Волго-Дон сохраняет приоритеты - Морские вести России

Волго-Дон сохраняет приоритеты

22.11.2023

Речной транспорт

Волго-Дон сохраняет приоритеты

Фото: Землесос «Донской -701»/ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна ВВП»

Приоритетной задачей коллектива ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» является обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружений.

В ведении Администрации 2187,5 км водных путей в Волгоградской, Ростовской, Воронежской, Липецкой областях, Краснодарском крае и Республике Адыгея. Из них 311 км – это магистральные водные пути Единой глубоководной системы европейской части России, в том числе Волго-Донской судоходный канал протяженностью 101 км.

В учреждении эксплуатируется 132 гидротехнических сооружения, межшлюзовая ГЭС, 105 судов технического флота и более 80 объектов энергетического хозяйства и технологической связи.

Крупный тоннаж и слаженность диспетчеров обеспечивают рост грузоперевозок

Александр Глущенко, руководитель ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна ВВП»

Из истории

С введением Волго-Донского судоходного канала в 1952 году в эксплуатацию было завершено создание Единой глубоководной системы европейской части России. Это сделало Москву портом пяти морей: Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного.

Только на канале возведено 96 сложных гидротехнических сооружений, в том числе 13 судоходных шлюзов, 3 насосные станции, 3 плотины, 17 дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения.

Уникальность ВДСК состоит в том, что канал полностью накачной и питание его водой осуществляется из Цимлянского водохранилища с помощью трех каскадно-расположенных насосных станций (каждая производительностью 45 м3/с), подающих воду в водораздельный бьеф на нужды судоходства и орошения. Насосными станциями в 2022 году было перекачано 718,8 млн м3 воды.

Проектная пропускная способность ВДСК составляет 10,9 млн тонн при продолжительности навигации 200 суток.

В 2022 году при фактической длительности навигации 271 сутки по водным путям бассейна прошло 7935 судов флота и перевезено 10 021 тыс. тонн грузов, выполнено 56 899 шлюзований, в том числе по каналу прошло 3439 теплоходов, перевезено 4917 тыс. тонн грузов, выполнено 40 297 шлюзований.

Ежегодно по водным путям Волго-Донского бассейна проходит флот около 200 судоходных компаний.

Более чем 70-летний опыт эксплуатации Волго-Дона показывает, что наибольшие объемы перевозок достигались с 1979 по 1983 год за счет практически равных грузопотоков в обоих направлениях, обеспеченности водных ресурсов Дона и увеличения сроков навигации. В последние годы при грузопотоке 9:1 с Волги на Дон те же показатели достигаются в основном за счет увеличения количества крупнотоннажных судов, увеличения сроков работы гидросооружений и слаженной работы диспетчерского аппарата бассейна.

Реконструкция

Реконструкция объектов канала осуществляется в соответствии с подпрограммой «Морской и речной транспорт» госпрограммы «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2017 г. № 1596.

В ходе реализации комплексного проекта реконструкции объектов канала завершены монтаж двух насосных агрегатов насосной станции № 33, работы по строительству подстанции 110/10 кВ, открытого и закрытого складов, модульного здания хозяйственно-бытового назначения. Продолжаются работы по монтажу третьего насосного агрегата, реконструкции здания механизмов и управления насосной станции № 33, водосброса № 47, кранового оборудования и подкрановых путей, реконструкции боновых заграждений для защиты от плавмусора и др. оборудования, выполнены работы по замене рабочих двустворчатых ворот шлюза № 6 и первой очереди рабочих двустворчатых ворот шлюза № 13, опорно-ходовых частей подъемно-опускных ворот шлюзов № 6 и № 13, реконструкции насосного оборудования для осушения камер шлюзов № 6 и № 13.

За счет собственных средств Администрации разрабатывается проектная документация по реконструкции бассейновой связи. Завершено строительство 1-го пускового комплекса служебного жилья.

Переходящим с 2023 на 2024 год является объект «Реконструкция механического оборудования гидроузлов № 6, № 13, Николаевского гидроузла».

Формируются предложения о включении в госпрограмму объектов:

– оснащение инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности шлюзов № 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 14, 15, 30, 31 и АРЗ-141;

– реконструкция гидроузла № 4, сети бассейновой связи; проектирование и реконструкция гидроузлов № 5, № 6, Волгоградского гидроузла, нижних причальных эстакад гидроузлов № 1, № 4.

