Особенности процедуры получения Свидетельства судна полярного плавания судами, построенными до 1 января 2017 года - Морские вести России

Особенности процедуры получения Свидетельства судна полярного плавания судами, построенными до 1 января 2017 года

21.10.2020

Морской транспорт

Особенности процедуры получения Свидетельства судна полярного плавания судами, построенными до 1 января 2017 года

Фото: ФГУП «Атомфлот»

Исследован действующий алгоритм получения Свидетельства судна полярного плавания (ССПП) для судов, находящихся под наблюдением Российского морского регистра судоходства (РМРС), а также процедуры получения ССПП иных классификационных обществ – членов МАКО. В статье приведены основные этапы процедуры получения ССПП на судах, построенных до вступления в силу Полярного кодекса (ПК), выявлены характерные несоответствия судна требованиям ПК, предложен способ минимизации временных и финансовых затрат на приведение судна в соответствие с ПК за счет предварительного выполнения «Анализа соответствия».

Е. Морозова, ведущий инженер отдела конструктивной надежности и защиты судов от коррозии ЦНИИМФ

М. Шилкина, инженер 1-й категории отдела конструктивной надежности и защиты судов от коррозии

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс), вступил в силу 1 января 2017 года и стал для них обязательным документом. И если на судах, построенных после этой даты, требования ПК учитываются, как правило, на стадии проектирования, то для судов в эксплуатации возрастом более 5-10 лет выполнение этих положений может потребовать от судовладельца ряда организационно-технических мероприятий, что зачастую сопряжено с различными трудностями как логистического, так и эксплуатационного характера.

Кроме того, перечень таких мероприятий на текущий момент судовладелец должен определять самостоятельно, что не всегда приводит к положительному результату при освидетельствовании судна и, как следствие, к его простою.

Процедура получения ССПП

В соответствии с действующим алгоритмом получения ССПП для судов под наблюдением Российского морского регистра судоходства (РМРС) судовладельцу следует самостоятельно оценить соответствие судна условиям эксплуатации в полярных водах и требованиям ПК.

Помимо выполнения всех требований, предъявляемых к конструкции, оборудованию и снабжению судна, в соответствии с положениями ПК на борту каждого судна, эксплуатирующегося в полярных водах, должен быть документ, включающий процедуры, основанные на оценке рисков, а именно – Наставление по эксплуатации в полярных водах (НЭПВ).

В соответствии с Руководством по применению положений Полярного кодекса НЭПВ является обязательным документом при предъявлении судна на получение ССПП, однако полнота и достоверность информации, приводимой в нем, в настоящий момент не регламентируется ни одним действующим нормативным документом РМРС. НЭПВ должен включать предназначенную для экипажа информацию об эксплуатационных возможностях и ограничениях конкретного судна, а также о процедурах, которые необходимо выполнять как в ходе обычных операций, так и в случае аварийных ситуаций, возникающих в полярных водах.

Несмотря на это, многие судовладельцы не принимают во внимание, что разработки НЭПВ недостаточно для прохождения освидетельствования и получения ССПП, так как он не отражает в полной мере соответствие судна требованиям ПК.

Однако после разработки НЭПВ судовладелец может предъявить судно РМРС для освидетельствования на соответствие ПК. Как правило, именно в этот момент инспектор РМРС выявляет ряд несоответствий требованиям ПК, в связи с чем судовладельцу приходится откладывать получение ССПП или ограничивать условия эксплуатации судна, что может повлечь за собой серьезные финансовые потери.

В связи с этим были рассмотрены процедуры получения ССПП, принятые некоторыми иными классификационными обществами – членами МАКО. В частности, алгоритм получения ССПП ИКО – членов МАКО, таких как Bureau Veritas (BV) и Det Norske Veritas – Germanischer Lloyd (DNV-GL), заведомо учитывает возможность несоответствия судна требованиям ПК. До начала освидетельствования специалистами проводится комплексная проверка на наличие несоответствий требованиям к конструкции, оборудованию и снабжению и назначаются меры по устранению этих несоответствий.

Предложение ЦНИИМФ

По аналогии с процедурой получения ССПП, по которой работают Bureau Veritas (BV) и Det Norske Veritas – Germanischer Lloyd (DNV-GL), АО «ЦНИИМФ» предложило судовладельцам предварительное выполнение «Анализа соответствия судна требованиям Полярного кодекса». «Анализ соответствия» включает полную оценку не только судна в целом, но и отдельно его снабжения, оборудования и систем. В ходе детального изучения документации и при осмотре судна выявляются все возможные несоответствия требованиям ПК. По результатам «Анализа соответствия» определяются организационно-технические мероприятия, выполнение которых гарантирует получение ССПП в ходе освидетельствования.

