Канал имени Москвы как важное звено столичного транспортного узла - Морские вести России

Канал имени Москвы как важное звено столичного транспортного узла

08.11.2023

Речной транспорт

Канал имени Москвы как важное звено столичного транспортного узла

Фото: Шлюз №3 (г. Яхрома)/ФГБУ «Канал имени Москвы»

Среди уникальных системообразующих предприятий водного транспорта свое место занимает и ФГБУ «Канал имени Москвы». Именно благодаря ему, уже почти 90 лет как соединившему Москву с Волгой, столица России стала портом пяти морей, крупнейшим мультимодальным транспортным узлом страны. А в каждой квартире, доме, районе Москвы бегущая из крана волжская вода – это круглосуточная работа тружеников канала, высокая мера ответственности специалистов и управленцев. В качестве крупнейшего транспортного и водного хозяйственного комплекса канал выполняет функции управления на внутренних водных путях 13 субъектов Центральной России, имея на балансе 234 гидротехнических сооружения и 3840 км водных путей.

 

Ответственный труд путейцев гарантирует габариты

 

Олег Шахмарданов, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы»

 

Силы и средства навигации

 

Основные судоходные трассы проходят по Рыбинскому водохранилищу, р. Волге от г. Твери до н.п. Хопылево, каналу имени Москвы, р. Москве и р. Оке от г. Калуги до входа в канал Сейма. Общая протяженность ВВП Московского бассейна в навигацию 2023 года 3840 км, из них с гарантированными габаритами 2116,5 км.

Протяженность ВВП с освещаемой обстановкой 1215,8 км, с отражательной – 718,7 км, с неосвещаемой – 182,0 км, без средств навигационной обстановки – 1496,5 км, без категории – 227,0 км

В навигацию 2023 года для создания условий безопасного судоходства на ВВП Московского бассейна было задействовано 3518 знаков навигационного ограждения, в том числе 2116 плавучих и 1402 береговых навигационных.

Для проведения транзитных дноуглубительных работ в навигацию задействовано 12 земснарядов общей производительностью 5,2 тыс. куб. м/ч. Объем транзитных дноуглубительных работ на отчетную дату 01.09.2023 – 2,7 млн куб. м грунта.

На обслуживании водных путей занято 28 обстановочных бригад. Площадь траления на участках водных путей составила около 316,5 кв. км. Для выполнения дноочистительных и берегоочистительных работ (очистка судовых ходов и прилегающей береговой полосы от посторонних предметов и подмытых деревьев) привлечено 12 дноочистительных судов, удалено 2,1 тыс. тонн препятствий.

Для обеспечения путевых работ плановыми материалами задействовано 6 русловых изыскательских партий (РИП), выполнено 337 съемок, в том числе первичных – 260, повторных – 39, контрольных – 38. Филиалы выполняют путевые работы в соответствии с утвержденными оперативными планами для обеспечения безопасности судоходства и поддержания гарантированных габаритов судовых ходов в бассейне.

Активно продолжается замена устаревших металлических плавучих знаков на новые из полимерных материалов. В текущую навигацию канал эксплуатирует 435 таких знаков 3, 4, 5 и 6-го типоразмеров. В 2023 году было закуплено 85 полимерных буев.

 

Качественные параметры улучшены

 

По сравнению с предыдущей навигацией в 2023 году проведено улучшение качественных параметров участков ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов. Так, на 36 км р. Оки от н.п. Щурово до 886 км осуществлен перевод из 3-й категории в 1-ю, на 54 км р. Оки от г/у Кузьминск до Рязани из 2-й категории в 1-ю и на 95 км р. Оки от 1051 км до г. Алексина из 3-й категории во 2-ю.

Также увеличены гарантированные глубины на участках общей протяженностью 38 км, р. Оки от н.п. Щурово до 886 км протяженностью 36 км на 0,7 м, с 1,0 м до 1,7 м и на участке р. Трубеж протяженностью 2 км, с 1,0 м до 1,2 м.

В межнавигационный период 2022-2023 гг. специалистами разработан комплекс мер, направленный на обеспечение в навигацию 2023 года транспортировки грузов Калужского турбинного завода по участку р. Оки от г. Калуги до н.п. Щурово.

