Эффективная стратегия - Морские вести России

Эффективная стратегия

12.11.2021

Морской транспорт

Общий объем законтрактованной будущей выручки «Совкомфлота» составил $24 млрд.

Фото: ПАО «Совкомфлот»

ПАО «Совкомфлот» опубликовало промежуточную сокращенную консолидированную финансовую отчетность (неаудированную) за период, закончившийся 30 июня 2021 года, подготовленную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Динамика показателей индустриальных сегментов бизнеса остается стабильно положительной, тогда как показатели конвенциональных сегментов продолжают находиться под влиянием неблагоприятной конъюнктуры, сложившейся на спотовом рынке перевозки нефти и нефтепродуктов.

Финансовые результаты

Общий объем законтрактованной в 2021 году выручки СКФ увеличился до $1 млрд. Общий объем законтрактованной будущей выручки СКФ (включая долю выручки от участия в совместных предприятиях) по состоянию на 30 июня 2021 года составил $24 млрд. Группа заключила ряд новых долгосрочных контрактов.

За второй квартал 2021 года выручка группы СКФ в тайм-чартерном эквиваленте (ТЧЭ) составила $284,9 млн, что на 3,6% выше аналогичного показателя первого квартала 2021 года. За первое полугодие 2021 года выручка ТЧЭ сократилась на 28,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила $559,9 млн.

Во втором квартале показатель EBITDA составил $181,2 млн (рост на 16,2% по сравнению с аналогичным показателем первого квартала 2021-го). Показатель EBITDA за первое полугодие 2021-го уменьшился на 42,2% год к году до $337,2 млн.

Во втором квартале 2021 года чистая прибыль, скорректированная на сумму обесценения судов, прибыль и убыток от курсовых разниц, а также доходов и расходов, связанных с изменением справедливой стоимости финансовых активов, составила $36,1 млн и выросла на 55,8% по сравнению с первым кварталом 2021 года. Скорректированная чистая прибыль за первое полугодие составила $59,2 млн.

Доля выручки в ТЧЭ от индустриальных сегментов (бизнес-сегменты транспортировки сжиженного газа и обслуживания шельфовых проектов челночными танкерами ледового класса и ледокольными судами снабжения) в первом полугодии 2021 года достигла 65% от общего объема выручки компании в ТЧЭ.

Объем выручки от индустриальных сегментов по итогам первого полугодия 2021 года составил $363,3 млн, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 6,1%. Рост обусловлен вводом в эксплуатацию трех новых газовозов, отфрахтованных в рамках долгосрочных контрактов концернам Shell и Total Energies. Выручка в ТЧЭ за второй квартал 2021 года составила $180,6 млн, незначительно снизившись (1,2%) по сравнению с первым кварталом 2021 года, что обусловлено докованием нескольких судов.

Прибыль от эксплуатации судов в индустриальных сегментах за первое полугодие 2021 года выросла на 6,0% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составила $300,5 млн. Прибыль от эксплуатации судов за второй квартал 2021 года составила $148,8 млн. По сравнению с первым кварталом 2021 года этот показатель снизился на 2,0%.

Конвенциональные танкерные сегменты бизнеса группы «Совкомфлот» (транспортировка сырой нефти и нефтепродуктов) обеспечили компании 32% всей выручки в ТЧЭ за первое полугодие 2021 года.

Объем выручки в ТЧЭ в конвенциональных сегментах в первом полугодии 2021 года снизился до $180,2 млн (на 55,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) из-за падения более чем в четыре раза год к году фрахтовых ставок на перевозку нефти и нефтепродуктов в условиях пандемии COVID-19. Выручка во втором квартале 2021 года оставалась на уровне первого квартала этого же года.

Прибыль от эксплуатации судов в конвенциональных танкерных сегментах группы по итогам первого полугодия 2021 года составила $81,4. Аналогичный показатель за второй квартал 2021 года увеличился на 6,4% по сравнению с первым кварталом 2021 года и составил $42,0 млн, этот рост связан с меньшим количеством плановых ремонтов во втором квартале.

Общий объем законтрактованной будущей выручки – общая кумулятивная выручка к получению по тайм-чартерным договорам, в т.ч. пропорциональная доля от участия в СП. Представлена без участия опционов на продление договоров. Общий объем законтрактованной будущей выручки – не входящий в МФСО финансовый показатель. При расчете данного показателя используются некоторые допущения, применяемые руководством СКФ, что может повлечь за собой дополнительные риски и неопределенности.

