Трудовая миграция моряков: проблемы и перспективы - Морские вести России

Трудовая миграция моряков: проблемы и перспективы

06.10.2021

Морской транспорт

Трудовая миграция моряков: проблемы и перспективы

Фото: mfame.guru

Трудовая миграция, или, как часто называют этот процесс, экспорт рабочей силы, является сложным, многоаспектным вопросом как для государства, так и для граждан, работающих и получающих доходы за рубежом, в том числе и моряков. В мире такой вид использования трудовых ресурсов широко распространен, что определяет необходимость рассмотрения его с социально-экономических позиций как для государства-резидента, так и для самого работника.

По оценке Международной организации по миграции (International Organization for Migration), в мире отмечается около 164 млн рабочих мигрантов, это около 64% от их общего количества работников. Почти 70% трудящихся-мигрантов проживают и работают в странах с высоким уровнем дохода, 29% – в странах со средним доходом и только 3,4% – в странах с низким уровнем дохода. По географическому распределению почти 61% всех мигрантов-рабочих проживают в трех субрегионах: Северная Америка, арабские государства и северная, южная и западная часть Европы.

Елена Лаврентьева, д.э.н., профессор, завкафедрой организационно-экономического обеспечения деятельности транспортных организаций ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Александра Бровкина, доцент кафедры

Существенный финансовый источник

Ряд государств процессы миграции трудовых ресурсов регулируют в рамках национальной политики. Например, Филиппины, как миграционный донор для мирового рядового состава моряков, реализуют модель управления выездом граждан в другие страны, оценивая положительные государственные экономические аспекты. К этому процессу привлекаются правительственные и неправительственные организации, а также частные агентства занятости: Филиппинское управление по трудоустройству за рубежом (Philippine Agencyon Employment Abroad – POEA) и Управление по благосостоянию рабочих за рубежом (Overseas Workers Welfare Agency – OWWA) и (для постоянных жителей) Комиссия по филиппинцам, проживающим за рубежом (Overseas Filipino Commission – OFC).

Для работы за границей филиппинец должен в обязательном порядке получить разрешение в Управлении по трудоустройству за рубежом, где введена электронная система подготовки документов, на работника оформляется идентификационная карта со всей необходимой информацией, включая его квалификацию. Таким образом, на государственном уровне ведется централизованное администрирование как граждан, которые будут получать зарубежные доходы, так и деятельность лицензированных рекрутских агентств и иностранных работодателей.

Для определенных государств международная трудовая миграция является существенным финансовым источником. Так, для филиппинской экономики она составляет, по разным данным, от 7 до 11% внутреннего валового продукта республики.

Эксперты Всемирного банка оценивают рост денежных переводов за последние десятилетия с 126 млрд в 2000 году до 689 млрд в 2018 году, что отражает только легальные денежные потоки. При этом фактические масштабы глобальных денежных переводов, вероятно, больше. Наибольшие суммы переводов получают Индия, Китай, Мексика и Филиппины (табл. 1).

Таблица 1. Основные страны – получатели денежных переводов, млрд

Страна

Сумма

Страна

Сумма

Страна

Сумма

Страна

Сумма

2005

2010

2015

2018

Китай

23,63

Индия

53,48

Индия

68,91

Индия

78,61

Мексика

22,74

Китай

52,46

Китай

63,94

Китай

67,41

Индия

22,13

Мексика

22,08

Филиппины

29,80

Мексика

35,66

Нигерия

14,64

Филиппины

21,56

Мексика

26,23

Филиппины

33,83

Франция

14,21

Франция

19,90

Франция

24,06

Египет

28,92

Филиппины

13,73

Нигерия

19,75

Нигерия

21,16

Франция

26,43

Трудовая миграция распространилась на различные виды деятельности, однако это особенно характерно для мирового морского транспорта, где наибольшую долю моряков составляют филиппинцы – 400 тыс. из 1,6 млн общей численности мирового плавсостава. При этом более 260 тыс. филиппинских моряков работают на судах иностранных государств, но в последние годы появляется все больше моряков из Вьетнама, Мьянмы и Китая.

Предпринимательская активность организаций, оказывающих услуги по подбору персонала за рубеж, в каждой стране регулируется национальным налоговым законодательством, и пополнение государственного бюджета контролируется инструментами налогового администрирования. Большего внимания требует исследование финансовой отдачи физических лиц в бюджет государства-резидента, т.е. государства, гражданами которого они являются. Например, филиппинские моряки, работающие на судах под иностранным флагом, принесли экономике своей страны в 2010 году 3,8 млрд, а в 2018 году отправили в свою страну 6 млрд в виде денежных переводов.

Российские особенности

По данным Центробанка России, также наблюдается общая положительная динамика зарубежных денежных переводов физических лиц в Российскую Федерацию, за исключением 2020 года в связи с пандемийными ограничениями работы (рис. 1).

