Беломорканал: из Онеги в Белое море - Морские вести России

Беломорканал: из Онеги в Белое море

05.07.2023

Речной транспорт

Беломорканал: из Онеги в Белое море

Фото: Шлюз № 6 ББК/ФБУ «Администрация «Беломорканал»

В нынешнем году ФБУ «Администрация «Беломорканал» заступило на юбилейную, 90-ю навигацию в своей истории. Беломорско-Балтийский канал введен в эксплуатацию 2 августа 1933 г. Трасса канала проходит от поселка Повенец на Онежском озере до города Беломорска на Белом море. Канал объединяет водные пути северо-западной и центральной части страны с судоходными реками бассейна Белого моря: Северной Двиной, Онегой, Мезенью. Общая протяженность канала 220 км.

Водным путям прибавили первую категорию

Анатолий Серов, руководитель ФБУ «Администрация «Беломорканал»

Южная часть канала начинается в Повенецкой губе Онежского озера, а северная завершается в Сорокской губе Белого моря. Канал на значительном протяжении пролегает по затопленным долинам небольших рек Повенчанки, Выги, Воложки, Телекинки, Шижни и многочисленным озерам. Искусственная часть канала имеет протяженность 37 км. Канал проходит по водоразделу между Онежским озером и Белым морем по сильно пересеченной местности, его подразделяют на три характерных участка: южный склон, водораздельный бьеф и северный склон.

Питание канала водой естественное. Сток воды в водораздельный и промежуточный бьефы на южном и северном склонах обеспечивает работу канала в течение навигации. Средняя длительность физической навигации на канале 165 суток.

Реконструкция и обновление

В составе канала 127 гидросооружений различного назначения: 19 шлюзов (13 двухкамерных и 6 однокамерных), 13 плотин (3 бетонные, 8 грунтовых, 1 деревянная и 1 плотина Поарэ), 47 дамб, 13 водоспусков для регулирования уровней в бьефах, 34 искусственных канала, 1 мол. Протяженность напорного фронта составляет 50 км. С помощью этих сооружений суда из Онежского озера поднимаются на 74 метра до водораздельного бьефа между шлюзами №7 и №8, а затем спускаются на 104 метра в Белое море.

Основные показатели по судопропуску на канале в 2022 году снизились по сравнению с предыдущим на 0,6% по шлюзованиям и на 4,1% по пропущенным судам, а вот перевозки пассажиров выросли на19,2%.

По итогам декларирования безопасности гидросооружений 2021-2023 гг. два гидроузла имеют нормальный уровень безопасности (№4, №9), восемь – пониженный (№1, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 17), семь – неудовлетворительный (№2, 3, 13, 14, 16, 18, 19) и один гидроузел – опасный уровень (№11).

Основные причины здесь – дефекты и повреждения бетонных конструкций, сверхнормативный коррозионный износ металлоконструкций, физический износ конструкций и элементов зданий механизмов, построенных в 50-е годы прошлого века (шлюзы №1, 3, 13, 19).

Для безопасной эксплуатации проводятся техническое обслуживание электромеханического оборудования, осмотры сооружений и оборудования, наблюдения и исследования. Планируется текущий ремонт силами эксплуатационного персонала и подрядных организаций.

Так, в 2022 году и за 4 месяца этого подрядными организациями выполнен текущий ремонт бетонных конструкций направляющих пал шлюзов №2, 3, 8, стен камеры шлюза № 16 общим объемом 110 м3, а также ремонт локальных повреждений бетонных конструкций порядка 60 м3 эксплуатационным персоналом. Заменены деревянная обшивка на шести цилиндрических затворах, скорродированные сороудерживающие решетки на шлюзах №10 и №18.

За счет целевых субсидий выполняются:

– капремонт голов шлюза №13. Будет восстановлен бетон водопроводных галерей и лицевых граней бетонных устоев голов, демонтированы деструктивные балки гашения и бетонный порог средней головы и смонтированы новые, устроена защита от навала судов и новые кабельные линии электроснабжения механизмов ворот и затворов в камерах шлюза. Завершение работ планируется в 2024 году;

– разрабатывается проектно-сметная документация на капремонты ниши аварийно-ремонтных ворот и направляющих пал шлюза №6. В проектах предусматривается замена деревянной ряжевой ниши аварийно-ремонтных ворот на бетонную с устройством монолитного железобетонного основания, замена деструктивных бычков направляющих пал верхнего бьефа по правой стороне и наращивание высоты бычков направляющих пал с левого берега, устройство новых соединительных балок.

