Камские каскады Пермского края - Морские вести России

Камские каскады Пермского края

13.08.2024

Речной транспорт

Камские каскады Пермского края

Фото: Нижне-Камский шлюз, общий вид/ ФБУ «Администрация «Камводпуть»

Водные пути Камского бассейна занимают особое географическое положение, связывая выгодным и удобным водным сообщением приречные пункты Западного Урала и другие регионы европейской части России.

В 2024 году протяженность ВВП в бассейне уменьшилась на 52 км по отношению к предыдущему и составляет 3216 км. Протяженность водных путей, отнесенных к 7-й категории, установлена на 1334 км (2023 год – 1358 км). Основные производственные показатели за 2023 год: продолжительность навигации – 210 суток, количество шлюзований – 6740 (110,3% к 2022 г.), пропущено судов – 17 192 (118,2% к 2022 г.), в т.ч. 23 плота (-23,3% к 2022 г.).

Учитывая маловодность и прогрессирующее снижение уровней ниже проектных в завершающий период навигации 2023 года, максимальная осадка судов и составов при прохождении участка Чайковский шлюз – Сарапул составляла 210 см.

Судоходство в особых условиях

Сергей Сергеев, руководитель ФБУ «Администрация «Камводпуть»

На балансе ФБУ «Администрация «Камводпуть» четыре судоходных гидротехнических сооружения. Так, Пермский судоходный шлюз, расположенный на левобережье Камы, ниже устья Чусовой у Перми протянулся вдоль течения с подходами – верхним и нижним бьефами – на 2,5 километра, введен в эксплуатацию в 1954 году как первенец Камского каскада гидротехнических сооружений. Шлюз имеет две параллельные нитки камер по 6 в каждой.

Одновременно с Камским гидроузлом велось строительство Воткинского гидроузла с Чайковским судоходным шлюзом, построенным в 1962 году на 360 км ниже Пермского и на 278 км выше Нижнекамского гидроузлов, ниже устья р. Сайгатки в г. Чайковском Пермского края. Шлюз – одноступенчатый, двухниточный для пропуска судов, плотов и паводковых вод, обеспеченностью 0,1% редкой повторяемости.

Завершающим в Камском каскаде стал Нижне-Камский шлюз, расположенный в г. Набережные Челны, который с 1979 года эксплуатируется во временном непроектном режиме наполнения водохранилища (63,30 м БС).

Все шлюзы Камского каскада имеют стандартные для Единой глубоководной системы размеры камер и способны пропускать все типы современных речных судов.

Павловский шлюз находится на р. Уфе в районе села Павловка Нуримановского района Республики Башкортостан, введен в эксплуатацию в 1958 г. Шлюз – одноступенчатый, однокамерный, однониточный, шахтный для пропуска судов и плотов.

Реконструкция и ремонт

В прошлом году проведены регулярные обследования, разработаны декларации безопасности Пермского, Нижне-Камского и Павловского шлюзов, на которых, следует отметить, как объектах федерального значения, идет постоянная реконструкция и ремонт, что позволяет обеспечивать непрерывность транспортного грузопотока.

Реконструкция гидротехнических сооружений Камского бассейна выполняется в соответствии с госпрограммой «Развитие транспортной системы» по мероприятиям, включенным в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.

В 2023 году завершились работы по реконструкции Павловского шлюза и продолжались работы II этапа комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна на Нижне-Камском шлюзе, включающие замену гидравлических приводов рабочих ворот и затворов, насосов откачки, гидротехнической и электротехнической частей шлюза, резервного энергоснабжения, сети контрольно-измерительной аппаратуры.

Цель реконструкции – восстановление работоспособного технического состояния гидросооружения с обеспечением нормального уровня безопасности. Повышение безопасности и надежности функционирования судоходных гидротехнических сооружений для обеспечения развития грузовых и пассажирских перевозок в Пермском крае, республиках Удмуртия, Татарстан и Башкортостан. Особые условия реконструкции – без прекращения судоходства.

В рамках плана НИОКР Федерального агентства морского и речного транспорта выполнен I этап научно-исследовательской работы «Исследование технического состояния металлоконструкций основных ворот Пермского шлюза с целью определения возможности, условий и сроков их дальнейшей эксплуатации», исполнителем выступил Университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

Хотелось бы напомнить, что в октябре 2023 года в Перми на базе Администрации состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Обеспечение безопасности и надежности судоходных гидротехнических сооружений». В ее работе приняли участие и выступили с докладами представители Минтранса России, Росморречфлота, Ространснадзора, руководители и специалисты администраций бассейнов ВВП, проектных и научных организаций, учебных заведений морского и речного транспорта, отечественных и зарубежных разработчиков, изготовителей и поставщиков оборудования для обслуживания судоходных ГТС, союзов и ассоциаций речного транспорта. В общей сложности заслушано 38 докладов, с мест выступили более 75 специалистов.

