В круиз по Байкалу - Морские вести России

В круиз по Байкалу

04.04.2023

Речной транспорт

В круиз по Байкалу

Фото: Строительство Экологического судна на Байкале/ ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна ВВП»

В Иркутской области уже не первый год ведутся разговоры о том, что следует развивать туристскую отрасль, и это не только популяризирует регион, но и положительно повлияет на экономику.

В настоящее время реализуется утвержденная правительством стратегия развития туризма Иркутской области до 2030 года. Для инфраструктуры региона планируется реконструировать существующие туристические объекты и создать новые. Уделяется внимание повышению связи между региональными зонами и областным центром по основным магистралям движения туристских потоков.

Туризм как перспективное направление развития

Олег Суров, руководитель ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна ВВП»

Туризм в Байкальском регионе в настоящее время становится перспективным и имеет убедительные предпосылки для развития. На прибайкальских территориях имеются рекреационные ресурсы мирового значения.

Интенсивное развитие внутреннего туризма на озере Байкал способствует увеличению количества круизных и прогулочных судов. Наличие туристических баз, домов отдыха, рекреационных зон в прибрежной зоне Байкала, на Малом море, реконструкция и строительство причальных сооружений способствуют увеличению числа отдыхающих на воде. Помимо общего роста числа туристов повышается интерес к круизам по Байкалу на теплоходах. На борту комфортного судна можно не только увидеть, но и посетить все достопримечательности на берегах легендарного озера за короткое время.

Наиболее популярными среди туристов на территории Прибайкалья являются Иркутский, Ольхонский и Слюдянский районы, а также Иркутск, который еще называют «въездными воротами» Байкала, который стал самым бюджетным направлением для путешествий.

По плану к 2025 году до 300 увеличится и число современных площадок для приема туристов. Работа будет организована в форме государственно-частного партнерства, а начали ее проводить в 2017 году в Республике Бурятия, Иркутской области и Забайкалье.

Сначала – экология

В первую очередь авторы проекта считают необходимостью снизить сбросы сточных вод в озеро. В целях оснащения объектов инфраструктуры прибрежной зоны техническими средствами для приема отходов в 2020 году введено в эксплуатацию экологическое судно проекта RT-37 «Георгий Москалев», построенное в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы».

Теплоход полностью покрывает потребность по сбору и переработке отходов, утилизации нефтесодержащих вод, принимаемых с судов технического флота, а также используется для приема судовых отходов (на коммерческой основе) с судов независимо от форм собственности.

Вместе с тем Росморречфлот на основе анализа работы пунктов сбора нефтесодержащих вод и отходов с плавсредств предлагает организовать нестационарные (модульные, мобильные) береговые пункты сбора нефтесодержащих вод и отходов с использованием емкостей из композитных материалов. Это позволит значительно снизить затраты на строительство и эксплуатацию данных пунктов.

Силы и средства

Администрация обслуживает водные пути протяженностью 5883,6 км на территории двух регионов РФ: Иркутской области – 3993,0 км и Республики Бурятия – 1890,6 км.

В состав водных путей входят озеро Байкал, река Ангара с тремя водохранилищами (Иркутское, Братское, Усть-Илимское), а также реки Селенга, Баргузин и Верхняя Ангара.

Работы по содержанию судовых ходов осуществляются в соответствии с установленной категорией внутренних водных путей в навигацию 2023 года:

3830,6 км с гарантированными габаритами судового хода и освещаемой обстановкой;

654,0 км с гарантированными габаритами судового хода и неосвещаемой обстановкой;

3,0 км без гарантированных габаритов с освещаемой обстановкой;

1396,0 км без навигационного ограждения и гарантированных габаритов судовых ходов.

Поддержание судоходных условий и гарантированных габаритов судовых ходов на водных путях бассейна обеспечивается проведением комплекса путевых работ: установкой и содержанием СНО, тралением, русловыми изысканиями, дноуглублением.

Основным инструментом обеспечения содержания водных путей является технический флот. Для выполнения путевых работ Администрация оснащена многочерпаковыми землечерпательными снарядами, плавучими кранами, обстановочными судами, буксировщиками, несамоходными судами, ремонтно-механическими мастерскими. Работают две изыскательские партии. Ведется обновление технического флота. Содержание судовых ходов должно обеспечивать безопасность судоходства.

Бассейновый центр картографии

В 2022 году введена в эксплуатацию контрольно-корректирующая станция (ККС) в населенном пункте Заславская. Установка новой ККС обеспечила повышение точности определения координат судовым оборудованием на участке Ангары с 250 по 450 км.

Также в прошлом году дополнительно введены в эксплуатацию четыре судовых технологических комплекса и один бассейновый центр системы сбора и оперативной передачи актуализированных электронно-навигационных карт (ЭНК), поставленных в рамках госконтрактов. Применение современных судовых технологических комплексов направлено на повышение эффективности выполнения промерных работ и работ, связанных с навигационной обстановкой.

Создание бассейнового центра картографии, интегрированного с региональным центром, образует единую систему, обеспечивающую оперативность создания и внедрения актуализированных ЭНК и корректурных файлов в масштабе времени, близком к реальному, с возможностью защиты информации от несанкционированного доступа.

Продолжаются подготовительные работы по реконструкции технологической связи. На сегодняшний день завершены предпроектные работы.

