И Антарктику – в приоритеты России - Морские вести России

И Антарктику – в приоритеты России

20.04.2021

Морской транспорт

Присутствие России должно быть подкреплено общегосударственными программами и проектами и широким общественным вниманием

Фото: Сергей Алексеев/Морские вест России

Россия, страна – первооткрыватель Антарктиды, великая морская и полярная держава, должна последовательно развивать потенциал присутствия на южном континенте и транспортные возможности с целью обеспечения здесь на долгосрочной перспективе своих интересов. К такому выводу пришли участники Всероссийского круглого стола, организованного Общероссийским движением поддержки флота (ДПФ) в ознаменование 201-й годовщины открытия южного материка русскими моряками.

Сергей Алексеев

В собрании, состоявшемся в Институте Латинской Америки РАН, приняли участие моряки, флотские офицеры, полярники, участники парусных экспедиций к южному континенту, представители Росгидромета, Федерального агентства по рыболовству, Федерального агентства морского и речного транспорта, «Росгеологии», Музея морского и речного флота России, академической и отраслевой науки, отечественного бизнеса, работающего с Латинской Америкой, и латиноамериканских деловых кругов, дипломаты.

Ответственность за подвиг

Открывая заседание круглого стола, председатель ДПФ капитан 1-го ранга запаса Михаил Ненашев отметил, что текущая геополитическая ситуация, образно говоря, схожа с положением, сложившемся более двухсот лет назад, буквально спустя несколько лет после победы России над наполеоновской Францией.

Тогда два наших корабля под русским флагом водоизмещением, схожим с современными яхтами, вопреки известной рекомендации, выдвинулись за 60-ю параллель. Насколько опасным было это плавание для русских моряков, шедших неизведанным путем, по сути, в ледяную неизвестность, свидетельствуют вахтенные журналы и книга капитана 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена, в которой часто встречаются фразы типа: «слава богу, остались живы». Смертельно опасные дни чередовались, но мужество и профессионализм экипажа, храбрость и интуиция командиров, разумеется, не без помощи провидения помогли уцелеть кораблям, выжить морякам и счастливо вернуться к родным берегам. Открытие шестого континента русскими моряками оказалось завершающим в череде великих географических открытий на планете Земля.

Благодаря статусу первооткрывателя континента наше Отечество имеет право на территориальные закрепления на Южном полюсе мира в рамках Договора об Антарктике 1959 года. Однако в 2048 году срок конвенции о «неделимой независимости» шестого континента истекает. Сегодня, как и ранее, многие страны демонстрируют свои антарктические притязания в регионе. А влияние России на Южном полюсе необходимо усиливать, иначе под давлением современных обстоятельств оно сократится.

Более десятилетия назад продвижение интересов России в Антарктиде стало одним из приоритетов работы Общероссийского движения поддержки флота. В 2012 году ДПФ в письме председателя Движения к президенту России и затем на Всероссийской конференции в Доме ученых в Москве было выдвинуто много интересных и значимых инициатив, среди которых – объявить 2020 год Годом 200-летия открытия Антарктиды.

И эта работа ДПФ во взаимодействии с другими структурами дала определенный эффект. В 2020 году состоялось и успешно завершилось плавание трех больших парусников Росрыболовства и сибирской яхты океанского класса «Елизавета» капитана Алексея Логинова, на борту которых по маршруту экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева прошли курсанты вузов Росрыболовства и Росморречфлота, юноши из ряда регионов России. Помимо этого состоялись празднования на антарктических станциях, Всероссийская конференция в день 200-летия открытия континента, которые были посвящены подвигу русских моряков и преемственности современного поколения, прошло множество патриотических акций по всей стране. Но вместе с тем прошедший юбилей выявил множество проблем, поставил много задач, которые надо обязательно решить.

– Мы отстаем в Антарктиде. Все, с кем я общался, в один голос говорят: посмотрите, как Китай шагнул, Чили, Аргентина с точки зрения вложений в инфраструктуру, в развитие флота, своего присутствия. У нас, к сожалению, стыдно об этом говорить, многие объекты как построили в 60-е годы, так они и стоят, – с горечью говорит председатель ДПФ. – Остро стоит проблема с российским рыболовством в Антарктическом регионе. И особо подчеркивает, что трудно набирать исследователей, ученых в антарктические экспедиции. – Когда провожали «Академика Федорова» в экспедицию, мне сказали, что на борту есть места в лабораториях и для других целей, но не очень-то рвется российская молодежь в походы на Южный полюс. Тому масса причин: зарплата почти такая же, как, к примеру, в Карелии. Вот эта вопиющая неразумность, другие дисбалансы, проблема с уровнем пенсий, они, конечно, очень сильно бьют по тому, что мы первооткрыватели в прошлом, а ныне выглядим слабо, – заметил он.

