Нужно наращивать и обновлять речной флот - Морские вести России

Нужно наращивать и обновлять речной флот

06.09.2023

Речной транспорт

На Северном речном вокале Москвы президент провел совещание по развитию речного судоходства

 

Фото: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Предыдущее в формате Госсовета по этой теме было в 2016 году и обозначило не только наличие крупных проблем, но и надежды на их решение. За это время что-то удалось выполнить из тех решений, а что-то и нет. За семь лет был принят ряд доктрин, стратегий, программ, а что же в сухом остатке на сегодня? Какова ситуация, что делать и как поднять речку на должный уровень, сделав ее равной другим видам транспорта по вниманию и заботам со стороны властей, помочь найти свое место в транспортном балансе страны?

 

И москвичи, и гости столицы отмечают преображающее столицу на глазах развитие системы городского общественного транспорта. Вот и президент В. Путин, открывая совещание, отметил отреставрированный Северный речной вокзал, который вернул статус крупного транспортно-туристического узла не только столицы, но и России. Приводя в пример Москву, он указал, что в городе сформирован единый комплекс, в котором все виды транспорта взаимоувязаны и дополняют друг друга.

– Сегодня по Москве-реке запускаются регулярные рейсы речного транспорта: они будут встроены в общую сеть городских маршрутов, причем здесь будут задействованы электрические суда отечественного производства с высокими экологическими стандартами, – сказал президент. – Сейчас мы познакомились с одним таким экземпляром: все просто, конструктивно, приятно сделано, видовые окна, думаю, что все, кто будет пользоваться, получат удовольствие от такого транспорта, – добавил президент.

Глава государства напомнил участникам совещания, что реки играют огромную роль в пассажирских и грузовых перевозках, в гидроэнергетике, в сельском хозяйстве, в обеспечении работы жилищно-коммунального комплекса. А совершенствование воднотранспортной системы во многом влияет на общий экономический рост в стране, развитие промышленности, туризма, других отраслей в регионах. Это и весомый вклад в наращивание транзитного потенциала. Словом, возможностей здесь открывается много – нужно их грамотно и рачительно использовать.

 

Системный вопрос

 

Выделяя содержание внутренних водных путей и строительство судоходных гидротехнических сооружений как системный вопрос, он указал на наличие лимитирующих участков, узких мест, которые ограничивают навигацию и снижают пропускную способность водных путей.

– Поэтому важно обеспечить гарантированные глубины для движения судов, прежде всего по самым востребованным маршрутам, что позволит нарастить темпы развития судоходства, даст возможность расширить маршруты перевозки пассажиров и транспортировки грузов, – акцентировал В. Путин.

Глава государства не скрыл, что видит развитие водного пассажирского транспорта как ключевую задачу. Он уверен, что необходимо наращивать его использование и не только для перевозок между регионами, но и между соседними населенными пунктами, и внутри городов. Здесь президент отметил опыт Москвы, других субъектов Федерации, где водный транспорт уже встроен в систему внутригородских перевозок.

В. Путин предложил обсудить вопрос формирования маршрутной сети пассажирских перевозок по Единой глубоководной системе европейской части России на период до 2035 года для четкого понимания географии развития инфраструктуры и масштабов привлечения флота.

Он также уверен, что для увеличения пассажирских и грузовых перевозок нужно обновлять и наращивать речной флот. И для этого есть перспективный план строительства гражданских судов на период до 2035 года, где предусматривается создание порядка тысячи судов, в том числе для речных перевозок.

Президент напомнил, что в текущем году для достижения целей этого плана принято решение о финансировании строительства 260 судов на период 2023-2027 годов с использованием средств Фонда национального благосостояния. И предложил подумать над расширением программы как по числу судов, так и по объемам финансирования. «Прошу правительство определить конкретные параметры с акцентом на суда для пассажирских перевозок. Увеличение этого флота позволит сделать путешествия и поездки водным транспортом более доступными и комфортными», – заявил В. Путин.