Реконструкция гидросооружений ведется в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы». Сейчас идет реконструкция шлюзов №2, 14, 16, плотины №23 (Шаваньской), завершается реконструкция шлюза №18.

В реконструкцию шлюзов входит обновление механического оборудования, восстановление бетонных конструкций голов и плит королей, реконструкция средств связи и электротехнического оборудования с заменой всех кабелей, разработка новых систем управления механизмами шлюза, включающих систему ручного управления и автоматизированного.

На каждом шлюзе реконструкции подлежат вспомогательные здания и сооружения – это одноэтажные здания механизмов и двухэтажное здание механизмов с центральным пультом управления, расположенные на головах шлюзов. Обновление зданий планируется в соответствии с технологическими нормами на обслуживание размещенных в них механизмов с сохранением аутентичной архитектуры. Также предусмотрена реконструкция блоков служебно-бытовых помещений с обновлением внутренних и наружных сетей инженерно-технического обеспечения. Деревянная водосливная плотина № 23 подлежит замене на бетонную гравитационную плотину и устройства аварийного водосброса с быстротоком.

Особенности судоходных трасс

Судоходные трассы бассейна проходят по территории трех субъектов Федерации. Большая часть приходится на Карелию – это Беломорско-Балтийский канал, Выгозеро, река Водла, северная и центральная части Онежского озера. В южной его части разделяются Карелия, Вологодская и Ленинградская области. Основные судовые ходы соединяют, соответственно, город Вытегру и поселок Вознесенье, где водные пути нашего бассейна граничат с путями Волго-Балта, с городами Петрозаводск, Беломорск, Сегежа, Кондопога, музеем-заповедником Кижи и другими портопунктами и причалами, откуда производится отгрузка сырья, материалов и продукции карельских производителей в центральные области и за рубеж.

Из 2525,5 км обслуживаемых путей – с гарантированными габаритами и освещаемыми знаками навигационной обстановки 685 км. И в юбилейную навигацию 2023 года в бассейне произойдут существенные изменения. Значительно, на 87 км, по сравнению с 2022 годом и на 414,5 км по сравнению с 2020 годом увеличится протяженность путей первой категории – с освещаемой обстановкой и гарантированными габаритами.

Обслуживание навигационных знаков и содержание путей у нас имеет свои особенности, связанные с различием условий плавания в разных водоемах. На трассе ББК и Выгозере, на подходах к причалам и местам погрузки, на реке Водле применяется латеральная система расстановки знаков, используемая на всех реках и озерах ВВП, а в Онежском озере – кардинальная система, соответствующая требованиям Международной ассоциации маячных служб (МАМС), регион А.

Применение уже на протяжении нескольких лет плавучих и береговых навигационных знаков из полимерных материалов улучшает их видимость и устойчивость, что, в свою очередь, поднимает уровень безопасности судоходства, снижает непроизводительные затраты. Благодаря тому, что уровни воды эффективно регулируются, установленные гарантированные габариты пути выдерживаются на протяжении всего периода действия СНО, замечаний по качеству содержания обстановки от судоводителей нет.

Контроль качества путевых работ происходит в ходе инспекций водных путей, которые ежегодно проводятся в июне-августе-сентябре. Недостатки в работе СНО судовых ходов подлежат незамедлительному устранению.

Администрация осуществляет и навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания. Отдел пути и судового хозяйства по материалам русловой изыскательской партии создает современную картографическую продукцию для судоводителей бассейна.

Так, в 2022 году была изготовлена и напечатана «Схема Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» взамен «Схемы водных путей Управления Беломорско-Балтийского канала» 1984 года издания.

