Водным путям улучшили категории - Морские вести России

Водным путям улучшили категории

07.02.2023

Речной транспорт

Водным путям улучшили категории

Фото: ФБУ «Администрация Ленского бассейна»

В навигацию 2022 года в Ленском бассейне содержалось и обслуживалось 21 726 км водных путей различных категорий. Из них протяженность водных путей с установленными средствами навигационного оборудования составила 10 960,1 км. В этот период также была увеличена протяженность водных путей 1-й категории на 2297 км. После 27-летнего перерыва возобновлено содержание освещаемой обстановки на реках Алдан, Яна, Индигирка, Колыма. Плюс начато содержание освещаемой обстановки на подходе к затону Киренского РПиС на реке Киренге, который ранее относился к 7-й категории водных путей.

Таким образом, общая протяженность освещаемых водных путей бассейна в навигацию 2022 г. составила 6037,1 км, в то время как в прошлом году этот показатель составлял 3740 км.

Вклад каждого имеет значение

Андрей Сахаров, руководитель ФБУ «Администрация Ленского бассейна»

Анализируя итоги навигации-2022 следует отметить, что вскрытие и очищение главной реки бассейна – Лены на территории Иркутской области произошло в первой декаде мая, что раньше среднемноголетних дат от 3 до 6 суток. При продвижении ледохода к территории Республики Саха (Якутия) ледовый поток уже изрядно утратил энергию и из-за позднего вскрытия таких крупных притоков Лены, как Витим, Олекма и Алдан, дальнейшее продвижение его вниз по реке замедлилось. Ниже устья Олекмы ледоход на Лене начался во второй половине мая в сроки, близкие к среднемноголетним датам, а на отдельных участках на 1-2 дня позже.

Гарантированные габариты выдержаны

Хотелось бы напомнить, что водность рек бассейна в навигацию 2022 года отмечалась повышенными параметрами, снижения уровней воды меньше проектных отметок не наблюдалось, гарантированные габариты судового хода выдержаны.

В сложных гидрологических условиях проходила навигация на реке Вилюй. Маловодность начального периода навигации здесь прогнозировалась еще с декабря 2021 года. И прогнозы оказались верными, поскольку к началу июня водные запасы в этом бассейне были значительно ниже нормы. Исходя из этого и учитывая отсутствие запасов воды с прошлого года, каскадом Вилюйских ГЭС были произведены судоходные попуски с 3 по 10 июня

С учетом времени так называемого добегания волны попусков глубины свыше 200 см на верхнем участке выдерживались до 14 июня, на нижнем участке – до 21 июня. Необходимо отметить, что с конца июля по сентябрь по реке Мархе прошли значительные паводки, что заметно увеличило водность Вилюя ниже ее устья.

При этом исключение по водности в период навигации составила река Колыма, где в период с 29 июля по 25 августа вследствие стояния уровней воды менее проектных отметок произошло уменьшение глубины судового хода. Соответственно, на основании статьи 77 КВВТ здесь было введено ограничение по осадке судов на участке п. Верхний Сеймчан – п. Черский.

В дальнейшем за счет попусков воды из водохранилищ Колымской и Усть-Среднеканской ГЭС, а также увеличения боковой приточности уровни воды стабилизировались на отметках выше проектных значений, ограничения по осадке судов были сняты.

Силы и средства

Судоходная обстановка открывалась в основном в плановые сроки, за исключением участков на Лене: Усть-Кут – Киренск 06.05 (+5 дней к плану), Киренск – у.р. Ичера 07.05 (+9 дней к плану), у.р. Витим – у.р. Олекма 20.05 (+2 дня к плану).

С целью обеспечения гарантированных габаритов судового хода и установленных категорий водных путей Администрацией бассейна проводился комплекс путевых работ, включающий дноуглубительные, тральные, выправительные работы, и осуществлялось навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства.

По оперативным данным, объемы путевых работ составили: дноуглубление – 2126,96 тыс. кбм, траление – 229,55 кв. км, выправление – 100,96 тыс. кбм, береговых и плавучих знаков судоходной обстановки – 15 900, из них освещаемых порядка 8000. При этом в навигацию 2021 года количество освещаемых знаков не превысило 5531.

