От Ярославля до Астрахани - Морские вести России

От Ярославля до Астрахани

06.03.2023

Речной транспорт

От Ярославля до Астрахани

Фото: Обстановочный теплоход на р. Казанка/ФБУ «Администрация Волжского бассейна ВВП»

Деятельность Администрации Волжского бассейна осуществляется в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах, в территориальных границах пятнадцати субъектов РФ от Ярославской области до Астраханской. В судовом реестре по бассейну зарегистрировано около 4000 судов и более 1500 организаций различных форм собственности.

Навигация 2022 года в бассейне завершилась 3 декабря (последним закрылся участок на Нижней Волге на 3 дня раньше планировавшегося срока из-за ледовых явлений).

В период минувшей навигации в бассейне перевезено 38 млн 672 тыс. т грузов. Больше всего доставлено строительных грузов (свыше 26 млн т), наливных – более 5 млн т, зерновых – более 1,5 млн т (+31%), соли – свыше 1 млн 792 тыс. т, серы – более 1 млн т (+53%).
Перевезено немногим менее 1,5 млн пассажиров (+15%).

Водные пути улучшенного качества

Дмитрий Бессмертный, руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна ВВП»

Общая протяженность внутренних водных путей в границах бассейна в навигацию 2022 года достигла 9252,3 км, из них с гарантированными габаритами 3341,2 км.

Всего для судоходства, с учетом обслуживаемых по договору, открыто 4208,6 км, с освещаемой и светоотражающей обстановкой – 3055,3 км, с неосвещаемой – 1153,3 км.

В прошедшую навигацию были улучшены качественные параметры внутренних водных путей на участках:

– из 6-й категории переведены в 3-ю категорию: участок Вятки в черте г. Кирова (675 км) – (670 км) протяженностью 5 км и участок реки от причала микрорайона п. Затон (535,1 км) до пассажирского причала г. Котельнича (534 км) длиной 1,1 км;

– из 7-й категории переведен в 3-ю категорию участок Волги – дельта реки – судоходная трасса р. Прямая Болда от 7 до 11 км, протяженностью 4 км;

– из 7-й категории переведен в 3-ю категорию участок Волги – дельта – судоходная трасса протока Маневка от 7,5 км до 8,5 км, длиной 1 км;

– из 7-й категории переведен в 3-ю категорию участок Чебоксарское водохранилище – подход к пристани Лысково (канал) от 992,8 км до г. Лысково протяженностью 4 км;

– из 7-й категории переведен в 1-ю категорию участок Волгоградское водохранилище – подход к с. Смеловка от 2185 км до с. Подгорное протяженностью 6 км и дано название: подход к остановочному пункту Подгорное.

Вновь введенные в навигацию 2022 года водные пути: Волгоградское водохранилище – подход к с. Смеловка от с. Подгорное до с. Смеловка протяженностью 4,5 км – 7-я категория;

– из 3-й категории переведен в 1-ю категорию участок Волгоградское водохранилище – подход к причалам Новониколаевский, от 2384 км до причалов Новониколаевский, длиной 3 км;

– из 7-й категории переведен в 6-ю категорию участок Волги – подход к остановочному пункту Вязовая Грива от 2574 км до 2578 км, длиной 4 км;

– из 4-й категории переведен в 1-ю категорию участок Волги – подход к порту Ахтубинск от г. Ахтубинска до 2725 км, длиной 6 км.

Средняя продолжительность действия обстановки по бассейну составила 207 суток. Судоходная обстановка обслуживалась 35 обстановочными бригадами.

Степень насыщенности водных путей навигационными знаками, как и в предыдущие годы, 1 знак на 1 км.

Водные пути обслуживали Нижегородский, Казанский, Самарский, Саратовский, Волгоградский, Вятский районы водных путей и судоходства и 5 районов гидротехнических сооружений и судоходства: Городецкий, Чебоксарский, Самарский, Балаковский и Астраханский.

Гидрология позволила сэкономить

На дноуглубительных работах в навигацию 2022 года было задействовано 13 земснарядов и один плавкран.

Фактический объем выполненных транзитных землечерпательных работ на 01.12.2022 составил 3 млн 895 тыс. м3, при годовом плане – 5 млн 720,0 тыс. м3 (текущее выполнение плана составляет 68,0%). За счет хороших гидрологических условий было сэкономлено ГСМ в связи с меньшими извлеченными объемами грунта.