Для актуализации картографических материалов на 1 апреля 2023 года отделом подготовлен выпуск корректурных материалов на основании сведений промерно-изыскательских работ русловой изыскательской партии и по итогам совещаний по согласованию схем расстановки навигационных знаков в текущую навигацию

Кроме того, на 2023 год создана 61 ячейка ЭНК ВВП. Корректура электронных навигационных карт выполняется в течение года, а после обновления ячейки проходят проверку и верификацию в региональном центре (ФБУ «Администрация «Волго-Балт»).

Флот и судоремонт

По состоянию на 1 января 2023 года на балансе Администрации 46 судов различного назначения, из которых 32 самоходных и 14 несамоходных. Под наблюдением РКО 26 судов. В рабочем ядре флота по-прежнему эксплуатируются суда, давно исчерпавшие установленный срок службы, и потому один из главных вопросов для нас – организация и проведение текущего ремонта судов и техобслуживания судового оборудования.

И если для ремонта старых судов достаточно финансовых вложений, то по новострою, полученному в 2013-2015 гг., из-за санкций возникают проблемы с поставкой запчастей к судовым механизмам и двигателям иностранного производства.

Напомню, что судоремонтные работы, включая докование, ремонт корпусных конструкций, ВРК, донно-забортной арматуры, сегодня в бассейне выполняет только Медвежьегорская РЭБ флота. Онежский судоремонтно-судостроительный завод, находящийся в процессе глубокой модернизации и реконструкции, ориентированный на новое судостроение, не принимает участия в аукционах на право заключения контрактов на выполнение ремонта. К навигации здесь завершен ремонт трех судов и одно поставлено на навигационный ремонт.

Информационная безопасность

За минувшие пять лет в Администрации заново сконфигурирована корпоративная информационная сеть, объединившая локальные вычислительные сети головной организации и филиалов. Новая сеть построена с использованием современных средств криптографической защиты информации и программно-аппаратных комплексов межсетевого взаимодействия.

В корпоративной сети, а также на всех рабочих местах сотрудников в целях профилактики, выявления и последующего уничтожения вредоносного, шпионского и другого нежелательного программного обеспечения применяются и непрерывно поддерживаются в актуальном состоянии современные средства антивирусной защиты.

С помощью специальных техсредств разработан комплекс правил, позволяющий эффективно разграничивать права доступа пользователей и предотвращать несанкционированные попытки входа в информационные системы. Механизм обнаружения вторжений в режиме реального времени выявляет и пресекает внешние атаки на корпоративную сеть. В дополнение к этому ведется непрерывная автоматизированная фиксация происходящих событий и последующий анализ собранной информации.

Важное место в информационной инфраструктуре предприятия занимают инструменты резервного копирования данных и их оперативного восстановления в случае возникновения такой необходимости.

Уже на протяжении многих лет специалисты организации отдают предпочтение отечественному оборудованию и программному обеспечению, эффективно внедряемому в информационную инфраструктуру предприятия.

Таким образом, в области информационных технологий Администрация держит курс на дальнейшее развитие собственной сетевой инфраструктуры, а также на повышение качества, эффективности и безопасности работы своих сотрудников в корпоративной сети.

Важный инструмент повышения безопасности

Константин Тимонин, первый заместитель руководителя – капитан Беломорско-Онежского бассейна ВВП

Принимая вахту уже 90-й навигации со дня рождения Беломорско-Балтийского канала, Администрация отмечает, что за эти годы сменилось несколько поколений профессионалов, всецело посвятивших себя нелегкому труду по обеспечению бесперебойной работы водных коммуникаций.

Для дальнейшего обеспечения качества взаимодействия с судовладельцами и членами экипажей судов в Администрации создан Отдел оказания госуслуг, который призван стать одним из ключевых инструментов безопасного судоходства.

Клиентоцентричность

Снижение административной нагрузки и разворот в сторону клиентоцентричности являются фундаментом новой архитектуры обеспечения безопасности судоходства. С этой целью изучается собственный опыт с точки зрения удобства для получателей госуслуг, что стало возможным благодаря созданию цифровых государственных сервисов и платформ.

Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1279 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования» Администрация завершила подготовительные мероприятия и оказывает услуги через единый портал государственных и муниципальных услуг.

