полной мере. Грузооборот на реке падает, потому что нет хабов и нет стивидоров, которые должны сорганизовать и накопить груз, обеспечить грузовую базу. Многие компании получили лицензии, у них есть месторождения, но они не имеют или еще не выстроили логистику. Поэтому сегодня с «Росатомом» договариваемся о создании на таких арктических и северных реках определенных хабов, которые будут накапливать груз и выходить уже на Северный морской путь. Аналогично с Амуром, если возьмем Дальний Восток», – сообщил А. Тарасенко.
Он отметил, что на Дальнем Востоке за 2023 год перевалили 238 млн тонн грузов, в то время как результат морских портов юга России оказался больше.
«Мы с железнодорожниками, со всеми стивидорами говорим сегодня о том, что река должна соединиться с портом. То есть должен быть мультимодальный хаб на базе речных портов, в котором заинтересован и морской порт. Он должен его строить или участвовать в его строительстве, он его должен обеспечивать грузами. Все должны понимать, что, как только навигация открывается, сразу пошла работа этого хаба. И река заработала. Амур, например, раньше перевозил 20 млн тонн», – подчеркнул глава Росморречфлота.
Михаил Мишустин попросил Андрея Тарасенко подготовить программы по намеченным планам развития мультимодальных хабов совместно со стивидорами.
Подготовка кадров
Важным аспектом беседы с премьер-министром стало обсуждение отраслевого образования.
«Мы сегодня имеем 6 вузов, один колледж, и эти вузы включают 21 филиал. У нас полностью работает СПО (среднее профессиональное образование) и, соответственно, «вышка». Мы готовим 55 тыс. курсантов. Каждый год выпускается до 10 тыс. готовых специалистов. Тратим порядка 350 тыс. рублей на одного человека за весь период его обучения. То есть это специализация, форма одежды, подготовка к плавательному режиму и так далее. Все, что необходимо специалисту», – сообщил А. Тарасенко.
Тем не менее при таких затратах существует риск ухода людей из профессии. Избежать этого возможно за счет целевого обучения и обязательства отработать в отрасли не менее трех лет.
«Подготовке кадров надо уделять особое внимание, развивать в том числе учебные программы по всем направлениям. И связать профессионалитет, колледжи, а также высшие учебные заведения непосредственно с теми заказчиками на кадры, что есть. Уверен, такая гармоничная программа поможет отрасли. Просил бы вас также подумать над этим, представить ее в правительство», – сказал М. Мишустин.
Инфраструктура новых регионов
Также в ходе встречи А. Тарасенко сообщил о работе по включению в транспортную инфраструктуру России водных путей новых регионов и постановке на учет морских портов. Росморречфлот помогает местному бизнесу в формировании грузовой базы.
«Чтобы запустить предприятия большие, надо определить, какой нужен грузооборот, какая номенклатура грузов. Потому что понимаем – если сегодня нет сырья, которое раньше использовалось на территории, его надо привезти», – пояснил он.
Параллельно идут дноуглубление и реконструкция инфраструктуры, необходимой для перевалки.
«Очень важно делать все необходимое для того, чтобы перевозка людей и грузов осуществлялась по российским стандартам. И чтобы ничто не мешало интеграции соответствующих структур наших новых регионов в общую транспортную систему страны», – подчеркнул председатель правительства.
Напоследок Михаил Мишустин поздравил Росморречфлот с 20-летием.
«Хочу от всей души, пользуясь случаем, передать наилучшие поздравления всем сотрудникам агентства, их семьям и поздравить с праздником. Пожелать удачи, здоровья, всего самого лучшего. Также вас лично поздравить и особенно добрые слова передайте ветеранам», – сказал он.
Первые шаги
Следует добавить, что о создании региональных мультимодальных речных хабов стало известно в ходе Петербургского экономического форума, когда руководитель Росморречфлота А. Тарасенко обсудил реализацию проекта на встрече с главами Самарской области, Пермского края и Республики Татарстан. Эти регионы обладают высоким транзитным потенциалом и являются звеньями одной логистической цепочки. Позже к инициативе присоединилось Подмосковье.