 

Пока нереализованный потенциал

 

Глава Минтранса России Виталий Савельев доложил об устранении лимитирующих участков на внутренних водных путях (ВВП), модернизации инфраструктуры и обновлении флота.

Так, проект реконструкции Городецкого гидроузла реализуется в двух пусковых комплексах. Первый – со строительством камеры шлюза 15А и реконструкцией шлюзов 15 и 16 и проведением дноуглубительных работ на наиболее мелководных участках судоходного канала. Срок реализации – конец 2024 года. За счет комплекса пропускная способность гидроузла вырастет с 3,6 млн до 10,8 млн тонн.

Второй пусковой комплекс – с реконструкцией дамбы и выполнением остатка дноуглубительных работ на судовом ходу. Срок реализации – 2026 год, пропускная способность будет увеличена до 20 млн тонн. Финансирование будет осуществлено в рамках средств федбюджета, предусмотренных министерству.

Министр обратил внимание, что ввод в эксплуатацию Багаевского гидроузла на Дону осуществляется также в два этапа. На первом в 2024 году завершается строительство основных сооружений Багаевского гидроузла, обеспечивающих необходимую глубину для прохода судов с осадкой 3,6 метра при последующей организации одностороннего движения на отдельных участках и работе одной камеры Кочетовского гидроузла. Реализация этапа увеличит пропускную способность Нижнего Дона с 8,6 млн до 27,6 млн тонн.

На втором этапе, до конца 2025 года, достраиваются сооружения и проводятся необходимые дноуглубительные работы с полным вводом в эксплуатацию всех объектов. Средства на строительство Багаевского гидроузла предусмотрены в федбюджете.

– Строительство Багаевского гидроузла и дополнительной камеры Городецкого гидроузла обеспечит значительный рост пропускной способности внутренних водных путей, – подчеркнул министр.

Тем не менее добавил, что для обеспечения содержания вновь построенных гидротехнических сооружений дополнительно к установленным нормативам «целесообразно, на наш взгляд, введение платы за проход судов на участках водных путей, где после реализации крупных инфраструктурных проектов обеспечено значительное улучшение условий судоходства, при условии целевого использования полученных средств на содержание указанных сооружений».

Еще одним узким местом на Единой глубоководной системе является участок Нижнекамского водохранилища от Воткинского гидроузла до Сарапула протяженностью 68 километров с гарантированной глубиной судового хода 3,3 метра. При этом гарантированная глубина на сопряженных участках Единой глубоководной системы составляет 4 метра. В связи с недостатком глубины потери грузопотоков на данном направлении составляют порядка 4 млн тонн за навигацию. При подъеме уровня воды грузопоток составит 8 млн тонн.

– Прошу Вашего поручения Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и субъектами Федерации определиться по мероприятиям и объемам финансирования в целях подъема уровня Нижнекамского водохранилища до отметки 64,4 метра Балтийской системы высот для достижения гарантированной глубины прохода судов осадкой 3,6 метра, – обратился к президенту В. Савельев.

Гидротехнические сооружения и судовой ход требуют непрерывных затрат на содержание: поддержание в рабочем состоянии, проведение ремонтных и восстановительных работ.

Министр напомнил, что Правительство РФ 2 декабря 2014 года утвердило нормативы финансовых затрат на содержание ВВП по категориям и судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) за счет средств федбюджета. Однако полное нормативное финансирование не обеспечивается долгие годы.

В 2023 году данный показатель составляет 82% от нормативной потребности. Дефицит средств федбюджета на содержание ВВП и судоходных гидротехсооружений на период с 2024 по 2026 год составляет 30,9 млрд рублей.

– При нормативном содержании в полном объеме до 2035 года мы можем устранить протяженность лимитирующих участков на более чем 10 300 километров, увеличить пропускную способность почти на 9,5 млн тонн, обеспечить гарантированные глубины, в том числе для прохода судов с осадкой 3,6 метра ЕГС, – заявил В. Савельев.