Рис. 1. Трансграничные операции физических лиц в Россию, млн

По оценке экспертов, поступление валюты в Россию за счет зарплат моряков составляет до 500 млн в год. Таким образом, трудовая миграция моряков занимает заметный финансовый сегмент.

В РФ установлена система лицензирования деятельности по трудоустройству российских граждан за пределами России, где определены общие требования относительно наличия у претендента на эту деятельность соответствующих помещений, а также квалификационных характеристик персонала. При этом только для компаний по зарубежному трудоустройству моряков определены отдельные обязанности, среди которых – ведение и поддержание в актуальном состоянии списка трудоустроенных работников, обеспечение доступа к указанному списку лицензирующего органа, которым является Министерство внутренних дел.

Однако точного учета и статистики количества российского плавсостава, работающего у иностранных судовладельцев, нет. Отраслевые эксперты отмечают, что свыше 100 тыс. российских моряков работают за рубежом. Достаточно сложно оценить их реальное количество. Круинговые компании, осуществляющие посреднические услуги по подбору и оформлению плавсостава, обязаны предоставлять информацию о лицах, выезжающих для работы за границу, однако отлаженного механизма контроля корректности подаваемых данных нет. При найме на иностранное судно единственным документом, подтверждающим трудоустройство, является контракт, заключаемый напрямую с судовладельцем. Этот документ, согласно международным требованиям, хранится у судовладельца и моряка, и нет обязательств по направлению его в круинговую компанию или администрации морских портов.

Расширение трудовой миграции в морском судоходстве – объективно развивающийся процесс, объясняющийся многими причинами. Например, для моряков – это незначительная доля судов под российским флагом (российскими судами перевозится не более 4% национальной грузовой базы), существенная разница в заработной плате. Вот и стремится плавсостав на иностранные суда, тем более что уровень подготовки российских моряков в мире признан очень высоким, а потому они везде и широко востребованы.

Выгодный экспорт?

Закономерен вопрос – выгоден ли государству экспорт трудовых ресурсов? Не углубляясь в политические, социальные, нравственные аспекты этой проблемы, рассмотрим финансово-экономическую составляющую. Если укрупненно, возмещение государству при экспорте рабочей силы осуществляется:

напрямую – налоговые поступления в бюджет от юридических лиц – посредников, организующих подбор, направление, иногда и обучение персонала для работы за рубежом;

опосредованно – от физических лиц в виде денежных средств, заработанных вне и ввезенных (перечисленных), потраченных в соответствующем государстве.

Возникает вопрос о налогообложении доходов, полученных российскими гражданами за рубежом. В научной литературе этой проблеме уделяется большое внимание. Согласно российскому налоговому законодательству индивидуальные зарубежные доходы будут являться объектом налогообложения для лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ. В состав таких доходов включаются:

дивиденды, проценты и страховые выплаты, полученные от иностранных организаций;

доходы от сдачи, использования или реализации имущества за рубежом;

вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, работы или оказания услуг за пределами страны;

пенсии, пособия, стипендии, полученные по законодательству иностранного государства;

доходы, полученные от использования за рубежом транспортных средств (морские, речные, воздушные суда; автомобили);

другие доходы, полученные по результатам деятельности за пределами РФ.

Необходимо учитывать статус российского налогового резидента, который по общему правилу имеют физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Этот период не прерывается при краткосрочном (менее шести месяцев) выезде за границу для лечения, обучения или выполнения работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, если гражданин работает за пределами России чуть более шести из 12 последовательных месяцев, то он не будет признан российским налоговым резидентом и его зарубежные доходы не подлежат налогообложению. Однако для отдельных видов деятельности этот подход имеет определенные особенности, например для морского транспорта.

По сложившейся практике зарубежные судовладельцы контракты с моряками заключают на четыре месяца с условием возможного их сокращения или продления на один месяц в зависимости от производственной необходимости и процедуры смены экипажа судна. Далее четыре месяца моряк находится на берегу, поэтому по стандартной схеме занятости он работает на иностранном судне 8 месяцев (около 240 дней) в течение 12 месяцев и налоговым резидентом не является, а значит, с его доходов налог на доходы физических лиц не уплачивается. При этом он и его семья проживают в РФ, где и тратят значительную долю полученных зарубежных доходов.

Доходы и расходы

Для укрупненного анализа рассмотрены условия работы экипажа (8 чел.) небольшого морского судна водоизмещением 6800 тонн, грузоподъемностью 3500 тонн. Период работы в течение календарного года – 8 месяцев (2 контракта по 4 месяца), в течение которого выплачивается заработная плата. Ежемесячный фонд оплаты труда составляет $40 000, средняя заработная плата – $5000.