Эксплуатация и ремонт гидросооружений

В границах Администрации находятся 132 судоходных гидротехнических сооружения в составе 21 гидроузла. В том числе 22 шлюза (из них 1 шлюз для скоростных судов), 3 насосные станции, 1 межшлюзовая ГЭС, 6 земляных и 3 бетонных водосбросных плотин, 1 судоходная плотина, 15 напорных дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения, 8 водосбросов, 26 судоходных каналов, 2 нерестово-рыбоходных канала и прочие объекты.

Так, для улучшения техсостояния гидросооружений и повышения уровня безопасности в 2022 году закончены строительно-монтажные работы по капремонту электрооборудования 0,4-10 кВ светофорной и сельсинной сигнализации шлюзов № 30 и № 31 и водопроводных галерей шлюзов № 30, № 31 Волгоградского гидроузла РГСиС, антикоррозионного покрытия металлоконструкций рабочих двустворчатых ворот верхней головы шлюза № 14 Цимлянского гидроузла РГСиС.

Также закончена разработка проектной и рабочей документации по объектам: «Капитальный ремонт шлюзов № 5, № 6 ВДСК», «Капитальный ремонт фасадов и кровель зданий и сооружений», «Ансамбль зданий и сооружений ВДСК», «Шлюзы № 2, 7, 8, 11», а также по строительному контролю и авторскому надзору за выполнением строительно-монтажных работ (СМР) по объектам капремонта.

Продолжаются СМР по объекту «Капитальный ремонт водопроводных галерей шлюзов № 30, № 31 Волгоградского гидроузла» и разработка проектной и рабочей документации «Капитальный ремонт фасадов и кровель зданий и сооружений ВДСК. Выявленный объект культурного наследия «Ансамбль сооружений шлюза № 14 – Шлюз № 14 Волго-Донского судоходного канала им. Ленина – Монумент в честь соединения пяти морей. 1950-1952 гг., ск. С.Н. Волков».

Начались работы по капремонту шлюзов № 5, № 6 ВДСК Волжского РГСиС и разработке проектной и рабочей документации «Капремонт железобетонных конструкций водосброса Воронежского гидроузла» Верхне-Донского РВПиС.

На Волгоградском гидроузле проведены работы по ремонту геометрии рымной ниши № 3 нижней камеры правой стенки шлюза № 31, дефектных участков контура уплотнения основных двустворчатых ворот шлюза № 31, оборудования шахт насоса откачки камеры шлюза № 30, наружного хозяйственно-питьевого трубопровода и пьезометров на гидроузле, по замене дверей в электропомещениях шлюзов № 30, № 31, кровли и карниза помещения механизмов верхней головы правого устоя шлюза № 30, внутренней отделки помещения механизмов верхней головы правого устоя шлюза № 31, внутренней отделки помещения механизмов верхней головы правого устоя шлюза № 31, работы по осмотру и ремонту пятового устройства правой и левой створок основных двустворчатых ворот шлюза № 31.

На Волжском РГСиС выполнен ремонт помещений слесарных мастерских шлюза № 2 и шлюза № 8, подхватов и металлоконструкций ПОВ шлюза № 9, отбойных рам, ограждений острых углов, опорных стоек и замковых устройств левой створки ВРВ шлюза № 6, рабочих двустворчатых ворот шлюза № 3, парапетов причальных эстакад и камер шлюзов № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, металлоконструкций верхних ремонтных ворот шлюза № 4, рабочих путей затворов водопроводных галерей шлюзов № 3, № 6, рабочих двустворчатых ворот шлюза № 3, парапетов причальных эстакад и камер шлюзов № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

На Донском склоне выполнен ремонт внутренней отделки ЦПУ шлюза № 13, верхнего облицовочного кольца шахты водовода насосного агрегата № 2 насосной станции № 32, бетона системы гашения ВГ шлюза № 10, элегазовых трансформаторов тока ТГФМ-110 насосной станции № 33 и силовых трансформаторов ТДН 10000/110 и ТМН 10000/110 насосной станции № 31, опознавательных знаков канала № 117, № 119, пьезометров на шлюзе № 10. Выполнены работы по устранению фильтрации воды в осушенной камере шлюза № 10 и замене плит перекрытия кабельного канала и асфальтированию пришлюзовых площадок шлюза № 11.