Он также сообщил, что в настоящий момент Минтранс проводит работу по уточнению нормативов содержания ВВП по бассейнам в целях приоритизации наиболее востребованных участков.

Министр уточнил, что на ВВП эксплуатируется 741 ГТС, имеющее комплексное назначение. Однако в соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2025 года льготы по налогу на имущество в отношении СГТС прекращают свое действие, что увеличит нагрузку федбюджета на их содержание в объеме до 3 млрд рублей в год. Данные расходы не учтены в нормативах финзатрат на содержание ВВП и судоходных гидротехнических сооружений.

Министр обратился к президенту с просьбой поручения о сохранении в Налоговом кодексе РФ с 2025 года существующего режима расчета для судоходных гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности.

Глава Минтранса также сообщил о поиске источников финансирования для плана реконструкции гидротехнических сооружений ФГБУ «Канал имени Москвы». В настоящее время в Московском бассейне функционируют 238 судоходных гидротехнических сооружений. Они обеспечивают непрерывное водоснабжение Москвы, Московской, Тверской, Ярославской и Рязанской областей, а также судоходство на более чем 3800 километрах в границах 12 субъектов РФ.

Дополнительной мерой по увеличению пропускной способности в Азово-Черноморском направлении является продление навигационного периода до 11 месяцев. Министр напомнил, что для определения стоимости и перечня мероприятий, необходимых для обеспечения навигации в зимний период, проведена научно-исследовательская работа, которая показала экономическую целесообразность проекта.

В соответствии с результатами необходимо провести реконструкцию и модернизацию 19 судоходных гидротехнических сооружений и построить четыре дизельных ледокола. Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность на данном направлении – не менее 1,6 млн тонн в год.

– Прошу Вашего поручения Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и институтами развития подготовить предложения по организации круглогодичной навигации на ВВП в направлении Каспий – Азов через Волго-Донской канал с определением источников финансирования, в том числе внебюджетных, – обратился министр к президенту.

В. Савельев акцентировал, что предоставление государством и естественными монополиями скидок и преференций отдельному виду транспорта, имевшее место в прошлом, нарушает межвидовый транспортный баланс и ведет к деградации сегмента перевозок по ВВП, вымыванию инвестиционных ресурсов и падению маржинальности перевозок.

– Считаем, что при принятии решения о тарифной политике необходимо оценивать всю совокупность долгосрочных последствий как для конкретных видов транспорта, так и для грузовладельцев и владельцев транспортной инфраструктуры, – заявил министр, выразив готовность разработать соответствующий механизм и его нормативно-правовой статус.

В. Савельев сообщил, что в настоящее время на ВВП эксплуатируется 12 700 судов, в том числе 1289 пассажирских и более 10 тыс. грузовых, включая буксиры, а также более 1 тыс. нетранспортных судов. Ежегодно списывалось около 150 судов, потребность в строительстве нового флота до 2035 года оценивается более чем в 500 судов.

– Как показала практика, самым эффективным инструментом стимулирования отечественного судостроения является реализуемая Минпромторгом РФ с 2008 года программа по субсидированию кредитных ставок и лизинговых платежей при закупке судов. Кроме того, дополнительным стимулом строительства нового флота является программа утилизационного гранта. Представляется, что указанные меры господдержки необходимо продолжить, – убежден министр.

 

Новая грань столичного транспорта

 

А вот мэр Москвы Сергей Собянин обратился к президенту с несколько неожиданной просьбой – передать полномочия по диспетчерскому управлению небольшими пассажирскими судами на Москве-реке столичным властям.

И уточнил: «Мы разговаривали об этом в Министерстве транспорта, правительстве, они поддерживают [предложение] передать правительству Москвы полномочия по диспетчеризации этого (речного. – Прим. ред.) движения». Он уточнил, что, как и все переданные полномочия, [они] будут осуществляться под контролем, соответственно, Министерства транспорта, а транзитные большие суда как ходили по режиму, так и будут ходить».