Таким образом, при средней заработной плате $5000 в месяц по укрупненным расчетам моряк за календарный год может получить $40 000, из которых 10% средств, как правило, тратится за пределами РФ, а 90% ($36 000) ежегодно ввозится в Россию, что в рублевом эквиваленте составляет около 2808,0 тыс. руб. (курс обмена – 78 руб. за 1 долл.). Эти средства обеспечивают жизнь семьям моряков, основные направления их использования оцениваются на основе статистических данных домохозяйств, приведенных на рис. 2.

Рис. 2. Ежегодные расходы семьи на основе сложившихся статистических пропорций, тыс. руб. (составлена авторами на основании статистических данных о распределении ресурсов домашних хозяйств)

Расходы моряков являются, с одной стороны, катализатором предпринимательской активности соответствующего бизнеса и прибыльности определенного вида деятельности, а с другой – опосредованно способствуют поступлению в бюджет налоговых доходов.

Действующая открытая статистическая отчетность не позволяет точно установить поступление налогов по представленной детализации, однако для укрупненной оценки можно воспользоваться имеющимися статистическими данными по начисленным налогам и отраслевому обороту реализованной продукции, работам и услугам, что показано в табл. 2.

Таблица 2. Начисленные налоги в бюджетную систему Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2020)

Вид экономической деятельности

Сумма начисленных налогов, млн руб. *

Оборот организаций по видам экономической деятельности, млн руб.**

Доля начисленных налогов в обороте отрасли, %

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

699 352,245

9 985 300

7

Торговля оптовая и розничная

2 168 012,552

78 252 000

3

Транспортировка и хранение

845 283,554

13 476 500

6

Деятельность гостиниц и предприятий общепита

140 708,062

1 372 500

1

Деятельность в области информации и связи

712 009,839

42 281 000

2

Образование

369 905,605

61 320 000

1

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

324 542,962

29 841 100

1

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

123 389,984

3 110 000

1

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

699 352,245

9 985 300

7

Составлено авторами по данным Росстата «Россия в цифрах – 2020» и ФНС России «Отчет о поступлении налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему РФ по основным видам экономической деятельности. 1-НОМ»

* https://www.nalog.ru/rn78/related_activities/statistics_and_analytics/forms/8708078/ (обращение 10.02.2021).

** https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20_11/Main.htm, п.15.3 (обращение 10.02.2021).

На основании приведенных выше данных выполнена систематизация и укрупненная оценка сумм налоговых доходов, которые опосредованно получает бюджет с потребительских расходов моряка (табл. 3).

Таблица 3. Налоги, опосредованно поступающие в бюджет с потребительских расходов моряка

Статья расходов

Расходы моряка, тыс. руб.

Доля поступающих в бюджет налогов, %

Сумма поступающих в бюджет налогов, тыс. руб.

Питание

946,3

3

28,4

Непродовольственные товары

376,3

3

11,3

Жилищные услуги

278,0

7

19,5

Связь

89,9

2

1,8

Транспортные расходы

468,9

6

28,1

Здравоохранение, образование

129,2

1

1,3

Отдых и спорт

317,3

4

12,7

Прочие

202,2

5

10,1

Всего

2808,0

113,2

Таким образом, за год бюджет опосредованно получит 113,2 тыс. руб. в виде налоговых отчислений. Если принять экспертную оценку, что более 100 тыс. моряков работают у иностранных судовладельцев, то ежегодные бюджетные поступления с их потребительских расходов составят не менее 11,32 млн руб. Может, для бюджета России цифра не такая значительная, однако это дополнительный вклад в валовой внутренний продукт государства только с одной категории работников, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом.

Если бы эти моряки работали на российских судах, то при анализируемой годовой заработной плате одного работника 2808,0 тыс. руб., налог на доходы физических лиц составил бы 365,04 тыс. руб. в год, а с 100 тыс. человек – 36,5 млн руб. При этом они также тратили бы заработанные средства в России, активизируя национальный бизнес. Конечно, этот вариант для государства более привлекательный, однако сложившаяся ситуация на рынке труда требует экономической оценки развивающейся трудовой миграции моряков и принятия мер по ее регулированию, например:

– создание привлекательных условий физическим лицам, работающим за рубежом, для уплаты налога и страховых взносов в формате самозанятых граждан;

– создание унифицированного порядка уплаты определенных взносов во внебюджетные фонды российскими гражданами, выезжающими на работу вне России.

Признавая, что миграционные процессы характеризуются множеством спорных моментов, которые могут трактоваться как положительно, так и отрицательно, надо признать, что такая форма трудовой занятости будет развиваться. Сложившиеся мировые тенденции требуют государственного регулирования трудовой миграции в организационном и экономическом аспектах, что при эффективном управлении будет способствовать увеличению доходной части бюджета и обеспечению социальной защищенности этой категории российских граждан.

Морские вести России №11 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
РТКОММ
Camco
МТ Групп
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проводит Онлайн-хакатон

08.09.2021

Морской транспорт

26.08.2021

Морской транспорт