 

Технический флот

 

В оперативном управлении учреждения находится 195 судов (без учета мотолодок), в том числе 14 земснарядов мощностью 11,4 тыс. л.с. суммарной производительностью 5,6 тыс. куб. м/ч; 120 самоходных судов мощностью 24,9 тыс. л.с., а также 61 судно прочего флота. На холодном отстое 2 судна, на списании – 4, списано – 7.

В основном флот формируют многочерпаковые земснаряды и землесосы, дноочистительные краны, мотозавозни, самоходные и несамоходные шаланды, брандвахты, нефтеналивные суда, буксиры, обстановочные, изыскательские, служебно-разъездные и экологические суда, водолазные боты, а также самоходный кран КПЛ-351 грузоподъемностью 350 тонн.

 

Эксплуатация инфраструктуры ВВП

 

В части эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений по состоянию на начало сентября произведено порядка 32 894 шлюзований. Всего же через шлюзы за указанный период было пропущено 65 205 судов.

Кроме того, с начала навигации перевезено около 17 147,8 тыс. тонн грузов, изменение по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составляет 8,7%.

При этом перевозки пассажиров достигли 1993,6 тыс. человек.

 

Задачи 2024 года

 

Уже сегодня предварительно планируем проведение комплекса путевых работ для обеспечения и поддержания гарантированных габаритов судовых ходов. Так, предстоит провести дноуглубление, выбрав 3,8 млн куб. м грунта, очистить дно рек и каналов, удалив 3 тыс. тонн препятствий, провести траление 500 кв. км водных путей.

Для обеспечения безопасности судоходства на водных путях будет задействовано ориентировочно 3,5 тыс. знаков, из них 2 тыс. плавучих и 1,5 тыс. береговых.

Для улучшения организации и качества разработки лимитирующих перекатов в навигацию 2024 г. планируется продолжить дноуглубительные работы по улучшению судоходных условий и разработке лимитирующих перекатов до наступления межени.

Кроме того, ФГБУ «Канал имени Москвы» планирует продолжить опытную эксплуатацию новых разработок навигационных фонарей и фонарей с системой мониторинга.

 

Совершенствование инфраструктуры и новые туристические маршруты

 

Владимир Штурмин, первый заместитель руководителя – капитан Московского бассейна ВВП

 

Уже не первый год в Москве отдается приоритет пассажирским перевозкам. До сих пор в распоряжении операторов остается более 100 теплоходов типа «Москва», построенных еще в советский период Московским судостроительным заводом, и они пока «ни морально, ни технически» не устарели и не выработали свой ресурс. И сегодня их не только достаточно, но можно говорить даже о некотором избытке на рынке перевозок пассажиров в городе.

Всего же в Московском бассейне ВВП зарегистрировано 243 пассажирских судна средним возрастом около 40 лет.

 

Флот повышенного внимания

 

Приоритетом дальнейшего развития пассажирских перевозок в Москве остается необходимость усовершенствования инфраструктуры водной магистрали: причалов, станций обслуживания для пассажирского и частного маломерного флота, а также разработка новых туристических маршрутов.

В регионе 80% пассажирских перевозок приходится на экскурсионно-прогулочные маршруты. Доля транспортных, то есть регулярных перевозок составляет около 4,8%. Туристические маршруты (круизы) занимают приблизительно 15,2% в 2023 г. (по состоянию на начало сентября).

Общий пассажиропоток на это время по сравнению с аналогичным периодом 2022 года увеличился на 5% с 1 898 789 чел. до 1 993 653 чел. Туристский пассажиропоток вырос на 2,8% с 294 355 чел. в 2022 г. до 302 737 чел. в 2023 г., экскурсионно-прогулочный – на 5,4% с 1 512 274 чел. в 2022 г. до 1 594 273 чел. в 2023 г., а транспортный – на 4,9% с 92 160 чел. в 2022 г. до 96 643 чел. в 2023 г.