– Мы должны найти работу для речного флота сначала в регионах, именно здесь важно создать грузовую базу для речных перевозок и, соответственно, состыковать речные маршруты с морскими портами, – прокомментировал проект глава Федерального агентства.
По итогам встречи на ПМЭФ было принято решение сформировать межведомственную рабочую группу в составе представителей Росморречфлота, подведомственных организаций и органов исполнительной власти субъектов. Первое заседание касалось взаимодействия по развитию речного порта и строительства Свияжского мультимодального логистического центра (СМЛЦ) в Татарстане.
Кстати, уже выстраиваются и первые логистические цепочки: пилотная партия зерна из СМЛЦ успешно доставлена в морской порт Высоцк.
Как отметил министр транспорта Татарстана, в перспективе Свияжский центр станет ядром транспортно-логистической системы перевозки грузов в Поволжье. Терминал способен стать крупным перевалочным пунктом экспортных и импортных грузов для всех регионов Поволжья, а также узловым речным портом для перевозки грузов по международным транспортным коридорам.
А вот создание хаба в Самарской области обсуждается не только с Федеральным агентством, но и с иранскими предпринимателями. О проработке проекта губернатор региона докладывал в ходе совещания по развитию водной транспортной системы России, которое провел президент РФ В. Путин. Глава субъекта отмечал, что строительство хаба открывает новые возможности по доставке грузов посредством всех видов транспорта.
Самарская область – единственный в Приволжье регион, где расположены три речных порта для судов класса «река-море», имеющих выход к Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому судоходным каналам, а также глубины, позволяющие принимать суда с осадкой до 5 м.
Кроме того, область находится на пересечении важнейших транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», а Куйбышевская железная дорога интегрирована в Транссибирскую железнодорожную магистраль. По территории региона также проходят автомобильные трассы федерального и международного значения.
О проекте хаба на Каме пока мало что известно. Однако еще в июле 2022 года губернатор региона заявлял, что развитие перевозок по реке, являющейся важным звеном Единой глубоководной системы европейской части России, – приоритет для края.
В Перми находятся два самых восточных речных порта Европы: порт Пермь и порт Левшино, откуда осуществляется перевозка грузов в порты Балтийского, Белого, Черного, Азовского и Каспийского морей, а также речные порты Большого европейского кольца.
Перспективы развития водных путей Подмосковья обсуждались на встрече руководителя Росморречфлота и губернатора Московской области. Мультимодальный транспортный узел планируется организовать на базе речного порта в городском округе Дмитровский. Реализация проекта подразумевает модернизацию портовой инфраструктуры, строительство перевалочно-складских комплексов, инженерных объектов, подъездных путей.
– Планируем создать в Подмосковье хаб, где будет формироваться грузовая база, концентрироваться продукция, которую производят местные промышленные предприятия. И далее отправлять ее в разные регионы, поскольку область расположена на стыке пяти морей и обладает высоким транзитным потенциалом, – пояснил А. Тарасенко.
– Речные перевозки должны стать полноправной альтернативой железнодорожным и автодорожным путям. Они позволят увеличить объем транспортировки грузов по внутренним водным артериям Подмосковья, – прокомментировал обсуждение губернатор Московской области.
«Это очень важные проекты и для нашей страны, и для развития области. Прежде всего они касаются двух направлений. Первое – экономика, все, что связано с речным транспортом и логистикой. И второе – прилегающие к каналу Москвы территории, которые очень популярны для отдыха. Наша задача – сделать так, чтобы там было комфортно для людей. Надеюсь, совместная работа позволит увидеть заметные результаты уже в ближайшее время», – отметил Андрей Воробьев.
Фото: Министерство транспорта Республики Татарстан
Морские вести России №10 (2024)