В целях реализации мероприятий «Обновление обслуживающего флота» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на основании заключенных договоров силами Жигаловской ремонтно-эксплуатационной базы ведется строительство трех обстановочных судов проекта 3052.

Суда со строительными номерами 5207 и 5208 будут работать на водных магистралях Ленского бассейна. На сегодняшний день данные суда находятся на достроечной площадке в Киренске. Третье судно со строительным номером 5209 достраивается в Иркутске.

В преддверии предстоящей навигации принято решение о присвоении данному судну имени Александра Оглоблина. Судно будет обслуживать участки Ангары и Братского водохранилища, где ранее трудился Александр Иванович Оглоблин, обеспечивая безопасность судоходства.

Задачи 2023 года

Обеспечить сроки открытия судоходных трасс, протяженность и период действия судоходной обстановки на водных путях бассейна в соответствии с госзаданием на 2023 год и Программой гарантированных габаритов судовых ходов, категорийности и сроков установления судоходной обстановки.

Продолжить замену устаревших навигационных знаков знаками из современных композитных материалов.

Выполнить комплексные русловые изыскания, топографо-геодезические и гидрологические работы для создания новых баз цифровых данных навигационной информации с целью составления электронных навигационных карт ВВП и определить местоположения важных в навигационном отношении надводных и подводных объектов.

Продолжить выполнение работ по корректировке и обновлению ячеек ЭНК для поддержания актуального содержания базы данных.

Обеспечить качественной технологической связью с максимальной зоной покрытия судоходных участков бассейна, что позволит вести бесперебойную работу диспетчерского аппарата с судами, а также улучшит связь между судами и судовладельцами.

Обеспечить выполнение всех взятых на себя договорных обязательств по постройке теплоходов проекта 3052. Срок сдачи запланирован на 2023 год.

Провести работу для дальнейшего внедрения «дорожной карты» по уточнению полномочий и оптимизации структуры, штатной численности, индексации зарплаты.

Продолжить работу по укомплектованию и закреплению кадров с профильными учебными заведениями.

Принять участие в развитии круизного туризма на Байкале в части создания необходимой инфраструктуры.

Взаимодействие предупреждает происшествия

За 10 лет со дня начала деятельности службы госпортконтроля инспекцией проведено 4786 проверок, выявлено 12 115 нарушений обязательных требований, повлекших 1186 временных задержаний, 1 судно размещалось на специализированную стоянку для задержанных судов.

Иван Черных, первый заместитель руководителя – капитан Байкало-Ангарского бассейна ВВП

И уже с первых дней наступившего 2023 года инспекторы начали проверку плавобъектов и судов на воздушной подушке, работающих на Байкале. Ведь цель инспекции одна и не зависит от времени года – безусловное повышение уровня безопасности судоходства в бассейне.

Под особым вниманием

Для этого инспекторы участвуют в совместных рейдах с работниками прокуратуры, полиции, Ространснадзора, используя для прибытия на проверяемые объекты автотранспорт и обстановочные суда филиалов Администрации.

Взаимодействие портконтроля со службой регулирования движения судов под руководством Ирины Трегубовой также приводит к повышению уровня безопасности судоходства и к предупреждению транспортных происшествий.

Например, в случае временного задержания судна инспектор сообщает об этом диспетчеру движения. Со своей стороны, в случае нарушения правил плавания или при транспортных происшествиях диспетчер ставит в известность инспекцию, которая принимает соответствующие меры.

Основными причинами временных задержаний судов в минувшую навигацию стали: отсутствие на борту судовых документов, требуемых статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств капитана судна и членов экипажа судна требованиям пункта 1 статьи 27 Кодекса, а также несвоевременное прохождение освидетельствования и классификации РКО.

Однако особое внимание инспекцией уделяется применению системы управления безопасностью на судах.

Дипломирование и аттестация

Отделом дипломирования и аттестации в 2022 г. была продолжена работа по проведению квалификационных испытаний и выдаче квалификационных документов членам экипажей судов.

Так, принято 449 заявлений, что незначительно меньше, чем в 2021 г. По результатам рассмотрения документов по 446 заявлениям принято положительное решение, по трем заявлениям отказано. По итогам составлен 41 протокол и оформлено 265 дипломов, 121 квалификационное свидетельство.

В 2023 г. проведено 3 заседания квалификационной комиссии, выдан 21 диплом.

Совместно с правоохранительными органами проводится работа по выявлению подложных документов, предоставленных в квалификационную комиссию. Виновные лица привлекаются к уголовной ответственности, выданные квалификационные документы аннулируются. За период с 2020 г. по настоящее время аннулировано 43 подобных документа.

Регистрация судов

В течение минувшего года проведено ВСЕГО 188 регистрационных действий, которые облагаются государственной пошлиной. Также проведено 145 регистрационных действий, которые не облагаются госпошлиной.

Предоставлено информации из судового реестра в виде выписок (справок) – 1377. Всего в судовом реестре зарегистрировано (состоит на учете) 1177 судов.

На госрегистрацию принято 240 заявлений (включая облагаемые госпошлиной и необлагаемые действия). Принятие заявления включает проведение консультации, изучение представленных документов, подготовку заявлений, описи поданных документов, формирование счета на оплату госпошлины.

Морские вести России №2 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