На выполнении путевых работ было задействовано 202 судна технического и вспомогательного флота. Судоходную обстановку обслуживала 71 обстановочная бригада, сплошное траление провели 2 тральные бригады, на местное траление были привлечены обстановочные бригады. Русловые изыскания выполняли 9 изыскательских партий.

Всего на дноуглубление было привлечено 13 земснарядов общей производительностью 17 367 кбм/ч, из них: 7 землесосов производительностью 15 600 кбм/ч, 5 многочерпаковых земснарядов производительностью 1610 кбм/ч, 1 дноуглубительный кран производительностью 157 кбм/ч.

Плановый объем дноуглубительных работ на навигацию 2022 года, определенный по материалам изысканий 2021 года, составил 2314,98 тыс. кбм. Однако по итогам выполненных в навигацию 2022 года русловых изысканий данный объем 15 сентября был скорректирован и составил 2201 тыс. кбм. Изменения в основном коснулись участков на Лене и Яне из-за повышенной водности этих рек.

Выполненный объем дноуглубительных работ на транзите, по оперативным данным, как указывалось выше, составил 2126,96 тыс. кбм, или 92% к первоначальному плану и 97% к откорректированному.

Для сравнения: в 2021 году объем транзитных дноуглубительных работ составлял 1539,7 тыс. кбм, таким образом увеличение в 2022 году составило 28%.

В навигацию этого года разработка бара Яны началась 11 июля двумя землесосами – «Олег Стрельченя» и «Яна». Объем выполненных дноуглубительных работ составил 324,67 тыс. кбм. 18 сентября землесос «Олег Стрельченя» был передислоцирован на Лену, и разработку бара продолжил землесос «Яна».

Разработка бара Индигирки началась 30 июня силами землесосов «Ленский-1021» и «Индигирка». Объем дноуглубительных работ составил 523,46 тыс. кбм.

Таким образом, были обеспечены гарантированные габариты на барах рек Яна и Индигирка при уровнях, равных проектному, и выше.

Внетранзитные дноуглубительные работы по договорам выполнялись в Киренском и Якутском РВПиС. На Верхней Лене это разработка затона ПАО «ЛОРП» на 3310-м км реки и затона «Ленаречтранс» на ее 3618-м км.

В Якутске велась разработка водоподводящей прорези к водозаборным сооружениям. Работы на водоподводящей прорези выполнены согласно техническому заданию заказчика работ АО «Водоканал». Объем внетранзитных дноуглубительных работ по договорам составил 263,89 тыс. кбм.

В этом году выполнялись русловые изыскания на водных путях, не связанных с Ленским бассейном. По договору с АО «Анадырьморпорт» проводились сплошные промеры рек Анадырь и Канчалан Чукотского автономного округа. Промеры русла выполнены специалистами картографической службы учреждения на 542-м км реки Анадырь и 37-м км реки Канчалан. Составлены планы русловых съемок, намечена расстановка навигационных знаков.

Инновации в помощь

Кроме того, была продолжена работа по установке на технический и транспортный флот Администрации системы контроля за расходом топлива (СКРТ). К началу навигации такой системой были оснащены танкер «ТР-6» (проекта № 414В) и буксир «Усть-кутский пионер» (проекта № Р-33ЛО).

Всего на флоте Администрации СКРТ была установлена на 21 судно, среди которых: вспомогательный флот (буксиры) – 5, обстановочный флот – 4, дноуглубительный флот – 9, нефтеналивной флот – 3 судна.

В минувшую навигацию продолжена замена плавучих знаков на буи из композитных материалов. В этот период количество плавучих знаков из полиэтилена составило 210. В основном это буи первого и второго типов второго типоразмера. Общая потребность в таких знаках составляет 854.

Хотелось бы отметить, что в конце 2021 года Администрацией было инициировано приобретение плавучего резинотканевого пульпопровода для землесоса проекта 1-517-03. И в навигацию 2022 года по контракту с ООО НПО «Композит» в Усть-Куте получены 33 секции пульпопровода общей длиной 389,4 метра. В навигацию 2023 года плавучий пульпопровод будет доставлен в Якутск и начнется его практическое применение.

Администрация в бассейне эксплуатирует 12 контрольно-корректирующих станций, из них за текущий год введены в эксплуатацию три ККС в пунктах Кысыл-Сыр, Кюсюр, Среднеколымск. Это позволило полностью обеспечить высокоточным навигационным полем судоходные пути нашей основной водной магистрали – Лены, включая ее притоки, а также положило начало обслуживанию в этом отношении и арктических рек бассейна.