В Администрации также проводятся профессиональные учебно-методические курсы для судовладельцев и членов экипажей судов. Обмен опытом и обобщение знаний в ходе живого общения повышают степень взаимного доверия. В результате судовладелец получает квалифицированного специалиста, а сотрудник отдела – возможность повысить профессиональный уровень.

Не менее важная задача для отдела – активное участие в подготовке и рассмотрении проектов нормативно-правовых актов, которые тщательно анализируются, а соответствующие предложения направляются в Росморречфлот.

Гордостью отдела являются его сотрудники, имеющие должный уровень профессиональной компетентности, а увеличение обращений судовладельцев и членов экипажей судов дает им возможности усилить внимание на решении профессиональных вопросов.

В фокусе внимания отдела – регистрация судов, прав на них и сделок с ними, регистрация спортивных парусных судов, прав на них и сделок с ними. Присвоение названий судам внутреннего водного транспорта. Учёт плавобъектов и бесхозных судов. Выдача удостоверений личности моряка членам экипажей морских судов, судов смешанного (река-море) плавания и судов рыбопромыслового флота. Оформление, выдача и ведение мореходной книжки. Дипломирование членов экипажей судов внутреннего транспорта и спортивных парусных судов. Выдача лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в бассейне ВВП. Выдача свидетельства о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов. Хранение судовых журналов.

Профессионально и в полном объеме

С 2012 года Администрация проводит портовый контроль, и за это время инспекцией проверено 2477 судов и плавобъектов, по результатам которых выявлено 5259 нарушений обязательных требований. В 136 случаях суда временно задержаны.

Состав инспекции при этом менялся незначительно и в разные годы колебался от 6 до 8 человек. Как правило, инспекторы – это капитаны с большим практическим опытом как на реке, так и на море. В том числе и поэтому задачи свои инспекторы выполняют на высоком профессиональном уровне и в полном объеме.

Распределение работников инспекции: Медвежьегорск – капитан бассейна, начальник Отдела госпортконтроля; Беломорск – 1 инспектор; Шала – 1 инспектор; Петрозаводск – 4 инспектора.

Диспетчерское регулирование

В бассейне, за исключением южной трассы Онежского озера между пунктами Вытегра и Вознесенье, осуществляется диспетчерское регулирование движения судов.

Границы участков – Онежское озеро с впадающими реками Андома (0-13 км) и Водла (0-28 км), за исключением участка Вытегра – Вознесенье. Беломорско-Балтийский канал (шлюзы № 1-19), озеро Выгозеро.

Также в навигацию 2022 года тремя штатными лоцманами выполнены 64 проводки судов по трассе Беломорско-Балтийского канала. Общее время проводок составило 2765,5 часа. Среднее время одной проводки – 43 часа.

В связи с ростом судоходства в бассейне, особенно пассажирского, количество запросов от капитанов судов на предоставление услуги по лоцманской проводке сохраняется на высоком уровне.

Грузопассажирские перевозки

В минувшую навигацию в бассейне перевезено 8153,6 тыс. тонн грузов (из них по каналу – 268,9 тыс. тонн) и 133,6 тыс. пассажиров.

Перевозки пассажиров выросли относительно 2021 года как по туристическим направлениям – о. Кижи и о. Соловки, выполняемые круизными судами, так и на местных направлениях – Петрозаводск – о. Кижи, осуществляемые судами на подводных крыльях.

Перевозки грузов по номенклатуре: минерально-строительные – 92%, лесные – 6%, прочие – 2%.

Основными регионами доставки минерально-строительных грузов (в основном щебня из габбро-диабаза различных фракций) из карьеров Карелии и Ленинградской области являются Москва и Московская область, Вологодская область, Нижний Новгород.

Таблица. Объем перевозок грузов и пассажиров за 2018-2022 гг.

Вид перевозок

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Пассажирские перевозки (тыс. чел.)

149,0

158,8

61,2

101,8

133,6

Всего грузов (тыс. тонн)

6210,9

6688,4

6610,3

7743,3

8153,6

Морские вести России №7 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