На гидросооружениях Цимлянского РГСиС выполнен ремонт уплотнительного контура РДВ (вереяльная часть) и опорно-ходовых частей ПОВ шлюза № 15, лестниц спуска в шахты патерны и в камеру судоходного шлюза Николаевского гидроузла, металлической облицовки ниши ремонтного затвора водопроводных галерей ВГ правой стороны шлюза № 14 и бычков ремонтных затворов водопроводных галерей и парапета кривой палы (правая сторона) нижней головы шлюза № 15, антикоррозионного покрытия металлоконструкций монорельса и переходных лестниц водосброса-регулятора Николаевского гидроузла, уплотнительного контура, стрингера правой створки нижних ремонтных ворот основного судоходного шлюза Константиновского гидроузла. Выполнены работы по цементации днищевых шпонок на швах секций IV-V, V-VI, VI-VII шлюза № 15 и замене внутренних (нестандартных) дверей шлюзов    № 14, № 15 и бытовых помещений производственной базы Цимлянского гидроузла.

На гидросооружениях Воронежского гидроузла выполнены работы по частичной замене кабеля 6 кВ и разъединителя 6 кВ, опиловке деревьев, настройке насоса НРМ-250 левого механизма привода ПОВ, ремонт фасада здания НГ ЛУ шлюза и металлоконструкций рабочего затвора № 4 водосбросной плотины и частичный ремонт ВЛ-6 кВ.

Проведена госэкспертиза деклараций безопасности и получены положительные заключения для гидроузлов № 4, № 9 Волжского РГСиС, водораздельного гидроузла Донского РГСиС, шлюза № 14 Цимлянского гидроузла Цимлянского РГСиС.

Проведены регулярные обследования СГТС: в июле – гидроузлов № 2, 3, 5, 6, 8 Волжского РГСиС, Мариновского гидроузла № 11, Ильевского гидроузла Донского РГСиС, Константиновского гидроузла Цимлянского РГСиС, в октябре – Волгоградского гидроузла Волгоградского РГСиС – филиалов ФБУ «Администрация «Волго-Дон».

Межшлюзовая ГЭС выработала объем электроэнергии, существенно превышающий потребность Администрации.

Навигация и гидрография

В 2022 году были обеспечены гарантированные габариты на судоходных водных путях протяженностью 509 км. Водные пути с гарантированными габаритами и освещаемой обстановкой (1-я категория) – 300 км; светоотражательной обстановкой (2-я категория) – 198 км; неосвещаемой обстановкой (3-я категория) – 11 км; без гарантированных габаритов и с неосвещаемой обстановкой (6-я категория) – 27 км; без навигационной обстановки (7-я категория) – 1651,5 км.

Плавучие средства СНО на участке Волгоград – Волгодонск были введены в действие 25 марта, а выведены 1 декабря. Плановый срок действия СНО (252 дня) совпал с фактическим. Береговые СНО действовали 271 день до прохода последнего транзитного судна.

Всего в навигацию выставлялись 852 навигационных знака, из них 390 береговых и 462 плавучих. Производился систематический мониторинг глубин и обеспечение чистоты судового хода. Проведено траление судовых ходов общей площадью 79,02 км2 и русловых промеров 478,0 км (22% от общей протяженности ВВП). Выполнены транзитные дноуглубительные работы в объеме 587,0 тыс. м3.

Судовладельцы вовремя обеспечивались бумажными навигационными пособиями, электронные карты своевременно обновлялись и доводились до судовладельцев через ведомственный картографический фонд. Транспортных происшествий по вине работников пути не случилось.

Технический флот

На балансе Администрации на 01.09.2023 находится 106 судов, из них годны к эксплуатации 97, что равно 91%, в том числе 6 земснарядов, 4 дноочистительных снаряда, 5 плавкранов и 7 мотозавозен.