В этом году в Администрацию поставлен комплект аппаратуры Бассейнового центра комплексной автоматизированной системы сбора и передачи актуализированных электронных навигационных карт. В августе представители поставщика произвели настройку центра и подключение его к серверу. Бассейновый центр состоит из 5 автоматизированных рабочих мест. Картографы нашей одноименной службы уже ведут работу по созданию и обновлению ячеек ЭНК в программах данного центра.

В тесном сотрудничестве с научными институтами Администрация постоянно проводит научно-исследовательские работы по изучению гидрологических режимов рек и поиску оптимальных решений по обеспечению гарантированных габаритов.

Так, в целях улучшения судоходных условий на лимитирующих участках Яны получен 2-й этап НИР «Исследование русловых процессов на затруднительном участке реки Яна – перекате Пороги и разработка рекомендаций по оптимизации дноуглубительных и русловыправительных работ для обеспечения надежности трассы судового хода в условиях высоких скоростей течения и снижения эксплуатационных затрат на ее содержание методом математического моделирования».

В настоящее время наши специалисты заняты изучением результатов данной научной работы, которая позволит определить комплекс мероприятий и объем путевых работ по улучшению судоходных условий на этом коварном перекате.

Задачи навигации-2023

С закрытием навигации весь флот встал в плановые пункты отстоя, где идет подготовка к судоремонту в зимний период 2022-2023 годов.

В предстоящем году основным направлением работы нашего коллектива, как и прежде, остается содержание водных путей. Уже можно сказать, что в навигацию 2023 года в рамках выделенного финансирования будет содержаться 10 960,1 км водных путей с установленными средствами навигационного оборудования, еще на 10 765,9 км водных путей 7-й категории будут выполняться изыскательские работы и осуществляться навигационно-гидрографическое обеспечение судов.

Для этих целей планируется ввести в эксплуатацию 14 земкараванов, 74 обстановочные и 3 тральные бригады, 13 изыскательских партий. Объем дноуглубительных работ планируется в размере 2,0 млн кбм.

Также в предстоящую навигацию будет продолжено внедрение в путевое хозяйство инструментов спутникового позиционирования и автоматизации при производстве изыскательских, тральных и дноуглубительных работ. Будет продолжена установка СОК на обстановочные теплоходы проекта Р-121 и СКУП на землесос проекта 1-517-03 согласно разработанным проектам.

На баре Яны для определения высотной отметки автоматического водомерного поста относительно репера на мысе Юэдей планируется использовать аппаратуру спутниковой геодезии.

Х    Х    Х

В завершение навигационного периода позвольте выразить слова благодарности всем речникам: капитанам, путевым мастерам, командирам дноуглубительных снарядов и плавкранов, всем членам экипажей судов, работникам береговых служб и органов исполнительной власти, всем тем, кто внес свой вклад в дело навигации 2022 года. Пожелать здоровья, благополучия, мирного неба и встретить навигацию 2023 года во всеоружии.

Важное звено в безопасном судоходстве

Эдуард Недилько, первый заместитель руководителя – капитан Ленского бассейна ВВП

Река Лена – одна из величайших рек мира, могучий источник, дающий жизнь огромному краю, и нам сложно представить жизнь нашей республики без нее. Река была и остается важнейшей водной «дорогой» Сибири, по которой в значительной степени осуществляется северный завоз.

А со стороны Администрации все усилия направлены на создание и поддержание условий для безопасного судоходства на водных путях, обеспечение которого, безусловно, зависит от взаимодействия всех наших служб и отделов.

Особое внимание пассажирским перевозкам

С появлением госпортконтроля на реке стало ясно, что созданная система является одним из важных звеньев в области безопасности судоходства. Проверка соблюдения судовладельцами требований обеспечения безопасной эксплуатации судов и плавобъектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов – главная цель в деятельности каждого инспектора.

С уверенностью можно отметить, что деятельность инспекции приносит свои, конкретные результаты в непростом деле соблюдения плавсоставом правил плавания. Например, в минувшую навигацию инспекторским составом ГПК проведено 983 проверки, из них 208 касались пассажирского флота. Выявлено 12 725 нарушений, основное количество которых пришлось на отсутствие судовых документов, снабжение спасательным и пожарным инвентарем.