Мэр напомнил, что акватория Москвы-реки ограничена шлюзовыми камерами, ее длина составляет чуть больше 80 км, а 90% всех судов на этом участке – небольшие, туристического назначения. «Мы сейчас запускаем активное движение, регулярные пассажирские перевозки, городские трамвайчики, это еще накладывает особенность регулирования движения», – пояснил он.

С. Собянин добавил, что передача прав на диспетчеризацию необходима, «чтобы определить очередность и график движения и причаливания. Так как мы управляем всем городским движением, [а] это все тесно увязанная система. С учетом интеллектуальных транспортных систем, которые в Москве серьезно развиты, думаю, решение будет наиболее оптимальным».

Также мэр попросил президента дать поручение рассмотреть вопрос вместе с ФСБ, чтобы уравнять требования к транспортной безопасности небольших регулярных речных судов и обычного городского транспорта.

Он заявил, что также актуален вопрос применения спецсредств контроля за движением судов. «Даже если судно двигается с небольшим нарушением, чтобы это зафиксировать, внести в протоколы, оштрафовать, поправить и так далее, требуется догнать это судно на другом катере, остановить его, оформить и так далее. Хотя мы представляем, что на улицах Москвы 95% всех нарушений фиксируется техническими средствами, и это обычная практика, она не обременительная ни для участников движения, ни для контролирующих», – пояснил С. Собянин.

По его словам, безопасность для речных судов значительно сложнее и более емкая, чем для городского транспорта. По сути дела, эти маленькие суда – такой же городской транспорт, но там практически надо смотреть каждого пассажира, что невозможно на набережных реки.

Кроме того, С. Собянин обратил внимание на экологические требования к судам. Так, в Москве, как и в других городах, Правительством России или региональными властями установлены экологические требования для транспорта на улицах. А на Москве-реке можно двигаться судну любого класса. И «наши усилия по очистке реки сводятся на нет, если идет какое-то суденышко доисторическое, из него бог его знает, что вытекает». Так что понятно, что «эти требования должны предъявляться постепенно, но, на наш взгляд, эти требования должны быть, потому что это все происходит на акватории города», – настаивал мэр.

 

Скоростной флот в регионах

 

О том, что тема пассажирского флота в городах выходит из тени и стремится занять достойное место в транспортной системе, отметил и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Так, 2 июня в Нижнем Новгороде был запущен первый электрический прогулочный катамаран. Для этого за счет региона и муниципалитета была построена в том числе и зарядная инфраструктура.

Но глава региона сделал акцент не на этом достижении, а обратил внимание президента и участников на скоростное пассажирское сообщение, которое касается всех регионов.

– Мы первый регион, который вот уже три года развивает собственную флотилию, и управляется она специально созданным оператором, – заявил он. – Оперируем маршрутами в пяти регионах, в этом году расширяем навигацию на девять регионов уже собственным флотом, – добавил глава региона.

Он отметил, что проект удалось запустить благодаря программе льготного лизинга, которая реализуется Минпромторгом с ГТЛК. Льготное финансирование позволило сделать заказ сразу на серию судов и тем самым поддержать уникальную отечественную технологическую и производственную школу, которая сформирована в ЦКБ имени Алексеева.

Губернатор уверен, что накопленный уже достаточно богатый опыт позволяет твердо заявить, что этот вид транспорта востребован именно в части регулярного сообщения, а не только аттракциона для туристов. Более того, «уже сформирована финансовая операционная модель, которую мы можем тиражировать для организации масштабной сети скоростных речных перевозок».