Михаил Ненашев подчеркнул, что россияне как потомки героических моряков легендарной экспедиции Беллинсгаузена – Лазарева, наших великих предков, ответственны за создавшуюся обстановку и должны объединить все неравнодушные дееспособные силы внутри страны для наполнения политики лидерства достойным содержанием на обоих полюсах – Арктики и Антарктиды.

При этом, считает он, наиболее значимую поддержку антарктического направления сотрудничества во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности России Москва может получить среди стран Латинской Америки, большинство из которых выступает за расширение присутствия России в этом регионе.

Данный тезис получил подтверждение и развитие в выступлениях директора Института Латинской Америки Дмитрия Разумовского, научных сотрудников института, представителя Торгово-промышленной палаты провинции Осорно (Чили) в России Алехандро Клок Вараса, участника экспедиции в Антарктиду на российской яхте «Елизавета» курсанта ГУМРФ имени адмирала Макарова Тимофея Полозняка и других.

Великий потенциал для науки и сотрудничества

Антарктида является одним из ключевых элементов международного сотрудничества и фундаментальной науки. О различных аспектах российского присутствия на шестом континенте, ключевых научно-исследовательских проектах и проблемах рассказали замруководителя Росгидромета Дмитрий Зайцев, начальник Российской антарктической экспедиции, замдиректора НИИ Арктики и Антарктики Александр Клепиков, вице-президент компании «Росгеология» Сергей Хрущев.

В прошлом году председатель правительства М. Мишустин утвердил Стратегию развития в области Антарктики до 2030 года. В ее рамках будет обновляться инфраструктура, строиться новые суда, самолеты, проводиться научные исследования.

В частности, будет продолжен проект «Древний лед». В 2018 году завершилось бурение на глубине 3623 метров под станцией «Восток». Полученный ледяной керн был проанализирован в лабораториях России, Франции и США – и оказалось, что возраст льда на глубине 3310 метров составляет 420 тысяч лет. По этому керну было сделано много интересных открытий: например, впервые показана тесная связь между концентрацией углекислого газа в атмосфере и температурой воздуха.

– Новые исследования позволят заглянуть на 1,8 млн лет назад, в прошлое нашей планеты. Безусловно, здесь будет краеугольным вопрос финансирования, поэтому мы готовы вместе с Министерством природных ресурсов, Министерством финансов, Минэкономразвития, с ведущими федеральными органами власти доказывать нашей стране, что реализация науки в данном направлении будет иметь ключевое значение, и призываем всех неравнодушных, всех заинтересованных из органов власти, организаций, общественных организаций активнее принимать участие в жизни российских антарктических экспедиций, – подчеркнул Дмитрий Зайцев.

Александр Клепиков добавил, что большие надежды российские полярники возлагают на новый зимовочный комплекс «Восток», средства на строительство которого были выделены компанией «НОВАТЭК». Компоненты станции уже были собраны под Санкт-Петербургом для проверки готовности.

– У нас много исследований проводится совместно с немцами, с американцами работаем и с австралийцами, естественно, с белорусами, китайцами. И важно не только научное сотрудничество, важно, что у нас хорошие связи между людьми и взаимопомощь в случае чрезвычайных ситуаций. Мы имеем также соглашения о сотрудничестве в Антарктике с Уругваем и Чили, сейчас готовятся договоренности с Аргентиной и с Перу, конечно, – информировал начальник Российской антарктической экспедиции.

Как пример крупного международного проекта он привел антарктическую экспедицию четырехлетней давности, в которой участвовали представители 22 стран. Повторение подобной инициативы по широкому привлечению научных сил различных стран продвигает ЮНЕСКО, где российские полярники, разумеется, также будут задействованы.

Принудительное исключение

Реалиями обостряющейся промысловой конкуренции в антарктических водах, а также примерами административно-правового выдавливания из бассейна Южного океана российских рыболовецких компаний представителями англосаксонского блока поделился с участниками мероприятия замначальника Управления международного сотрудничества Росрыболовства Дмитрий Кременюк.

– В советское время Антарктида была одним из ведущих секторов нашей рыбохозяйственной деятельности. С 60-х годов у нас было проведено более 138 комплексных экспедиций в Антарктику. Добывалось колоссальное количество водных биологических ресурсов. Историю освоения Антарктики многие знают по прилавкам советских магазинов, в частности по крилю, – напомнил он.

Однако в настоящее время в сфере хозяйственной деятельности в Антарктике международным сотрудничеством и заботой об экологии ряд стран прикрывает свои интересы. Сегодня основные бенефициары водных биологических ресурсов шестого континента – наши «друзья» и «партнеры» англосаксонского блока, которые имеют антарктические территории: Франция, Италия, Австралия и другие.

– Они постепенно и планомерно пытаются выдавливать нас из позиционного промысла в Антарктике под различными предлогами. Одна из последних новелл касается «морских охраняемых районов». Это многомиллионные площади, где под предлогами защиты климата пытаются закрыть минимальный промысел. Причем эти участки совпадают с секторами, поделенными между Аргентиной, Великобританией и Норвегией, – сообщил представитель Росрыболовства.

