Дело вологодских портовиков - Морские вести России

Дело вологодских портовиков

12.07.2023

Речной транспорт

Дело вологодских портовиков

Фото: wikimapia.org

В отличие от морских портов, получивших в последние 20 лет мощное развитие, судьба большинства их речных собратьев все еще желает лучшего. Являясь государственной собственностью, они оказались брошенными на произвол судьбы и не получили развития, поскольку, по сути, оказались бесхозными.

Сегодня в законодательных органах власти все еще обсуждается законопроект о возможности приватизации речных портов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, за один рубль, но при условии приведения их новыми собственниками в рабочее состояние.

Роковые ограничения

И хотя Вологодскому речному порту сравнительно повезло, в 1993 году он был приватизирован, но, как сообщает в письме в редакцию генеральный директор АО «Вологодский речной порт» В. Зверев, тогда «в силу ограничений, действовавших в период приватизации, причалы порта (№ 2, 3, 4, 5) не вошли в план приватизации и остались в государственной собственности».

Из письма также известно, что «до 2008 года порт арендовал причалы по договору с ТУ Росимущества по Вологодской области, обслуживая и ремонтируя причалы за свой счет».

Затем в 2009 году ТУ Росимущества провело технический учет причалов, поставило их на кадастровый учет, зарегистрировало право собственности на причалы в ЕГРН. И в результате технической инвентаризации причалы имели характеристики:

– общая площадь причала №2 – 1085,2 кв. м, длина – 76 м, ширина – 14,26 м;

– длина причала №3 – 107 м, ширина – 2,84 м, общая площадь – 303,6 кв. м;

– длина причала №4 – 101 м, ширина – 2,56 м, общая площадь – 259,1 кв. м;

– длина набережной между причалами №7 и №8 (причал №5) составляет 102 м, ширина – 3,73 м, общая площадь – 380,5 кв. м (в состав причала № 5 включен вспомогательный объект – пожарный пирс площадью 167,4 кв. м).

Такие же характеристики причалов указаны в правоустанавливающих документах, свидетельствах о праве собственности, а позднее в выписках из ЕГРН. Основные характеристики причалов подтверждаются также организацией, проводившей технический учет и инвентаризации причалов.

Был проведен раздел земельного участка, под причалами выделен земельный участок 35:24:0203002:94 (назначение для эксплуатации гидротехнических сооружений).

Игры чиновников

Итак, вологодские портовики долгие годы спокойно работали, арендуя причалы и добросовестно ремонтируя за свой счет, по сути, собственность нерадивого владельца в лице государства. И вдруг, что гром среди ясного неба. Автор письма пишет: «В 2021 году ТУ Росимущества, не предложив причалы порту, выставило их на торги с вышеуказанными характеристиками (площадь, длина, ширина). Причалы приобрел С.Б. Тулупов (г. Сочи) по цене: причал №2 за 60 238 рублей, причал №3 за 119 158, причал №4 за 122 301, причал № 5 за 134 753 рубля. Тулупов принял причалы по акту приема-передачи (характеристики причалов такие же, как в правоустанавливающих документах)».

Более того, нисколько не озаботившись производственной деятельностью на приобретенных причалах, удачливый покупатель двинулся дальше, усугубляя проблему, мягко говоря, весьма оригинального приобретения причалов порта.

– В настоящем деле С.Б. Тулупов пытается доказать, что размер приобретенных им причалов гораздо больше, чем указан в его правоустанавливающих документах (претендует на ширину не менее 45 метров за счет прикордонной зоны, тыловой зоны причалов), и что в составе всех приобретенных им причалов имеются железнодорожные и подкрановые пути, – указывает гендиректор порта в письме в редакцию.

При этом читаем дальше: «ТУ Росимущество поддерживает позицию Тулупова, заявляя, что проходящие вдоль причалов подкрановые пути и ж/д пути тоже «включены» в состав причалов, хотя в документации нигде не отображены, и что ширина причалов не менее 45 метров (то есть половина всей территории порта)».