Заверил, что «отчетливо понимаем нюансы управления такой сетью, включая набор мер, необходимых для ее развития». И конкретно: уже посчитали, что для организации перевозок судами на подводных крыльях по Волге от Рыбинска до Астрахани, то есть по всей акватории, нужно как минимум 76 судов, включая 51 «Валдай» и 25 «Метеоров». Такой флот обеспечит перевозку более 1,5 млн пассажиров ежегодно.

Г. Никитин добавил, что для запуска сети нужна поддержка в части операционных расходов по аналогии с тем, как субсидируются межрегиональные авиаперелеты уже сейчас по линии Минтранса.

Вместе с этим целесообразно установить нулевую ставку НДС для перевозок скоростным речным транспортом, как это сделано, например, для пригородных пассажирских перевозок и для автомобильного транспорта. Это позволит снизить операционные расходы по сети примерно на 7%. Также потребуется поддержка регионов в части капитальных затрат через субсидирование лизинговых платежей.

– Все эти выкладки были получены, опираясь на реальные данные по эксплуатации имеющихся у нас судов, которые сейчас полностью находятся на обеспечении регионального бюджета, – сказал он. – При этом, как и в любом бизнесе, эффективность управления флотилией возрастает с ростом количества судов в управлении. Отметив, что в этой связи целесообразна поддержка развития межрегиональных операторов флота, глава региона обратился к президенту с просьбой «поручить проработать формы поддержки межрегиональных операторов, в частности на Волге, с целью покрытия в конечном итоге всей акватории – от истока до устья».

Кстати, в такую межрегиональную сеть могут быть включены и высокотехнологичные экологичные суда. Правда, при условии решения главного сдерживающего фактора – отсутствия соответствующей инфраструктуры в виде зарядок. Опять же, решить вопрос можно, расширив уже действующую программу Минэнерго по созданию электрозарядок для электромобилей.

– Вместе с тем пока технологии не позволяют существенно снизить стоимость экологичных судов, и крайне актуальным является возможность получения судового утилизационного гранта. Здесь тоже хотелось поддержать, во-первых, продолжение этой меры, во-вторых, увеличить утилизационный грант с 20 до 25% от стоимости судна, – считает руководитель Нижегородской области.

 

Инструменты обновления флота

 

Как выяснилось со слов вице-премьера, главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, российские верфи решают задачу комплексного обновления флота для внутреннего судоходства. Так, с проведения профильного Госсовета в 2016 году верфи построили более 400 судов, включая 54 служебно-вспомогательных, 83 дноуглубительных, 209 грузовых и 66 пассажирских и грузопассажирских судов.

– По всем обозначенным типам сформированы планы строительства до 2035 года, они предполагают передачу эксплуатантам 525 речных судов и класса «река-море», что отвечает перспективной потребности Минтранса, – сказал он. Из них «почти половину построим до 2027 года по программе льготного лизинга с использованием средств ФНБ, вы (Администрация президента) поддержали нас – 136 млрд рублей», – сказал Д. Мантуров.

Он напомнил, что первые 34 судна были законтрактованы на Петербургском экономическом форуме. Соглашение между ГТЛК и заводом «Красное Сормово», входящим в ОСК, подразумевает поставку стартовой партии из 10 сухогрузов уже до конца следующего года.

Лизинговая схема также является ключевым механизмом обновления пассажирского флота. В этом сегменте уже 35 верфей имеют опыт строительства современных пассажирских судов различного класса и водоизмещения. Они не уступают иностранным аналогам и обеспечивают перевозку туристов вдоль побережья Краснодарского края, Крыма, курсируют по Волге, Оке, Лене и Оби и обслуживают водные маршруты Санкт-Петербурга.

В постройке сейчас находится 65 пассажирских судов, в том числе круизные лайнеры. Среди них второй теплоход проекта PV300 «Петр Великий» на 300 пассажиров. Весной был заложен первый из трех судов нового проекта «Карелия» на 180 человек. Столько же вмещает создаваемый для Нижнего Новгорода колесный теплоход, один уже построен и второй строится. Для круизов по Енисею строятся суда на 150 мест.