Он добавил, что сейчас в агентстве обсуждается разработка кластера по крилевому промыслу, поскольку это единственный оставшийся запас водных ресурсов, который пока не разделен.

– Сейчас мы на этом промысле, к сожалению, не присутствуем, но исследования в любом случае делаем. В прошлом году судно «Планета» работало там, есть планы эти исследования продолжить. Без поддержки государства, естественно, конкурировать с нашими партнерами достаточно сложно, потому что тот же Китай выделяет субсидии, Норвегия дает беспроцентные кредиты, и это является фактором, который ставит нас в неравные конкурентные условия, – переживает Дмитрий Кременюк.

Дальнейшие перспективы, по его словам, на сегодня проблемные (!). У «партнеров» есть планы закрыть Восточную Антарктику, Антарктический полуостров, в общем, миллионы квадратных километров, исключив Россию.

– Фактически вытесняется любая хозяйственная деятельность из района. Под благими задачами, целями. При заходе парусников, обозначении присутствия наблюдается определенное сотрудничество, здесь хорошие человеческие отношения. Но помимо этого есть, естественно, моменты, которые нужно учитывать и в отношении экономических интересов. Это в первую очередь субсидирование хозяйственной деятельности в Антарктиде, вопрос, который мы поднимаем перед правительством, – подытожил представитель Росрыболовства.

Большая игра

Как было отмечено, целым рядом стран, территориально примыкающих к Антарктическому бассейну или сохраняющих там с колониальных времен подконтрольные территории, ведется масштабная, щедро финансируемая подготовка к предстоящему в 2048 году истечению срока действия Договора об Антарктике и возможному старту процесса раздела южного континента и его ресурсов.

В этих условиях, по мнению советника руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Алексея Кравченко, для создания достаточных условий по защите интересов России при развитии событий вокруг Антарктиды по любому из возможных сценариев Антарктическая повестка России должна сменить статус одной из периферийных по значимости ведомственных программ, финансируемой по остаточному принципу, на уровень проекта общегосударственной значимости, национального проекта.

– Как сказал Михаил Петрович, в Антарктике и в Латинской Америке идет большая игра. Россия пока «едет на инерции», на славе первооткрывателей, благодаря которой, кстати, мы имеем право и сохраняем инфраструктуру по всему периметру континента. Но сам по себе такой подход уже устарел. У нас нет межведомственных органов высокого уровня, которые способны обеспечить России необходимые на этом направлении возможности, – заявил он. И добавил, что на сегодняшнее время все антарктические программы стран Южного конуса и пяти стран Латинской Америки за его пределами курируются военно-морскими силами соответствующих министерств обороны. От России им противостоит, по сути, один Росгидромет.

– У нас еще есть шанс на успешное сотрудничество в регионе, надо работать сообща с Латинской Америкой, – подчеркнул Кравченко, проработавший в свое время в Латинской Америке более 10 лет.

Однако для дипломатической работы России действительно не хватает такого важного инструмента, как гражданский транспортный флот. Примером стала поломка лихтеровоза «Севморпуть», который перевозил новые модули для станции «Восток». Из-за поломки одного-единственного судна и отсутствия инфраструктуры для возможного ремонта работы по модернизации станции «заморозили» на год.

В завершение круглого стола прозвучало несколько предложений:

– организовать рабочую группу на площадке института Латинской Америки, которая занималась бы исследованием антарктического вектора политики стран южного сектора и их соседей. Данный анализ необходим для принятия реалистичных рабочих межведомственных и дипломатических решений;

– рассмотреть возможность создания межведомственного органа, который способен действительно координировать эффективную (!) российскую деятельность в Антарктике, и документа общегосударственного национального значения, посвященного продвижению интересов России на шестом континенте;

– продолжить содействие работе по увеличению доли рыбопромысловых и транспортных судов под российским флагом в этом регионе; развивать поддержку масштабного туристического направления в Антарктиду. Сформулированы были и другие предложения на круглом столе.

Российские полярники, как ученые, так и практики, высказали признательность ДПФ и председателю Движения за активную деятельность, нацеленную на защиту российских интересов в Антарктиде путем привлечения общественного и государственного интереса к этой теме.

Подводя итоги острой, содержательной дискуссии, Михаил Ненашев пообещал подготовленные на основе прозвучавших идей и предложений рекомендации круглого стола направить для рассмотрения в соответствующие властные, управленческие, ведомственные инстанции и в Государственный Совет России. Кроме того, ДПФ планирует организовать во взаимодействии с другими структурами Международную конференцию морских общественных организаций стран АТР и Латинской Америки для выработки планов сотрудничества по актуальным вопросам и консолидации подходов морского сообщества, в том числе по будущему статусу и формату дальнейшего развития Антарктического региона мира.

Морские вести России №3 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
РТКОММ
Camco
МТ Групп
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проводит Онлайн-хакатон

08.09.2021

Морской транспорт

26.08.2021

Морской транспорт