Скорректированная чистая прибыль для расчета дивидендов – прибыль, рассчитанная как чистая прибыль, приходящаяся на акционеров ПАО «Совкомфлот», скорректированная на сумму обесценения судов, прибыль и убыток от курсовых разниц, а также доходов и расходов, связанных с изменением справедливой стоимости финансовых активов.

Величина прибыли от эксплуатации судов определяется как выручка на основе тайм-чартерного эквивалента за вычетом эксплуатационных расходов на судно и платежей по чартерам или EBITDA компании до распределения коммерческих и административных расходов.

Операционные результаты

Индустриальные сегменты бизнеса. Группа СКФ продолжила расширять портфель долгосрочных контрактов, предусматривающих транспортировку сжиженного газа, а также транспортно-логистическое обслуживание шельфовых проектов челночными танкерами ледового класса и ледокольными судами снабжения, в том числе в сложных климатических и ледовых условиях. В первом квартале 2021 года в состав флота СКФ был принят газовоз типоразмера «Атлантикмакс» грузовместимостью 174 тыс. куб. м – «СКФ Тиммерман». По состоянию на 30 июня 2021 года в индустриальных сегментах по долгосрочным контрактам эксплуатировались 45 судов СКФ.

Группа СКФ заключила тайм-чартерные договоры с концерном Total Energies, предусматривающие эксплуатацию трех новых газовозов типоразмера «Атлантикмакс» грузовместимостью 174 тыс. куб. м. каждый в рамках грузовой программы Total Energies. Поставка новых судов фрахтователю запланирована на третий квартал 2023 года и второе полугодие 2024 года. СКФ будет являться судовладельцем и техническим менеджером судов. Общий объем будущей выручки СКФ по этим тайм-чартерным контрактам составит $360 млн.

В рамках развития индустриального сегмента бизнеса два действующих танкера зеленой серии СКФ были отфрахтованы компании «Сахалин Энерджи» для работы в рамках проекта «Сахалин-2». Суда будут переданы в эксплуатацию фрахтователю в 2024 году на срок 10 лет с возможностью продления на срок до 3 лет. Общий объем будущей выручки СКФ по этим тайм-чартерным контрактам составит $215 млн.

Конвенциональные танкерные перевозки. Сезонный рост фрахтовых ставок в марте-апреле текущего года оказался незначительным и не оказал существенного позитивного влияния на фрахтовый рынок, на котором наблюдалось снижение объемов перевозок нефти и нефтепродуктов, обусловленных в том числе карантинными ограничениями пандемии COVID-19. Сложно прогнозировать, когда спрос на перевозку нефти и нефтепродуктов вернется на прежние уровни, но существует несколько факторов, которые внушают оптимизм.

Решения OPEC+ о постепенном наращивании добычи нефти и восстановление объемов переработки должны простимулировать рост объемов перевозки нефти и нефтепродуктов. Одновременно с этим рост стоимости новых танкеров и последующий за этим рост стоимости подержанных танкеров будет ограничивать число заказов новых судов, уменьшая предложение свободного тоннажа и балансируя рынок.

В рамках реализации программы модернизации устаревшего флота «Совкомфлот» реализовал два танкера-продуктовоза типоразмера MR и два танкера-продуктовоза типоразмера «Панамакс» (ранее принадлежали СКФ через совместное предприятие). В дополнение к этому два танкера типоразмера «Афрамакс», два танкера типоразмера «Суэцмакс» и два балкера типоразмера «Панамакс» были проданы после отчетной даты. После продажи двух балкеров типоразмера «Панамакс» «Сов­комфлот» полностью вышел из сегмента балкерных перевозок. Поступления от продажи судов в размере $112 млн будут использованы для финансирования программы обновления флота и реализации новых проектов.

Привлечение капитала и финансирование. В течение второго квартала все три ведущих рейтинговых агентства повысили рейтинг СКФ до инвестиционного уровня. В апреле агентства Fitch и S&P Global повысили рейтинг компании до BBB (стабильный), в июне 2021 года Moody’s – до Baa3 (стабильный).

26 апреля 2021 года группа СКФ успешно завершила размещение 7-летних еврооблигаций на сумму $430 млн со ставкой доходности 3,85%. Компания использовала привлеченные в результате размещения средства для выкупа облигаций предыдущей серии с датой погашения в 2023 году. Таким образом, сделка позволила оптимизировать график погашения долга, не повысив при этом долговую нагрузку компании.