Кроме того, на отечественных верфях строится широкая линейка скоростных судов типа «Валдай» – это 45 мест, «Метеор» – 120 и «Комета» – тоже для 120 пассажиров, а также катамараны на подводных крыльях для Байкала на 150 человек.

Суда проекта «Котлин» пассажировместимостью 150 мест создаются для доставки гостей в кластер «Остров фортов» в Кронштадте. Первый катамаран уже сдан и вышел на линию.

Благодаря лизингу активно развивается водный электротранспорт. Основной заказчик – Москва. Первые речные трамваи ледового класса типа «Экобас» на 80 пассажиров уже передаются в эксплуатацию. Более вместительные – «Экокруизеры» – предназначены для других городов. В частности, головное судно приступило к навигации на Енисее. Еще четыре таких прогулочных катамарана будут курсировать в Нижнем Новгороде, Перми, Санкт-Петербурге и Самаре.

Д. Мантуров уточнил, что ранее подобные продукты не делали, поэтому параллельно ведется строительство причальных комплексов с зарядной инфраструктурой. Это позволит расширять линейку экологически чистого водного транспорта, не забывая про другие перспективные виды топлива. В частности, уже есть однопалубный теплоход на сжиженном природном газе. Сейчас при поддержке Минпромторга реализуется проект прогулочного судна на водороде и также заправочной станции для него.

По его словам, до 2035 года перспективный план строительства предусматривает сдачу 175 пассажирских судов. При этом отечественные верфи имеют достаточные мощности, чтобы выполнить и дополнительные заказы.

Важным фактором развития отрасли является замещение судового оборудования, подчеркнул Д. Мантуров. В прошлом году на эту задачу из бюджета было выделено 18 млрд рублей на 2022-2024 гг. Этот объем распределен между 36 предприятиями на разработку 64 видов оборудования, в серию оно пойдет с 2025 года.

Чтобы продолжить курс на технологический суверенитет в этом направлении, необходимо продлить программу по вновь поступающим заявкам на будущий бюджетный цикл. При этом до выхода на массовое серийное производство важно обеспечить референции и ценовую конкуренцию с поставщиками из дружественных стран. «Пользуясь конъюнктурой, они зачастую демпингуют, чтобы занять наш рынок», – сообщил глава Минпромторга.

Для поддержки отечественных производителей оборудования в министерстве предлагают проработать отдельную меру поддержки на предоставление скидок по наиболее критическим узлам и агрегатам.

– Подобная мера работает сегодня по пилотным партиям продукции инвестиционного машиностроения, и работает на самом деле эффективно, особенно на первых партиях у производителей, которые только выходят в рынок, – отметил он.

И подчеркнул не только необходимость сохранить механизм судового утилизационного гранта, но и рассмотреть предоставление дополнительных средств в следующем бюджетном цикле на этот востребованный инструмент обновления флота.

 

Круизы по Байкалу

 

О развитии внутреннего водного транспорта на Байкале, как пассажирского, так и круизного, президент узнал от главы Республики Бурятия, председателя комиссии Госсовета по направлению «Транспорт» Алексея Цыденова.

По его словам, новые 150-местные пассажирские катамараны уже в этом году спускаются на воду. С учетом кратного роста круизного движения на Байкале предлагается совместно с правительством такую же программу подготовить и представить на рассмотрение.

Глава Бурятии также предложил в ходе Восточного экономического форума уделить внимание развитию водного транспорта на реках Сибири и Дальнего Востока, в том числе совмещению маршрутов с выходом на Северный морской путь, с учетом меняющейся логистики.

Помимо этого, установить в учебных заведениях тренажеры по речному судовождению. Предлагается в учебных заведениях поставить тренажеры и по речному судовождению, их требуется немного – всего 15.

Он также попросил президента дать поручение о включении участков рек новых регионов РФ в состав внутренних водных путей России, «поскольку планировать и рассматривать вдолгую можно начинать сейчас», – заметил он.