Фактически выполненный объем внетранзитных работ на 01.12.2022 составил 3 млн 424 тыс. м3, из них на договорных работах 3 млн 296 тыс. м3. При годовом плане 2 млн 388 тыс. м3 (текущее выполнение плана составляет 143,4%).

В навигацию 2022 года в филиалах было задействовано 7 русловых изыскательских партий, которые выполнили более 20 тыс. км промеров (106,4%). На транзите – 16,77 тыс. км промеров из заявленных 15 тыс. км (111,8% от плана)

Плановые тральные работы на обслуживаемых водных путях и рейдах проводились в соответствии с графиками. Фактический объем выполненных транзитных тральных работ на 5 декабря 2022 года составил 585,64 кв. км из запланированных 585,87 кв. км на 2022 год (99,9% от плана).

Безопасность обеспечило качество обстановки

В комплексе СГТС бассейна 49 гидротехнических сооружений, в том числе 15 шлюзов. За 10 месяцев навигации 2022 года они выполнили 20 879 циклов (шлюзований), через гидросооружения пропущено 41 189 судов. За пределами фиксированных сроков навигации волжские гидроузлы работали от одного до девяти дней.

Таким образом, задание по содержанию водных путей с 1-й по 6-ю категорию волжские путейцы выполнили полностью. Срывов гарантированных габаритов пути не было. Качество действия судоходной обстановки на транзитных водных путях надежно обеспечивало безопасное судоходство.

Следует отметить, что в бассейне продолжается работа по реализации инвестиционного проекта «Реконструкция судоходных шлюзов № 15-16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза, и создание судоходного канала от г. Городца до г. Нижний Новгород».

В соответствии с госконтрактом в период 2022-2024 гг. планируется: выполнить комплексные инженерные изыскания в зоне строительства, разработать проектно-сметную документацию на строительство объектов, провести реконструкцию существующих объектов Городецкого гидроузла (в зоне строительства), возвести в нижнем подходном канале Городецкого гидроузла дополнительную камеру в единой конструкции с камерой шлюза № 15, провести капитальные дноуглубительные работы по строительству судоходного канала на участке ВВП от 854,5 км до 895,0 км судового хода.

Х    Х    Х

И еще. Наступивший год для нашего коллектива особенный, исполняется 100 лет со дня образования Администрации. Убежден, что волжские путейцы, гидротехники, связисты, специалисты береговых подразделений приложат все силы, опыт, знания, чтобы юбилейный год прошел на все сто!

Высокая мера ответственности

Олег Стёпин, первый заместитель руководителя – капитан Волжского бассейна ВВП

На учете в Администрации бассейна 3779 судов, из них маломерных – 417, прогулочных – 59, самоходных – 2395 (пассажирских и грузопассажирских – 356), несамоходных – 1343 (сухогрузных грузовых – 520, наливных грузовых – 123, стоечных – 101).

В 2022 г. в бассейне было совершено всего 64 526 рейсов. Статистика совершенных за навигацию рейсов через Городецкий гидроузел: всего рейсов 7155 (минус 3,8%), пассажирские суда – 1779 рейсов (плюс 27,3%).

По информации Ространснадзора, в навигацию 2022 года в бассейне зарегистрировано 37 (32 – 2021 г.) транспортных происшествий с судами. Согласно результатам проведенных расследований, транспортные происшествия были классифицированы: как аварии – 0 (1 – 2021 г.), инциденты – 12 (17 – 2021 г.) и не подлежащие классификации – 23 (14 – 2021 г.). На учет судовладельцам – участникам происшествий отнесено 2 случая (16 – 2021 г.).

Таким образом, можно констатировать, что количество транспортных происшествий на водных путях бассейна в сравнении с 2021 годом выросло в период минувшей навигации. И основной причиной стало игнорирование командным составом требований, установленных нормативными документами.

В помощь судоводителю

Встретив навигацию 2022 года, что называется, во всеоружии, инспекция портового контроля провела 1424 проверки, выявив 2338 замечаний. В результате выяснилось, что число нарушений по отношению к количеству проверок снизилось на 63%, а также уменьшились и задержания в 2,6 раза по сравнению с 2021 годом.

Больше всего замечаний было сделано инспекторами по судовым свидетельствам и документам, нарушениям противопожарной безопасности, спасательным средствам.

Среди нарушений, послуживших причиной для временного задержания судна или плавобъекта: нарушение минимальной численности экипажа судна, отсутствие судовых документов, несоответствие (отсутствие) документов экипажа занимаемым должностям.