В апреле 2021 года «Совкомфлот» договорился о пересмотре условий по двум кредитным соглашениям на общую сумму $410 млн, снизив среднюю процентную ставку на 0,6%.

«Совкомфлот» стал обладателем ежегодной премии отраслевого журнала Marine Money. Издание признало первичное публичное размещение ценных бумаг «Совкомфлота» на Московской бирже (октябрь 2020 года) «Сделкой года» в категории «IPO года». Суммарный объем средств, привлеченных компанией в ходе IPO, составил 42,9 млрд руб. (эквивалентно $550 млн на момент размещения). Российская Федерация, которая до IPO владела 100% уставного капитала компании, уменьшила долю до 82,8%.

Дивиденды

15 июня 2021 года общее собрание акционеров ПАО «Совкомфлот» приняло решение выплатить дивиденды по обыкновенным именным акциям компании по результатам 2020 года на общую сумму 15,8 млрд руб., что составляет 6,67 руб. на одну акцию. Диви­денды были полностью выплачены в июле 2021 года.

СКФ планирует направить на выплату дивидендов за 2021 год не менее 50% прибыли, скорректированной на сумму обесценения основных средств, прибыли или убытка от курсовых разниц, а также доходов и расходов, связанных с изменением справедливой стоимости финансовых активов при условии утверждения данного решения советом директоров и годовым общим собранием акционеров компании.

По словам генерального директора – председателя правления ПАО «Совкомфлот» Игоря Тонковидова, в первом полугодии 2021 года стратегия СКФ-2025 продемонстрировала эффективность. Несмотря на крайне сложную конъюнктуру фрахтового рынка в отчетном периоде, компания добилась положительных финансовых результатов. Более половины выручки компания получила от индустриального бизнеса, который отличается предсказуемостью денежных потоков и высокой добавленной стоимостью.

– Мы продолжаем планомерную работу по увеличению объема законтрактованной выручки и развитию индустриальных проектов, – подчеркнул гендиректор компании. И отметил, что благодаря новым контрактам с Total Energies и «Сахалин Энерджи» общий объем законтрактованной будущей выручки СКФ, включая долю выручки от участия в совместных предприятиях, увеличился по состоянию на 30 июня 2021 года до $24 млрд. Законтрактованная выручка в 2021 году достигла $1 млрд.

Кроме того, И. Тонковидов заявил, что будут приложены все усилия для дальнейшего развития индустриальных проектов с высокой добавленной стоимостью. Так, по его мнению, в отчетном полугодии компания продолжала испытывать влияние пандемии COVID-19, что привело к новым ограничениям и повлияло на ее деятельность. Однако в этих условиях «мы продолжали в первую очередь заботиться о здоровье членов экипажей, а также сохранять на высоком уровне операционную эффективность в работе флота и в полном объеме выполнять контрактные обязательства перед своими клиентами», – пояснил он. И «пользуясь случаем, хотел бы пригласить наших инвесторов и акционеров на День инвестора СКФ, который состоится при поддержке Московской биржи 7 октября 2021 года», – сказал гендиректор СКФ.

В свою очередь, Николай Колесников, первый заместитель генерального директора – финансовый директор ПАО «Совкомфлот», добавил, что в первом полугодии все три ведущих рейтинговых агентства – Fitch, S&P Global и Moody’s – повысили кредитные рейтинги СКФ до инвестиционного уровня. Это позволило группе СКФ «успешно разместить новый выпуск семилетних еврооблигаций на сумму $430 млн, а также снизить процентные ставки по ряду наших кредитов».

Сегодня «Совкомфлот» обладает достаточным уровнем ликвидности для обеспечения устойчивой деятельности в условиях высокой волатильности фрахтового рынка и для осуществления крупномасштабных инвестиционных проектов, а также для выплаты дивидендов, которые по итогам 2021 года будут рассчитаны на базе скорректированной чистой прибыли.

– Приятно отметить, что наши усилия в части устойчивого развития были отмечены агентством Weber Research, которое впервые включило СКФ в свой ESG рейтинг, – сообщил финдиректор.

Также он напомнил, что в отчетном периоде акции ПАО «Совкомфлот» были включены в глобальный фондовый индекс FTSE (Financial Times Stock Exchange) и в список ценных бумаг MSCI Russia компаний малой капитализации, «что должно поддержать ликвидность акции СКФ».

Морские вести России №13 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Mordraga
Camco
Портовый вебинар Административная ответственность за нарушение технических регламентов в портах
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России