 

Катализатор для коридора «Север – Юг»

 

О создании в регионе портово-логистического хаба в рамках транспортного коридора «Север – Юг» главе государства доложил губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. Он напомнил, что в силу уникального географического положения регион обладает большим потенциалом для развития речных перевозок как внутренним водным транспортом, так и транзитными судами.

Самарская область – единственный регион в Приволжье, где расположены три речных порта для судов класс «река-море», имеющих выход к Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому судоходным каналам, а также глубины, позволяющие принимать суда с осадкой до 5 метров. Кроме того, регион находится на пересечении важнейших транспортных коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток». Куйбышевская железная дорога интегрирована в Транссибирскую магистраль. По территории региона проходят автотрассы федерального и международного значения.

Губернатор доложил президенту, что успешно реализуется проект обхода Тольятти вместе с мостовым переходом через Волгу готовностью уже более 80%. Таким образом, строительство хаба открывает новые возможности по доставке грузов посредством всех видов транспорта. И «уже есть заинтересованность со стороны крупных компаний – грузоперевозчиков, судостроителей, а также иностранных государств», – отметил Д. Азаров. И добавил, что в рамках ПМЭФ с делегацией Ирана принято решение о создании совместной рабочей группы по проработке этого вопроса.

 

По Великому Волжскому пути

 

Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин рассказал о комплексном развитии геостратегической территории «Великий Волжский путь», важнейшая часть которого – возрождение полноценного речного судоходства. Задействованы 35 регионов, федеральные ведомства, общественные организации. Они представили свыше 400 предложений. Большинство связано с реконструкцией транспортной сети, улучшением экологии водных объектов, обновлением флота, созданием логистических маршрутов, экономическим сотрудничеством субъектов в бассейне Волги.

К 1 сентября Высшая школа экономики разработает соответствующую концепцию. Затем будет составлена программа комплексного развития и утвержден план исполнения. Он напомнил, что запуск программы даст региону судостроительные заказы, а также импульс для развития туризма.

– Мы предлагаем создание уникального совмещенного морского круиза по Каспийскому морю с возможностью посещения нескольких стран, а также речного по Волге, – заявил губернатор. – А это значит, что станет возможным создание достойной туристической инфраструктуры, начиная с гостиниц и пляжей и заканчивая событийным туризмом и приведением в порядок памятников архитектуры.

 

Семь раз отмерь…

 

Министр энергетики России Николай Шульгинов обратил внимание, что в случае поднятия уровня воды в Нижнекамском водохранилище существует риск подтопления особо охраняемых территорий. Поэтому перед реализацией проекта должно быть проведено конкурсное обследование, в котором должны принять участие все связанные регионы.

По словам главы Минэнерго, отдельного исследования требует и работа сооружений всего напорного фронта Городецкого гидроузла.

– Прогнозное определение отметок нижнего бьефа в сочетании с отметками верхнего бьефа должно быть выполнено на основе математического, физического моделирования, модельных исследований, выполнена проверка устойчивости сооружений напорного фронта, – заявил он. – Мы должны гарантированно обеспечить безопасность гидросооружений и, кроме того, необходимо выполнить проверку гарантированной работы гидротурбин с учетом изменения напоров, расходов, уровня заглубления рабочего колеса, потому что у нас отметка нижнего бьефа изменится, для того чтобы избежать возможности кавитации и повреждения оборудования. И предложил в техзадание, которое «мы не видели, добавить эти два поручения, чтобы доработать проект генеральному проектировщику».

Со стороны бизнеса председатель совета директоров «Водохода» Виктор Олерский заявил, что судоходным компаниям необходима господдержка в виде судового утилизационного гранта на строительство судов. «Если меры господдержки будут, то считаю, 3-4 крупных круизных судна в год страна может строить», – сказал он.

