На крыльях вдоль Куршской косы - Морские вести России

На крыльях вдоль Куршской косы

30.11.2020

Морской транспорт

На крыльях вдоль Куршской косы

В сезоне 2020 года между литовским Каунасом и Нидой начало работать советское судно на подводных крыльях «Ракета». Восстановили СПК частные инвесторы. Причем еще за год до выхода на линию оно стало местной достопримечательностью.

Ростислав Курёхин

Судно на подводных крыльях «Ракета» проекта 340 стало первенцем нового «крылатого» флота, который только-только набирал обороты. Это был теплоход пассажировместимостью 64–67 чел. с одновальной силовой установкой и двигателем М50, который до этого ставился на торпедные катера проекта 123-бис «Комсомолец». Всего с 1959 по 1976 год по трем близким проектам 340, 340Э, 340МЕ было построено 389 «Ракет». В том числе эти суда шли на экспорт. В 22 разные страны ушли более тридцати «Ракет».

При длине 27 и ширине 5 метров эти СПК развивали скорость до 70 километров в час и могли без проблем проходить расстояние 600 километров. Работали они по всей стране, во всех республиках СССР.

В свое время ходили они и в Литве, по Неману в Каунас и Ниду. Это было очень удобно, быстро и давало возможность пассажирам любоваться красотой окружающей природы.

На начало 70-х годов в Каунасе работали четыре «Ракеты». Плавали они на маршруте Каунас – Советск, с выходом в Куршский залив, затем с заходом в поселок Нида на Куршской косе, далее в Юодкранте и до Клайпеды.

Однако после развала СССР часть судов отправилась на покой. До XXI века сохранилось лишь два СПК: Aistė и Linija, которые ходили до Ниды вплоть до начала 2010 года. Затем на прикол поставили и их.

Laivas Raketa меньше чем за год было отремонтировано первое СПК – Aistė 1962 года постройки с бортовым номером Р-348 родом с Феодосийского завода «Море» (стр. № 282). Также на судне модернизировали салон, сменили двигатель «Звезды» М400 – на складах в ЗИПе нашлась машина с небольшим пробегом, и судно пустили на линию.

Всего на борту обновленного СПК 58 мест, ради увеличения комфортности пришлось пожертвовать десятком пассажиро-мест. Однако теперь здесь есть столики, отдельные места для велосипедов и пассажиров с ограниченными возможностями.

Стоимость работ по обновлению СПК составила больше 100 000 евро. Конкретную цену проекта инвесторы не называют, но, по расчетам, вложения должны окупиться за три года.

Комментируя старт проекта, глава литовских водных путей Нериюс Шилгалис тогда заявлял:

«Чтобы цена на билеты была конкурентной, мы говорим с мэриями Ниды и Каунаса о том, чтобы они участвовали в финансировании маршрута. Мы считаем, что это нужно и для туристических целей. Также это способствует сокращению числа машин на дорогах, да и времени такое сообщение потребует меньше, чем по дороге, – четыре часа».

Оговоримся сразу, что компенсации стоимости на перевозки есть, но они не такие большие. Проект более коммерческий, нежели дотационный.

Судно ходит строго по расписанию. По четвергам, пятницам и субботам в 9:00 из Каунаса, а из Ниды по четвергам, пятницам и воскресным дням в 15:30. Суммарно дорога в Ниду занимает около 3,5 часов, обратно – около 4 часов, так как приходится идти против течения.

Билет в одну сторону на СПК на 1 пассажира стоит 51 евро, за места у окна придется заплатить по 59 евро.

С годичным отставанием

По планам «Ракету» должны были запустить в сезоне 2019 года. Но оказалось, что новые литовские нормативные документы не позволяют судам вместимостью более 12 человек превышать скорость в 40 км/ч. Внести поправки в документы удалось только в этом году.

А на время, пока пассажиры ждали возвращения СПК, перевозчик – литовская компания Nemuno turas – организовала маршрут на советском судне «Заря» Deima.

Путь в 220 км «Заря» проходит дольше – за 6 часов, но цена билета меньше «ракетной» – 39 евро.

Первый рейс Deima в Ниду состоялся 24 августа. Помимо регулярных рейсов, «Заря» еще ходила в однодневные туры в расположенный в дельте Немана поселок Русне и обратно.

А уже в начале лета 2020 года спустили на воду «Ракету». Первый рейс немного отложили из-за активизации коронавируса. Но 5 июня прошла торжественная церемония открытия линии. На мероприятии мэр Неринги Дарюс Ясайтис заявил:

«Мы шутим, говоря, что если хотите отправиться назад в 70-е, покупайте билеты на Raketа. Мы единственный курорт, который не закрылся во время карантина. Мы всех ждем, конечно, но надо соблюдать дистанцию. Пляжи чистые, вода теплая, у нас всегда солнечно». Зимует новая «Ракета» в местной дирекции водных путей.

Целевая аудитория «Ракет» – люди старшего поколения, даже слоган Laivas Raketa звучит так: «Для тех, кто хочет вернуться в 70-е».

«Для нас стало также неожиданностью, что проектом заинтересовались и молодые люди. Во многом потому как мы не просто предлагаем путь из точки А в точку Б. Проект Raketa – это самостоятельный туристический продукт, со своей исторической, познавательной частью. К тому же с воды можно посмотреть красоты нашей Куршской косы совершенно в ином ракурсе. Из окна автобуса вы такого точно не увидите».

И восстановление Aistė – это только первый шаг. Ждет своей очереди и вторая «Ракета» Linija, запустить которую компания планирует через 2–3 года. Но уже к следующему сезону на линию Клайпеда – Нида должно выйти судно «Полесье». Что это за судно, какого года постройки, в компании пока не рассказывают, но ремонт на нем уже идет полным ходом.

Так что пока в России скептики заявляют о том, что флот СПК обречен на вымирание, прибалтийские коллеги умудряются извлекать из 60-летних судов прибыль. И даже расширяться.

Морской флот №4 (2020)

ПАО СКФ
Газпромбанк
РТКОММ
Camco
МТ Групп
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проводит Онлайн-хакатон

08.09.2021

Морской транспорт

26.08.2021

Морской транспорт