Считаю, что основная причина уменьшения количества нарушений обязательных требований – это результат совместной работы Администрации бассейна, судоводителей и судовладельцев по применению требований, вступивших в силу нормативных правовых документов в сфере безопасности судоходства. В частности, вступивший в силу в 2020 году приказ Минтранса России «Об утверждении Перечня нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или плавучего объекта, и предельных сроков этого задержания».

Так, в 2022 году Администрацией согласован 171 план обеспечения безопасности плавания судов (составов), в том числе 11 для судов (составов), габариты которых не соответствуют требованиям Правил плавания судов по ВВП (приказ Минтранса России от 19 января 2018 г. №19), Правил пропуска судов через шлюзы ВВП (приказ Минтранса России от 3 марта 2014 г. № 58).

Хотелось бы обратить внимание, что судовладельцам при составлении рейсового задания, а капитанам при подготовке к рейсу необходимо заблаговременно получить данные об обстановке на всем пути следования, особенно габаритов судового хода на отдельных участках ВВП.

Информационный бюллетень с данными о габаритах судовых ходов и информация о прогнозах глубин размещается на сайте Администрации и передается в эфир береговыми радиостанциями в соответствии с их списком и графиком работы.

В бассейне определены 12 диспетчерских пунктов регулирования движения судов. Планируется ввести дополнительные контрольные точки обязательных докладов судов (устье р. Сура). Полная информация по контактам и видам связи размещена на сайте Администрации и в атласах ЕГС ЕЧ РФ.

Технологическая связь

В соответствии с КВВТ РФ Администрация осуществляет организацию технологической связи в бассейне, в том числе и с целью управления производственными процессами, направленными на обеспечение безопасности судоходства, сохранения человеческой жизни, мониторинга флота, предоставления специальных условий плавания, исполнения задач по производственной деятельности.

Для обеспечения связи, а также взаимодействия Администрации и филиалов в семи пунктах установлены современные цифровые автоматические телефонные станции. Более 500 внутренних телефонных номеров используется для обеспечения проводной телефонной связи.

Кроме того, в бассейне ведется техническая эксплуатация системы мониторинга движения судов, располагающаяся на 39 береговых базовых станциях автоматической идентификационной системы. Автоматизированные рабочие места размещены в диспетчерских пунктах и позволяют вести мониторинг движения судов в границах зоны ответственности.

Техническая эксплуатация шести контрольно-корректирующих станций глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS, предназначенных для обеспечения речных судов дифференциальными поправками. В 2023 году планируется модернизация/обновление оборудования контрольно-корректирующей станции, расположенной в н.п. Васильсурск.

Техническая эксплуатация системы УКВ-радиосвязи с пунктами управления согласно технологической структуре в Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани, Камском Устье, Тольятти, Волгограде навигационного обслуживания судов и информационное обеспечение флота путевой и гидрометеорологической информацией согласно перечню береговых радиостанций. В эксплуатации находятся более 100 береговых УКВ-радиостанций. Ведение записи эфира радиопереговоров диспетчеров движения, вахт шлюзов, а также переговоров на канале безопасности.

В настоящее время ведется модернизация сетей радиосвязи. В 2021 году было закуплено необходимое оборудование, а с начала навигации 2022 года введен в опытную эксплуатацию комплекс оборудования стационарных радиостанций с дистанционным управлением, позволивший, используя два пункта управления, организовать дистанционное управление 7 и 3 радиостанциями соответственно.

Плюс к этому осуществляется межнавигационный ремонт, монтажно-наладочные работы судовых средств связи и навигационного оборудования, проведение их испытаний на флоте с оформлением соответствующих документов на суда Администрации и сторонних организаций на основании действующих свидетельств о признании, выданных РКО.

В прошлом году в рамках полученного свидетельства о признании РКО Администрация получила право на разработку технической документации на установку и замену средств связи и навигационного оборудования.

В 2022 году в бассейне установлены, а в 2023-м планируется включение в работу трех береговых радиолокационных постов диспетчерского регулирования, а также ситуационного центра, расположенного в Нижнем Новгороде. Оборудование позволит объединить информацию, необходимую для мониторинга движения судов, регулирования движения, мониторинга работоспособности средств связи, поступающую от радиолокационных постов, автоматической идентификационной системы, систем видеонаблюдения, регистраторов переговоров, и в целом повысит уровень безопасности судоходства в Волжском бассейне.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