Автор письма заявляет: «Полагаем, что налицо рейдерская атака с использованием административного ресурса. ТУ Росимущества продавало объекты с одними характеристиками, а теперь указывает на то, что объекты имеют другие характеристики, не учитывая, что в таком случае объекты должны стоить значительно дороже». И обозначает позицию порта.

Позиция порта

1. Подкрановые пути не являются частью причалов, относятся к портальным кранам (как принадлежность кранов). Все портальные краны переданы в собственность порта по плану приватизации. Подкрановые пути обслуживаются и эксплуатируются портом более 30 лет. Являются собственностью порта.

2. Железная дорога является собственностью порта – это самостоятельный объект недвижимости, который прошел техническую инвентаризацию и кадастровый учет. Железная дорога (пути необщего пользования) как объект недвижимости имеет кадастровый номер 35:24:0203002:345. Протяженность путей 1921 метр. Железная дорога была передана порту тогда МПС в 1996 году по акту приема-передачи. Ж/д пути не являются частью причалов. Ж/д пути обслуживаются и эксплуатируются портом более 25 лет.

3. Причалы независимо от их действительного размера (ширины) должны оставаться в собственности Тулупова в тех характеристиках, которые указаны в правоустанавливающих документах (то есть то, что он приобрел по конкурсу, тем и должен пользоваться). Иначе получается ситуация, что можно приобрести, например, комнату, а требовать всю квартиру или даже дом.

4. Кроме того, в собственности порта находятся складская площадка, склады и прочие объекты недвижимости. В случае увеличения размера причалов все эти объекты окажутся фактически на причалах.

Под причалами выделен отдельный земельный участок № 35:24:0203002:94 (находится в государственной собственности).

Под всеми иными объектами порта, в том числе подкрановыми путями, ж/д путями, выделен другой земельный участок с кадастровым № 35:24:0203002:95 (находится в долгосрочной аренде порта с 2012 года).

Комментарий специалиста

В связи с возникшей правовой коллизией, а скорее всего, попыткой неприкрытого самоуправства местных имущественников с неясными целями, редакция обратилась за комментарием в Ассоциацию портов и судовладельцев речного транспорта. Ответ пришел за подписью президента АПСРТ Александра Зайцева.

– Касательно ситуации, сложившейся в Вологодском речном порту. Федеральным законом «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 № 24-ФЗ дано определение:

Речной порт – комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.

Причал – гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

В речной порт входят наряду с причалами земельные участки, крановые и железнодорожные пути, открытые и закрытые склады, портовое перегрузочное оборудование, подъездные автомобильные дороги.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16.11.1992 № 1392, распоряжением Госкомитета России по управлению государственным имуществом от 23.12.1992 № 1206-р государственное имущество в речных портах (причалы и объекты энергообеспечения) не подлежало приватизации и передавалось во вновь образованные акционерные общества в аренду.

В 2016 году принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 367-ФЗ статья 30.3, снявший ограничения на приватизацию портовых гидротехнических сооружений (в том числе причалов). Законом предусмотрен порядок реализации права покупки объекта речного порта и условия по дальнейшей эксплуатации этого имущества.

Пунктом 1 этой статьи установлены условия обременения покупателя обязательством по использованию в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.

Пункт 4 статьи 30.3: «Преимущественное право покупки объекта речного порта может быть реализовано лицом при условии: объект речного порта находится у лица на праве аренды или в безвозмездном срочном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды; у лица отсутствует задолженность по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням) и иным платежам; лицом получено заключение о наличии неразрывной связи объектов порта и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в порту».

Пункт 3 статьи 30.3: «Стоимость объекта речного порта принимается равной его рыночной стоимости, определенной в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности».

Территориальное управление Росимущества не выполнило ни одного требования, установленного Федеральным законом № 24-ФЗ от 07.03.2001 «КВВТ РФ») и Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ, статья 30.3 «Особенности приватизации объектов речных портов».

Акционерам Вологодского речного порта следует обратиться в прокуратуру области и подать иск к ТУ Рос­имущества.

P.S. Редакция намерена следить за развитием ситуации и информировать читателей.

Морские вести России №7 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