Минфин РФ поддержал продление действующих федеральных льгот по налогам и страховым взносам в судостроении. – Если говорить о продлении 307-го закона, в целом стараемся принимать решение по региональным льготам только в рамках региональных решений, <...>, поэтому много вопросов, которые могли решать регионы сами, не обращаясь к федеральному уровню. В этой части у нас такой подход, что региональные компетенции должны приниматься соответствующими органами власти субъектов РФ, а не на федеральном уровне, – отметил глава Минфина РФ Антон Силуанов.

При этом на текущий момент, по его мнению, часть вопросов по льготам для судостроителей регионального уровня должна решаться через власти субъектов, а не на федеральном уровне.

– По проекту поручений хотелось бы еще тоже попросить проработать, потому что предусматриваются дополнительные средства ФНБ, хотя мы выделили 136 млрд рублей, 1,5%. Сначала надо с этими деньгами поработать, а потом говорить по дополнительным ресурсам. Хотелось бы больше рыночных принципов работы речного судоходства, потому что предлагаются опять нулевые ставки НДС, субсидирование электрозарядок. Это можно делать точечно, <...> если это необходимо, – пояснил он.

Министр повторил, что в целом судоходство, в том числе речное, должно работать в рамках рынка. «Тарифы экономически обоснованные. Если регион предлагает что-то просубсидировать, это его право. Но не надо, мне кажется, здесь лезть в НДС, субсидировать из федбюджета электрозарядки или субсидии на лизинг. Это точечные решения, которые можно в каждом субъекте отрегулировать. Федерация берет на себя льготный лизинг, большие объемы. Федерация берет на себя деньги на импортозамещение судового оборудования, можем задействовать средства Фонда развития промышленности, – акцентировал глава Минфина.

 

Поручения президента

 

Подводя итоги дискуссии, Владимир Путин отметил важность создания условий для развития пассажирских перевозок водным транспортом. Для этого необходимо сформировать маршрутную сеть. Поэтому предстоит устранить лимитирующие, узкие участки Единой глубоководной системы европейской части России, обеспечить гарантированные глубины для эффективного развития судоходства.

Президент поручил правительству совместно с регионами определить приоритетные для судоходства участки водных путей, отметив, что «они, в принципе, были названы, вопрос в финансировании и в том, что является первоочередным, в каком объеме нужно будет финансировать и начиная с 2026-го предусмотреть это финансирование в полном объеме. Иначе, добавил, как коллеги говорили, эти проблемные участки станут еще более проблемными, и там просто суда не будут ходить – вот и всё».

Президент поручил правительству совместно с заинтересованными регионами не позднее 2025 года приступить к выполнению программы реконструкции гидросооружений канала имени Москвы и проработать предложения С. Собянина по правилам регулирования работы водного транспорта.

Говоря о вопросах экологии, В. Путин подчеркнул, что безопасность окружающей среды должна быть базовым приоритетом и принципом. Речь идет прежде всего об электросудах, они позволяют снизить негативное воздействие на реки. Для такого экологически чистого флота нужно активнее создавать соответствующую инфраструктуру.

В части обновления флота речных пассажирских судов необходимо «донастроить имеющийся механизм поддержки их покупки и лизинга». – Нужно существенно увеличить количество таких судов, что потребует выделения необходимых средств. (...) Главное, – повторил президент, – мы должны получить удобный и экономически эффективный механизм ускоренного обновления пассажирского флота речных судов.

Для поддержки отечественных судостроительных и судоходных компаний необходимо продлить на федеральном уровне действующие для этих компаний льготы по налогам и страховым взносам, а региональным властям своевременно принять решения после 2025 года по освобождению капитальных вложений в объекты судоходных и гидротехнических сооружений [от уплаты налога на имущество].

– Завершая совещание, президент призвал участников внимательно посмотреть на все сделанные предложения и главное – не затягивать принятие решения в соответствии с результатами обсуждения.

 

Морские вести России №10 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