Участники обсудили вопросы совершенствования ведения мониторинга безопасности СГТС, актуализации нормативной и технической документации, эффективность выполнения научно-исследовательских работ, направленных на обеспечение надежной и безопасной эксплуатации сооружений, организации и проведения капремонта, реконструкции, проектирования и строительства новых сооружений.

Особенности текущей навигации

В навигацию обслуживание водных путей средствами навигационной обстановки за счет средств госбюджета планируется на протяжении 1882 км (в 2023 году – 1910 км), из них 1682 км в освещаемом варианте и 200 км в неосвещаемом, в том числе с гарантированными габаритами 1882 км. Протяженность водных путей, обслуживаемых по договорам, планируется в объеме 258 км, в т.ч. освещаемых путей 255 км. При поступлении новых заявок возможно изменение протяженности обслуживаемых участков водных путей и подходов к причалам клиентуры.

В навигацию 2024 года за счет субсидии госбюджета и внебюджетных средств введен в действие весь запланированный состав технического флота бассейна, в т.ч. 6 земснарядов суммарной производительностью 2500 м3/ч.

Для безусловного поддержания гарантированных габаритов ВВП продолжаются дноуглубительные и выправительные работы, в том числе запланировано удаление 1500 тыс. м3 грунта на дноуглублении и 200 тыс. м3 на выправлении. Реализация комплекса работ будет способствовать дальнейшему улучшению условий безопасного судоходства в бассейне.

Кроме того, на путях продолжается оптимизация состава СНО, упразднение части избыточных береговых навигационных знаков и установки «коридора» из плавучих знаков.

Динамика грузооборота и пассажирских перевозок

Структура перевозимых грузов в бассейне практически не меняется – это минерально-строительные, нефтепродукты, лесоматериалы, техническая соль, зерновые и прочие грузы. Доминирующее положение занимают минерально-строительные грузы. При сравнении структуры грузов за последние годы наблюдается перераспределение номенклатуры в пользу МСГ.

За навигацию 2023 г. судовладельцами в бассейне перевезено 13 821,034 тыс. тонн грузов. Объем перевозок в сравнении с навигационным периодом прошлого года увеличился на 9,5% (2022 г. – 12 623,5 тыс. тонн). Увеличение обусловлено в том числе с возобновлением перевозок нефтепродуктов на р. Белой.

Объем межбассейновых грузовых перевозок составил 7 850,814 тыс. тонн, в том числе завезено в бассейн 629,235 тыс. тонн, вывезено из бассейна 7 221,579 тыс. тонн грузов, т.е. 91,9% грузов от общего объема межбассейновых перевозок вывезено и только 8,1% ввезено в Камский бассейн. Также вырос и объем межбассейновых перевозок в сравнении с 2022 годом на 3,7%.

Номенклатура вывезенных из Камского бассейна грузов составила: нефтепродуктов 454,936 тыс. тонн, минерально-строительных грузов – 5870,905 тыс. тонн, технической соли – 767,347 тыс. тонн, лесоматериалов – 64,207 тыс. тонн, зерновых – 62,793 тыс. тонн, прочих грузов – 1,391 тыс. тонн.

Номенклатура завезенных в Камский бассейн грузов составила: минерально-строительные грузы – 468,895 тыс. тонн, лесоматериалы – 43,891 тыс. тонн, зерновые – 7,815 тыс. тонн, нефтегрузы – 33,873 тыс. тонн, прокат – 52,339 тыс. тонн, соль – 2,000 тыс. тонн, минеральные удобрения – 4,905 тыс. тонн, оборудование – 9,710 тыс. тонн, прочие грузы – 5,807 тыс. тонн.

Таким образом, совершенно обоснованно можно сделать вывод, что на сегодняшний день Кама традиционно остается грузообразующим бассейном.

Существенно подросли в 2023 году и пассажирские перевозки, которые с учетом данных судовладельцев составили 1 041,455 тыс. пассажиров (в навигацию 2022 г. – 950,054 тыс. пассажиров). Увеличение составило 9,6%.