Для удобства пассажиров в столице установлены четыре основные маршрутные зоны – северный и южный склоны Москвы-реки, Серебряный Бор и Центральный бьеф.

Москва является одним из крупнейших мегаполисов и туристических центров мира. Это обуславливает постоянное присутствие в бассейне большого количества круизных и экскурсионных судов. А 20 июня в столице вообще появился новый круглогодичный общественный транспорт – электрический речной трамвайчик. В тот день на Северном речном вокзале президент В. Путин вместе с мэром Москвы С. Собяниным приняли участие в церемонии запуска первого столичного электрического судна.

Запуск этих судов – уникальный проект не только для России, он является одним из самых инновационных в мире. И отрадно, что основные элементы таких судов, в том числе двигатель, российского производства.

Более того, ожидается, что вскоре в столице появятся: 21 построенное по российским технологиям высокоэкологичное судно на принципах электродвижения, 23 плавпричала с четырьмя береговыми зарядными станциями; 2 пункта техобслуживания флота с возможностью подзарядки.

Отсюда и повышенное внимание к проверкам пассажирского флота. Всего же из общего количества проверок судов в бассейне на долю пассажирских приходится 40%.

 

Нарушение влечет наказание

 

Отдел портового контроля и дипломирования входит в структуру канала и состоит из 7 территориальных инспекций: Рыбинской, Тверской, Муромской, Рязанской, Серпуховской, Тушинской и Московской. Следует пояснить, что при выборе места расположения и определения численности инспекций учитывались интенсивность работы флота на участках движения в бассейне, классы и типы судов, возможности исключения непроизводственных простоев судов при осмотрах, наличие причалов, рейдов, якорных стоянок, административных зданий для размещения инспекторов.

Штатная численность инспекторского состава 23 человека. В период текущей навигации работают 20 инспекторов. Все прошли обучение на курсах подготовки в ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, а также дополнительные курсы переподготовки в ФГБОУ ВО ВГУВТ.

Все инспекции бассейна ВВП обеспечены современными техническими средствами. Так, инспекторы имеют средства фото- и видеофиксации, переносные компьютеры с возможностью выхода в интернет, а также персональные коды доступа в информационную систему инспектирования речных судов. Для передвижения по бассейну используется водный и автомобильный транспорт ФГБУ «Канал имени Москвы».

Хотелось бы акцентировать, что если в регионе имеется достаточное количество специалистов с уровнем квалификации, удовлетворяющим требованиям к инспекторам ГПК, то в столице желающих работать инспекторами не наблюдается. В первую очередь это связано с высокими требованиями к претендентам на должность инспектора и сравнительно невысоким уровнем оплаты труда.

Тем не менее с начала года инспекторами портконтроля проведено 890 инспекций судов (2022 год – 870). Количество инспекций с замечаниями составило 835 (2022 год – 832). Было выявлено нарушений обязательных требований – 2071 (2022 год – 2278), временно задержано 63 судна (2022 год – 49).

Среди основных причин задержаний судов – отсутствие или окончание срока действия судовых документов, предусмотренных статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, неудовлетворительное состояние противопожарного, аварийно-спасательного и навигационного оборудования, главных и вспомогательных двигателей и механизмов, несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей судов занимаемым должностям, а также приостановление действия документов РКО из-за эксплуатации судов в неудовлетворительном техническом состоянии.

По выявленным в ходе проверок флота нарушениям обязательных требований за истекший период 2023 года в Центральное УГРН Ространснадзора представлено на рассмотрение 83 материала с признаками состава административных правонарушений.

По этим фактам капитаном бассейна составлено 52 протокола об административных правонарушениях. В том числе кроме денежных штрафов вынесено три наказания в виде административного предупреждения.

В части взаимодействия с Центральным УГРН Ространснадзора можно отметить, что информационная система ГПК позволяет обеспечивать доступ для обмена информацией между нашими инспекциями. Например, результаты наших осмотров судов доступны для коллег из Ространснадзора.