Ремонт и техобслуживание выполняется в ремонтно-механических мастерских Донского, Верхне-Донского и Кубанского филиалов. В межнавигационный период 2022-2023 гг. отремонтировано 51 судно, из них 6 в объеме среднего ремонта. В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой на 2020-2022 гг., утвержденной Минэкономразвития России ФБУ «Администрация «Волго-Дон» получило два новых судна – несамоходный землесос «Донской-701» производительностью 700 м3/час проекта 4395 класса О 2.0 (лед 10) А и промерное судно «Галс» проекта RDВ 66.62 класса РРР О 2.0 (лед 20) А. С апреля 2023 года «Донской-701» задействован на работах в ВКМСК.

Отмечу, что «Галс» используется на Волго-Донском водном пути для проведения промерных работ и гидрографических изысканий с помощью высокоточного, высокоскоростного автоматизированного промерного комплекса.

Транспортная безопасность

Администрацией заключены договоры на выставление дополнительных постов для обеспечения антитеррористической защиты объектов от актов незаконного вмешательства. Выполнен ремонт системы видеонаблюдения на КСГС «Береславский гидроузел» с оснащением инженерно-техническими средствами.

На пяти объектах проведена сертификация системы и средств видеонаблюдения и видеозаписи. Также регулярно проводится аттестация сотрудников. В результате проводимых мероприятий не допущено ни одного акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Под прессом проверок и требований

Безопасность судоходства всегда будет и должна оставаться приоритетной не только для тех, кто ее контролирует, но и для судовладельцев.

Александр Раков, первый заместитель руководителя – капитан Волго-Донского бассейна ВВП

Думаю, что не ошибусь, если отмечу как отличительную черту в подходе к организации судоходства на Волго-Доне именно глубокое понимание единой задачи – обеспечение безопасных условий судоходства. Отрадно, что присутствие портового контроля, работа под его наблюдением не осложнила деловых, партнерских отношений с судовладельцами. Большинство из них приветствует новую систему контроля судов, поскольку нередко безответственное отношение экипажей к порученному делу наносит ущерб имиджу компаний, приводит к отказу грузоотправителей от сотрудничества.

Незабываемый урок д/э «Булгария»

Теперь, спустя одиннадцать лет после трагических событий с дизель-электроходом «Булгария», можно подвести итоги и оценить работу портового контроля в жизни водного транспорта.

Так, пункт 3 статьи 38.1 КВВТ гласит, что госпортконтроль включает проверку соблюдения на судах и плавобъектах… требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации судов и плавобъектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов…

Признаюсь, не случайно озаглавил статью именно так. Дело в том, что в последнее время частенько стало звучать на разных уровнях, как правило, от людей, порой не представляющих, что такое судно, экипаж и почему «пароход и лом железные, но пароход не тонет», о ненужности портового контроля. Выражение «Под прессом проверок и требований» – это название статьи очень уважаемого мною президента Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александра Михайловича Зайцева, который часто и много говорит о роли контрольно-надзорных органов на ВВТ, о подготовке кадров для флота и предприятий речного транспорта.

Но прежде чем разобрать статью 38.1 КВВТ, обратим внимание на статью 34.1, которая обязывает судовладельцев обеспечить безопасную эксплуатацию судов. Нужно также отметить, что ни один нормативно-распорядительный документ, регламентирующий деятельность речного транспорта, не выпускается без участия АПСРТ и палаты судоходства. И еще напомню, что в начале пути, да и сейчас новая система портового контроля приветствовалась всеми.

Однако вернемся к статье 38.1 КВВТ, которая стала, как говорится, костью в горле для нерадивых судовладельцев. Понятно, что каждое требование ее влечет за собой определенные финансовые затраты, с которыми ох как нелегко расстаться. Основные нарушения, выявленные инспекторами, касаются отсутствия на судах документов профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, предусмотренных статьей 14 КВВТ, которые выдают классификационные общества, Роспотребнадзор и др.

Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 года № 353 предусматривает сокращение проверок контрольными и надзорными органами. Мы, т.е. ГПК, его соблюдаем. Это будет отражено в сравнительной таблице. А судовладельцы? Что с того, что количество проверок уменьшилось, ведь замечания остались. Где ваши лица, ответственные за безопасную эксплуатацию судов? Капитаны-наставники исчезли, а ответственных лиц на судах никто и не видит. Как на недавно проходившей научно-практической конференции по безопасности судоходства выразился коллега из Беломорканала К.В. Тимонин, «теперь функции капитанов-наставников выполняют инспекторы ГПК, проводя профилактическую работу при посещении судов».