Пассажирские межбассейновые перевозки составили за прошлогоднюю навигацию 89,107 тыс. пассажиров, вывезено из бассейна 45,012 тыс. пассажиров, завезено 44,095 тыс. По сравнению с 2022 годом показатель межбассейновых пассажирских перевозок увеличился на 16,3%.

На плотбищах Верхней Камы

В весенний период навигации с Верхней Камы в 2023 году вследствие маловодного периода выведено всего 161,2 тыс. м3 плотов, что практически соответствует объему в маловодную навигацию 2007 года (146,3 тыс. м3), при этом почти 2/3 от общего объема заготовленных плотов осталось на плотбищах.

По предварительным итогам весенней выводки плотов с плотбищ Верхней Камы в навигацию 2024 года, объем древесины вернулся к прежним значениям – порядка 509,8 тыс. м3.

В течение навигации 2023 г. продолжилась поставка леса в плотах на ОАО «Красный Октябрь», прошлюзовано через Пермский шлюз 23 плота, объем буксировки составил 52,2 тыс. м3. В 2022 г. этот объем составлял 83,4 тыс. м3.

Что касается текущего периода, то, по предварительной информации судовладельцев, объем перевозок грузов планируется на уровне предыдущей навигации.

Обновление флота

Сегодня на балансе Администрации 141 судно, из них 10 нового судостроения: обстановочный т/х «Михаил Громов» проекта 3052; промерный т/х «Василий Аршинов» проекта RDB66.62; промерный т/х «Горизонт» проекта 3330.

В соответствии с программой «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.12.2017, ожидается поступление обстановочного судна проекта 3050.1А для эксплуатации в Нижнекамском районе водных путей и судоходства.

В свою очередь отстой, текущий ремонт и подготовка флота межнавигационного ремонта 2024 года преимущественно производится на ремонтных базах и отстойных пунктах наших филиалов. Объем судоремонта определяется при помощи программного обеспечения для формирования ремонтных ведомостей и расчета смет на судоремонтные работы.

Ввиду большого объема судоремонта на договорных основаниях привлекались сторонние организации, осуществляющие дефектацию и ремонт судов, а также слипование для проведения ремонтов и предъявления подводной части судов РКО. На слипе ПАО «Чкаловская судоверфь» ведется капремонт самоходных шаланд «СШ-29» и «СШ-30». На слипе ООО «Судоремонтно-судостроительный завод» идет ремонт самоходной шаланды «СШ-31». В доке ООО «Дельфин» – ремонт самоходной шаланды «СШ-32». В камере шлюза Пермского района гидросооружений проведен ремонт н/с «НТ-102».

Что сделано собственными силами? В 2023 г. капремонт корпуса несамоходной баржи-площадки «К-2719» проекта Р-146, и весной 2024 г. судно введено в эксплуатацию на Павловском водохранилище. Переоборудование нефтеналивной баржи «НТ-101» проекта Т77 в несамоходную баржу-площадку для перевозки знаков судоходной обстановки. Ввод в эксплуатацию запланирован на июнь-июль 2024 г.

Не забываем и про экологические требования. Например, ежегодно на судах Администрации проводятся замеры выбросов вредных веществ с выпускными газами судовых двигателей при помощи дымомеров марок СМОГ-2 и МЕТА-01МП и газоанализаторов ГИАМ-29м.

В 2023 г. провели работу по изменению района плавания каравану несамоходного землесоса «Аркадий Кардаков», который был направлен в район порта Оля до 188 км Волго-Каспийского морского судоходного канала, где выполнил поставленные задачи и успешно завершил навигацию. И в этом году з/с «Аркадий Кардаков» в составе каравана (д/э «Прибой», т/х «Мотозавозня-5» и н/с «Т-1001») остается на ВКМСК, продолжая обеспечивать безопасность судоходства и увеличение пропускной способности МТК «Север – Юг».

Нарушения обусловлены некачественной подготовкой флота

Валерий Михеев, первый заместитель руководителя – капитан Камского бассейна ВВП

В ходе навигации 2024 года специалисты Администрации работают в режиме максимального обеспечения потребностей судовладельцев и членов экипажей судов при оказании услуг по дипломированию, выдаче УЛМ, регистрации судов.

Так, с начала года выдано 344 диплома и 484 свидетельства на право занятия должности на судах ВВТ, 44 удостоверения личности моряка. Одновременно активно идет работа по заключению договоров на навигационное обслуживание и уже заключено 225 договоров.

