В новом составе и с новыми силами - Морские вести России

В новом составе и с новыми силами

25.10.2023

Речной транспорт

В новом составе и с новыми силами

Фото: Открытие навигации 2023 года в Барнаульском районе водных путей и судоходства/ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»

Прошло 4 месяца с начала навигации в Обь-Иртышском бассейне, которая впервые проходит в объединенном составе: после реорганизации к ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» присоединилось ФБУ «Администрация Обского БВП». В результате протяженность Обь-Иртышского бассейна увеличилась до 21 747 километров, а в составе Администрации работает 9 филиалов: Омский, Сургутский, Тобольский, Колпашевский, Томский и Барнаульский районы водных путей и судоходства, Ханты-Мансийское и Ямало-Ненецкое окружные управления водных путей и судоходства и Новосибирский район водных путей, гидросооружений и судоходства.

 

Ремонт и обновление флота

 

Роман Чесноков, руководитель ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»

Сегодня на балансе учреждения 389 судов, и почти все из них задействованы в текущую навигацию. Это дноуглубительный флот, теплоходы, мотозавозни, самоходные и несамоходные шаланды, баржи-буевницы, нефтеналивные суда. Часть судов выведена из эксплуатации на капитальный ремонт, во время которого на них будет проведен комплекс восстановительных работ различного оборудования.

Так, например, на теплоходе «Чайка» (проект 391) идет замена обшивки корпуса, ремонтируются ДРК, будут заменены главный двигатель, котел отопления, дизель-генератор, отремонтируем и вспомогательное оборудование и системы, а также электрооборудование, меняются иллюминаторы, двери, мебель, обустраиваются внутренние помещения, палубные механизмы.

На капитальный ремонт в этом году будут поставлены теплоходы «Василий Шелепов» (проект Р-14), «Морянка» (проект 391А), «Ласточка» (проект 391Б), «Перевал» (проект Р-121), «Свиязь» (проект 3050), «Чомга» (проект Р-96), «Дельта» (проект 912А), «Анатолий Байданов» (проект 758Б) и другие.

Вместе с тем в текущем году в учреждение поступят два новых землесоса проекта 4395 от ПАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация», что в Городце Нижегородской области, в соответствии с госконтрактом на строительство несамоходных землесосов проекта 4395 класса РКО «О 2,0 (лед 10) А» производительностью 700 м3/час.

Новые землесосы могут разрабатывать песчаные, илистые и песчано-гравийные грунты и удалять грунт. К месту укладки разработанный грунт может перемещаться как по плавучему грунтопроводу, так и при помощи грунтоотвозных шаланд. Это позволяет использовать данный тип землесоса на проведении различных видов дноуглубительных работ.

 

В условиях низкой водности

 

Навигация 2023 года для путейцев Обь-Иртышского бассейна выдалась непростой. Причина тому – низкая водность рек. Синоптики еще весной прогнозировали, что водность рек бассейна будет в среднем на 0,3-1,1 метра ниже нормы. Главные реки бассейна – Обь и Иртыш – «показали» водность на 5 и более процентов ниже нормы.

Большой пласт работы в этом году у нашего отдела картографии и изыскательских работ. На 2023 год запланировано отредактировать более трети от всех ячеек электронных навигационных карт. Это 351 ячейка ЭНК на 7815 км водных путей, или более 30% от всех существующих ячеек бассейна.

Напомню, всего в бассейне 1099 ячеек ЭНК, и впервые работа по их корректуре была начата 5 лет назад. Для того чтобы внести корректуру и обновить электронные навигационные карты, картографы получают сведения от специалистов русловых изыскательских партий из филиалов. Разумеется, работа по корректировке ячеек карт специалистами ведется ежегодно. В настоящее время, например, покрыты электронными навигационными картами 19 262 км, или 88% от общей протяженности путей бассейна.

 

Судам подсветили путь

 

В данный момент навигация в полном разгаре. Дноуглубительный флот только на транзите разработал более 4 млн кубометров грунта, что на 15% превышает плановые показатели на отчетную дату, перевезли более 9 млн тонн различных народно-хозяйственных грузов, к месту назначения доставлено около полутора миллионов пассажиров.

С 1 августа на всем протяжении ВВП бассейна освещаются средства навигационного оборудования. Всего в рамках работы по освещению судоходной обстановки освещаются 3725 навигационных знаков. Для качественного освещения навигационной обстановки во всех филиалах взят курс на обновление оборудования.

Так, в текущем году в целом Администрацией было приобретено 1093 новых навигационных фонаря. Светосигнальное оборудование начали поставлять в филиалы еще в марте, чтобы к началу действия освещаемой обстановки на всех реках флот мог беспрепятственно работать и в темное время суток. На большинстве участков водных путей бассейна стоят фонари «БЭПА», которые отличаются долговечностью службы и простотой в обслуживании. На навигацию 2024 года также запланировано приобретение новых фонарей и другого оборудования.

 

Временных задержаний судов стало больше

 

Игорь Суслов, и.о. первого заместителя руководителя – капитан Обь-Иртышского бассейна ВВП

Сразу после открытия навигации в бассейне прошли инспекторские осмотры водных путей и судов.

Начальники Новосибирского РВПГиС, Томского, Колпашевского, Сургутского, Тобольского и Омского районов водных путей и судоходства, а также Ханты-Мансийского окружного управления водных путей и судоходства совместно со специалистами в ходе осмотра проверяли работу средств навигационного оборудования: соответствуют ли они всем необходимым требованиям безопасности, ГОСТам и правилам.

По результатам осмотра каждый экипаж получил оценку качества содержания СНО и теплохода, капитанам даны рекомендации по улучшению условий труда и повышению безопасности судоходства в части содержания судовых ходов.

Кроме того, прошли инспекторские осмотры флота с участием инспекторов государственного портового контроля, во время которых обращали внимание на качество технического содержания судов, бытовые условия работы, укомплектованность экипажей, их готовность к обеспечению живучести теплоходов, наличие аварийного и спасательного инвентаря, материалов, оборудования, а также комплектность и работоспособность противопожарного оборудования и снабжения.

В текущем году инспекторами госпортконтроля бассейна было задержано на треть больше судов, чем за аналогичный период прошлого года. Проверки судов начались в третьей декаде апреля.

С тех пор было проведено 2099 проверок и выявлено более трех тысяч нарушений. Как поясняют в инспекции ГПК, количественное соотношение проведенных проверок и выявленных нарушений год от года практически не меняется.

При этом в нынешнем году отмечается существенное увеличение числа временных задержаний судов. Превышение показателя 2023 года над прошлым составляет около 33%. Среди выявленных нарушений инспекторы чаще всего отмечают отсутствие годных документов РКО, а также судовых санитарных свидетельств, неукомплектованность сигнальными средствами. Добавлю, что проверки судов инспекторами ГПК будут продолжены вплоть до окончания навигации.

Важная часть работы – выдача квалификационных документов. За первое полугодие текущего года в квалификационную комиссию за получением документов обратились 1735 человек. Большая часть из них – 1015 человек – представители командного состава и 689 – рядового. При этом 31 человек обратился для проверки знаний правил плавания судов по внутренним водным путям РФ.

Проведено 122 заседания квалификационной комиссии, на которых рассмотрено 1769 дипломных дел. Всего квалификационные испытания прошли 1228 человек, 456 из них командного состава, 740 – рядового.

Знания правил плавания судов по внутренним водным путям проверяли
32 человека.138 человек обратились для того, чтобы получить удостоверения личности моряка.

 

Морские вести России №12 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