На примере работы инспекции ГПК Волго-Дона посмотрим результаты за период с 1 января по 30 сентября 2014 (наиболее показательного) и 2023 гг.

Количество проверок уменьшилось на 73%. Количество выявленных нарушений составило уменьшение на 121,8%. Количество замечаний на одну проверку: 2023 г. – 2.8; 2014 г. – 3.6, что составило уменьшение на 28,6%.

Что, глядя на эти цифры, у кого-то появится желание снова сказать, что работа портового контроля не дает результатов?! По сути, это показатель того, сколько аварийных ситуаций предотвратили инспекторы ГПК, а судовладельцы хоть и не довольны, но исполняют их законные требования. Результаты проверок пассажирских судов остаются на одном уровне. Но если раньше это были замечания на больших судах, то теперь на маломерных, участвующих в коммерческой деятельности.

Уже, казалось бы, поотменяли все, что возможно, – наличие района плавания в дипломах, лоцманскую проводку судов, а с морскими дипломами при наличии справки о прохождении проверки знаний Правил плавания по ВВП можно работать в любом районе ВВП. Так ведь нет. Судовладельцам нужно отменить и свидетельство о минимальном составе членов экипажей судов, которое хоть как-то, но заставляет их укомплектовывать квалифицированными кадрами, коих на судах становится все меньше и меньше. Порой судоводитель даже не представляет не только, в каком бассейне они работают, но даже место, где сейчас идут, не указывая название переката или населенного пункта, а просто километраж по электронной карте.

Словом, уважаемые владельцы судов и портов, не сетуйте на множество контрольно-надзорных органов, а пристальнее посмотрите и переосмыслите свое отношение на сложившуюся обстановку и свои действия в части содержания своих судов, соответствия их требованиям нормативных документов. И еще не могу не сказать – не там «врагов» ищите.

Законодательством определена ответственность за нарушения, а также определены лица, которые отвечают за их устранение. Во исполнение этого капитаном бассейна и инспекторами ГПК составляются протоколы об административных правонарушениях. Всего с начала 2023 года составлено и направлено в Ространснадзор 7 протоколов. А 27 сентября 2023 г. задание по осмотру судов выполнено на 100%.

Диспетчерское регулирование и его значение

Если уж говорить о безопасности судоходства в целом, то нельзя не сказать о диспетчерском регулировании и его не последнем по значимости месте. Основная цель диспетчерского регулирования в бассейне – это обеспечение безопасного пропуска судов через шлюзы и ВВП, перехода через Цимлянское водохранилище, пропуска негабаритных составов.

Особых изменений в деятельности этой службы нет. Налажено взаимодействие по информационному обмену и регулированию движения судов между диспетчерскими службами Волго-Донского, Волжского и Азово-Донского бассейнов, капитанами морских портов Азов и Ростов-на-Дону. Временно задержанные суда и суда, которым выставлены коды «до выхода в рейс», без информации инспекторов об устранении замечаний не получат разрешение диспетчера на продолжение рейса.

Относительно регистрации судов принято 105 заявлений. Выдано 100 свидетельств о праве собственности и праве плавания под флагом РФ. Выдано 1019 выписок и справок из судового реестра.

Х    Х    Х

В заключение хочу выразить надежду на то, что при разработке новых нормативных документов по безопасности судоходства вернутся аттестация исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства (диспетчеры, лоцманы, капитаны-наставники); аттестация ответственных за систему управления безопасностью (СУБ). Для работы на ВВП для членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания вместо справки о проверке знаний правил плавания нужен будет все-таки диплом, а также вернут проверку знаний районов плавания.

Но это мое мнение, которое, прямо скажу, поддерживается не всеми коллегами. А вы как думаете?

Фото. Инспекция ГПК (слева направо): старший инспектор В.М. Безденежных, инспектор Ф.А. Кутыгин, замначальника отдела А.В. Понеделко, начальник отдела С.В. Комаров, замруководителя – капитан Волго-Донского бассейна ВВП А.В. Раков, инспектор Г.Н. Назаренко, инспектор Э.Н. Рыжков

Морские вести России №14 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