Не ледоколами едиными - Морские вести России

Не ледоколами едиными

18.11.2020

Морской транспорт

Не ледоколами едиными

В 2019 году ФГУП «Атомфлот» подняло флаг на своем первом дизельном ледоколе «Обь». Это судно стало флагманом портового флота, созданного для проекта «Ямал СПГ». За прошедшие четыре года предприятие смогло развить для себя новое направление бизнеса.

Петр Куусинен

Комплексный подход

В конце ноября 2014 года Атомфлот и дочерняя компания НОВАТЭКа – ОАО «Ямал СПГ» подписали договор на оказание комплекса услуг портового флота на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения с основным периодом действия по 31 декабря 2040 года. С учетом двух пятилетних опционов сотрудничество может быть продлено до 2050 года. Столь долгосрочные перспективы позволили Росатомфлоту спланировать загрузку и построить новый флот под конкретные задачи.

Дополнительным аргументом в пользу ФГУП «Атомфлот» стало то, что у предприятия есть огромный опыт операций с современным флотом в северных морях и портах. Росатомфлот – одна из немногих в мире компаний, которая обладает штатом моряков-профессионалов, чьи компетенции подтверждены реализацией десятков арктических проектов.

В декабре 2018 года были запущены вторая и третья линии на заводе «Ямал СПГ» с опережением графика на 6 месяцев и год соответственно. Прошлый 2019 год стал первым полным годом одновременной работы всех трех очередей на предприятии. По итогу «Ямал СПГ» произвел 18,4 млн тонн продукции, превысив проектную мощность завода на 11%, или на 1,9 млн тонн.

Свою роль в перевалке СПГ выполнял и портовый флот ФГУП «Атомфлот».

Сейчас суда предприятия оказывают полный комплекс портовых услуг в акватории порта Сабетта. Портовый флот совместно с атомными ледоколами обеспечивают следующие операции: заводят танкеры-газовозы грузовместимостью свыше 170 тыс. кубометров, занимаются швартовными операциями, обеспечивают эскортирование судов, доставляют и снимают лоцманов.

Кроме того, суда портового флота оказывают услуги по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в пределах акватории порта, а также по обеспечению аварийно-спасательных функций: спасение людей и судов в границах акватории порта, ликвидации пожаров на судах, находящихся в порту.

С каждым годом увеличивается общее количество выполненных работ буксирами и дизель-электрическим ледоколом Росатомфлота. Если в 2018 году он выполнил 1690 портовых работ, то уже в прошлом году эта цифра выросла до 2828. За первое полугодие 2020 года буксиры компании выполнили 1615 работ, пройдя более 14 тыс. морских миль.

Увеличение объема портовых работ связано с выходом на полную проектную мощность СПГ-завода в порту Сабетта. По статистике, портовый флот Атомфлота обеспечивал судозаход газовоза каждые 39 часов.

Для сравнения: загрузка от «Ямал СПГ» увеличила количество операций и у атомного флота. В сумме в 2019 году атомные ледоколы провели 510 судов общей валовой вместимостью 30,28 млн тонн, в 2018 году было проведено 331 судно с общей валовой вместимостью 12,7 млн тонн.

Экипажи судов портового флота предприятия работают по схеме два через два.

И как рассказывают в самом Атомфлоте, рынок труда не ограничивался лишь Мурманской областью. Поиск кандидатов велся и в других регионах. Для судоводителей обязательным требованием был опыт работы в ледовых условиях. Сегодня на судах портового флота работают моряки со всей страны: от Новороссийска до Мурманска.

С текущей загрузкой среднегодовая выручка от проекта «Портофлот» превышает 2 млрд рублей. Кроме того, участие в проектах «Ямал СПГ» дало Атомфлоту в сумме около 120 дополнительных рабочих мест.

Буксиры южные, ледокол выборгский

Портовый флот Атомфлота состоит из четырех буксиров: «Пур» и «Тамбей» – оба класса Arc4, «Надым» и «Юрибей» класса Arc6. Все буксиры построены в Краснодарском крае на производственной площадке ООО «Краншип».

Флагманом портового флота является дизель-электрический ледокол «Обь», который строили на Выборгском СЗ по проекту финского конструкторского бюро Aker Arctic. Ледокол оснащен современным электродвижительным комплексом и инновационной электроэнергетической системой. И в целом для своего класса судно уникальное.

Про перспективы

Перспектив у буксирных компаний в Арктике много. Помимо «Ямал СПГ», в регионе по-прежнему активно работают АО «Нефтегазхолдинг» и ПАО «ГМК «Норильский никель»». Причем генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашкав в конце прошлого года заявлял:

«У нас есть официальное письмо – заявка на работу с ННК. Этот проект интересен и тем, что можно объединить усилия и оказывать услуги двум заказчикам: «Норильскому никелю» и ННК.

Уже на подходе еще один проект НОВАТЭКа – «Арктик СПГ – 2», запуск которого запланирован на 2023 год. Общая мощность трех линий там составит 19,8 млн т СПГ в год.

Недалеко от Ямала находится Гыданский полуостров, на котором расположены Салмановское и Геофизическое месторождения с общими запасами газа 385 млрд м3. И НОВАТЭК готовит технологическую концепцию нового завода СПГ, мощность одной линии которого предполагается на уровне 5-6 млн т продукции в год.

Понятно, что ни один из этих проектов не обойдется без участия атомных ледоколов. Да и увеличение судозаходов и глобально – порта Сабетта потребует увеличения количества буксиров. И тут опыт работы Атомфлота будет на руку.

Морской флот №4 (2020)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России