По итогам выявленных нарушений в Северо-Восточный УГМРН Ространснадзора инспекторами было составлено и передано 44 протокола об административных правонарушениях. Служба и инспекция ГПК ведут совместную работу с контрольно-надзорными органами по принуждению судовладельцев к беспрекословному исполнению всех требований законодательства в области безопасности судоходства.

Также ежегодно инспекторы проводят разъяснительные и профилактические мероприятия с судовладельцами и капитанами судов, которые в итоге положительно отражаются на понимании проблем и необходимости соблюдения законодательства, особое внимание уделяется безопасности пассажирских перевозок и эксплуатации маломерного флота, так как жизнь и здоровье людей невосполнимы.

Еще недавно пандемия COVID-19 парализовала работу многих в нашем регионе, но служба ГПК и инспекторский состав выполняли должностные обязанности в штатном режиме, с соблюдением всех мер личной предосторожности. Также на судах проверялись и наличие средств индивидуальной защиты, антисептических средств, журналы посещений, журналы фиксации температуры и симптомов, а также иные мероприятия по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции, разработанные судовладельцами.

Помимо сложной эпидемиологической ситуации свою долю в нашу деятельность внесли лесные пожары, которые действовали на территории нескольких районов, инспекторам приходилось осматривать суда в условиях задымленности.

Могу уверенно заявить, что положительные результаты работы службы и инспекции ГПК обусловлены не только профессиональными качествами сотрудников, но и оснащенностью соответствующей техникой – катерами и автотранспортом, что позволяет обеспечить мобильность при выполнении возложенных обязанностей.

Также хочется отметить оперативное взаимодействие службы портконтроля с отделами регистрации судов, дипломирования и аттестации, диспетчерского регулирования движения судов.

Регистрация судов и дипломирование

По состоянию на 07.11.2022 в судовом реестре по бассейну зарегистрировано 2366 судов, из них: самоходного флота – 1456; несамоходного – 910. Зарегистрировано правообладателей (собственников всех форм) судов – 637.

С начала 2022 года выполнено 361 регистрационное действие (прием, запись документов, проверка юридической силы, внесение записи в судовой реестр на бумажный и электронный носитель, изготовление свидетельств о праве собственности и праве плавания под флагом РФ, а также судовых билетов).

Помимо этого, отделом обработано 589 писем и документов, которые включают запросы и ответы на них во все виды органов и инстанций. Также было выдано 524 выписки из судового реестра РФ по бассейну, включающие сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав на суда (плавсредства).

Опытные специалисты отдела дипломирования и аттестации осуществляют сбор и подготовку документов, необходимых для принятия к исполнению подтверждения полученных дипломов, и их обмен, выдачу квалификационных свидетельств членам экипажей судов не только в пределах нашего бассейна.

Квалификационными комиссиями при Администрации проводится дипломирование командного и рядового состава экипажей судов внутреннего транспорта.

В период с 01.01.2022 по 07.11.2022 в квалификационной комиссии бассейна прошли дипломирование 1015 человек. Оформлено и выдано 648 бланков дипломов на право занятия должностей командного состава, из них: 231 бланк после прохождения квалификационных испытаний командным составом; 417 бланков без прохождения квалификационных испытаний (на основании заключения квалификационной комиссии – п. 22 (выпускник учебного заведения), п. 51 (снятие ограничений), п. 105 (обмен диплома) и п. 106 (продление срока действия дипломов при наличии необходимого стажа плавания) настоящего Положения о дипломировании…).

Оформлено и выдано квалификационных свидетельств на право занятия должностей рядового состава – 357 бланков, из них: 343 бланка после прохождения квалификационных испытаний членами судовой команды; 14 – без прохождения испытаний (на основании заключения квалификационной комиссии – п. 54 (выдача дубликата), п. 105 (обмен квалификационного свидетельства) настоящего Положения о дипломировании).

В завершение отмечу, что благодаря слаженной работе служб и отделов, подведомственных капитану бассейна, осуществляется качественное и своевременное предоставление госуслуг, а также обеспечивается безопасность судоходства на внутренних водных путях.

Морские вести России №17 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