Кроме процедур контроля инспекторский состав ГПК работает непосредственно с капитанами, членами экипажей судов и судовладельцами по выявлению проблемных ситуаций в судоходстве на ВВП бассейна. В связи с тем, что инспекции ГПК не наделены функциями патрулирования, работа по выявлению нарушений обязательных требований транзитным флотом во время движения осуществляется в тесном сотрудничестве с экипажами путейских судов и диспетчерской службой ФГБУ «Канал имени Москвы».

 

Безопасность судна в руках экипажа

 

Конечно же, система управления безопасностью (СУБ) разрабатывалась и внедрялась с целью повышения уровня безопасности судоходства на ВВП с расчетом и на дисциплинированность экипажа, и на должностную ответственность капитана, и на личную заинтересованность владельца судна сохранить его и работать без нареканий.

Однако с сожалением следует отметить, что анализ результатов проверок судов в бассейне позволяет говорить о негативном влиянии пресловутого человеческого фактора во всем его негативном многообразии, в результате чего и происходит 80% задержаний судов. Это отсутствие на борту судовых документов, непредъявление в установленные сроки флота для ежегодного освидетельствования органом по классификации и освидетельствованию судов, что является нарушением эксплуатационных процедур, а просроченная дата освидетельствования судна еще и прямое несоответствие СУБ.

Напомню, что изменения и дополнения, внесенные 10 августа 2016 года в постановление Правительства РФ № 193 от 06.03.2012 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» в части включения в лицензионные требования при выполнении работ по перевозке пассажиров наличия для каждого судна (за исключением маломерного) судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного статьей 34.1 КВВТ РФ, обязали всех судовладельцев к выполнению этих требований. Ведь наказание за несоблюдение лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на судовладельцев от 100 тыс. рублей до административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

 

Дипломирование и регистрация судов

 

Основная задача отдела портового контроля и дипломирования в том, чтобы совместно с Центральным УГРН Ространснадзора и ассоциациями судовладельцев привести эксплуатацию флота в соответствие с требованиями КВВТ РФ, Техрегламента о безопасности объектов ВВП и тем самым повысить качественный уровень безопасности судоходства в бассейне.

При проведении испытаний по дипломированию членов экипажей судов внутреннего плавания квалификационная комиссия ФГБУ «Канал имени Москвы» уделяет особое внимание безопасности судоходства, а также знаниям кандидатами основных регламентирующих документов. После прохождения испытаний документы выдаются в течение трех рабочих дней.

Так, на 31.08.2023 отделом проведено 68 заседаний квалификационной комиссии; принято 784 заявления от граждан на получение документов; отказано в допуске к испытаниям 3 заявителям, а из-за неудовлетворительных знаний – 13; выдано 737 квалификационных документов.

Касательно регистрации судов и оформления удостоверений личности моряка на 31.08.2023 зарегистрированы вещные права на 64 судна; внесено 76 изменений в судовой реестр; зарегистрировано 70 обременений (ограничений) прав на судно; погашено 56 обременений (ограничений) прав на судно.

Кроме того, выдано 95 свидетельств о праве собственности на судно, 90 свидетельств о праве плавания под флагом России; 11 судовых билетов маломерных коммерческих, прогулочных и спортивных парусных судов; 332 выписки из судового реестра России, по запросам налоговых, судебных, правоохранительных органов и прокуратуры, в которых предоставляются сведения по судам и судовладельцам; 97 свидетельств о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов.

Также поставлено на учет 22 объекта в реестр плавобъектов; выдано 22 выписки из реестра плавучих объектов; исключено из судового реестра России 38 судов; выдано свидетельств об исключении из реестра 38 судов; зарегистрировано 1257 судовых и машинных журналов в журнале регистрации.

Данные о зарегистрированных и снятых с регистрации судах и судовладельцах отправляются в налоговый орган. Передано 245 сведений.

Отделом оформлено 267 удостоверений личности моряка (УЛМ) и выдано 130 мореходных книжек.

Остается добавить, что сотрудники подразделений ФГБУ «Канал имени Москвы» совместно со службами регулирования движения судов, обеспечения безопасности судоходства, пути и флота и другими специалистами прикладывают много усилий для обеспечения безаварийного судоходства в Московском бассейне ВВП.

 

Морские вести России №13 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