Строго, но справедливо

Диспетчерский аппарат обеспечивает регулирование и мониторинг движения судов через 22 береговые УКВ-радиостанции. Особое внимание уделяется движению пассажирского и нефтеналивного флота, а также прохождению судами затруднительных участков пути – подходных каналов судоходных гидротехнических сооружений, района строящихся мостов на реках Каме и Белой.

Инспекторы портового контроля для выполнения своих функций обеспечены судами проекта «Р-376» и тремя легковыми автомобилями. В первую очередь уделяется внимание пассажирским судам, нефтетанкерам, а также работающим на паромных переправах.

В процессе проверок судов и плавобъектов инспекторы контролируют порядок соблюдения требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, обеспечению безопасной эксплуатации флота, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов.

С начала навигации инспекция портового контроля провела 397 проверок, при этом выявлено 918 нарушений обязательных требований и задержано 14 судов. В том числе проверено 47 пассажирских судов, из которых одно задержано в связи с неисправностями в топливной системы.

Как видно из диаграмм, структура нарушений примерно одинаковая и повторяется из навигации в навигацию. Причина одна – некачественная подготовка судов владельцами к навигации.

Рис. 1. Распределение нарушений в начальный период навигации 2024 года

Рис. 2. Распределение нарушений, выявленных при проверках судов в 2023 году

И снова человеческий фактор

К сожалению, начало навигации не обошлось без транспортных происшествий. В бассейне зафиксировано 4 транспортных происшествия – это одна посадка на мель, удар толкаемого состава об устой Пермского ж/д моста через реку Каму, обрыв ЛЭП высокого напряжения воздушного перехода, навал на стоящее у причала судно. Во всех случаях причиной транспортных происшествий стал пресловутый человеческий фактор – невыполнение командным составом судов или береговыми работниками предприятий обязательных требований, а со стороны судоводительского состава слабое знание района плавания.

С июня у нас проводится месячник безопасности движения на реках и каналах. В ходе мероприятий проведены встречи с судовладельческими компаниями, где обращено внимание на квалификацию членов экипажей судов, качество работы экипажа по поддержанию судна в исправном техническом состоянии, уровень организации службы на борту, а также соблюдение нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства, требования охраны труда, пожарную и транспортную безопасность. Владельцам судов предложено провести дополнительный внутренний аудит флота.

Здравый смысл против выгоды

Вопросы по безопасности судоходства и подготовки плавсостава внутреннего плавания также поднимались на Общественном совете Камского бассейна ВВП 11 апреля 2024 г. Тогда же обсуждались пути снижения аварийности и порядок подготовки, подбора и назначения специалистов на суда. Заострено внимание на неукоснительном соблюдении судовладельцами трудового законодательства РФ, выполнение требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства в части профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов ВВТ.

Например, директорами Пермского и Уфимского филиалов ФГБОУ ВО «ВГУВТ» высказана обеспокоенность по поводу невозможности в силу требований п. 5 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России № 87 от 12.03.2018, прохождения квалификационных испытаний и получения документов на право занятия рядовых должностей плавсостава судов внутреннего плавания курсантами, которым не исполнилось 18 лет.

Выполнение этого требования может отрицательно сказаться на наработке курсантами среднего профобразования достаточного стажа плавания для получения первого рабочего диплома.

Также на совете был поднят вопрос о порядке подготовки судоводителей маломерных судов и достаточности их квалификации при управлении баржебуксирными составами паромных переправ, состоящих из маломерного судна – буксировщика и несамоходной баржи, предназначенной для перевозки автотранспорта и пассажиров. Собственники таких составов планируют назначать на командные должности буксировщиков лиц, имеющих подготовку только судоводителя маломерного судна. По мнению участников Общественного совета, здравый смысл по комплектованию экипажей судов должен преобладать перед призрачной финансовой целесообразностью.

Задачи навигации-2024

Обеспечение безопасности судоходства в рамках процедур портового контроля, регистрации судов, проведение квалификационных испытаний членов экипажей судов ВВП.

Предоставление судовладельцам и судоводителям информации в максимально полном объеме при оказании услуг службой регулирования движения судов.

Приложение максимальных усилий по недопущению транспортных происшествий.

В заключение желаю всем безаварийной навигации. Такой, чтобы все запланированные к перевозке грузы добрались до своих получателей, а пассажиры получили только положительные эмоции от путешествий по удивительной красоты рекам России!

Морские вести России №9 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