В случае включения в состав НЭПВ «Анализа соответствия», подтверждающего выполнение всех требований, регламентируемых ПК по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения в полярных водах, освидетельствуемое судно беспрепятственно может получать ССПП при предъявлении в РМРС или в иное классификационное общество, являющееся членом МАКО.

Особенности выполнения «Анализа соответствия»

При выполнении «Анализа соответствия» для судна необходимо определить следующие параметры, в зависимости от которых требования к судну варьируются:

Категория судна (А, В или С). Большинство судов, освидетельствуемых на получение ССПП, имеют ледовый класс, относящийся к классификации судов ледового плавания и ледоколов РМРС, поэтому при определении категории судна, эксплуатирующегося в полярных водах, применяется эквивалентность ледовых классов. Такая же процедура применяется для судов, находящихся под наблюдением ИКО – членов МАКО.

Условия эксплуатации судна. Условия эксплуатации судна в полярных водах включают в себя возможность эксплуатации при низких температурах и в высоких широтах.

Температура является одним из основных факторов работоспособности как систем и оборудования, находящихся на судне, так и самого судна в целом. ПК предъявляет требования к судну в зависимости от температурного диапазона окружающего воздуха. Каждому судну назначается рабочая полярная температура (РПТ), значение которой должно быть принято как температура, по меньшей мере ниже на 10°С, чем самая низкая среднесуточная температура (ССНТ) для запланированного района и сезона эксплуатации в полярных водах. Для судов, которые не предполагают эксплуатацию в условиях низких температур, РПТ назначается не менее -10°С.

При эксплуатации судов в полярных водах особое внимание следует обратить на судовые системы и оборудование, которые в большей степени подвержены внешнему воздействию окружающей среды. Необходимо следить, чтобы их работоспособность сохранялась при РПТ. При этом используемые в обычных условиях эксплуатации рабочие жидкости для палубного гидравлического оборудования зачастую требуют замены на «арктические», у которых кинетическая вязкость находится в диапазоне значений, требуемых ПК.

Эксплуатация в высоких широтах предполагает движение судна севернее 80’ с.ш. и южнее 80’ ю.ш. Как правило, такие рейсы совершают только ледоколы. При эксплуатации в высоких широтах стоит уделять особое внимание радионавигационному оборудованию.

Основные несоответствия ПК

Исходя из опыта АО «ЦНИИМФ», за 2017-2019 гг. разработавшего НЭПВ более чем для тридцати судов, при выполнении комплексной проверки, заключающейся в изучении технической документации и осмотре судна, наиболее распространенными несоответствиями являются отсутствие необходимого радионавигационного оборудования и/или отсутствие красного проблескового огня, указывающего на остановку судна в караване при ледокольной проводке. В этом случае мероприятия по приведению судна в соответствие требованиям ПК сводятся к укомплектованию судна таким оборудованием, что не несет за собой значительных временных и материальных затрат. Однако следует понимать, что каждое судно является уникальным, вследствие чего количество несоответствий требованиям ПК в каждом случае может быть разным.

Процесс реализации мер по устранению несоответствий требует дополнительного времени и средств, что может привести к изменению назначенных судовладельцем сроков навигации и логистических задач. Своевременно принятые меры по устранению несоответствий требованиям ПК путем доукомплектования судна оборудованием и предметами снабжения позволяют упростить процедуру получения ССПП.

Заключение

Как показывает практика, процедура освидетельствования судна для получения ССПП в каждом конкретном случае имеет свои особенности и/или трудности в связи с трудоемкостью реализации мер по устранению несоответствий требованиям ПК. Приведенный в Руководстве по применению положений международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах алгоритм получения ССПП не в полной мере раскрывает весь процесс освидетельствования. Так как большинство судов, эксплуатирующихся на трассах Северного морского пути, построено до 1 января 2017 года, то выполнение всех требований ПК, как правило, труднореализуемо.

В связи с этим целесообразно учитывать необходимость доукомплектования судна требуемым оборудованием и снабжением путем включения в процедуру получения ССПП выполнение «Анализа соответствия». Своевременное проведение «Анализа соответствия» позволяет не только сократить время прохождения освидетельствования судна, но и в ряде случаев сэкономить на приобретении необходимого оборудования/снабжения.

Особенность подхода АО «ЦНИИМФ» к выполнению подобных работ заключается не только в предварительном «Анализе соответствия» и разработке актуального НЭПВ, но и в осуществлении технического сопровождения судна в процессе освидетельствования, вплоть до получения ССПП.

Морские вести России №11 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

17.04.2024

Морской транспорт

03.04.2024

Морской транспорт

07.02.2024

Морской транспорт